Научная статья на тему 'Основные вехи служения священника Арсения Белановского на кубанской земле'

Основные вехи служения священника Арсения Белановского на кубанской земле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
священник / законоучитель / Кубанское казачье войско / Войсковой хор / духовное образование / просвещение / Кубанский Мариинский женский институт / Priest / tutor / Kuban Cossak army / troop chorus / theology / education / Kuban Mariinsky women institute

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гетманская С.Н.

В статье рассматриваются основные вехи жизни отца Арсения Белановского как духовного наставника многих екатеринодарцев начала XX в. На основе новых выявленных источников, как документальных, так и устных, получены дополнительные сведения о его становлении как священника, педагога, семьянина. Из ранее зафиксированных воспоминаний старожил приведены свидетельства о трагической гибели Арсения Стефановича и обозначены места расправы с екатеринодарской интеллигенцией. В ходе исследования проанализирован его вклад в дело духовного просвещения, образования и распространения казачьей культуры на кубанской земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Signposts of the Priest Arseniy Belanovsky Service in Kuban Land

The author tries to tell in the article about Arseniy Stefanovich Belanovsky – many-sided personality, a priest, a spiritual tutor of Ekaterinodar citizens in the beginning of the 20th century. It also opens additional information of his everyday life, family, outlook, character. It is the historical analyses of his contribution in theology, education, Cossak culture in Kuban. There are also the facts of his tragic death and fatal places of Kuban intelegency.

Текст научной работы на тему «Основные вехи служения священника Арсения Белановского на кубанской земле»

УдК 322:281.93 Гетманская С. Н.

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ГБнТУК КК (Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края)

«Кубанский казачий хор», г. Краснодар

Основные вехи служения священника Арсения Белановского на кубанской земле

Аннотация. В статье рассматриваются основные вехи жизни отца Арсения Белановского как духовного наставника многих екатеринодарцев начала XX в. на основе новых выявленных источников, как документальных, так и устных, получены дополнительные сведения о его становлении как священника, педагога, семьянина. из ранее зафиксированных воспоминаний старожил приведены свидетельства о трагической гибели арсения Стефановича и обозначены места расправы с екатеринодарской интеллигенцией. В ходе исследования проанализирован его вклад в дело духовного просвещения, образования и распространения казачьей культуры на кубанской земле.

Ключевые слова: священник, законоучитель, Кубанское казачье войско, Войсковой хор, духовное образование, просвещение, Кубанский Мариинский женский институт.

Getmanskaya S. N. Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher

GBNTUK KK (State budgetary scientific and creative cultural

institution of the Krasnodar Territory) «Kuban Cossack Choir», Krasnodar

The Main Signposts of the Priest Arseniy Belanovsky

Service in Kuban Land

Annotation. The author tries to tell in the article about Arseniy Stefanovich Belanovsky - many-sided personality, a priest, a spiritual tutor of Ekaterinodar citizens in the beginning of the 20th century. It also opens additional information of his every- day life, family, outlook, character.

It is the historical analyses of his contribution in theology, education, Cossak culture in Kuban. There are also the facts of his tragic death and fatal places of Kuban intelegency.

Keywords: Priest, tutor, Kuban Cossak army, troop chorus, theology, education, Kuban Mariinsky women institute.

Личность священника Арсения Стефановича Белановского многогранна. В данной статье предпринята попытка осветить основные вехи его служения и через выявление новых архивных источников открыть дополнительные сведения из его повседневной жизни, мировоззрения, характера.

Среди исследователей, изучавших биографию отца Арсения необходимо упомянуть заслуженного работника культуры, историка Н. А. Корсакову, которая описала его вклад в контексте изучения роли полковых священников в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны на Кубани1.

Известно, что родился будущий пастырь в семье священника Стефания Белановского 2 марта 1866 г. Семья была многодетной, «я сам десятый по счёту», - писал он.

