УДК 338.001.36
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
Е. А. НИКОЛАЙЧУК,
старший менеджер по налоговому консультированию группы по слияниям и поглощениям E-mail: [email protected] Компания KPMG
В статье рассматриваются основные тенденции в области налогообложения в европейских странах в 2010—2011 гг. с учетом действующей программы экономического оздоровления стран Европейского Союза в разрезе наиболее существенных налогов и стран.
Ключевые слова: налоги, тренд, налоговая политика, страны Европы, экономическое оздоровление.
После экономического кризиса 2008 г. в 2009 и 2010 гг. страны — участницы Европейского Союза (ЕС) предприняли ряд мер в рамках Программы экономического оздоровления Европы (European Economic Recovery programme), направленных на поддержание спроса и ограничение падения производства. В то же время они столкнулись с проблемой дефицита бюджета вследствие падения доходов, в том числе из-за сокращения налоговых поступлений, которое отчасти было вызвано реализацией вышеупомянутой Программы экономического оздоровления Европы.
В 2011 г. 24 из 27 стран Европы получили рекомендацию от ЕС снизить дефицит бюджета путем проведения эффективных коррекционных мероприятий в период с 2011 по 2015 г. Одним из направлений решения проблемы бюджетного дефицита стран Европы стал пересмотр налоговой
политики с целью обеспечения такой структуры налогообложения, которая способствовала бы экономическому росту.
Тогда как 2010 г. как «переходный» период в экономике не имел ярко выраженных тенденций ни к увеличению, ни к снижению налогов, налоговые реформы, проведенные во многих странах Европы в 2011 г., были нацелены на увеличение налоговых доходов, хотя для большинства стран меры по сокращению расходных статей бюджета оставались приоритетными.
Как отмечается в Отчете о налоговых тенденциях в ЕС в 2010—2011 гг., выпущенном Европейской комиссией, большинство европейских стран увеличили ставки налогов в 2010 и 2011 гг. В основном это коснулось ставок налога на доходы физических лиц (так поступили Греция, Франция, Ирландия, Латвия, Люксембург, Португалия, Испания и Великобритания) наряду с мерами по расширению налоговой базы. Также в продолжение тенденции по смещению налоговой нагрузки от прямых налогов к косвенным налогам, которая существует в Европе последние 10 лет, были увеличены ставки акцизов, налога на добавленную стоимость (НДС). Некоторые страны активно использовали такие методы сохранения и стимулирования роста производства, как специальные режимы налогообложения для отде-
льных секторов экономики и видов деятельности, в том числе с отложенной уплатой НДС. Тем не менее тенденция по перенесению налогового бремени на потребителя путем увеличения доли косвенных налогов в бюджетных поступлениях сохраняется. Рассмотрим названные изменения более детально.
Налог на доходы организаций. Несмотря на то, что большинство европейских стран все-таки оставляют ставки налога на доходы организаций неизменными, общая тенденция к их снижению сохраняется. В 2010—2011 гг. некоторые страны существенно их изменили. В частности, с 2011 г. Венгрия ввела ставку 10 % для доходов, не превышающих 250 млн венгерских форинтов, при этом предполагается, что начиная с 2013 г. эта ставка станет основной. Великобритания уменьшила обе ставки до 20 и 27 %, объявив о дальнейшем снижении на 1 % ежегодно, пока не будет достигнут уровень 24 %. В Греции ставка налога снизилась до 20 % (с 24 % в 2010 г.). Единственной страной, увеличившей ставку налога в указанном периоде, была Португалия, которая увеличила ставку на 2,5 % в отношении доходов, превышающих 2 млн евро.
Ряд других стран снизил налоговую нагрузку за счет уменьшения налоговой базы, а не ставок (или применил оба метода, в частности Литва и Нидерланды). Германия увеличила (временно) ставки амортизации, Бельгия установила специальные вычеты для расходов на исследования и разработки, а Литва предусмотрела возможность уменьшения налоговой базы на сумму инвестиций в активы определенного типа. Франция, Испания и Германия ввели благоприятные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Многие страны существенно изменили законодательство об НДФЛ. Болгария, Дания, Финляндия, Германия, Литва и Нидерланды снизили ставки налога, что соответствует общей тенденции в Европе, существовавшей в последние 10 лет. Тем не менее другие, наоборот, ставки повысили (Чехия, Эстония, Ирландия, Франция, Греция, Латвия, Люксембург, Португалия, Румыния, Словакия, Испания и Великобритания).
