Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / THE MILITARY - INDUSTRIAL COMPLEX / DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES / STATE PROGRAM / SUPPORTING MEASURES / POLICY MEASURES / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скубрий Евгений Вениаминович, Кудрявцева Светлана Сергеевна

Цель работы заключается в анализе мер государственной поддержки и стимулирования организаций ОПК в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно - промышленного комплекса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скубрий Евгений Вениаминович, Кудрявцева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF STATE SUPPORT AND STIMULATION OF THE DEVELOPMENT OF DEFENSE OF MILITARY - INDUSTRIAL COMPLEX

The purpose of the work is to analyze state support and stimulation measures of defense industry enterprises within the framework of the state program of the Russian Federation "The Development of the Military-Industrial Complex".

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 338.245

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Éèà

Скубрий Евгений Вениаминович

профессор кафедры экономики, менеджмента и организации государственных закупок ФГБОУ ВО "Академия гражданской защиты " МЧС России, профессор учебного отдела Аспирантуры ФГУП "ВНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор

Кудрявцева Светлана Сергеевна

начальник отделения отраслевых и межотраслевых исследований ОПК -заместитель руководителя Центра комплексного анализа состояния и прогнозирования развития ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр", кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. Цель работы заключается в анализе мер государственной поддержки и стимулирования организаций ОПК в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственная программа, меры поддержки, программные мероприятия, стимулирование.

Skubriy Euvgeny Veniaminovich, Professor of Department of Economics, management and public procurement of the Academy of Civil Protection of Ministry of Emercom of Russia, Professor of the postgraduate Department of VNII" Center", Doctor of Economics, Professor, Moscow, Russian Federation.

Kudryavtseva Svetlana Sergeevna, Head ofDepartment of sectoral and cross-sectoral studies of defence industry - Deputy Head of

the Center for complex analysis of condition and forecasting of development of defense industry of "VNII "Center", Candidate of Economic Sciences, associate Professor, Moscow, Russian Federation.

Financial and economic aspects of state support and stimulation of the development of defense of military-industrial complex.

Abstract. The purpose of the work is to analyze state support and stimulation measures of defense industry enterprises within the framework of the state program of the Russian Federation "The Development of the Military-Industrial Complex".

Keywords: the military-industrial complex, state program, supporting measures, policy measures, stimulation.

Введение. Оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) является одной из

ключевых областей инновационного развития экономики Российской Федерации. Научно-технический задел, имеющийся в ОПК Российской Федерации, создает базис для дальнейшего развития ее науки и техники. Трансфер технологий из ОПК в другие области экономики создает условия повышения конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции.

Вместе с тем развитие ОПК Российской Федерации сопряжено с рядом угроз, к которым можно отнести низкие темпы роста отечественной экономики, неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, рост конкуренции на мировых рынках высокотехнологической продукции, санкцион-ные ограничения и т.д.1

Для развития потенциала ОПК необходима его адаптация к меняющимся тенденциям как в экономике Российской Федерации, так и в мировой экономической конъюнктуре. Реализация данной цели возможна при условии создания стимулов для организаций ОПК по расширению производственной базы, увеличению инновационной активности, а также по развитию производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, способной конкурировать на внешних и внутренних рынках.

Выполнение перечисленных мероприятий требует соответствующего финансового обеспечения, совершенствования нормативно-правовой базы, привлечения в оборонно-промышленный комплекс высококвалифицированных кадров, использование соответствующих мер стимулирования и поддержки.

Анализ действующих мер государственной поддержки и стимулирования. Меры государственной поддержки и стимулирования развития промышленности реализуются в рамках деятельности институтов развития, участия предприятий ОПК в национальных проектах, государственных программах и, прежде всего, в государственной программе Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" (далее - ГП ОПК), утвержденной постановлением Правительства Российской

Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-82 и направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе стимулирования развития ОПК.

Инструментом достижения цели программы являются мероприятия, входящие в состав Подпрограммы 1 "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" (далее - Подпрограмма 1). Подпрограмма 1 ориентирована на стимулирование развития ОПК на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий, продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений, создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения, а также обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала организаций ОПК.

Объем финансирования Подпрограммы 1 в 2016-2019 гг. составил 29,86 млрд руб., фактические расходы составили 28,93 млрд руб. (0,97%). Наибольший объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы 1 направлен в 2018 г. (причины рассмотрены ниже). По годам соотношение фактических и плановых расходов превышало 95%, при этом в 2017 г. можно говорить о практически полном исполнении бюджета (Рисунок 1).

