4. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909.
5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2000.
6. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.
7. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Изд-во Юстиции СССР, 1947.
8. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
9. Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут, 2008.
10. Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. № 9.
11. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.
12. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л., 1948.
13. Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.
14. Закон СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» // ВВС СССР. 1987. № 26.
15. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003.
P.M. Ламзин
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В статье анализируются основные социально-политические условия сотрудничества институтов гражданского общества и государственной власти в современной России. Рассмотрены определенные возможности взаимодействия общественных организаций, являющиеся основой представления и защиты социальных интересов в процессе осуществления государственной власти.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданская самостоятельность, государственная власть, демократия, местное самоуправление, социально-политическое пространство, социальное партнерство, общественные объединения.
Сущность гражданского общества отождествляется с характеристикой определенного состояния социальной структуры, а также формой и уровнем развития общественной жизни, существование его связывается с возможностью выражать и отстаивать различными социальными ассоциациями и отдельными гражданами свои политические интересы перед государственной властью.
Истолкование сущности гражданского общества и его взаимодействия с государственной властью связано с выделением особой сферы жизни социума, которой соответствует существование множества взаимодействий, процессов и отношений, находящихся за пределами деятельности государственных структур.
В условиях демократии государство и гражданское общество оказывают взаимную поддержку друг другу, что повышает эффективность их деятельности. «Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе
его специфическую роль в создании демократии» [2, с. 48].
Процесс развития гражданского социума связывается с существованием таких характеристик общественной жизни, как:
- высокий уровень развития экономических отношений с гарантией свободы частной собственности;
- активная деятельность частных и публичных ассоциаций, которые обращаются с различными инициативами в государственные органы власти при разработке социально значимых политических решений;
- наличие различных форм кооперативных социальных отношений, выступающих основой для доверительных межличностных контактов и выражения интересов различных слоев населения и категорий граждан перед государственной властью;
- признание и соблюдение основных прав человека в деятельности государственных органов власти и управления на основе существующего законодательства и международных норм права.
Философия права, 2011, № 5 (48)
В современной России только начинается процесс формирования институтов гражданского общества. Возможности проявить себя в политических отношениях по-разному определяют положение этих институтов в социально-политическом пространстве.
Основой развития гражданской самостоятельности выступает осуществление социального партнерства и обеспечение социальной ответственности со стороны представителей трех секторов общественных отношений:
1) государство (различные властные структуры и государственные предприятия);
2) бизнес (крупный, средний и малый);
3) негосударственный некоммерческий сектор, который проходит путь институционализа-ции в виде различных общественных объединений, создающихся на основе гражданских инициатив [4, с. 29].
В данных условиях общественные объединения, являясь социальным институтом самоорганизации граждан на основе общих интересов, выступают основой структурирования гражданского общества и фактором его политической социализации.
Другим важным институтом формирующегося в России гражданского общества выступают органы местного самоуправления, создающие условия для самостоятельного принятия решений гражданами на отдельных территориях с учетом местных особенностей.
Развитое гражданское общество существует на основе свободной самоорганизации различных общественных объединений, образованных по профессиональному, культурному и другим основаниям. В этом случае «институты гражданского общества позволяют отдельным людям и общественным организациям вырабатывать общие цели и достичь их путем объединения своих усилий в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и государственными органами власти» [3, с. 21].
В современной России выделяются два основных направления, по которым развиваются элементы гражданского общества и возможно проявление их активности.
1. «Участие общественных организаций в отстаивании своих неполитических интересов перед органами власти. Сюда может быть отнесена активность правозащитных организаций, обществ потребителей, женских организаций, защищающих интересы военнослужащих срочной службы, и т.п.
2. Периодическое участие общественных организаций в политике, активизирующееся в периоды выборных кампаний. Общественные организации либо политизируются, вливаясь в различные временные политические блоки, штурмующие разного рода парламентские вершины, либо эти организации занимаются контролем за ходом выборов, за условиями, обеспечивающими честную политическую конкуренцию. Однако после выборов активность неполитических общественных организаций в политической сфере замирает» [1, с. 169].
Недостатком в процессе развития гражданского общества в России является отсутствие контроля за политической сферой со стороны общественности. При отсутствии такого контроля и участия граждан в политической жизни происходит отстранение граждан от принятия политических решений и вытеснение из политической системы институтов представительства общественных интересов группами профессиональных политиков.
