Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИКОВ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – К ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ'

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИКОВ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – К ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
производство наркотиков / общественная опасность / уголовное законодательство / судебное толкование / квалификация / уголовная ответственность / drug production / public danger / criminal law / judicial interpretation / qualifications / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сбирунов Петр Никитович

Статья посвящена актуальной в уголовно-правовой науке проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению. На основе научного анализа литературных источников, уголовного законодательства, других нормативных правовых актов, разъяснений Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ, материалов судебной практики автор предпринимает экскурс в историю развития уголовного законодательства об ответственности за незаконные изготовление и производство наркотиков, анализирует причины внесения изменений в составы таких преступлений, рассматривает вопросы применения, квалификации и ответственности за их совершение. Отмечается все большая активизация законодателя, путем использования уголовно-правовых мер стремящегося все более жестко воздействовать на преступность в сфере несанкционированного изготовления наркотиков с тем, чтобы создать надежные ограничения их свободного обращения и приобретения населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN MILESTONES IN THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL MANUFACTURE AND PRODUCTION OF DRUGS: FROM THE RUSSIAN EMPIRE – TO THE POST-SOVIET ERA

The article is devoted to the current problem in criminal law science of combating drug trafficking and drug abuse. Based on a scientific analysis of literary sources, criminal legislation, other normative legal acts, clarifications of the Supreme Court of the USSR, the RSFSR, the Russian Federation, materials of judicial practice, the author takes an excursion into the history of the development of criminal legislation on liability for the illegal manufacture and production of drugs, analyzes the reasons for changes in composition such crimes, considers issues of application, qualification and responsibility for their commission. There is an increasing intensification of the legislator, through the use of criminal legal measures, seeking to increasingly harshly influence crime in the area of unauthorized drug production in order to create reliable restrictions on their free circulation and acquisition by the population.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИКОВ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – К ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ»

13. Braun H.E. Juan de Mariana and Early Modern Spanish Political Thought. Aldershot, 2007.

14. Hopfl H. Jesuit Political Thought: The Society of Jesus and the State, c.1540-1630. Cambridge, 2004. 30. Figgis J.N. Studies in Political Thought from Gerson to Grotius: 1414-1625. Kitchener, 1999.

ГАЛКИН ИВАН ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра истории государства и права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ([email protected]). GALCKYN, IVAN V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of History of State and Law, Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL) ([email protected]).

УДК 343.575(47+57) DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-16-24

СБИРУНОВ П.Н.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИКОВ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - К ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ

Ключевые слова: производство наркотиков, общественная опасность, уголовное законодательство, судебное толкование, квалификация, уголовная ответственность.

Статья посвящена актуальной в уголовно-правовой науке проблеме противодействия незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению. На основе научного анализа литературных источников, уголовного законодательства, других нормативных правовых актов, разъяснений Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ, материалов судебной практики автор предпринимает экскурс в историю развития уголовного законодательства об ответственности за незаконные изготовление и производство наркотиков, анализирует причины внесения изменений в составы таких преступлений, рассматривает вопросы применения, квалификации и ответственности за их совершение. Отмечается все большая активизация законодателя, путем использования уголовно-правовых мер стремящегося все более жестко воздействовать на преступность в сфере несанкционированного изготовления наркотиков с тем, чтобы создать надежные ограничения их свободного обращения и приобретения населением.

SBIRUNOV, P.N.

MAIN MILESTONES IN THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL MANUFACTURE AND PRODUCTION OF DRUGS: FROM THE RUSSIAN EMPIRE - TO THE POST-SOVIET ERA

Key words: drug production, public danger, criminal law, judicial interpretation, qualifications, criminal liability.

The article is devoted to the current problem in criminal law science of combating drug trafficking and drug abuse. Based on a scientific analysis of literary sources, criminal legislation, other normative legal acts, clarifications of the Supreme Court of the USSR, the RSFSR, the Russian Federation, materials of judicial practice, the author takes an excursion into the history of the development of criminal legislation on liability for the illegal manufacture and production of drugs, analyzes the reasons for changes in composition such crimes, considers issues of application, qualification and responsibility for their commission. There is an increasing intensification of the legislator, through the use of criminal legal measures, seeking to increasingly harshly influence crime in the area of unauthorized drug production in order to create reliable restrictions on their free circulation and acquisition by the population.