Такое повышение было достигнуто в том числе путем изменения подходов к исчислению
налоговой базы в рамках общей тенденции к установлению прогрессивной шкалы налогообложения. Это может отражать тот факт, что НДФЛ считается наиболее подходящим инструментом для перераспределения потребительских возможностей среди разных категорий потребителей. В частности, Великобритания установила новую максимальную ставку налога — 50 % (на 10 % выше, чем ранее), Греция и Португалия увеличили максимальную ставку до 42 % (с 40 % соответственно). Великобритания и Германия также увеличили суммы вычетов по налогу.
Дания, Финляндия, Германия и Венгрия смогли изменить структуру налоговых поступлений в бюджет таким образом, чтобы доля поступлений от НДФЛ была уменьшена за счет роста доли других налогов.
Только две страны в рассматриваемом периоде снизили ставки налога: Венгрия перешла от прогрессивной шкалы с максимальными ставками 36 % в 2009 г. и 32 % в 2010 г. к фиксированной ставке 16 %, а Дания снизила максимальную ставку прогрессивной шкалы с 63 до 56,1 %.
Кроме того, ряд стран изменил порядок налогообложения некоторых видов доходов или порядок исчисления налоговой базы. В Австрии доходы от реализации финансовых активов наряду с процентами и дивидендами облагаются по ставке 25 % независимо от срока владения активами. Также срок владения активами теперь не учитывается и в Португалии. Румыния расширила понятие налоговой базы путем включения в него доходов от реализации активов и процентов по банковским депозитам. Снижение ставок налога в Дании было фактически компенсировано увеличением налоговой базы из-за введения ограничений по вычетам расходов, относящихся к трудовой деятельности, а также процентов.
Взносы на социальное страхование. Существенных нововведений в области исчисления взносов на социальное страхование, которые могли бы обозначить изменение общей для стран ЕС тенденции, в 2010—2011 гг. не произошло. Отмечается, что производились лишь рутинные изменения базы для их исчисления в сторону незначительного увеличения. В меньшей степени это касалось ставок взносов. Ставки взносов выросли только в Ирландии и Латвии (в то же
время Латвия компенсировала это снижением ставки НДФЛ и увеличением сумм налоговых вычетов). В Чехии и Ирландии ставки взносов были увеличены для лиц с высоким уровнем доходов. Результатом этих мероприятий стал рост налоговых поступлений в бюджет.
Только Венгрия и Болгария снизили ставки взносов (временно на 2010 г.) с целью сохранения рабочих мест. В Литве для того чтобы стимулировать трудоустройство молодых специалистов, были введены льготы по взносам для работодателей, нанимающих сотрудников без опыта работы.
НДС. Практически все европейские страны увеличили ставки НДС в 2010—2011 гг., причем некоторые из них существенно. Венгрия и Румыния подняли стандартные ставки на 5 %, с 20 до 25 % и с 19 до 24 % соответственно. Греция и Португалия дважды увеличивали стандартные ставки и пришли к уровню 23 % (с 19 % в Греции и с 20 % в Португалии). Рост стандартных ставок в Испании составил 2 % (от 16 до 18 %), в Великобритании — 2,5 % (от 17,5 до 20 %). Стандартные ставки выросли также в Чехии, Финляндии, Латвии, Польше и Словакии.
Греция, Португалия, Кипр, Латвия и Испания также увеличили ранее сниженные ставки, при этом Греция и Португалия отменили ряд налоговых льгот, а Кипр, Латвия и Испания ограничили налоговую базу, к которой применялись указанные ставки.
Исключением стала Ирландия, снизившая стандартную ставку на 0,5 % — до 21 %, установленную в 2008 г.
В целом рост ставок отражает общую тенденцию движения к максимальной в ЕС ставке НДС — 25 %. Если в 2009 г. средняя в ЕС ставка НДС составляла 19,8 %, то в 2011 г. 20,7 %.
В Венгрии и Дании рост ставок НДС и расширение понятия налоговой базы послужили инструментом финансирования реформ по снижению налогов на оплату труда и налога на доходы организаций, тогда как в других странах привели к увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Необходимо отметить, что ряд стран, увеличивших стандартные ставки НДС, а также те, кто этого не сделал, пересмотрели налоговую базу для сниженных ставок НДС, включив в нее новые категории товаров (Бельгия, Германия, Венгрия, Литва и Польша). Это изменение коснулось в
основном продовольственных товаров, а также услуг, финансируемых из бюджета.