В настоящее время в России действуют различные общественные объединения, основными разновидностями которых являются:
- политические партии и массовые политизированные движения;
- профессиональные союзы;
- творческие ассоциации и объединения;
- женские, молодежные, студенческие организации и движения;
- религиозные общины;
- землячества, этнические союзы;
- частные научно-исследовательские и образовательные центры;
- ассоциации ветеранов, спортсменов, болельщиков;
- некоммерческие партнерства [1, с. 171].
Институты гражданского общества должны
присутствовать во всех сферах общественной жизни. При этом в политической сфере важнейшим институтом гражданского общества являются политические партии и объединения.
Отношения по вопросам осуществления власти между государством и гражданским обществом могут иметь определенную форму, при которой объект властного воздействия не находится под тотальным влиянием субъекта, а имеет возможности оказывать обратное эффективное влияние в иных ракурсах. При этом баланс отношений, имеющих место между государством и различными социальными группами, может меняться, тяготея в сторону того или иного полюса.
«Спектр властных отношений между государством и гражданским обществом, в котором в качестве субъекта выступает государство, можно свести к следующим формам:
1. Законодательное регулирование деятельности граждан и гражданских ассоциаций.
2. Корректировка условий функционирования гражданского общества и его ресурсов.
3. Непосредственное формирование отдельных институтов и/или сегментов гражданского общества.
4. Подавление тех элементов гражданского общества, которые создают угрозу государству и его носителям.
5. Формирование определенной системы ценностей и поддержание господствующей идеологии» [1, с. 258].
Гражданское общество выступает субъектом политической власти при условии, если обладает возможностями:
1. «Оказывать влияние на принятие государственных решений и характер политического режима;
2. Навязывать определенные политические ценности и ориентации» [1, с. 258];
3. Участвовать в процессе определения направлений государственной политики и формирования высших органов власти.
В условиях идеальной модели взаимоотношений государства и гражданского социума государственная власть должна соответствовать следующим требованиям:
- сфера осуществления власти должна быть ограничена настолько, чтобы институты гражданского общества могли самостоятельно реализовать свои инициативы в пределах частных интересов граждан. В данном случае государство не должно препятствовать осуществлению таких инициатив, если не происходит нарушение существующего законодательства. Гарантируется защита свободы экономической и общественной деятельности в рамках правовой сферы общественной жизни;
- эффективность функционирования государственных органов власти должна быть такой, чтобы обеспечить общественным организациям и гражданам возможность использовать свои права, в том числе право на участие в процессе представления своих интересов в социально-политических отношениях. Должны быть устранены любые попытки противодействовать этому со стороны различных политических структур, применяющих незаконные способы влия-
ния на структурные элементы гражданского общества.
В свою очередь, потенциал влияния гражданского общества на государство определяется такими условиями, как:
- относительно равномерное распределение общественного влияния среди основных социальных групп;
- нейтральность государственных органов по отношению к деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций;
- существование легальных (формальных) каналов влияния на деятельность государства;
- наличие ресурсов сопротивления стремлению государства (режима) к монополизации власти [1, с. 259].
Но на современном этапе развития политической системы в России государственные структуры не обеспечивают должным образом сохранение автономии гражданского общества, так как воспринимают его как угрозу стабильности режима.
Государственная власть часто сама стремится создать элементы гражданского общества, а не сформировать условия для его появления и развития. При этом попытки искусственного создания негосударственных организаций по инициативе государства скорее препятствуют становлению гражданской самостоятельности, поскольку образованные структуры зависят от своих создателей и их автономия остается ограниченной.
Таким образом, ограничения со стороны государственных структур должны быть устранены с целью нахождения наиболее приемлемой формы сотрудничества государственной власти и социума, что должно обеспечить реализацию общественных интересов и представительство инициатив при сохранении порядка в социально-политических процессах.
Литература
1. В поисках гражданского общества / Отв. ред. К.Ф. Завершинский. Великий Новгород, 2008.
2. Евтушенко М.В. Специфика взаимодействия общества и государства в России. Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2009.
3. Рогачева Л.И. Развитие гражданского общества в России в начале XXI в.: трудности и перспективы // Власть. 2010. №9 2.
4. Рогачева Л.И. Общественные организации и гражданское общество // Власть. 2010. № 4.