РЫНКА МОЛОЧНОЙ^
ПРОДУКЦИИ
Койнова А.Н., кандидат технических наук, шеф-редактор
Институт развития сельского хозяйства
В условиях необходимости импортозамещения проблемы стратегически важной молочной отрасли вышли на передний план. Стало очевидно, что мы не можем обеспечить себя молочными продуктами сами. Отрасль переживает сложные времена: это напрямую связано с состоянием молочного животноводства в стране. Об этом и об основных трендах рынка молочных продуктов нам рассказала Марина Дмитриевна Петрова, заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, член рабочей группы по разработке стратегии развития молочной отрасли до 2020 г. и генеральный директор «Petrova 5 Consulting».
Марина Дмитриевна Петрова, заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, член рабочей группы по разработке стратегии развития молочной отрасли до 2020 г. и генеральный директор «Petrova 5 Consulting»
- Уровень жизни в нашей стране снижается. Марина Дмитриевна, если рассматривать статистику за последние 10 лет, сколько молока и молочной продукции потребляли раньше и потребляют россияне сейчас? Как изменился перечень продукции, пользующейся спросом?
- Действительно, экономика России находится в состоянии кризиса уже более 10 лет. Это не может не отразиться на рационе россиян. Спрос сохраняется на так называемые «традиционные» для россиян молочные продукты: питьевое молоко, творог, сметану, кефир и недорогие виды сыра, включая плавленый. Принципиальных изменений в списке продуктов по категориям, конечно, нет: они заметны внутри категории. Молочные продукты становятся более удобными для потребления - например, популярны большие упаковки молока (семейная упаковка) или наоборот - маленькая бутылка йогурта, которую удобно взять ее с собой, выпить и выбросить.
Также стоит отметить, что молодое поколение старается потреблять функциональные продукты, и если еще 20 лет назад их практически не было в ассортименте, то сегодня молочные
коктейли, питьевые йогурты и творожки с добавками занимают более весомую долю в структуре продаж. Сегодня активно начинают развиваться ниши, которые ориентированы на молодых потребителей. Продукты должны быть в удобной упаковке, соответствовать их вкусовым предпочтениям и подходить по многим другим параметрам, на основании которых делается выбор.
- Как повлияла политика введения санкций на молочную промышленность? Меньше ли стал ассортимент сыров, могут ли отечественные производители восполнить возникший пробел? Какова ситуация с сухим молоком?
Безусловно, ассортимент в части сыров заметно сократился - это связано с тем, что сыры в Россию, в основном, поставлялись из европейских стран, которые и попали под действие эмбарго. Каждая страна была представлена несколькими производителями, что конечно, давало потребителю ощутимое разнообразие. Именно поэтому тема сыра стала такой обсуждаемой в СМИ.
Отечественные производители не могут полностью заместить все виды импортных сыров, какие-то из них и вовсе никогда не смогут. Это связано с тем,
МОЛОЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
что на вкус сыра влияет качество молока как сырья, и ключевым параметром остается кормовая база. Очевидно, что у нас нет такой травы как в предгорье Альп или в Голландии, а значит, и сыр будет отличаться по вкусу. Мы можем лишь создать близкие по вкусу сыры. Но частично они все же были замещены - например, отечественные производители начали выпускать сыры группы Тильзитер и выдержанные сыры (аналоги Пармезана), но им еще необходим опыт и время для развития. В первые два года после введения эмбарго молочная отрасль стала активно замещать объемы базовых сыров, которые ранее поставлялись из Украины.
После введения санкций Россия смогла снизить зависимость от поставок импортных сыров, но это касается зачастую сыров массового спроса, а не нишевых, к которым относятся, например, сыры с благородной плесенью. Чтобы развивать производство элитных сортов сыра, необходимы и сыропригодное молоко, и оборудование, и опыт при производстве и реализации, а также брендинг высокого уровня. Сегодня российские производители не уделяют достаточного внимания качественному продуманному брендингу и ассортиментной политике, поэтому сталкиваются с тем, что не могут позиционировать себя в высокой ценовой категории. Здесь государство играет меньшую роль, потому что такие предприятия могут обеспечить себе высокий уровень доходности самостоятельно, без субсидий.
