Научная статья на тему 'Функционирование институтов гражданского обществав политической системе'

Функционирование институтов гражданского обществав политической системе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ACTIVITY OF THE CITIZENS / THE CIVIL SOCIETY / STATE / POWER / DEMOCRACY / PUBLIC PARTICIPATION / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL DECISION / THE SOCIAL INTERACTIONS / THE SOCIAL AND POLITICAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ламзин Роман Михайлович

В статье рассматриваются социальные условия и особенности функционирования институтов гражданского общества в политической системе. Определяется различный характер деятельности общественных организаций во взаимодействии с органами государственной власти, а также выделяется основная цель такого взаимодействия, состоящая в принятии эффективных политических решений с учетом деятельности общественных ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of civil society institutions in the political system

The article considers the social conditions and peculiarities of the functioning of the institutions of civil society in the political system. Is determined by the different nature of the activities of public organizations in cooperation with bodies of state power, but also highlighted the main purpose of this cooperation, consisting in the adoption of effective political decisions taking into account activities of public associations.

Текст научной работы на тему «Функционирование институтов гражданского обществав политической системе»

Структура гражданского социума в России представлена деятельностью множества общественных организаций, выступающих институтами общественной активности граждан. В связи с этим необходимо выявить социально-политическое значение и функции данных институтов в процессе осуществления государственной власти.

С точки зрения В.П. Макаренко, «гражданское общество должно удовлетворять двум условиям: быть независимым от контроля правительства, поскольку без независимости невозможна адекватная оценка способа действия и мышления всех властвующих лиц; состоять из рациональных и независимых индивидов, поскольку только они способны поддерживать и отвергать любые действия власти» [7, с. 151].

С.Г. Кирдина рассматривает гражданское общество как «комплекс общественных отношений со сложной внутренней структурой, включающей хозяйственные, религиозные, правовые, этнические и другие связи»; функционирование «гражданского общества предполагает наличие принятых и устоявшихся конституционных и правовых норм, легитимизированных общественным сознанием» [6, с. 66].

С учетом указанных точек зрения можно утверждать, что функционирование институтов гражданского общества представлено наличием взаимодействий с другими социальными структурами. Это находит свое первостепенное проявление в обеспечении партнерства социальных ассоциаций и государственной власти в политической системе (в частности, в России). При отсутствии полной автономии гражданские ассоциации должны быть объектом государственного контрольного воздействия, т.к. не всегда добросовестно удовлетворяют потребностям граждан (например, частные предприниматели нередко нарушают законные права потребителей). Проявление деятельности общественных ассоциаций связано с решением социальных проблем комплексного характера, имеющих экономические, культурные, социальные, политические и правовые аспекты, что в конечном счете направлено на защиту законных интересов личности и отдельных социальных групп, а также поддержание упорядоченности в социальных процессах. Степень проявления политической инициативы элементами гражданской общественности зависит от характера поддержки со стороны населения. По данным социологического исследования, проведенного в 2010 г., и Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, для участников некоммерческих организаций «наиболее характерно желание быть в ближайшие годы членом общественной организации (22 % в этой группе против 6 % в среднем), далее следует участие в собраниях и мероприятиях (14 % - против 4 % в среднем), активное участие в делах упомянутой организации (10 % - против 4 %) и безвозмездная работа (9 % - против 3 %)» [4]. Эти данные свидетельствуют о том, что существует значительное стремление граждан участвовать в реализации мероприятий общественных объединений за определенное вознаграждение и оплату при относительно невысоком уровне проявления добровольного безвозмездного выполнения задач таких объединений.

Гражданское общество представляет собой совокупность социальных объединений и процессов, для которых характерны внутриструктурные горизонтальные взаимосвязи, основанные на сотрудничестве и солидарности, возможно, при наличии конкурентной борьбы между гражданами.

В строении государственной власти доминируют вертикальные связи между вышестоящими и нижестоящими должностными лицами и органами, и отношения между ними носят характер господства и подчинения.

Рациональное дополнение горизонтальными взаимодействиями в гражданских объединениях вертикальных взаимосвязей государственной власти позволит организовать политическую систему России на принципах демократии в условиях взаимного ограничения и контроля властных структур и общественных организаций.

Сущность гражданского общества определяется наличием инициатив и стремлением самостоятельно защищать свои законные интересы гражданами и социальными группами, что связано с повышением уровня их благосостояния и определенной экономической автономией на основе частной собственности по отношению к государственным структурам.