Пожалуй, первые призывы к мировой общественности об общественной опасности незаконного распространения наркотиков и злоупотребления ими прозвучал еще на Шанхайской международной конференции 1909 года, а затем на Гаагской международной конвенции об опиуме 1912 года. Международное сообщество пришло к пониманию необходимости принять эффективные законы и необходимые меры контроля за производством и распространением опия-сырца. Предлагалось, в частности: 1) ограничить количество городов, портов или других населенных пунктов, через которые приготовленный опиум может экспортироваться; 2) запретить экспорт готового опиума в страны, которые запрещают или которые могут после запретить его импорт; 3) ограничить производство морфина, кокаина и их соответствующих солей только теми предприятиями и помещениями, которые лицензированы для этой цели; 4) требовать, чтобы все лица, занимающиеся изготовлением, импортом, продажей, распределением или экспортом данных наркотиков получали лицензию и вносили в свои бухгалтерские книги данные о количестве произведенного, импортных продажах и любом другом распространении и экспорте наркотических лекарственных препаратов [1].

Проблема распространения наркотиков и злоупотребления ими затронула и Россию, где уже в дореволюционный период наркотики получили известное распространение (особенно в Туркестане, а также некоторых крупных городах). Как отмечал, в частности, Л.В. Анцыферов: «В дореволюционное время во всех населенных областях Средней Азии, в любой почти мелкой лавочке или "чайхане" (чайной) можно было приобрести нашу (гашиш - авт. прим.), ее не только продавали, но ею любезно угощали посетители чайханы друг друга так, как европейцы -папиросами ... По официальным данным за 1880 г., на каждых 100 коренных жителей приходилось

4 привычных гашишиста» [2, с. 10-11]. Эта ситуация в Туркестане, в конечном счете, оказала влияние и на близлежащие русские губернии, особенно на крупные города в центре России. Как следствие, власти всерьез обеспокоились ростом наркотизма в Средней Азии. Об этом, в частности, свидетельствуют официальные доклады генерал-губернатора Туркестана правительству. В одном из них, к примеру, отмечалось, что если не принять энергичных мер по борьбе с гашишизмом в Туркестане, то вскоре придется столкнуться с проблемой нашекурилен в Петербурге и Москве [2, с. 12]. Факт широкого распространения до революции гашишизма и терьякешества (злоупотребление опием-сырцом - авт.) в Таджикистане, Узбекистане, Туркестане фиксировался также в работах А.К. Стрелюхина, Е.В. Маслова, А.Л. Камаева и других [3, с. 323, 327, 4, с. 122, 5, с. 39, 68].

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, хотя и не содержало конкретный запрет на производство и распространение наркотиков, но в отделении VII главы I раздела VIII Уложения содержались нормы о нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих (ст. 1074-1077). Так, ст. 1074 Уложения предусматривала тюремное заключение сроком от трех до шести месяцев за незаконную продажу ядовитых или сильнодействующих веществ, а за повторную продажу данных веществ срок тюремного заключения увеличивался до одного года [6]. Уголовное уложение 1903 г. также содержало главу IX в которой содержались нормы о нарушении постановлений, ограждающих народное здравие (ст. 195-221). Наряду с общими нормами об охране здоровья граждан, в главе выделялись статьи, устанавливавшая ответственность за нарушение установленных правил изготовления, хранения для продажи или продажи лекарственных веществ, правил счета и хранения рецептов, хранении или ведения рецептурных книг, а также ответственность за хранение для продажи или продажу ядовитых и сильнодействующих веществ без надлежащего разрешения [7].

Комплекс мер, непосредственно направленных на борьбу с незаконным производством и распространением наркотиков содержался в Указе императора Николая II от 7 июня 1915 г. «О мерах борьбы с опиекурением», запретившем посевы мака в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства. Также вводился запрет на привоз из-за границы курительного опия, трубок и приспособлений для курения опия. За производство мака в указанном регионе виновные подвергались заключению в тюрьму на срок от одного до шести месяцев и денежному взысканию в размере 300 руб. за каждую десятину или часть десятины посева. Эта мера распространялась на владельцев и арендаторов земель, в случаях обнаружения на них посевов мака, произведенных с их согласия или ведома, хотя бы и другими лицами. Соответственно, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1885) дополнялось статьей, предусматривавшей уголовную ответственность за изготовление, приобретение, хранение и сбыт курительного опия, а равно трубок и других приспособлений для его курения, а также за предоставление помещения для опиекурения в виде тюремного заключения на срок от четырех месяцев до одного года, а также денежное взыскание в размере не свыше 500 рублей [8].