Что касается сухого молока, то после введения эмбарго доля зарубежных поставок сократилась с 62% до 43%, и я полагаю, с увеличением объемов производства сырого молока Россия сможет прийти к самообеспечению. Но это не такой быстрый путь. Например, Беларусь, активно поставляющая в Россию молочное сырье, -это страна, которая за 15 лет перешла в части молочной индустрии от импортозависимой модели к экспортоориентированной, где действует программа развития отрасли на государственном уровне. Программа заключалась в поэтапном развитии промышленности в части производства качественного сырьевого молока, племенного животноводства и укрупнения перерабатывающих предприятий. В Россию молоко и
молочную продукцию поставляют Швейцария, Аргентина, Уругвай, страны бывшего СНГ и Новая Зеландия. Но нашим ключевым партнером, конечно, остается Республика Беларусь.
Привлечение финансирования также является важным аспектом, так как необходимо убедить акционеров и банки, что новый проект будет эффективным, а производимый продукт будет пользоваться спросом. Для этого нужно тщательно анализировать тот потенциал, который на сегодняшний день остался на рынке с учетом изменившейся конъюнктуры, потребительских предпочтений, запланированных проектов, и уже после готовить финансовую модель нового проекта и аргументировать ее в банке.
- Набирающие обороты торговые сети - это хорошо или плохо для отечественных производителей молочной продукции?
рисунок ^
- Я бы сказала, что развитие сетевого ритейла - это нормальный процесс. Крупные компании работают с ведущими сетевыми операторами, потому что уровень их производства соответствует объемам продаж сетей (крупные работают с крупными). Стоит учитывать, что региональные заводы часто широко представлены в рамках своего региона, но им сложно выйти за его пределы. Зачастую это связано с тем, что производитель не понимает отличий потребительских предпочтений в соседних регионах, не изучает их и не может обосновать привлечение финансирования в банке.
Производители, которые занимаются и производством, и переработкой молока, часто объединяются, чтобы быть представленными в рознице. Стоит отметить, что многие крупнейшие мировые молочные компании -это кооперативы. Но здесь важно
Petrova
Five Consulting
Уровень и мпортоза виси мости в молочной отрасли остается достаточно высоким
Доля импорта
19%
СУХАЯ СЫВОРОГКД 26%
М: 4P 1
Petrova
Five Consulting
Отечественные производители существенно нарастили объемы производства масла и творога
Производство, тыс. т МОЛОКО ПИТЬЕВОЕ
5251 БЗИ 6317 5*» БЗЗв 5<№
+26%
НИШ ШЙШ
2012 201J 2014 201Ü ¿О 10 201/ 201»
+22%
СЛИВОЧНОЕ МАСЛО _
ш во Ян ""
301« 3013 2014 301£ 2016 2017 261В
»12 20Ii ЙОГУРТ
таг 772 ■ I 777 766 779 П» 79Б ■ ■■■■
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
26
www.Rosfood.info
№3 август 2019
Пищевая Индустрия
Аргентина Казахстан 2%
Швейцария 2%
Уругвай 1%
ны
Чили 1%
Структура импорта сыра и сырных продуктов по странам, 2018 г., %
учитывать, что в Европе кооперативное движение поддерживалось и законодательно, и субсидиями, и кредитованием, а Россия только в начале своего пути с точки зрения кооперации. Мы пока идем другим путем - в нашей стране сегодня активно развиваются агрохолдинги с вертикально-интегрированными бизнес-процессами.
Безусловно, кооперация - один из способов развития и для небольших фермерских хозяйств, которые занимаются и производством, и переработкой молока. Это позволит им совместно открывать торговые точки в больших городах для сбыта продукции.
- С каждым годом качество молочных продуктов снижается. Меняется их состав: растительные жиры и прочие добавки можно найти практически везде. Как это влияет на спрос покупателей?