Акцизы. В 2010—2011 гг. в большинстве стран ЕС существенно выросли ставки акцизов. Значительный рост наблюдался в странах — новых участницах, несмотря на то, что исходные ставки были приближены к минимальным в ЕС.
Многие страны увеличили акцизы на энергию и другие налоги и сборы, связанные с охраной окружающей среды. Германия установила акцизы на ядерное топливо и сборы на билеты на самолеты, отправляющиеся из аэропортов Германии. Подобные сборы появились и в Австрии, а в Великобритании их ставки были увеличены. Финляндия изменила систему налогообложения энергетических продуктов с учетом энергетической составляющей и количества выбросов углекислого газа (СО2). Ирландия установила налог на выбросы СО2, а Словакия — налог на безвозмездно распределяемые квоты на выбросы.
Некоторые страны изменили порядок налогообложения автомобилей. Австрия, Бельгия, Финляндия и Нидерланды увеличили льготы по налогу на регистрацию автомобилей, связанные с показателями их выбросов СО2: чем меньше СО2 производит автомобиль, тем меньше сумма акциза. В Болгарии акцизы на автомобили были отменены в 2010 г. Греция увеличила ставку дорожного налога, рассчитываемого на основе объема двигателя и влияния выбросов автомобиля на окружающую среду. Ежегодно уплачиваемый в Финляндии налог на транспортные средства также теперь рассчитывается с учетом показателей выбросов СО2. С 2010 г. Латвия установила налог на владение автомобилями.
Акцизы на табак и алкоголь выросли в Австрии, Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Греции, Латвии, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Испании и на Кипре. Наиболее существенный рост акцизов на табак произошел в Австрии, Эстонии, Финляндии, Венгрии и на Кипре, на алкоголь — в Эстонии, Финляндии и Венгрии. Дания ввела новый акциз — на насыщенные жиры, содержащиеся в молочных продуктах и мясе. В Финляндии акцизом теперь облагаются кондитерские изделия и мороженое.
Налог на недвижимость. В условиях необходимости обеспечения роста налоговых поступ-
лений в бюджет многие европейские страны воспользовались возможностью увеличить налоги на недвижимость, взимаемые на регулярной основе.
Ставки налога на недвижимость были увеличены в Чехии, Греции, Нидерландах, Португалии, Франции и в Германии. В частности, в Чехии с 2010 г. ставка налога на землю и здания выросла вдвое, в Греции ввели прогрессивный налог на имущество по ставкам, варьирующимся от 0,1 до 2 %, вместо единой ставки 1 %, применявшейся ранее. В Португалии ставка налога на определенные виды недвижимости возросла с 1 до 5 %, при этом была отменена применявшаяся ранее специальная сниженная ставка налога на передачу объектов недвижимости. Некоторые земли Германии увеличили ставку налога на сделки с недвижимостью, а муниципалитеты — ставки налогов на недвижимость, взимаемых на регулярной основе. Латвия с 2010 г. увеличила ставку налога на нежилые здания и земли нежилищного фонда с 1 до 1,5 %, а в отношении жилой недвижимости установила прогрессивную шкалу налогообложения со ставками 0,1, 0,2 и 0,3 %.
Налоги на финансовый сектор. В последние годы в европейских странах идет активное обсуждение необходимости введения специальных налогов в финансовом секторе экономики. Обсуждения вызваны тем, что деятельность банков и финансовых компаний внесла свой вклад в развитие кризисной ситуации, а также ввиду получения финансовым сектором существенной государственной поддержки в посткризисный период. Кроме того, высказываются мнения, что с точки зрения тенденции по перенесению налогового бремени на потребителя другие виды экономической деятельности находятся в менее выгодном положении, поскольку финансовые услуги в основном не облагаются НДС.
В настоящее время Европейская комиссия проводит анализ влияния различных типов налога на финансовый сектор. Рассматриваются три типа таких налогов:
— банковский налог, который должен рассчитываться на основе баланса;
— налог на финансовую деятельность;
— налог на финансовые трансакции.