Для развития социально-политической системы России требуется обеспечить стабильность влияния государственной власти на общественные отношения, т.к. в случае неспособности этой власти эффективно упорядочивать гражданско-социальные стремления «невозможно обеспечить те основные права и свободы, защитником которых предстает гражданское общество. Усиление гражданского общества связано с усилением, а не ослаблением государства» [3]. При этом происходит создание условий высоких политических возможностей общественных союзов.

Такое усиление (например, в виде расширения информационных контактов по социальнополитическим вопросам органов федеральной и региональной власти со структурами местного самоуправления) должно происходить в тесной связи с гарантией свободы общественной деятельности в соответствии с существующим законодательством и социальными потребностями. Эффективное функционирование институтов гражданского общества возможно при наличии у государственных структур полномочий в сфере взаимодействия с представителями данных социальных структур. Плодотворная работа неправительственных объединений сводится не к ослаблению, а к поддержанию и помощи государственным органам в анализе сложившейся политической ситуации в государстве и выборе наиболее приемлемых вариантов устранения возникших социальных проблем.

Условия развития социально-политических отношений в России на основе реализации принципов демократии могут быть обеспечены в форме установления и защиты норм политической деятельности общественными ассоциациями, создания налоговых стимулов для финансирования некоммерческих организаций, выработки стратегии устранения противоречий между общественными объединениями и государственным аппаратом.

Необходимым условием функционирования гражданского общества является «существование свободной личности» [1]. Личности как полноправному участнику политических отношений присущи способности взаимодействовать с представителями государственных органов управления для защиты социальных интересов и ценностей, а также способность согласовывать свои частные интересы с общественными потребностями, что оформляется в правовых нормах.

Указанные способности отдельного гражданина могут быть воспитаны при реализации принципов демократии, которыми выступают: «власть закона и беспристрастность правосудия; прозрачность и подотчетность государственных утверждений; равные возможности для всех граждан избираться на выборные должности; равный доступ граждан к государственной службе» [2].

Значение общественной активности гражданина и гражданских ассоциаций в условиях развития политической системы России заключается в том, что каждое их действие становится вкладом в формирование благополучия и высокого уровня жизни членов общества. Отдельный человек может по-разному проявлять собственное отношение к происходящим политическими процессам и соотносить себя с их результатами. В связи с этим можно выделить две основные формы гражданского участия в социальных отношениях. Во-первых, относительно пассивное участие, при котором граждане склонны решать собственные проблемы жизнедеятельности, что может косвенно оказывать положительное влияние на жизнь общества. Во-вторых, активное участие граждан и общественных организаций в решении социальных задач с применением значительных усилий, специального знания и глубокого понимания особенностей существующих политических отношений. При этом вклад в развитие жизни общества носит прямой и непосредственный характер.

Плодотворное функционирование общественных союзов связано с высоким уровнем гражданской политической культуры как особой формы социальной морали и сознания, которое формируется у отдельного человека в процессе социализации и взаимодействия с другими членами общества. Особым условием ее развития выступает система общественного просвещения и информирования людей о целях, текущей работе и полученных результатах осуществления государственного регулирования социальных процессов.

В ходе неформального обмена мнениями и свободного общения между гражданами дается общественная оценка политических событий и действий государственных органов власти, благодаря

чему формируются самостоятельные взгляды и вырабатывается гражданская позиция отдельных людей по отношению к происходящим в государстве и отдельном регионе политическим процессам.

Элементы гражданского социума создаются в результате модернизации социальной системы, состоящей в развитии функциональной дифференциации общественных групп и в рационализации их деятельности по выполнению определенных функций, но с обеспечением поддержания целостности всего общества.

Гражданские ассоциации вместе с институтами права составляют социетальное общество, которое характеризуется регулированием различных направлений общественной активности и предотвращением социальной напряженности. Происходит социальная компенсация отрицательных последствий свободной рыночной экономики, основанной на правах частного предпринимательства. Осуществляется объединение отдельных лиц в тесную общность с возможностью приложения совместных усилий для защиты собственных интересов и установления отношений доверия и солидарности. Тем самым проявляется социетальное устремление к укреплению согласованности и партнерства индивидуальных общественных инициатив, выражающих социальные потребности в процессе принятия государственными структурами политических решений.

Высокий уровень деятельности институтов гражданского общества является предпосылкой и результатом развития конституционной демократии. В политической системе, организованной на основе демократии, обозначена относительно четкая граница между частной жизнью индивидов и публичной сферой. Свойственный демократии политический, экономический и социальный плюрализм создает широкое публичное пространство для деятельности различных независимых организаций, движений, инициатив, как политических, так и неполитических.