Развитие уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотиков в советский период истории происходило в условиях бурного всплеска распространения наркотиков и злоупотребления ими. Особенное значение в это время приобрел кокаин, который пользовался известной популярностью среди богемы и люмпенизированной части населения (проститутки, беспризорники, бродяги, карманники). «Число жертв кокаина насчитывается уже не десятками, - подчеркивала К. Аркина, - а значительно больше: сотнями, а может быть и тысячами, и для сотрудников комиссий по борьбе с преступностью несовершеннолетних ясно, что это зло с течением времени настолько увеличится, что молчать о нем и бороться средствами комиссий в лице обследователей воспитателей недостаточно. Необходимо к этой борьбе привлечь общество и государство» [9, с. 73-74].

Уголовно-правовые нормы об ответственности за с незаконный оборот наркотиков, в том числе за их незаконное изготовление, были включены законодателем в Уголовные кодексы РСФСР 1922 года и 1926 года [10, 11]. Первоначальная редакция статьи 215 УК РСФСР 1922 г. предусматривала уголовную ответственность за приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. В дальнейшем законодатель дополнил ее, предусмотрев наказание не только за приготовление такого рода веществ, но также за их хранение

и сбыт. За совершение преступления применялись штраф до 300 рублей золотом или принудительные работы. Хотя статья не указывала в качестве предмета преступления наркотические средства, однако она использовалась для уголовного преследования лиц, совершавших незаконные действия с наркотиками, поскольку ст. 10 Кодекса допускала аналогию закона. Статья 104 УК РСФСР 1926 г. уже более четко выделяла предмет преступления и устанавливала уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Наказание предусматривалось в виде лишения свободы или принудительных работ на срок до одного года с конфискацией части имущества или без таковой. Квалифицированный состав преступления предусматривал ответственность за те же действия, совершаемые в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление перечисленных в статье веществ. Наказание за совершение квалифицированного состава преступления - лишение свободы со строгой изоляцией на срок до трех лет с конфискацией всего имущества.

Таким образом, уголовное законодательство 20-х гг., сохранявшее свою силу почти сорок лет (УК РСФСР 1926 г. утратил силу в связи принятием Указа Президиума ВС РСФСР от 28.03.1961 г.), признавало преступными и наказуемыми деяния, связанными с наркотиками, и выделяло такие деяния в самостоятельные составы преступлений. Несмотря на то, что ни уголовное законодательство, ни судебная практика того периода не раскрывали содержания преступной деятельности, связанной с приготовлением и изготовлением наркотиков, сам факт наличия этих деяний в уголовном законодательстве, а также установление строгих наказаний свидетельствуют о попытке законодателя активно использовать уголовно-правовые меры воздействия в борьбе с незаконным распространением наркотиков. В одном из директивных писем НКЮ и Верховного Суда РСФСР по применению Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года отмечалось, что ни коем случае не должна быть ослаблена борьба по ряду преступлений против порядка управления, в частности, с торговлей наркотическими средствами и содержанием притонов для сбыта и потребления их (ст. 104, ч. 2), поскольку эти преступления сохраняют характер серьезных социально-опасных действий [12, с. 43].

В УК РСФСР 1960 года, в первоначальной редакции законодатель включил в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 224 УК РСФСР, такое деяние, как изготовление наркотических веществ без надлежащего разрешения, равно как и сбыт, а также хранение или приобретение с целью сбыта, и установил уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ на тот же срок, или штрафа до ста рублей за их совершение. В данной статье производство наркотиков не указывалось в качестве альтернативного незаконного действия, а в уголовном кодексе производство наркотиков не выделялось в качестве отдельного деяния, предусмотренного специальной статьей и влекущего более строгое самостоятельное наказание. Законодатель производство наркотиков признавал преступным деянием, но устанавливал уголовную ответственность только в случае, когда лица, чья профессиональная деятельность связана с обращением наркотических средств, нарушали установленные правила производства, равно как и правила их хранения, отпуска, учета, перевозки и пересылки [13].

Дальнейшее развитие уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотиков показывает, что законодатель не пытался провести отличие незаконных действий, связанных с изготовлением наркотиков, которые получались в кустарных условиях с использованием обычных бытовых предметов, и изготовлением наркотиков, которые получались в производственных помещениях с использованием промышленного оборудования, инструментов и соответствующих химических веществ. Квалификация деяния оставалась та же - изготовление наркотиков (ст. 224 УК РСФСР). Однако учитывая высокую общественную опасность незаконного изготовления наркотиков для деструктивной тенденции развития наркоситуации в стране законодатель установил весьма жесткие меры за совершение такого преступления. Законом РСФСР от 25 июля 1962 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» в первоначальную редакцию статьи вносятся изменения и за изготовление наркотиков без специального разрешения устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ [14].

С принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» процесс ужесточения наказания, как способ борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, вообще, и с незаконным изготовлением наркотиков - в частности продолжился. Российский законодатель ввел дополнительные квалифицирующие обстоятельства, при наличии которых средний размер санкции увеличивался более чем в 2 раза. Так, частью 1 ст. 224 УК РСФСР была предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой за незаконное изготовление с целью сбыта. А частью второй этой статьи установлена повышенная уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцать лет с конфискацией за то же деяние, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных статьями 224.1, 224.2, 225 и 226.1 настоящего Кодекса, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические вещества в крупных размерах.

Важно отметить, что при этом законодатель стал четко проводить дифференциацию уголовной ответственности за наркопреступления, вообще, и за незаконное изготовление наркотиков - частности, в зависимости от цели сбыта наркотических веществ. Санкция части 3 ст. 224 УК РСФСР предусматривала за незаконное изготовление наркотических веществ без цели сбыта лишение свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года, а санкция части 4 этой статьи за то же деяние, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, статьями 224.1, 224.2, 225 и 226.1, - лишение свободы на срок до пяти лет [15, 16]. Наличие дифференциации уголовной ответственности в зависимости от цели сбыта наркотических веществ объясняется тем, что одним из основных направлений государственной политики того времени являлась гуманизация уголовного законодательства, в том числе и в отношении правового положения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков в силу их болезненного пристрастия к наркотическим веществам - наркомании.

Современные этапы развития уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и наказания наркоманов, совершивших незначительные наркопреступления, лишний раз подтверждают незыблемость курса уголовной политики в этом направлении. Немаловажно также отметить, что в впервые в судебной практике Верховным Судом СССР сформулировано легитимное понятие изготовления наркотических средств, ранее руководящие разъяснения Верховного Суда СССР 1966 года и 1975 года о судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ такого понятия не содержали [17, 18]. Так, согласно судебному толкованию Верховного Суда СССР, под изготовлением наркотиков следует понимать любые действия, в результате которых были получены готовые к потреблению наркотические средства, а также их переработку и рафинирование (очищение от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта [19].

С принятием УК РФ 1996 года цель сбыта как критерий дифференциации уголовной ответственности применительно к незаконному изготовлению наркотиков утрачивает свое значение, законодатель по характеру и степени общественной опасности изготовление наркотиков приравнивает к незаконному сбыту наркотических средств (для привлечения к уголовной ответственности за незаконное изготовление наркотиков уже не надо устанавливать цель их сбыта), как, впрочем, и за их незаконную переработку, перевозку и пересылку, и устанавливает уголовную ответственность за незаконное изготовление наркотиков независимо от наличия крупного размера в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой. Среди критериев дифференциации уголовной ответственности первостепенное значение приобретают такие квалифицирующие обстоятельств, как: совершение деяния неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере - наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3 ст. 228 УК РФ); совершение

деяния организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере - наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества (ч. 4 ст. 228 УК РФ) [20].

Небезынтересно отметить, что законодатель в Уголовном кодексе РФ 1996 года (ч. 2 ст. 228), наряду с понятием «изготовление наркотических средств», ввел новое понятие «переработка наркотических средств». В этой связи первоначальное судебное толкование Верховного Суда СССР понятия «изготовление наркотических средств» изменилось: этим понятием стали охватываться только умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества стали рассматриваться как незаконная переработка наркотических средств [21].

Справедливости ради необходимо указать, что изменение смыслового содержания понятия «изготовления наркотических средств» не сразу адекватно воспринялось судами. Встречались ошибки уголовно-правовой оценки совершаемых деяний. Так, Т. собрал верхушечные части конопли, сложил в пакет, который хранил при себе, а затем, по приходу домой, высушил, измельчил и с использованием растительного масла изготовил смесь наркотического средства для личного употребления. Часть смеси употребил, а оставшуюся смесь количеством 36,73 г хранил в кармане брюк вплоть до задержания его сотрудниками милиции. Из выводов, содержащихся в заключении эксперта по результатам проведенной по делу химической экспертизы, следует, что в результате произведенных Т. действий химическая структура изготовленного им вещества не изменилась и по своему содержанию является смесью наркотического средства - марихуаны и масла. Количество марихуаны в высушенном состоянии составило 36,73 г. Астраханский областной суд в кассационном порядке приговор в отношении Т. изменил: исключил признак ч. 1 ст. 228 УК РФ - изготовление наркотического средства [22].