Тем не менее некоторые европейские страны уже ввели или планируют ввести новые для
финансовой системы налоги. Австрия, Венгрия и Португалия установили банковский налог, который рассчитывается на основе баланса (за вычетом собственного капитала и обеспеченных депозитов). В Австрии в базу по банковскому налогу включается дополнительный элемент — 0,013 % от объема деятельности по торговле дериватива-ми. На Кипре был введен налог, рассчитываемый на базе общей суммы банковских депозитов. Венгрия установила налог на страховые премии. В 2011 г. Дания увеличила ставку налога на финансовую деятельность с 9,13 до 10,5 %, базой для которого является общая сумма вознаграждения персонала компаний, осуществляющих такую деятельность. В Великобритании ввели банковский налог, а также специальный единовременный налог в размере 50 % от суммы бонусов, превышающих 25 000 фунтов стерлингов и выплаченных банками и строительными обществами в период с 09.12.2009 по 05.04.2010. Португалия, которая, как отмечалось выше, увеличила ставку НДС, также установила его для ряда финансовых услуг.
Налоговое администрирование. В рассматриваемом периоде некоторые европейские страны предприняли ряд мер для повышения собираемости налогов и в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов. В частности, Болгария, Кипр, Греция, Латвия, Италия и Словения усилили контроль за соблюдением налогоплательщиками правил налогового законодательства.
В Италии мероприятия по усилению налогового контроля стали самыми существенными нововведениями в налоговом законодательстве в 2010—2011 гг. Для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, была разработана особая процедура оценки соответствия величины декларируемых налогов объему деятельности налогоплательщика: на основании фактических данных налогоплательщика по расходам рассчитывается соответствующая им сумма дохода и сравнивается с суммой задекларированного дохода. Дополнительно были установлены лимит на расчеты наличными средствами и требование об указании идентификационного номера налогоплательщика при приобретении товаров дороже 3 600 евро. Усиление налогового контроля коснулось также вопросов проведения налоговых проверок, мер по предотвращению уклонения от уплаты НДС,
а также компаний, ведущих деятельность через офшоры.
В рамках программы экономического и финансового оздоровления для некоторых европейских стран усиление налогового контроля является одним из самых важных шагов на пути к стабилизации финансовой ситуации. В Греции, например, были приняты меры по ужесточению уголовного наказания и штрафов за неуплату налогов, а также по реорганизации налоговых органов. Для предотвращения уклонения от НДС установлен лимит сделок с наличностью: платежи в сумме, превышающей 1 500 долл. США, должны проводиться только через банк. В Латвии контролирующие органы были наделены дополнительными административными полномочиями, налоговые проверки стали более «прозрачными», также были предприняты меры по ужесточению борьбы с незаконными сделками. Кроме того, были установлены лимиты на расчеты наличностью и требования к минимальному уровню зарплаты в компаниях, участвующих в государственных тендерах.
Текущая экономическая ситуация в европейских странах диктует необходимость совершенствования системы формирования доходной части бюджета. Эффективная налоговая политика
должна способствовать получению средств, достаточных для покрытия государственных расходов, перераспределению доходов в потреблении (через прогрессивное налогообложение), учету фактора охраны окружающей среды и здоровья населения (через соответствующие налоги, связанные с охраной окружающей среды, акцизы на табак, алкоголь и т. д.), влиянию на распределение ресурсов, созданию рабочих мест, стабилизации экономической ситуации и созданию предпосылок для экономического роста. Как видно из вышеизложенного, европейские страны предпринимают необходимые меры для достижения этой эффективности, большей частью согласованно действуя в рамках общих тенденций.
Список литературы
1. Европейская комиссия. Налоговые тенденции в Европейском Союзе - данные для стран -участниц ЕС, Исландии и Норвегии. Люксембург: Европейский Союз. Коллекция: статистические издания, 2011.
2. Материалы официального сайта Европейской Комиссии. Раздел «Налоговый и таможенный Союз». URL: http://ec. europa. eu/taxation_customs/ index en. htm.
11-12 сентября 2012 г. в Москве компания «АСЭРГРУПП» при поддержке Минэкономразвития России, Минфина России, Комитета по кадастру и налогообложению недвижимости Общероссийской общественной организации («Деловая Россия»), НП «Кадастр-оценка», а также ряда отраслевых агентств проводит
всероссийский конгресс
Налоги: правовое регулирование 2012
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (495) 988-61-15 либо E-mail: [email protected], а также на сайт компании.
www.asergroup.ru
44
международный бухгалтерским учет