Участие институтов гражданского общества в социально-политических процессах в России должно происходить при беспрепятственной реализации права выбора формы и канала проявления гражданской позиции (например, в вопросах обращения с предложением по усовершенствованию деятельности государственных служащих, просьбе о помощи, выражении социального протеста на какие-либо действия органов государственного управления). Также это заключается в обеспечении права избирать высшие органы власти без заранее предопределенного результата такого выбора.

Продолжительное участие граждан в политических отношениях обусловлено их взаимным признанием неформальных норм сотрудничества в достижении общих целей защиты собственных интересов в рамках партнерства с государственными структурами. Чем сильнее степень осознания необходимости самостоятельной защиты своих прав и законных интересов, тем более эффективно осуществляется сотрудничество с государственными структурами. Если граждане не доверяют друг другу в процессе совместной общественной деятельности, невозможно обеспечить соблюдение принципа социального единства гражданских инициатив, поэтому эффект сотрудничества с властью будет ничтожным.

Обоюдное доверие в системе отношений в гражданском обществе выступает надежной основой развитого социального капитала, который объединяет в себе общественные группы на принципах взаимной поддержки и способности к сотрудничеству в целях обеспечения общественного благополучия в условиях взаимодействия с государственной властью.

Социально-политическая деятельность институтов гражданского социума как основы социального капитала по отношению к экономическому капиталу состоит в том, что он возрастает по мере его использования в политических отношениях (экономические ресурсы увеличиваются или уменьшаются в зависимости от происходящих социально-экономических процессов в федеральном или региональном уровне государственной политики). Это происходит за счет того, что политическая активность общественных союзов, а также высокая степень гражданского самосознания обеспечивают устойчивый характер проявления социальных связей, необходимых для принятия востребованных и достаточно обоснованных политических решений, отраженных в ясных по своему содержанию нормативно-правовых актах.

Но влияние институтов гражданского общества на процессы демократизации организации и функционирования государственных структур имеет свои негативные стороны. Х.-И. Лаут и В.

Меркель выделяют четыре «теневых» аспекта гражданского общества, особенно выраженных в фазе социальной демократической консолидации:

1. Опасность усиления существующих в обществе расколов, когда различные гражданские структуры укрепляются за счет субкультур и закрываются друг от друга.

2. Возможность блокирования неправительственными организациями проведения эффективной государственной политики и, как следствие, снижение легитимности демократически избранного правительства.

3. Недемократичность ряда организаций гражданского общества, что оказывает разрушающее воздействие на демократию.

4. Воспитанное длительной конфронтацией с автократическим режимом общее неприятие общественностью инициатив государственной власти и в итоге общее недоверие государственным институтам даже в условиях демократии [5, с. 389].

Таким образом, деятельность институтов гражданского общества может иметь различный характер, что зависит от социально-политических целей общественных объединений и природы их взаимодействия с органами государственной власти. Наиболее важным результатом функционирования институтов гражданского общества выступает цивилизованное и эффективное участие в принятии политических решений органами власти, социальный контроль над процессом осуществления власти. Государственные структуры, в свою очередь, призваны гарантировать защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивать упорядоченность социальных процессов в целях поддержания положительных и сдерживания отрицательных явлений в деятельности гражданских ассоциаций.

Литература

1. Аринин А.Н. Зрелость гражданского общества - основа устойчивого развития и безопасности России [Электронный ресурс]. иКЬ: // http://www.academy-go.ru/Site/GrObsh/Publications/Arinin2.shtml (дата обращения: 26.03.2012).

2. Воронова Е.В. Политическая государственность: специфика политической культуры и элита [Электронный ресурс]. иКЬ: // http://viperson.ru/wind.php?ID=643636 (дата обращения: 03.04.2012).

3. Дидебашвили П.Г. Демократия и гражданское общество как специфический критерий прогресса общества [Электронный ресурс]. ИКЬ: // http://anthropology.ru/ru/texts/didebashvili/postsoviet_25.html (дата обращения: 27.03.2012).

4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. М., 2010.

5. Кирдина С.Г. Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. 2012. № 2.

6. Лаут Х.И., Маркель В. Гражданское общество и трансформация // Повороты истории. Постсоциалистические трансформации глазами немецких исследователей: В 2 т. М., 2003. Т. 2.

7. Макаренко В.П. Общественный договор и проблема молчаливого согласия // Политические исследования. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.