Существенные изменения в Уголовный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №2 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [23]. Впервые российский законодатель «развел», если так можно выразиться, незаконное изготовление наркотиков и незаконное производство наркотиков по двум самостоятельным статьям. Совершение незаконного изготовления наркотиков теперь стало квалифицироваться по ст. 228 УК РФ, а незаконное производство наркотиков - по ст. 228.1. УК РФ. Появление в уголовном законодательстве самостоятельных преступных деяний, наличие которых в деянии лица образовало совокупность преступлений и влекло назначение наказания по правилам частичного или полного их сложения, было вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, отличительной особенностью современного этапа стало развертывание широкомасштабного нелегального производства синтетических наркотиков (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ), с привлечением химиков-технологов и т.д.

Незаконное изготовление без цели сбыта наркотиков в крупном размере наказывалось лишением свободы на срок до трех лет, санкция ч. 1 ст. 228 УК РФ также предусматривала другие основные наказания: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет. Незаконное изготовление наркотиков в небольших размерах без цели их сбыта рассматривалось законодателем как административное нарушение и наказывалось административным штрафом в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административным арестом на срок до пятнадцати суток (ст. 6.8. КоАП РФ). Незаконное изготовление наркотиков без цели их сбыта в особо крупном размере наказывалось только лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Особо следует отметить, что в случае изготовления в целях сбыта наркотиков без их последующей реализации уголовно-правовая оценка изменялась: подобное деяние

квалифицировалось как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств и уголовная ответственность наступала независимо от их размера. Так, согласно разъяснению Верховного Суда РФ, если лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает или перерабатывает наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в целях последующего сбыта этих средств или веществ, но умысел не доводит до конца по независящим от него обстоятельствам, содеянное при наличии к тому оснований подлежит квалификации по части 1 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 228.1 УК РФ как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [24]. Нельзя не отметить в этой связи, что изготовление в целях сбыта наркотиков с последующей их реализацией трансформирует изготовление наркотиков в другое, более общественно опасное деяние, - сбыт наркотиков, ибо изготовление наркотиков, с учетом правой позиции Верховного Суда РФ, рассматривается как подготовительный этап или составная часть процесса сбыта наркотиков, и такое деяние не может квалифицироваться по двум и более статьям УК РФ, совокупность преступлений в данном случает отсутствует.

Незаконное производство наркотиков рассматривалось как тяжкое или особо тяжкое преступление и наказывалось свободы на срок от четырех до восьми лет, квалифицированный состав преступления (совершение деяния группой лиц по предварительному сговор, в крупном размере, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего) - лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, особо квалифицированный состав (совершение деяния организованной группой, лицом с использованием своего служебного положения, в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, в особо крупном размере) -лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Впервые Верховный Суд РФ разъяснил, что под незаконным производством наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228.1 УК РФ) следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение таких средств или веществ из растений, химических и иных веществ (например, с использованием специального химического или иного оборудования, производство наркотических средств или психотропных веществ в приспособленном для этих целей помещении, изготовление наркотика партиями, в расфасованном виде) [24].

Важно отметить три обстоятельства, касающиеся квалификации и уголовной ответственности за производство наркотиков: 1) в отличие от незаконного изготовления наркотических средств незаконное производство с последующим сбытом таких наркотических средств образовало совокупность преступлений; 2) уголовная ответственность за производство наркотиков наступала независимо от количества получаемых наркотиков, это значит, что производство наркотиков даже в небольшом размере не исключало уголовную ответственность за совершение этого деяния; 3) освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (добровольная сдача наркотиков, явка с повинной, способствование раскрытию преступления - примечание к ст. 228 УК РФ, ст. 75 УК РФ) не распространялось в отношении лиц, занимающихся производством наркотиков.

В связи с внесенными изменениями в уголовное законодательство, в судебной практике по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением и производством наркотиков, возникли определенные сложности в вопросах квалификации таких незаконных действий и разграничения смежных составов преступлений. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного К., который был осужден судом за незаконное производство наркотических средств в крупном размере по п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и за покушение на незаконный сбыт наркотических по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, исключила осуждение К. по п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, обосновав свою позицию следующими аргументами. Умышленные действия К., в результате которых он путем синтеза лекарственных препаратов получал наркотическое средство - смесь, содержащую дезоморфин, не были направлены на

серийное получение таких средств или веществ, а носили эпизодический характер и выражались в получении им готовых к использованию и потреблению наркотических средств. В связи с этим действия К. следует рассматривать как изготовление наркотических средств, а поскольку затем изготовленные наркотические средства явились предметом покушений на сбыт, то эти действия полностью охватываются квалификацией совершенных К. покушений на незаконный сбыт наркотических средств по эпизодам от 31 января и 7 февраля 2006 г. и не требуют самостоятельной правовой оценки [22].