Мероприятия данной подпрограммы сгруппированы в зависимости от целевых предназначений. В первоначальной редакции ГП ОПК в состав Подпрограммы 1 были включены три основных мероприятия:

1. Основное мероприятие 1.1. "Стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса", направлениями реализации которого являются:

- субсидии организациям ОПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции (правила предо-

Рисунок 1. Объем финансирования Подпрограммы 1 ГП ОПК в 2016-2019 гг., млрд руб. Источник: составлено авторами по данным3 -8

ставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. № 265);

- субсидии российским организациям-экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 961).

2. Основное мероприятие 1.2. "Государственная поддержка в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций оборонно-промышленного комплекса", направлениями реализации которого являются:

- финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ: закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

- субсидии стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 368);

- субсидии федеральным казенным предприятиям ОПК (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации

от 6 мая 2008 г. № 351);

- субсидия обществу с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с производственной деятельностью (выплачена в 2016 г.).

3. Основное мероприятие 1.3. "Государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса", направлениями реализации которого являются выплата стипендий ученым, конструкторам, технологам и другим инженерно-техническим работникам (ИТР) организаций-исполнителей ГОЗ за выдающиеся достижения, а также специалистам и молодым (до 35 лет включительно) работникам организаций-исполнителей ГОЗ за значительный вклад в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (реализуются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1380 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1381).

На протяжении всего периода реализации программа претерпевает изменения, внесение которых осуществляется во исполнение поручений руководства страны. Так, еще в 2009 г. Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики

России в рамках направления "Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий" было запланировано построение в Российской Федерации среды высокопроизводительных прикладных вычислений на основе создаваемого базового ряда супер-ЭВМ на основе базового программного обеспечения9.

Внедрение современных суперкомпьютерных технологий имитационного моделирования позволяет сократить сроки проектирования сложных технических систем (ядерных энергетических установок, летательных аппаратов), повысить их эксплуатационные, технические и ресурсные характеристики, а также экономичность и надежность.10

В дальнейшем Правительством Российской Федерации принято решение о выполнении в рамках ГП ОПК комплекса работ по созданию и внедрению на предприятиях ОПК программного обеспечения российского производства и российской вычислительной техники, средств математического моделирования и инженерного анализа.

Во исполнение данного решения в 2017 г. Подпрограмма 1 ГП ОПК дополнена основным мероприятием "Разработка прикладного программного обеспечения для организаций оборонно-промышленного комплекса", а фактические выплаты в рамках данного основного мероприятия субсидий организациям ОПК на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания ВВСТ (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2018 г. № 707) осуществляются с 2018 года. Наряду с основными мероприятиями обновляется и состав мероприятий Подпрограммы 1. Так, в 2017 году меры поддержки кадров дополнены субсидиями организациям ОПК:

- на осуществление мероприятий по мониторингу кадровой обеспеченности организаций ОПК и информационно-аналитической поддержке работ в сфере сохранения и развития кадрового потенциала ОПК (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской

Федерации от 14 марта 2017 г. № 294);

- на создание и развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников по наиболее востребованным направлениям подготовки на условиях со-финансирования (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 г. № 294) во исполнение решений по итогам совещания о кадровом обеспечении модернизации ОПК, прошедшего 10 марта 2015 г. под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (поручение от 10 марта 2015 г. № ДМ-П7-20пр), а также с учетом рекомендаций научно-технического совета ВПК России (протокол заседания НТС ВПК от 20 января 2015 г. № ВПК (НТС)-1(прс). Фактическая реализация мероприятия осуществляется с 2018 года.

В 2018 г. в состав мер стимулирования включен имущественный взнос в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 459), фактические выплаты которого произведены в 2019 году.

Мероприятие разработано с учетом необходимости предоставления среднесрочного и долгосрочного льготного финансирования государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" для реализации инвестиционных проектов предприятий ОПК, стоимостью свыше 700 млн руб. Реализация подобных проектов имеет важное значение для обеспечения жизнеспособности и конкурентоспособности предприятий ОПК, но в связи с низкой маржинальностью, долгим сроком окупаемости и повышенным уровенем кредитного риска приоритетные проекты остро нуждаются в долгосрочном финансировании на льготных (нерыночных) условиях. За счет средств субсидии из федерального бюджета компенсирует-

ся разница между расчетной процентной ставкой, гарантирующей безубыточность Внешэкономбанка, и эффективной фактической процентной ставкой по целевому кредиту (кредитной линии).

