Научная статья на тему 'Основные условия сотрудничества гражданского общества и государственной власти'

Основные условия сотрудничества гражданского общества и государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
501
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CIVIL SOCIETY / THE CIVIL SELF-DEPENDENCE / STATE POWER / DEMOCRACY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / SOCIO-POLITICAL SPACE / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ламзин Роман Михайлович

В статье анализируются основные социально-политические условия сотрудничества институтов гражданского общества и государственной власти в современной России. Рассмотрены определенные возможности взаимодействия общественных организаций, являющиеся основой представления и защиты социальных интересов в процессе осуществления государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the main socio-political conditions of cooperation of institutes of a civil society and state authorities in modern Russia. Considered certain features of the interaction between public organizations, which constitute the basis for representation and protection of social interests in the process of implementation of the government.

Текст научной работы на тему «Основные условия сотрудничества гражданского общества и государственной власти»

4. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909.

5. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2000.

6. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

7. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Изд-во Юстиции СССР, 1947.

8. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.

9. Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут, 2008.

10. Хохлов Е.Б., Бородин В.В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. № 9.

11. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.

12. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л., 1948.

13. Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.

14. Закон СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» // ВВС СССР. 1987. № 26.

15. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003.

P.M. Ламзин

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В статье анализируются основные социально-политические условия сотрудничества институтов гражданского общества и государственной власти в современной России. Рассмотрены определенные возможности взаимодействия общественных организаций, являющиеся основой представления и защиты социальных интересов в процессе осуществления государственной власти.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданская самостоятельность, государственная власть, демократия, местное самоуправление, социально-политическое пространство, социальное партнерство, общественные объединения.

Сущность гражданского общества отождествляется с характеристикой определенного состояния социальной структуры, а также формой и уровнем развития общественной жизни, существование его связывается с возможностью выражать и отстаивать различными социальными ассоциациями и отдельными гражданами свои политические интересы перед государственной властью.

Истолкование сущности гражданского общества и его взаимодействия с государственной властью связано с выделением особой сферы жизни социума, которой соответствует существование множества взаимодействий, процессов и отношений, находящихся за пределами деятельности государственных структур.

В условиях демократии государство и гражданское общество оказывают взаимную поддержку друг другу, что повышает эффективность их деятельности. «Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе

его специфическую роль в создании демократии» [2, с. 48].

Процесс развития гражданского социума связывается с существованием таких характеристик общественной жизни, как:

- высокий уровень развития экономических отношений с гарантией свободы частной собственности;

- активная деятельность частных и публичных ассоциаций, которые обращаются с различными инициативами в государственные органы власти при разработке социально значимых политических решений;

- наличие различных форм кооперативных социальных отношений, выступающих основой для доверительных межличностных контактов и выражения интересов различных слоев населения и категорий граждан перед государственной властью;

- признание и соблюдение основных прав человека в деятельности государственных органов власти и управления на основе существующего законодательства и международных норм права.

Философия права, 2011, № 5 (48)

В современной России только начинается процесс формирования институтов гражданского общества. Возможности проявить себя в политических отношениях по-разному определяют положение этих институтов в социально-политическом пространстве.

Основой развития гражданской самостоятельности выступает осуществление социального партнерства и обеспечение социальной ответственности со стороны представителей трех секторов общественных отношений:

1) государство (различные властные структуры и государственные предприятия);

2) бизнес (крупный, средний и малый);

3) негосударственный некоммерческий сектор, который проходит путь институционализа-ции в виде различных общественных объединений, создающихся на основе гражданских инициатив [4, с. 29].

В данных условиях общественные объединения, являясь социальным институтом самоорганизации граждан на основе общих интересов, выступают основой структурирования гражданского общества и фактором его политической социализации.

Другим важным институтом формирующегося в России гражданского общества выступают органы местного самоуправления, создающие условия для самостоятельного принятия решений гражданами на отдельных территориях с учетом местных особенностей.

Развитое гражданское общество существует на основе свободной самоорганизации различных общественных объединений, образованных по профессиональному, культурному и другим основаниям. В этом случае «институты гражданского общества позволяют отдельным людям и общественным организациям вырабатывать общие цели и достичь их путем объединения своих усилий в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и государственными органами власти» [3, с. 21].

В современной России выделяются два основных направления, по которым развиваются элементы гражданского общества и возможно проявление их активности.

1. «Участие общественных организаций в отстаивании своих неполитических интересов перед органами власти. Сюда может быть отнесена активность правозащитных организаций, обществ потребителей, женских организаций, защищающих интересы военнослужащих срочной службы, и т.п.

2. Периодическое участие общественных организаций в политике, активизирующееся в периоды выборных кампаний. Общественные организации либо политизируются, вливаясь в различные временные политические блоки, штурмующие разного рода парламентские вершины, либо эти организации занимаются контролем за ходом выборов, за условиями, обеспечивающими честную политическую конкуренцию. Однако после выборов активность неполитических общественных организаций в политической сфере замирает» [1, с. 169].