- Я не считаю, что качество молочных продуктов снижается: есть бренды и производители, которые выдерживают стандарты качества, а есть производители, которые отличаются нестабильностью или «плавающим» качеством. На мой взгляд, в целом говорить о снижении качества молочных продуктов не совсем корректно.
Что касается продукции, в которой присутствуют заменители молочного жира (ЗМЖ), то здесь нужно понимать, что заменяется не белковая составляющая, а жировая, и это не запрещенная или плохая продукция - это просто молоко-содержащая продукция, которая имеет право присутствовать на полке. На моей взгляд, если производитель честно указал на упаковке состав, потребитель имеет право выбора - купить недорогой продукт с ЗМЖ или 100% натуральный молочный продукт без ЗМЖ, но по более высокой стоимости. Для части населения продукция с ЗМЖ - это возможность потреблять молочный белок.
Согласно законодательству, производители обязаны указывать на упаковке наличие заменителей молочного жира, но с 1 июля 2019 года рознице необходимо разделять на полке данную категорию продукции. Я считаю, что если потребитель будет достаточно информирован, то в перспективе 1,5-2 лет мы увидим некоторые изменения в структуре спроса в пользу 100% натуральной молочной продукции.
Но важно учитывать и снижающуюся покупательскую способность, которая не позволяет части населения страны приобретать высококачественные и полностью молочные продукты.
- Озвучьте, пожалуйста, основные статистические показатели производства молочной продукции.
- Товарное молоко, предназначенное для последующей промышленной переработки, производится преимущественно сельскохозяйственными объединениями и крестьянскими фермерскими хозяйствами. Объем этого молока в 2012 г. составлял 16,5 млн т, в 2015 г. - 16,7 млн т, в 2018 г. - 18,7 млн т, т.е. растет на 3-5% ежегодно. Небольшой рост этого показателя связан с увеличением продуктивности молочного скота в рамках процесса модернизации отрасли. Однако указанные темпы роста недостаточны для того, чтобы удовлетворить спрос на молочную продукцию в России.
Если же рассматривать общий объем производства молока во всех категориях хозяйств, в том числе личных подсобных, то он меняется незначительно и в 2018 г. составил 30,6 млн т. Для сравнения: Доктрина продовольственной безопасности России предусматривает производство 41,5 млн т, а уровень самообеспечения (условия, в которых регион или государство может обойтись без импорта продукции) -это 49,7 млн т. Другими словами, норма потребления молока и молочной продукции человеком, рекомендуемая Министерством здравоохранения, должна составлять 325 кг в год; на деле же мы имеем лишь 207 кг - почти
на 40% ниже медицинской нормы. Очевидно, что без импорта молочных продуктов и сырья Россия пока обойтись не может. Однако внутренний потенциал рынка дает возможность для развития российского производителя.
Что касается отдельных видов продукции, то производство питьевого молока выросло с 5251 тыс. т в 2012 г. до 5488 тыс. т в 2018 г.; прирост составил 5%. За тот же период производство сливочного масла выросло на 22%, творога на 26% и йогурта на 9% (Рис.1).
Между тем, доля импорта в молочной отрасли остается довольно высокой: сыра мы ввозим в страну 31% от общего потребления, сухого молока - 43%, сливочного масла - 19%, сухой сыворотки - 26% (Рис.2). Основными зарубежными поставщиками сыров является Беларусь (77% всего объема импорта), Сербия (7%), Аргентина (5%) (Рис.3).
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы отечественной молочной промышленности?
- Следует признать, что российская молочная отрасль остается недофинансированной, и существенного прорыва ожидать не стоит. Если говорить об отрасли в целом, то необходимо увеличить объемы господдержки, снизить процентные ставки по кредитованию, усовершенствовать систему страхования при неурожаях. Видимые результаты мы сможем увидеть через 5-7 лет; полностью изменить ситуацию, то есть стать независимыми от импортных поставок, мы сможем лишь через 10-12 лет, а существенных результатов на мировом рынке мы сможем добиться не ранее, чем через 20 лет.