Из множества аспектов деятельности Арсения Белановского наиболее значимыми на наш взгляд являются законоучительское и просветительское направления его служения среди детей и взрослых. Стаж службы по Епархиальному ведомству на этой ниве к 1909 г. составлял 7 лет и 6 месяцев, а в Ведомстве учреждений императрицы Марии 13 лет и 5 месяцев2.

Свою педагогическую стезю отец Арсений начал ещё до рукоположения в священнический сан. По окончании курса в Екатеринославской духовной семинарии в 1886 г. он был назначен учителем земской школы села Серебрянки Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас это Бахмутский район Донецкой области - С. Г.)3.

Спустя год, стал псаломщиком в новом каменном храме во имя «Всех святых» села Шабельского области Войска Донского (сейчас это село относится к Щербиновскому району Краснодарского края - С. Г.). По воспоминаниям старожилов, это был величественный храм с 45-ти метровой колокольней. Поднявшись на неё, можно было увидеть города Ейск, Таганрог, Мариуполь4. Службу в храме он совмещал с должностью домашнего учителя дочери управляющего имениями николая Помпеевича Шабельского. В результате успешной подготовки воспитанница поступила в женскую гимназию г. Ростова-на-Дону.

В 1889 г., отца Арсения рукоположили в сан священника и направили в Свято-Духовскую церковь села Доброволье Павлоградского уезда

1 Корсакова, Н. А. Арсений Белановский: «Всегда стремился идти навстречу движению православного русского сердца» / Н. А. Корсакова. - URL: https://ngkub.ru/kultura/arseniy-belanovskiy-vsegda-stremilsya-idti-navstrechu-dvizheniyu-pravoslavnogo-russkogo-serdtsa (дата обращения: 09.06.2021)

2 Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 70 об.

3 Там же. Л. 48 об.

4 Экстралингвистические основы изучения говора села Шабельского. - URL: https:// studbooks.net/840233/literatura/ekstralingvisticheskie_osnovy_izucheniya_govora_sela_ shabelskoe (дата обращения: 08.06.2021)

Екатериновславской епархии. Здесь же ему пришлось преподавать Закон Божий в местной земской школе5.

В 1892 г. по личному прошению батюшку перевели в Ставропольскую и Екатеринодарскую епархию и назначили настоятелем домовой церкви св. апостола Петра, которая находилась при войсковой тюрьме г. Ека-теринодара. Помимо богослужений, он вёл беседы с заключёнными о вере и жизни христианской6.

По прошествии ещё одного года отец Арсений был назначен на штатную должность законоучителя Екатеринодарского Александровского городского шестиклассного училища7. Оно располагалось на углу улиц Соборной и Бурсаковской, имело почтово-телеграфный и педагогический классы. При учебном заведении функционировала воскресная школа8.

С 1892 г. батюшка по просьбе командира 1-го Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска стал безвозмездно преподавать Закон Божий при учебной команде. Около 7 лет длилось его служение на этом месте9. На таких же началах им велись занятия с писарями войскового штаба. Проходили они в здании Александро-Невского братства 2 раза в неделю10.

По просьбе начальника штаба Войска в 1903 г. отец Арсений стал законоучителем Военно-ремесленной школы.

Епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафадором было утверждено назначение священника Белановского в 1906 г. в качестве преподавателя Закона Божьего в двухклассном мужском училище открытом при «Певческой и Музыкантской командах Кубанского Казачьего Войска»11. С этого же года учебное заведение вошло в ведение попечителя Кавказского учебного округа.

Войсковой архивариус И. И. Кияшко писал об этом событии следующее: «.. .Училище это открыто с целью поднятия успеха в обучении музыке и пению, потому что музыканты и певчие, развиваясь общеобразовательными предметами в училище, могли легче и с большим вниманием усваивать первоначальное обучение каждый по своей специальности и тем скорее становиться в ряды хора и оркестра., исполнение музыкальных произведений могло быть более сознательным и совершенным»12. В училище было всего два преподавателя: один по общеобразовательным дисциплинам, другой - законоучитель.