Мероприятие позволяет обеспечить повышение эффективности расходов на предоставление субсидий за счет оптимизации процедуры по отбору проектов и порядка предоставления субсидии, переходу к возвратному финансированию вместо компенсации затрат по кредитам с завышенными процентными ставками, а также обеспечить качественный отбор высокотехнологичных проектов ОПК. Участие Внешэкономбанка в качестве получателя субсидий позволит обеспечить непрерывность кредитного и инвестиционного процесса, а также будет способствовать применению современных практик проектного управления, использованию международного опыта при реализации проектов, обеспечит комплексное сопровождение отобранных инвестиционных проектов предприятий ОПК на всех стадиях их реализации.

В 2020 г. мероприятия стимулирования Подпрограммы 1 дополнены:

- субсидиями российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 26), основанием для предоставления которой является исполнение подпункта "д", "е", "ж" пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу диверсификации ОПК 21 ноября 2018 г., утвержденного Президентом Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. № Пр-2423;

- субсидиями организациям ОПК, производящим продукцию станкостроения, для возмещения части затрат, понесенных в период с 2017 по 2022 гг. на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государствен-

ной корпорации развития "ВЭБ.РФ", на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности (правила предоставления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1878), реализуемыми во исполнение пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № Пр-277 и пункта 12 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 февраля 2019 г. № ДМ-П13-1513.

Итак, в 2016 г. ГП ОПК была представлена 6 мероприятиями, а в последней редакции (от 13.03.2020) - 14 мероприятиями. Наибольший объем средств в рамках Подпрограммы 1 ГП ОПК в 2016-2019 гг. направлен на стимулирование промышленной деятельности организаций ОПК (13,54 млрд руб.) и представлен на Рисунке 2.

Рост финансирования данного основного мероприятия в 2018 г. и снижение в 2019 г. объясняется перераспределением с 2019 г. на 2018 г. средств в размере 2,6 млрд руб. на выплату субсидий организациям - экспортерам продукции военного назначения.

Значительный объем государственной поддержки финансово-экономической устойчивости обусловлен субсидированием федеральных казенных предприятий — более 2 млрд руб. ежегодно. При этом доля субсидий стратегическим предприятиям ОПК в целях предупреждения банкротства и финансового обеспечения госорганов в общем объеме финансирования данного основного мероприятия гораздо ниже доли указанных субсидий.

Объем государственной поддержки развития кадрового потенциала в рассматриваемый период увеличился в 2017 г. в связи с началом реализации новых мероприятий. Значительный рост в 2019 г. объемов финансирования данного основного мероприятия произошел в связи с перераспределением средств на субсидии организациям ОПК на создание и развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников по наиболее востребованным направлениям подготовки на условиях со-

Рисунок 2. Объемы финансирования основных мероприятий ГП ОПК в 2016-2019 гг., млрд руб. Источник: составлено авторами по данным3 -8

финансирования.

В 2019 г. по сравнению с предыдущим годом в 4,7 раза увеличилось финансирование разработки прикладного программного обеспечения для организаций ОПК, что связано с ростом объема субсидий организациям ОПК на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительным вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания ВВСТ.

В отраслевом разрезе лидерами по объему финансирования в 2016-2018 гг. (Рисунок 3), а также количеству предприятий-получателей и спектру мер поддержки стали предприятия авиационной промышленности, которым выплачены средства в рамках всех основных мероприятий Подпрограммы 1 ГП ОПК, в частности субсидии организациям-экспортерам продукции военного назначения, на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, на высоко-

производительные вычисления, казенным предприятиям, а также на создание и развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников.

При этом наибольший объем финансирования предприятия отрасли получили в рамках субсидии организациям - экспортерам продукции военного назначения, крупнейшими получателями которой стали Ростовский вертолетный производственный комплекс ПАО "Роствертол" (2,13 млрд руб.), АО "РСК "МиГ" (0,9 млрд руб.), ПАО "НПК "Иркут" (0,8 млрд руб.). Снижение объемов финансирования данной отрасли в 2019 г. объясняется упомянутым выше перераспределением средств в рамках данной субсидии. Получателями двух мер стали несколько организаций авиационной промышленности: субсидирование военного экспорта и выпуска высокотехнологичной продукции - ПАО "Уфимское моторостроительное производственное

Рисунок 3. Доли отраслей промышленности в общем объеме финансирования в соответствующем году в рамках ГП ОПК, в %. Источник: составлено авторами по данным8

объединение" (0,49 млрд руб.) и ПАО "НПК "Иркут" (0,95 млрд руб.); субсидирование высокопроизводительных вычислений и повышение квалификации и переподготовки работников - ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (0,37 млрд руб.).

Как видно из Рисунка 3, активными получателями мер государственной поддержки в 2016-2019 гг. являлись предприятия промышленности боеприпасов и спецхимии. Большая сосредоточенность в данной отрасли федеральных казенных предприятий предопределила и назначение субсидирования.

