Основные типы систем управления и их назначение
М.А. Кряжевских,
магистр кафедры АПП,
В.И. Солонец,
к.т.н., доцент кафедры АПП
1. Интегрированные системы управления предприятием:
• первое направление (не ERP-системы): корпоративные ИС (КИС) и некоторые заказные берут начало от автоматизации учетных бухгалтерских функций;
• второе направление (ERP-системы, Enterprise Resource Planning) основано на автоматизации управления всеми ресурсами предприятия.
2. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management):
• основная задача - управление циклом продаж, контроль над информацией о клиентах, увеличение эффективности взаимодействия с клиентами.
3. Системы электронной коммерции типа B2B («business-to-
business»):
• это не только средство заключения сделок между фирмами, а реализация технологии поддержки межкорпоративных отношений.
4. Системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management):
• назначение SCM - оптимизация закупок, производства, сбыта, логистики, доходов и прибыли.
1. ERP-системы
Основаны на автоматизации управления всеми ресурсами предприятия.
Новые модули системы интегрировались с производственным ядром естественным путем, т. е. исходя из необходимости обеспе-
чения производства материалами, компонентами, оборудованием, финансами и т. д.
Другим признаком ERP-системы является условие, при котором ядро системы создается на основе выполнения пяти основных функций, состав которых не зависит от последовательности выполнения технологических цепочек и структуры предприятия: планирование производства, подготовка производства, обеспечение производства, производство продукции и сбыт.
Результаты выполнения этих функций используются общими функциями, которые присутствуют на предприятии любого типа: руководство предприятием; функции поддержки (работа с кадрами, делопроизводство, информационное и техническое обеспечение, юридическая деятельность и др.); финансовая деятельность; взаимодействие с дочерними предприятиями и фирмами.
ИС предприятия на базе стандартов ERP обеспечивают весь необходимый набор информационных услуг от планирования до управления складами и производством, от закупок сырья, материалов и комплектующих до сбыта готовой продукции, включая бухгалтерию и финансы.
При разработке или выборе ИС для предприятия необходимо вначале определить, какого класса система соответствует его размеру, характеру деятельности и возможностям. Экономически не выгодно применять для небольших предприятий, которые имеют простой производственный процесс, несложную организационную структуру, консерватизм к изменениям. Для автоматизации управления такими предприятиями используются локальные и малые системы не ERP-класса.
2. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы)
Основная задача - управление циклом продаж, контроль над информацией о клиентах, увеличение эффективности взаимодействия с клиентами.
Бизнес задачи CRM в полиграфии:
Повышение количества новых клиентов, удержание существующих заказчиков:
• постоянные контакты с клиентами в соответствии с бизнес-процессами;
• сегментация клиентов (по обороту, частоте заказов, параметрам заказа и пр.);
• отработка обращений клиентов, управление рекламациями;
• фокусирование деятельности на целевых клиентах.
Повышение качества обработки проектов (заказов), снижение затрат на рутинные операции
1. Работа над заказом в соответствии с бизнес-процессом:
• проведение заказа по всем технологическим этапам вплоть до выдачи готовой продукции;
• автоматическое формирование задач для ответственных исполнителей;
• контроль своевременного выполнения задач по бизнес-процессу.
2. Организация коллективной работы над заказом:
• формирование команды проекта;
• планирование с помощью сетевого графика;
• распределение задач между сотрудниками;
• учет трудозатрат по проекту.
3. Ведение документооборота по проекту:
• формирование стандартных документов и отчетов (коммерческих предложений, договоров, счетов и пр.);
• визирование документов;
• поддержка версионности документов.
4. Формирование хранилища материалов по проекту:
• сохранение рабочих материалов по проекту (макетов продукции, технологической документации и пр.);
• структурирование накапливаемой информации.
Финансовое управление проектами
• расчет себестоимости и сметной стоимости заказа на основе используемых трудозатрат, ресурсов, продуктов;
• учет количества и стоимости товаров и услуг, а также дополнительных ресурсов, используемых при выполнении заказа;
• формирование платежных требований в зависимости от условий оплаты по проекту и объема фактических трудозатрат;
• учет плановых и фактических приходов и расходов по проекту, расчет фактически полученной прибыли и процента ее отклонения от планируемого значения.
Управление ресурсами компании
• отслеживание занятости и доступности ресурсов компании;
• планирование загрузки сотрудников на основании полученной оперативной информации;
• контроль эффективности работы сотрудников.
Существует популярная классификация CRM-систем, основанная на размере предприятия, которая содержит три группы:
1. Системы для офисной работы с клиентами и организации документооборота.
2. Системы для дистанционной работы с клиентами приема заказов на услуги и товары через Internet.
3. Call-центры, позволяющие автоматизировать и хранить информацию о телефонных переговорах с клиентами.
Если CRM-система используется как составная часть ERP-компонент компании, то она становится центральным звеном IT-ин-фраструктуры, где сходятся основные бизнес-процессы компании.
Существует тесная связь между складскими запасами и CRM. Качественное управление ассортиментом и запасами возможно только при условии качественной работы с данными об истории взаимоотношений с клиентами.