5 ГАКК Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 48 об.-49.

6 Там же.

7 Там же. Ф. 470. Оп. 2. Д. 2012. Л. 3.

8 Кубанский календарь на 1902 год. Екатеринодар, 1901. С. 391.

9 ГАКК. Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 50 об.

10 Там же. Ф. 396. Оп. 1. Д. 7973. Л. 39.

11 Там же. Ф. 496. Оп. 1. Д. 270. Л. 53.

12 Войсковые Певческий и Музыкантский хоры Кубанского казачьего войска / сост. И. И. Кияшко // Из истории Кубанского казачьего хора. Краснодар, 2006. С. 66.

«Певческий и музыкантский хоры, - отмечает в своей статье Н. А. Корсакова, - были созданы одновременно и существовали, дополняя друг друга, выступая и вместе и раздельно». Являясь частью Кубанского казачьего войска, они через своё творчество выполняли функцию «особого духовного стержня, который укрепляет воинский долг, особую роль казака - защитника Отечества»13.

Одним из качеств законоучителя, способствующему успеху преподавания, является любовь к своим ученикам. Её нельзя не заметить в служении отца Арсения в должности духовника Екатеринодарского женского училища имени Войскового старшины Александра Посполитаки и настоятеля домовой Введенской церкви при училищном пансионе (С 1864 г. так стало называться Мариинское женское училище - С. Г.). Это имя учебному заведению было присвоено в честь благодетеля, выделившего средства на его строительство вместе с церковью. С 1902 г. оно было преобразовано в Кубанский Мариинский женский институт14.

С 1895 по 1909 г. батюшка заботился о воспитанницах заведения, как о своих собственных дочерях. Из его письма в Совет Института мы узнаём о его повседневной работе: «... как прежде я совершал службы в здании Института: Всеношные в непогоду, или, когда в Посполитакинской церкви не могло быть служения, молебны, панихиды, исповедь учениц, напутство-вание больных»15. Ему часто приходилось напутствовать и хоронить детей, заражённых заразными болезнями. «От напутствования я не имею права отказаться» - писал священник.

Отец Арсений, проявляя попечение о духовном росте воспитанниц, не погрязал в меркантильные соображения и расчётливость. Когда он по состоянию здоровья вынужден был оставить преподавание в институте, начальство потребовало рассчитаться за литературу числившуюся за ним. Батюшка признался, что книг у него нет, «они находились в безпрерывном пользовании учащихся». «неужели же законоучитель, боясь за книги, должен был лишать воспитаниц необходимой духовной пищи?» - отвечал он.

О его скромности и уважительности к людям говорит следующий факт: «Многие из книг, записанных на моё имя, - объясняет священник, -брала бывшая начальница А. М. Козаринова, для чтения учениц в течение Великого поста, не мог же я, в силу простой деликатности, требовать от начальницы переписать книги на её имя»16.

13 Корсакова, Н. А. Страницы истории войскового певческого хора Кубанского казачьего войска. Начало XX века / Н. А. Корсакова // Из истории Кубанского казачьего хора. Краснодар, 2006. С. 257.

14 Бабич, А. В. Народное просвещение на Кубани. 1850-1920 / А. В. Бабич. - URL: https:// proza.ru/2016/10/20/1159 (дата обращения: 09.06.2021).

15 ГАКК. Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 13-14.

16 Там же. Л. 69 об.

В перечень литературы для обязательного обучения будущих педагогов входили: «Библейско-биографический словарь...» Ф. И. Яцкевича, «Апология христианства.» немецкого богослова Х. Э. Лютардта, «Из области таинственного» прот. Григория Дьяченко.

Члены Совета Института в отзыве, направленном в Екатеринодарскую духовную консисторию, отмечали: «священник Белановский, на протяжении службы был нравственных и служебных качеств самых отличных»17.