Подводя итог анализу развития российского уголовного законодательства об ответственности за незаконные изготовление и производство наркотиков, можно отметить:

1. Призыв к мировой общественности об общественной опасности незаконного распространения наркотиков и их злоупотребления впервые серьезно прозвучал на Шанхайской международной конференции 1909 года, а затем материализовался в Гаагской международной конвенции об опиуме 1912 года. В России Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уголовное уложением1903 года, Указ императора Николая II от 7 июня 1915 г. «О мерах борьбы с опиекурением» уже содержали нормы об охране здоровья граждан и предусматривали строгие меры ответственности за изготовление ядовитых и сильнодействующих веществ. незаконное производство и распространение опиума.

2. Развитие уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот наркотиков в первые годы советской власти происходило в условиях бурного всплеска распространения наркотиков и их злоупотребления среди люмпенизированной части населения. С учетом этого обстоятельства в Уголовный кодекс РСФСР 1926 года была включена статья, которая в качестве предмета преступления указывала наркотические средства и устанавливала уголовную ответственность за изготовление кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Несмотря на то, что ни уголовное законодательство, ни судебная практика того периода не раскрывали содержания преступной деятельности, связанной с приготовлением и изготовлением наркотиков, сам факт наличия этих деяний в уголовном законодательстве, а также установление строгих наказаний свидетельствуют о попытке законодателя путем использования уголовно-правовых мер воздействия пресечь факты несанкционированного изготовления наркотиков с тем, чтобы создать надежные ограничения их свободного обращения и приобретения населением.

3. Уголовный кодекса РСФСР 1960 года и последующие законы по его изменению ознаменовали открытие новой страницы развития уголовного законодательства об ответственности за незаконные изготовление наркотиков. Во-первых, произошел коренной перелом позиции законодателя по вопросам уголовной ответственности за изготовление наркотических веществ без надлежащего разрешения в сторону ужесточения наказания: с 1962 года санкция в виде лишения свободы за изготовление наркотиков без надлежащего разрешения увеличилась с одного года до десяти лет. Во-вторых, с 1974 года установлена дифференциация уголовной ответственности за изготовление наркотиков с целью и без цели их сбыта. Санкция за изготовление наркотиков с целью их сбыта при отягчающих обстоятельствах предусматривала наказание в виде лишения свободы от шести до пятнадцати лет. Санкция за изготовление наркотиков без цели их сбыта без отягчающих обстоятельств предусматривала кратковременные сроки лишения свободы и даже исправительные работы. И, наконец, в-третьих, Пленум Верховного Суда СССР впервые сформулировал официальное толкование понятия изготовления наркотиков, под которым понимал умышленные действия, направленные не только на их получение готовых к потреблению наркотических средств, но их переработку и рафинирование в целях повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта.

4. С принятием УК РФ 1996 года изменился подход законодателя в правовой оценке изготовления наркотиков, законодатель отказался дифференциация уголовной ответственности за совершение этого деяния в зависимости от цели сбыта наркотиков, сам факт незаконного изготовления наркотиков рассматривался самостоятельным тяжким или особо тяжким преступлением и влек такое наказание, как и за сбыт наркотиков. По-прежнему санкции за изготовление наркотиков были весьма жесткими: максимальный срок лишения свободы за изготовление наркотиков при наличии отягчающих обстоятельств (неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере) достигал 10 лет, при наличии особо отягчающих

(организованной группой, в особо крупном размере) - 15 лет. С появлением в уголовном законе нового понятия «переработка наркотических средств» изменилось официальное судебное толкование понятия изготовления наркотиков, оно стало носить более узкое содержание, включающее только умышленные действия, направленные на получение одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, умышленные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества стали рассматриваться как незаконная переработка наркотических средств.