3. Системы электронной коммерции типа B2B
Под электронной коммерцией (e-commerce) понимается совокупность технических и организационных форм, предназначенных для ведения деятельности и совершения сделок с использованием электронных систем сети Интернет как средства взаимодействия с партнерами, банком, поставщиками, потребителями товаров и услуг. В системах электронной коммерции присутствуют все этапы совершения сделки: поиск требуемой продукции или услуг, уточнение деталей, оплата, получение (доставка) заказа.
Системы типа «business-to-business» (B2B), которые являются не просто средством заключения сделок между фирмами, а реализуют технологию поддержки межкорпоративных отношений. Их основная задача состоит в повышении эффективности работы компаний за счет снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географического бизнеса до масштаба всего мира.
Межфирменная торговля в Интернете осуществляется через системы электронной торговли, посредством организации электронных торговых площадок (ЭТП), на которых компании могут выступать и в качестве заказчиков (покупателей), и в качестве поставщиков (продавцов).
Системы электронной коммерции B2B - это аппаратно-программный комплекс, позволяющий поддерживать бизнес-отношения между предприятиями. Условно эти комплексы делятся на следующие типы:
1. Корпоративный сайт компании предназначен для общения данной фирмы с партнерами и контрагентами-поставщиками и потребителями, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.
2. Интернет-магазин предназначен для сбыта продукции, может быть встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, контролирует выполнение заказов.
3. Служба закупок ищет поставщиков, получает коммерческие предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение заказов.
4. Информационные сайты и вертикальные порталы предназначены для размещения информации об отрасли, входящих в нее компаний, параметров состояния рынка, отраслевых стандартов.
5. Брокерские сайты играют роль посредников между покупателем и продавцом. Их задача - получить через интернет-сайт заказ одного предприятия, а затем поместить его на выполнение на другом.
6. Интегрированные комплексы обеспечивают прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления (ERP-систем) с внешней системой электронной коммерции B2B (электронной торговой площадкой) и являются наиболее законченным и привлекательным решением в области электронной коммерции. Интегрированные комплексы позволяют автоматизировать все функции материально-технического снабжения и поэтапно увязывать в единую цепочку все звенья внутри корпоративных бизнес-процессов: анализ, планирование, бухгалтерию и финансы, учет материальных ценностей (склады), сбыт, снабжение, логистику.
Использование компаниями ERP-систем для оптимизации деятельности в Интернете не ограничивается В2В-площадками. Необходимо отметить, что на данном этапе чаще всего наблюдается слияние этих систем внутри программных продуктов, разработанных одной компанией-производителем. Все большее количество организаций использует свои интернет-ресурсы для взаимодействия с поставщиками и дистрибьюторами.
7. Электронные торговые площадки (ЭТП) существуют как отдельные сайты и предназначены для непосредственной организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На ЭТП создаются «рабочие места» для предоставления пользователям следующих услуг:
• создание и поддержка фирменных каталогов;
• поиск поставщиков и потребителей, проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов в режиме online;
• подбор комплекса средств интерактивного online взаимодействия контрагентов;
• выполнение маркетингового и конъюнктурного анализа;
• обеспечение предконтрактной и контрактной подготовки;
• проведение платежных операций;
• осуществление контроля поставок.
4. Системы управления цепочками поставок SCM
Концепция SCM подразумевает формирование такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками.
Фактически SCM-системы являются интеллектуальной надстройкой ERP-системы, оптимизируя поступление в компанию товаров и услуг от поставщиков.
Назначение SCM - оптимизация закупок, производства, сбыта, логистики, доходов и прибыли.
SCM-система состоит из множества звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
Система управления цепочками поставок представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. В цепочку поставок обычно входят несколько организаций.
Таким образом, SCM-система обеспечивает планирование ресурсов и информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла продукта - от заказа на разработку до послепродажного сервиса и утилизации, тогда как ERP-система обеспечивает лишь планирование ресурсов, необходимых для разработки продукта.
В результате система управления цепочками поставок создает единое информационное пространство для всех компаний, участвующих в производстве продукта, его транспортировке, продаже и постпродажном обслуживании. Благодаря этому повышается уровень обслуживания клиентов, у них появляются дополнительные возможности, например отслеживание состояния заказа в режиме реального времени.
Выводы
Рассмотренные системы управления обеспечивают управление производством и представляют функции АСУП.
В настоящее время ERP-системы практически полностью вытеснили термин АСУП и используются специалистами для обозначения класса интегрированных ИС, предназначенных для управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Для современного полиграфического предприятия развертывание ERP-системы оказывается недостаточным для целей конкурентоспособности. Поэтому в состав ERP-систем в виде блоков или автономно вводятся:
1) системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM;
2) системы управления цепочками поставок SCM;
3) системы электронной коммерции B2B и др.
Используя их в едином комплексе, получают систему нового
типа CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), в которой реализован новый образец планирования - планирование ресурсов, синхронизированное с получателем (заказчиком).