Являясь мужем и многодетным отцом, батюшка с любовью заботился и о своём семействе. Во время тяжёлой болезни его супруги Екатерины Гавриловны (в девичестве Вавиловой) им прилагались все усилие к её выздоровлению. В то время он служил в тюремной церкви. Областной Тюремный Комитет, учитывая его «крайне стеснительное материальное положение», выделил 150 рублей на лечение жены18. Екатерина Гавриловна после исцеления от своего недуга родила четверых дочерей: Ксению (1895 г.р.), Елизавету (1896 г.р.), Викторину (1899 г.р.) и Валентину (1902 г.р.). Сын Александр появился на свет ещё до переезда семьи в Екатеринодар, а именно в 1888 г.

В 1905 г. отец Арсений был назначен настоятелем войскового Александро-Невского собора по собственному желанию. Совет Мариинского Института долго не соглашался с тем, что батюшка будет совмещать две штатные должности, и не сможет, как прежде, уделять много времени ученицам. Опасения не оправдались.

Священник Белановский всегда старался быть в тяжёлое время ближе к своей пастве. В год Первой русской революции ему пришлось ещё больше трудиться, напрягая свои физические и моральные силы. По просьбе наказного атамана Кубанского казачьего войска «он вёл религиозно-нравственные беседы и чтения с казаками, расквартированными в Екатеринодаре». Влиянием силы слова укреплял «в среде воинских частей сознание долга присяги перед Государём и Родиной». В ноябре 1905 г. по предложению наказного атамана Д. А. Одинцова отец Арсений согласился принять на себя «миссию умиротворения взбунтовавшегося 252-го Анапского резервного батальона и убедил анапцев отказаться от 16 революционных пунктов изложенных в петиции к Начальнику области»19. В этом же году во время призыва новобранцев силой сказанного в проповеди удержал их от буйства и погромных выступлений.

Будучи настоятелем войскового собора с 1905 по 1907 гг., им проводились внебогослужебные беседы с прихожанами, которые способствовали прекращению распрей среди населения, разделившегося на враждебные друг другу партии.

17 ГАКК. Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 56.

18 Там же. Ф. 461. Оп. 1. Д. 949. Л. 3.

19 Там же. Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 40.

Несколько слов хочется сказать о его понимании просветительской и миссионерской деятельности в среде простого народа. Будучи членом «Добринского миссионерского комитета», отцу Арсению приходилось посещать церкви Павлоградского и Бахмутского уездов Екатеринославской губернии с проверкой миссионерской работы на приходах. Ещё тогда он сделал вывод о том, что внебогослужебные собеседования с народом нужно проводить на основе исторического материала, а не богословского. «... Крестьянин, слыша беседы о таинствах Церкви и догматах православия, вне церкви теряет к ним то высшее почитание, какое имел, слыша о них лишь в святейшем месте - храме Божием»20.

Миротворческая и патриотическая деятельность священника Бела-новского не могла не вызвать агрессии по отношению к его личности. Угрозы о смерти, в случае если он не покинет Кубанскую область, шли в его адрес как со стороны местной «освободительной» прессы, так и революционеров, которые требовали «не противодействовать влиянию освободительного движения»21.

По собственному прошению Арсений Стефанович оставил настоятельство в Александро-Невском войсковом соборе в 1907 г., а в 1909 г. штатную должность законоучителя и духовника Мариинского женского инсти-тута22. Нервное напряжение, полученное во время описываемых событий и многолетнее служение без отдыха, подорвали его физические силы и вынудили его уйти в отставку «по совершенно расстроенному здоровью»23. Батюшка выразил огромную благодарность Совету института за выдачу его семье единовременного пособия. Уходя за штат, ему была назначена пенсия.

До появления в Екатерининском приходе «за выступление в защиту обобранных продажными людьми храмов Божьих» он подвергался гонениям и был отправлен в монастырь24.