5. Весьма значительные изменения произошли в уголовного законодательстве об ответственности за незаконные изготовление и производство в первое десятилетие XXI века. В 2003 году законодатель изменил редакцию ст. 228 УК РФ и дополнил Уголовный кодекс новой статьей 228.1, которая впервые предусматривала уголовную ответственность за незаконное производство наркотиков. С момента внесения изменений и дополнений совершение незаконного изготовления наркотиков без цели стало квалифицироваться по ст. 228 УК РФ, а незаконное производство наркотиков - по ст. 228.1. УК РФ. В судебной практике появилось новое понятие «производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», под которым понималось совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение таких средств или веществ из растений, химических и иных веществ с использованием специального химического или иного оборудования, в приспособленном для этих целей помещении или изготовление наркотика партиями, в расфасованном виде. Незаконное производство наркотиков рассматривалось как тяжкое или особо тяжкое преступление, наказание за которое могло составлять двадцать лет лишения свободы. Важно отметить, что в отличие от незаконного изготовления наркотических средств незаконное производство с последующим сбытом таких наркотических средств образовало совокупность преступлений, уголовная ответственность наступала независимо от количества получаемых наркотиков, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием исключалось. Такой жесткий подход законодателя в отношении степени общественной опасности незаконного производства наркотиков объяснялся тем, что рассматриваемый период времени характеризовался широким распространением синтетических наркотиков, появлением в стране подпольных лабораторий, где с использованием промышленного оборудования, специальных инструментов и прекурсоров, с привлечением химиков-технологов и студентов химических факультетов учебных заведений в больших объемах получались наркотические средства.

Литература и источники

1. Международная конвенция об опиуме, подписанная в Гааге 23 января 1912 год // [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.0rg/web/20050125000432/http://www.tc.edu/centers/cifas/drugsandsociety/background/0piumconvention.html (дата обращения: 07.11.2023).

2. Анцыферов Л.В. Гашишизм в Средней Азии. Ташкент. 1934. 45 с.

3. Стрелюхин А.К. Краткий исторический обзор наркоманий // Труды Душанбинского государственного медицинского института. 1950. Т. 5. С. 321-329.

4. Маслов Е.В. Проблема наркоманий в Туркменской ССР // Советское здравоохранение Туркмении. 1939. № 2-3. С. 121-128.

5. Камаев А.Л. Анашизм. Социально-бытовое и клинико-психиатрическое исследование. Самара, 1931. 71 с.

6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002889696/ (дата обращения: 12.11.2023).

7. Уголовное уложение 1903 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003714958/?ysclid=lmg1xy0273862985229 (дата обращения: 12.11.2023).

8. Указ императора Николая II от 7 июня 1915 года «О мерах борьбы с опиекурением» // [Электронный ресурс]. URL: https://diletant.media/articles/36621700/ (дата обращения: 12.11.23)

9. Аркина К. Кокаинизм как фактор преступности // Вестник просвещения. 1923. № 2. С. 68-74.

10. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

11. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. от 22 ноября 1926 г. // СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

12. Директивное письмо НКЮ и Верхсуда РСФСР по применению Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года // Еженедельник советской юстиции. 1927. № 2. С. 43 - 44.

13. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

14. Закон РСФСР от 25 июля 1962 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости ВС РСФС. 1962. № 29. Ст. 449.

15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. № 5928-VIII «Об усилении борьбы с наркоманией» // Ведомости ВС СССР. 1974. № 18. Ст. 275.

16. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1974 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1974. M 29. Ст. 782.

17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1966 г. N° 1 «О судебной практике но делам о незаконном изготовлении и распространении наркотических и иных сильнодействующих и ядовитых веществ» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. M 1.

18. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. M 7 «О судебной практике но делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (1924 - 1986). М., 1987. С. 694-699.

19. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. M 12 «О судебной практике но делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1988. M 1.

20. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. M 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. M 25. Ст. 2954.

21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. M 9 «О судебной практике но делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. M 7.

22. Обзор судебной практики но уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. M 10.

23. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. M 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. M 50. Ст. 4848.

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. M14 «О судебной практике но делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. M 8.

References and Sources

1. Mezhdunarodnaya konvenciya ob opiume, podpisannaya v Gaage 23 yanvarya 1912 god // [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.archive.org/web/20050125000432/http://www.tc.edu/centers/cifas/drugsandsociety/background/OpiumConvention.html (data obrashcheniya: 07.11.2023).

2. Ancyferov L.V. Gashishizm v Srednej Azii. Tashkent. 1934. 45 s.

3. Strelyuhin A.K. Kratkij istoricheskij obzor narkomanij // Trudy Dushanbinskogo gosudarstvennogo medicinskogo instituta. 1950. T. 5. S. 321-329.

4. Maslov E.V. Problema narkomanij v Turkmenskoj SSR // Sovetskoe zdravoohranenie Turkmenii. 1939. M 2-3. S. 121-128.

5. Kamaev A.L. Anashizm. Social'no-bytovoe i kliniko-psihiatricheskoe issledovanie. Samara, 1931. 71 s.

6. Ulozhenie o nakazaniyah ugolovnyh i ispravitel'nyh 1845 goda // [Elektronnyj resurs]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002889696/ (data obrashcheniya: 12.11.2023).