Недостатком в процессе развития гражданского общества в России является отсутствие контроля за политической сферой со стороны общественности. При отсутствии такого контроля и участия граждан в политической жизни происходит отстранение граждан от принятия политических решений и вытеснение из политической системы институтов представительства общественных интересов группами профессиональных политиков.

В настоящее время в России действуют различные общественные объединения, основными разновидностями которых являются:

- политические партии и массовые политизированные движения;

- профессиональные союзы;

- творческие ассоциации и объединения;

- женские, молодежные, студенческие организации и движения;

- религиозные общины;

- землячества, этнические союзы;

- частные научно-исследовательские и образовательные центры;

- ассоциации ветеранов, спортсменов, болельщиков;

- некоммерческие партнерства [1, с. 171].

Институты гражданского общества должны

присутствовать во всех сферах общественной жизни. При этом в политической сфере важнейшим институтом гражданского общества являются политические партии и объединения.

Отношения по вопросам осуществления власти между государством и гражданским обществом могут иметь определенную форму, при которой объект властного воздействия не находится под тотальным влиянием субъекта, а имеет возможности оказывать обратное эффективное влияние в иных ракурсах. При этом баланс отношений, имеющих место между государством и различными социальными группами, может меняться, тяготея в сторону того или иного полюса.

«Спектр властных отношений между государством и гражданским обществом, в котором в качестве субъекта выступает государство, можно свести к следующим формам:

1. Законодательное регулирование деятельности граждан и гражданских ассоциаций.

2. Корректировка условий функционирования гражданского общества и его ресурсов.

3. Непосредственное формирование отдельных институтов и/или сегментов гражданского общества.

4. Подавление тех элементов гражданского общества, которые создают угрозу государству и его носителям.

5. Формирование определенной системы ценностей и поддержание господствующей идеологии» [1, с. 258].

Гражданское общество выступает субъектом политической власти при условии, если обладает возможностями:

1. «Оказывать влияние на принятие государственных решений и характер политического режима;

2. Навязывать определенные политические ценности и ориентации» [1, с. 258];

3. Участвовать в процессе определения направлений государственной политики и формирования высших органов власти.

В условиях идеальной модели взаимоотношений государства и гражданского социума государственная власть должна соответствовать следующим требованиям:

- сфера осуществления власти должна быть ограничена настолько, чтобы институты гражданского общества могли самостоятельно реализовать свои инициативы в пределах частных интересов граждан. В данном случае государство не должно препятствовать осуществлению таких инициатив, если не происходит нарушение существующего законодательства. Гарантируется защита свободы экономической и общественной деятельности в рамках правовой сферы общественной жизни;

- эффективность функционирования государственных органов власти должна быть такой, чтобы обеспечить общественным организациям и гражданам возможность использовать свои права, в том числе право на участие в процессе представления своих интересов в социально-политических отношениях. Должны быть устранены любые попытки противодействовать этому со стороны различных политических структур, применяющих незаконные способы влия-

ния на структурные элементы гражданского общества.

В свою очередь, потенциал влияния гражданского общества на государство определяется такими условиями, как:

- относительно равномерное распределение общественного влияния среди основных социальных групп;

- нейтральность государственных органов по отношению к деятельности органов местного самоуправления и общественных организаций;

- существование легальных (формальных) каналов влияния на деятельность государства;

- наличие ресурсов сопротивления стремлению государства (режима) к монополизации власти [1, с. 259].

Но на современном этапе развития политической системы в России государственные структуры не обеспечивают должным образом сохранение автономии гражданского общества, так как воспринимают его как угрозу стабильности режима.

Государственная власть часто сама стремится создать элементы гражданского общества, а не сформировать условия для его появления и развития. При этом попытки искусственного создания негосударственных организаций по инициативе государства скорее препятствуют становлению гражданской самостоятельности, поскольку образованные структуры зависят от своих создателей и их автономия остается ограниченной.

Таким образом, ограничения со стороны государственных структур должны быть устранены с целью нахождения наиболее приемлемой формы сотрудничества государственной власти и социума, что должно обеспечить реализацию общественных интересов и представительство инициатив при сохранении порядка в социально-политических процессах.

Литература

1. В поисках гражданского общества / Отв. ред. К.Ф. Завершинский. Великий Новгород, 2008.

2. Евтушенко М.В. Специфика взаимодействия общества и государства в России. Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2009.

3. Рогачева Л.И. Развитие гражданского общества в России в начале XXI в.: трудности и перспективы // Власть. 2010. №9 2.

4. Рогачева Л.И. Общественные организации и гражданское общество // Власть. 2010. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.