С 1911 г., получив назначение на должность священника Екатерининской церкви г. Екатеринодара25, он продолжал активно участвовать в развитии и процветании певческого и музыкантского хоров в том числе и как преподаватель двухклассного училища действующего при Войсковых хорах Кубанского казачьего войска.

В юбилейный для Хора 1911 г. им было предложено Войску подготовить ряд документов, которые придали бы знаменательному событию торжественность и величие. Не без его участия составлены следующие ма-

20 Свящ. Арсений Белановский. Несколько слов о внебогослужебных собеседованиях // Кубанские областные ведомости. 1893. № 80. Л. 2-3.

21 ГАКК Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 43.

22 Ставропольские епархиальные ведомости. № 19. Ставрополь, 1907. С. 996.

23 ГАКК. Ф. 469. Оп. 1. Д. 270. Л. 60 об.

24 Кубанские областные ведомости. 1914. № 48. Л. 2.

25 Ставропольские епархиальные ведомости. № 16-17. Ставрополь, 1911. С. 490.

териалы, сохранённые для потомков заведующим Кубанским войсковым музеем Гладким Иваном Ефимовичем и отложившиеся в фондах КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына. Это: «Программа 100-ей годовщины существования войсковых музыкального и певческого хора» от 17 сентября 1911 г.; программа духовных пьес, исполненных Войсковым певческим хором в Войсковом Александро-Невском соборе в день 100-его юбилея хоров. Профессионально разбираясь в духовной музыке, он подобрал для исполнения хором произведения, написанные П. И. Чайковским, Д. С. Бортнянским, что придало богослужению особую величественность. Он способствовал появлению «Приказа» по Войску за подписью атамана М. П. Бабыча о праздновании юбилея хора и юбилейной фотографии, сделанной известным в то время фотографом Черновым 26 сентября 1911 г.

Его перу принадлежит «Слово, произнесённое за литургией в Войсковом Александро-Невском соборе в день столетия юбилея войсковых хоров». Приведём из неё лишь отрывок: «В наше же время служение песни священной приобретает особенное значение. Помните, никогда слово величайших ораторов не может овладеть сердцем слушателя, как песнь души! А наше ужасное время, когда, как бы по мановению жезла «Духа Злобы» отовсюду раздаётся змеиное шипение на Христа и Церковь, когда с гордостью выставляется напоказ неверие, когда на каждом шагу можно встретить поругание святыни, вы своей песнью о святом и священном для казачьей православной души, можете разбить те оковы бездушия, какие наложены на сердца многих врагами христианства и веры истинной»26.

На новом месте служения в Екатерининском соборе, отец Арсений сплотил прихожан «мы опять пришли ко храму, который было забыли», - говорили они поздравляя с 25-летием служения в сане священника своего настоятеля. При соборе им была организована двухклассная церковно-приход-ская школа для двух сот детей. Многие из них были из очень бедных семей. За трапезой была подчёркнута мысль о том, что «редко кто из священников находится в таком единении с народом - прихожанами, как о. Арсений». «Из всего екатеринодарского духовенства, - писал автор статьи, - только один войсковой отец протоиерей Воскресенский (С. Г. - Михаил Петрович) прибыл приветствовать о. Арсения»27.

По воспоминаниям Гремяченской Надежды Ивановны 1919 г. р. отец Арсений дружил с её отцом, священником станицы Новомышастовской Иоанном Гремяченским и его семьёй. В интервью записанном Н. А. Корсаковой в 1984 г., Надежда Ивановна вспоминала, что батюшка в школе при

26 Слово, произнесённое за литургией в войсковом Александро-Невском соборе в день столетняго юбилея войсковых хоров священником о. А. Белановским. Л. 2-3 // Фонды КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына. КМ. 5075/17.

27 Кубанские областные ведомости. 1914. № 48. Л. 2.

Екатерининской церкви выявлял вокально одарённых детей, занимался их музыкальной подготовкой с последующим определением их в ряды певчих Войскового хора28.