Доля субсидирования организаций промышленности обычных вооружений также высока - средства получены на поддержку военного экспорта, выпуск высокотехнологичной продукции, казенных предприятий, предупреждение банкротства, повышение квалификации и переподготовку работников. Наиболее крупными получателями отрасли стали АО "КБ приборостроения им. академика А.Г. Шипунова" (субсидирования военного экспорта - 1,06 млрд руб.), ООО "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК" (субсидия на финансирование текущей производственной дея-

тельности - 1 млрд руб.), ФКП "Амурский патронный завод "Вымпел" (субсидия казенным предприятиям - 0,67 млрд руб.), АО "Концерн "Калашников" (субсидия на выпуск высокотехнологичной продукции

- 0,55 млрд руб.). Две меры стимулирования - субсидирование военного экспорта и выпуск высокотехнологичной продукции

- направлены АО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф.Э. Дзержинского" (0,56 млрд руб.).

Причиной роста в 2018 г. доли судостроительной промышленности стало субсидирование ряда организаций отрасли как экспортеров продукции военного назначения. В другие годы рассматриваемого периода предприятиям отрасли, кроме указанной субсидии, бюджетные средства были направлены на выпуск высокотехнологичной продукции, повышение квалификации и переподготовку работников, а в 2019 г. - на предупреждение банкротства (АО "НИИ "Атолл"). Наибольший объем средств в рассматриваемый период направлен на поддержку военного экспорта предприятиям: АО "Адмиралтейские верфи" (0,83 млрд руб.), АО "Концерн "МПО - Гидроприбор" (0,57 млрд руб.), АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (0,54 млрд руб.).

Рисунок 4. Доли федеральных округов в общем объеме финансирования в соответствующем году в рамках ГП ОПК, в процентах. Источник: составлено авторами по данным8

Участниками мероприятий Подпрограммы 1 ГП ОПК стали организации ОПК 7 федеральных округов России (Рисунок 4). Как видно из Рисунка 4, лидером по объему мер поддержки в 2016-2019 гг. является Центральный федеральный округ. При этом доля его финансирования в 2018 г. превысила 70%. Самые высокие доли финансирования получили предприятия ОПК Москвы, Московской, Тульской и Тамбовской областей. Следующее место занимают предприятия Приволжского федерального округа, наиболее крупные - в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Нижегородской области. Значительные ассигнования получили также организации ОПК Уральского федерального округа, расположенные в Свердловской и Челябинской областях.

Высокие доли финансирования данных регионов объясняются не только сосредоточенностью в них значительного количества крупных организаций ОПК, но и разнообразием полученных мер поддержки.

Заключение. Действующие на современном этапе развития российской экономики механизмы государственной поддержки предоставляют предприятиям ОПК широкий спектр мероприятий: - стимулирующих производственную дея-

тельность, разработку прикладного программного обеспечения;

- обеспечивающих финансово-экономическую устойчивость и развитие кадрового потенциала;

- создающих организациям ОПК благоприятные возможности для развития и модернизации производственных мощностей, наращивания выпуска высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Самое активное участие в реализации программных мероприятий принимают организации ОПК авиационной промышленности, расположенные в Центральном федеральном округе. При этом, как нам представляется, необходимо повышение заинтересованности в получении мер поддержки организаций ОПК, расположенных в удаленных от федерального центра регионах.

Список литературы

1. Жуков А.И., Богданов Д.Ю., Скубрий Е.В. Распределение ресурса материальных средств войскам в условиях дефицита. // Научный вестник Вольского военного института материаль-

ного обеспечения.- 2017.- № 4 (44).- С. 15-20.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса": постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 425-8// Собрание законодательства Российской Федерации.-2016.-№22.-Ст. 3207.

3. О федеральном бюджете на 2016 год: федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.-

2015.-№51.-Ст.7230.

4. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-

2016.-№ 52.-Ст 7464.

5. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации.-2017.-№50.-Ст. 7533.

6. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2018.-№ 49.-Ст.7531.

7. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации "Электронный бюджет".-URL: http://budget.gov.ru/ (дата обращения: 19.05.2020).

8. Программный комплекс мониторинга мер стимулирования и государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса ФГУП "ВНИИ "Центр''.-URL: http:// eisopk.ru (дата обращения:19.05.2020).

9. Российская национальная нано-технологическая сеть.-URL: http://www. rusnanonet.ru/nns/38207/add/?page=38242 (дата обращения:19.05.2020).

10. Козин М.Н., Ревин В.В., Скубрий Е.В. Экономический механизм интегрированной системы обеспечения национальной безопасности государства. - М: Перо, 2016. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.