7. Ugolovnoe ulozhenie 1903 g. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003714958/?ysclid=lmg1xy0273862985229 (data obrashcheniya: 12.11.2023).

8. Ukaz imperatora Nikolaya II ot 7 iyunya 1915 goda «O merah bor'by s opiekureniem» // [Elektronnyj resurs]. URL: https://diletant.media/articles/36621700/ (data obrashcheniya: 12.11.23)

9. Arkina K. Kokainizm kak faktor prestupnosti // Vestnik prosveshcheniya. 1923. M 2. S. 68-74.

10. Ugolovnyj kodeks RSFSR 1922 g. Postanovlenie VCIK ot 1 iyunya 1922 g. // SU RSFSR. 1922. M 15. St. 153.

11. Ugolovnyj kodeks RSFSR 1926 g. Postanovlenie VCIK ot 1 iyunya 1922 g. ot 22 noyabrya 1926 g. // SU RSFSR. 1926. M 80. St. 600.

12. Direktivnoe pis'mo NKYu i Verhsuda RSFSR po primeneniyu Ugolovnogo kodeksa RSFSR redakcii 1926 goda // Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1927. M 2. S. 43 - 44.

13. Ugolovnyj kodeks RSFSR 1960 g. Zakon RSFSR ot 27 oktyabrya 1960 g. // Vedomosti VS RSFSR. 1960. M 40. St. 591.

14. Zakon RSFSR ot 25 iyulya 1962 g. «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RSFSR» // Vedomosti VS RSFS. 1962. M 29. St. 449.

15. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 25 aprelya 1974 g. M 5928-VIII «Ob usilenii bor'by s narkomaniej» // Vedomosti VS SSSR. 1974. M 18. St. 275.

16. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 15 iyunya 1974 g. «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty RSFSR» // Vedomosti VS RSFSR. 1974. M 29. St. 782.

17. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 25 fevralya 1966 g. M 1 «O sudebnoj praktike po delam o nezakonnom izgotovlenii i rasprostranenii narkoticheskih i inyh sil'nodejstvuyushchih i yadovityh veshchestv» // Byulleten' Verhovnogo Suda SSSR. 1966. M 1.

18. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 26 sentyabrya 1975 g. M 7 «O sudebnoj praktike po delam o hishchenii narkoticheskih veshchestv, nezakonnom izgotovlenii i rasprostranenii narkoticheskih, sil'nodejstvuyushchih i yadovityh veshchestv» // Sbornik postanovlenij Plenuma Verhovnogo Suda SSSR (1924 - 1986). M., 1987. S. 694-699.

19. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 24 dekabrya 1987 g. M 12 «O sudebnoj praktike po delam o hishchenii narkoticheskih sredstv, a takzhe nezakonnom izgotovlenii, rasprostranenii i drugih protivopravnyh dejstviyah, svyazannyh s narkoticheskimi sredstvami, sil'nodejstvuyushchimi i yadovitymi veshchestvami» // Byulleten' Verhovnogo Suda SSSR. 1988. M 1.

20. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii 1996 g. Federal'nyj zakon ot 13 iyunya 1996 g. M 63-FZ // SZ RF. 1996. M 25. St. 2954.

21. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 27 maya 1998 g. M 9 «O sudebnoj praktike po delam o prestupleniyah, svyazannyh s narkoticheskimi sredstvami, psihotropnymi, sil'nodejstvuyushchimi i yadovitymi veshchestvami» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 1998. M 7.

22. Obzor sudebnoj praktiki po ugolovnym delam o prestupleniyah, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh, sil'nodejstvuyushchih i yadovityh veshchestv. Utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 27 iyunya 2012 g. // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2012. M 10.

23. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. M 162-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. M 50. St. 4848.

24. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 15 iyunya 2006 g. M14 «O sudebnoj praktike po delam o prestupleniyah, svyazannyh s narkoticheskimi sredstvami, psihotropnymi, sil'nodejstvuyushchimi i yadovitymi veshchestvami» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2006. M 8.

СБИРУНОВ ПЕТР НИКИТОВИЧ - доктор юридических наук, старший научный сотрудник; главный научный сотрудник, Научно-исследовательский центр Академии управления МВД России ([email protected]).

SBIRUNOV, PETR N. - Doctor of Law, Senior Researcher$ Chief Researcher, Research Center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.