Его чтили казаки ст. Елизаветинской, посещая ни раз на новом месте служения. К казачеству он испытывал особые чувства, отмечая, что по прибытии с Днепра на Кубань казаки очень сердечно и приветливо приняли его.

Он был знаком и возможно поддерживал дружеские связи с генералом от артиллерии Владимиром Авксентьевичем Яцкевичем и генералом от кавалерии Гершельманом Фёдором Константиновичем. Имеются свидетельства о его дружбе с семьёй Шабельских и Прокофьевых, проживавших в Санкт-Петербурге. В дневнике шестнадцатилетнего Сергея Прокофьева, будущего великого композитора, сохранились воспоминания о его пребывании в их доме.

В 1914 г. по своему прошению Арсений Стефанович вновь был «уволен за штат»29. В этом же году «определён на священническое место к церкви ст. Новорождественской Тихорецкого района»30. В революционный 1917 г. священник Белановский выполнял пасторское служение в ст. Старолеушковской Павловского района31.

Информация о последующих событиях его жизни исчерпывается в фондах государственного архива. На смену документам приходят устные воспоминания старожилов, которые в своё время были зафиксированы Н. А. Корсаковой. «В 1920 г. - пишет Наталья Александровна в своём исследовании, - около тысячи кубанцев были казнены у Горячего Ключа, где первым живым был закопан отец Арсений»32.

По мнению автора статьи, приведённое выше свидетельство о смерти нуждается в дополнительных изысканиях, кропотливом изучении как устных, так и документальных источников. Однако такая версия имеет место быть. По данным исследователя Н. В. Кияшко в годы Гражданской войны и конце 30-х в Екатеринодаре священников уже не расстреливали, методом расправы стало закапывание живьём.

Надежда Ивановна Гремяченская оставила свои воспоминания о том, что в мае 1918 г. отряд Красной Армии во главе с Фёдором Рогачёвым в станицах Кубанской области и г. Екатеринодаре «грабил церкви и страшно издевался над священниками и их семьями - расстреливали, насиловали женщин». Осенью 1920 г. после ухода Белой армии из Крыма в ст. Должанской было собрано около 200 человек в числе которых атаманы черноморских

28 Полевой дневник с.н.с. КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына Н. А. Корсаковой. 1984 г. Инф.: Гремяченская Надежда Ивановна, 1919 г.р.

29 Ставропольские епархиальные ведомости. № 15-16. Ставрополь, 1914. С. 450.

30 Там же. № 46. Ставрополь, 1914. С. 1341.

31 Там же. № 33. Ставрополь, 1917. С. 1053.

32 Корсакова, Н. А. Арсений Белановский.

станиц, священники, конвойцы. Все они были погружены на баржу и затоплены в Азовском море. В этот же год под Горячим Ключом были казнены многие кубанцы, среди них священники. Одним из них был отец Арсений. В Краснодаре Надежда Ивановна назвала следующие места расправы с семьями состоятельных екатеринодарцев, купцов, учителей, священников: район Краснодарского затона, так называемый «расстрельный остров» и район Краснодарского следственного изолятора №2 1 (бывшая войсковая тюрьма г. Екатеринодара)33.

Судя по наградам указанным в формулярном списке можно отметить, что батюшка очень активно участвовал в церковной и государственной жизни. Среди них: набедренник, скуфья, камилавка, серебряная медаль в память царствования императора Александра III, вензелевый знак в ознаменование столетия Ведомства учреждений императрицы Марии, тёмнобронзовая медаль за труды по 1-ой всеобщей переписи населения 1897 г.

Отцу Арсению был вручён диплом действительного члена Кубанского областного статистического комитета за труды по этнографии и отраслям сельского хозяйства, значок члена общества Военно-Сергие-Пантелеи-монского братства хоругвеносцев. В 1899 г. по предложению епархиального начальства он сопровождал путешествующего Наследника Престола Георгия Александровича из г. Екатеринодара в г. Новочеркасск. Имел медаль Красного Креста за содействие по сборам пожертвований, которая была учреждена во время Русско-японской войны.

Сын Арсения Стефановича перенял от отца желание и горящий дух служения родине. Александр закончил Императорское Техническое училище в Москве. В годы Первой мировой войны воевал в Инженерных войсках. На фронтах Гражданской войны исполнял воинский долг в Сибири и на Дальнем Востоке. Вернувшись в 1923 г. в Москву женился. В период первых пятилеток работал «привлечённым спецом» на стройках индустрии. Во время Великой Отечественной войны служил в Народном Ополчении и погиб под Москвой в 1941 г. Дочери батюшки также обосновались в Москве, создав свои семьи.

Таким образом, местом службы отца Арсения после поступления его в число духовенства Ставропольской и Екатеринодарской епархии были различные храмы г. Екатеринодара. Он духовно окормлял казаков 1-го Ека-теринодарского полка Кубанского казачьего войска, учебные заведения, учреждённые для обучения и воспитания детей войскового и не войскового казачьего населения г. Екатеринодара и кубанских станиц.

Законоучительская и просветительская деятельность Арсения Стефановича, «чтения по отечествоведению» в казачьих частях, смелые пропо-

33 Полевой дневник с.н.с. КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына Н. А. Корсаковой. 1984 г. Инф.: Гремяченская Надежда Ивановна, 1919 г.р.

веди в защиту Веры и Царя безусловно укрепляли казачий дух. В области

духовного просвещения и образования кубанского казачества его по праву

можно назвать приемником К. В. Россинского.

Список использованных информационных ресурсов

1. Бабич, А. В. Народное просвещение на Кубани. 1850-1920 / А. В. Бабич. -URL: https://proza.ru/2016/10/20/1159 (дата обращения: 09.06.2021).

2. Войсковые Певческий и Музыкантский хоры Кубанского казачьего войска / сост. И. И. Кияшко // Из истории Кубанского казачьего хора. Краснодар, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). Ф. 469. Оп. 1. Д. 270.

4. Корсакова, Н. А. Арсений Белановский: «Всегда стремился идти навстречу движению православного русского сердца» / Н. А. Корсакова. - URL: https://ngkub.ru/kultura/arseniy-belanovskiy-vsegda-stremilsya-idti-navstrechu-dvizheniyu-pravoslavnogo-russkogo-serdtsa (дата обращения: 09.06.2021)

5. Корсакова, Н. А. Страницы истории войскового певческого хора Кубанского казачьего войска. Начало XX века / Н. А. Корсакова // Из истории Кубанского казачьего хора. Краснодар, 2006.

6. Кубанские областные ведомости. 1914. № 48.

7. Кубанский календарь на 1902 год. Екатеринодар, 1901.

8. Полевой дневник с.н.с. КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына Н. А. Корсаковой. 1984 г. Инф.: Гремяченская Надежда Ивановна, 1919 г.р.

9. Свящ. Арсений Белановский. Несколько слов о внебогослужебных собеседованиях // Кубанские областные ведомости. 1893. № 80.

10. Слово, произнесённое за литургией в войсковом Александро-Невском соборе в день столетняго юбилея войсковых хоров священником о. А. Белановским. Л. 2-3 // Фонды КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына. КМ. 5075/17.

11. Ставропольские епархиальные ведомости. № 15-16. Ставрополь, 1914.

12. Ставропольские епархиальные ведомости. № 16-17. Ставрополь, 1911.

13. Ставропольские епархиальные ведомости. № 19. Ставрополь, 1907. Там же.

14. Экстралингвистические основы изучения говора села Шабельского. - URL: https://studbooks.net/840233/literatura/ekstralingvisticheskie_osnovy_izucheniya_ govora_sela_shabelskoe (дата обращения: 08.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.