ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА РЕИНЖИНИРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КРУПНОФОРМАТНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ю.В. Шеина, аспирант
Воронежский филиал РГТЭУ
Создание на предприятиях отделов логистики призвано обеспечить координацию всех материальных, информационных и финансовых потоков в процессе товародвижения от закупок материалов до сбыта готовой продукции.
Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях требуется разработка систем управления предприятием, которые оперативно отражают состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений об изменениях в бизнес-процессах.
Оптимизация процессов логистики и затрат на нее возможна только при кооперации всех продуктовых центров. Здесь важно рассмотреть такие функции, как поставка, транспортировка и складирование,
Реинжиниринг логистических процессов на основе современных информационных технологий сводится к решению следующих задач:
■ встраивание клиентов и поставщиков в бизнес-процессы предприятия благодаря использованию возможностей электронного бизнеса;
■ формирование заказов и управление запасами в автоматизированном режиме при минимальном участии менеджеров;
■ создание системы оперативно-календарного планирования использования ресурсов во множестве
организация производственных процессов, разработка продуктов, отвечающих требованиям логистики. Поэтому целесообразно объединять логистические задачи, привязанные к местам размещения производств, "под крышей" одного логистического центра.
Повышение эффективности выполнения функций логистического бизнес-процесса во многом достигается благодаря использованию современных информационных технологий, которые позволяют:
■ упростить структуру бизнес-процесса;
■ ускорить коммуникацию участников бизнес-процессов;
■ осуществить непрерывное планирование процессов;
■ повысить качество принимаемых решений;
■ обеспечить долгосрочное прогнозирование логистических бизнес-процессов.
В результате внедрения информационных технологий трансформируется характер организации логистических процессов (таблица).
одновременно выполняемых процессов в цепочке поставок.
Решение перечисленных задач обеспечивается созданием корпоративных информационных систем, в которых центральное место занимает управление логистическими процессами. Основные подсистемы информационной системы, которые обслуживают потребности управления логистическими процессами, представлены на рисунке.
При этом корпоративная информационная система призвана обеспечивать [1]:
Трансформация характера организации логистических процессов
Класс характеристик Традиционные решения Решения на основе информационно-компьютерных технологий
Структура Физические компоненты Иерархия управления Виртуальные компоненты
Процессы Ручные операции Физические коммуникации Компьютеризация. Электронные потоки
Управление Бумажная отчетность Координационные совещания Электронный обмен информацией Теле- и видео-конференции
Межорганизационные взаимодействия Переговоры. Тендеры Электронный обмен информацией
■ на оперативном уровне управления - синхронизацию бизнес-процессов в цепочках поставок на основе технологии SCM;
■ на тактическом уровне управления - планирование использования ресурсов в бизнес-процессах
Технология SCM (Supply Chain Management -управление цепочками снабжения) предлагает решения задач по оптимизации затрат на логистику и закупки. Это инструмент, под которым следует понимать прогнозирование спроса, планирование закупок, управление складом, планирование производства. SCM - решения наиболее востребованы в крупных или средних компаниях, которые реально могут получить выгоду от внедрения этих технологий. Для небольшого бизнеса зачастую достаточно «человеческого» управления [2].
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Высокий уровень конкуренции требует от ее игроков максимально быстрой реакции на изменение рынка и предпочтения покупателей.
на основе применения различных технологий MRP/DRP, JIT, SIC;
■ на стратегическом уровне управления - планирование изменений бизнес-процессов с учетом прогнозирования потребностей клиентов по технологии CRM.
Нарастающие процессы консолидации обусловливают растущую потребность в интеграции информационных и финансовых потоков. Характерными особенностями крупных торговых комплексов являются широкий ассортимент товаров и ориентация на конечный спрос, в связи с чем встает вопрос о повышении эффективности взаимодействия с покупателями и поставщиками и грамотного управления ассортиментом.
Эти бизнес-задачи обусловливают серьезное внимание крупных компаний розничной торговли к информационным технологиям. Все большую роль начинают играть комплексные информационные системы для управления ключевыми бизнес -процессами, такими как управление цепочками поставок, запасами, ассортиментом, ценообразование, пла-
Л
Склад 4
Клиент
ППП - Платежи
ППП - Оформление заказов
/ / а V / /
Склад 1 Склад 2
/ л г
L ►
г
/
/
►
ППП - Выполнение заказов
ППП - Доставка заказов
Склад 3
Транспортная Транспортная Транспортная
организация 1 / организация 2 / организация 3
Состав подсистем информационной системы, обслуживающих выполнение логистического процесса
нирование и прогнозирование производства, управление финансами и бухгалтерией, анализ результатов хозяйственной деятельности, мерчендайзинг, учет и анализ розничных продаж и др.
Крупные торговые комплексы достигают конкурентного преимущества путем внедрения таких «составных частей» SCM - решения, как прогнозирование спроса (forecasting) и управление закупками (replenishment), что позволяет автоматизировать цепочки поставок.
MRP-системы (Material Requirements Planning) редко используются для планирования материальных потребностей в сервисных, транспортных, торговых и других организациях непроизводственного профиля. Однако потенциально идеи MRP-систем могут быть применены и для непроизводственных предприятий, деятельность которых требует планирования материалов в относительно длительном интервале времени.
Крупные торговые комплексы в результате внедрения технологии MRP-системы, которая базируется на планировании материалов для оптимальной организации производства, могут рассчитывать на создание оптимальных условий для реализации производственного плана выпуска продукции.
Основная идея MRP-систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве [3].
ERP системы (Enterprise Resources Planning) как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием, кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения.
Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции.
Стратегией, основанной на времени и ориентирующейся на производственный план, является стратегия Just-in-time.
Just-in-time - стратегия, в которой товарноматериальный поток организован в точном соответствии с временными требованиями производства: поставки необходимого объема материалов в указанное время в указанное место.
Применение технологии SIC предлагает широкий спектр решений для маркировки и идентификации продукции - от простого устройства для выдавливания символов на закаленной стали, до сложных машин с контроллерами и программным управлением.
Одним из главных конкурентных преимуществ торговой компании является постоянное привлечение новых клиентов. CRM (Customer Relationships
Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами. Это не просто программное обеспечение, это идеология деятельности клиентоориентированной компании. Внедрение CRM необходимо для повышения эффективности работы с клиентами отдела продаж, рекламы, маркетинга, сервисного обслуживания, которая достигается за счет фиксирования в единой информационной базе всей информации по клиенту и контактам с ним.
Управление взаимоотношениями с клиентами — деловая стратегия привлечения (выбора) и управления клиентами, нацеленная на оптимизацию их ценности в долгосрочной перспективе. CRM предполагает наличие в организации философии и культуры ориентированных на клиента, направленных на эффективность работы в области маркетинга, продаж и сервисного обслуживания. CRM-приложения делают возможным эффективное управление взаимоотношениями с клиентами при условии, что предприятие имеет правильные цели, стратегию и культуру.
Внедрение CRM - решений позволяет крупным торговым компаниям по накопленным данным, выработать стратегию работы как с конкретным клиентом, так и со всеми (персонифицированный подход, дизайн продукции, предоставление новых услуг или товара), оценить эффективность рекламных и маркетинговых акций.
Большое значение в современных информационных системах управления логистическими процессами придается оптимизации выполнения функций, к которым относятся:
■ определение оптимальной последовательности выполняемых операций, которая приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг по обслуживанию клиентов, способствующих повышению росту оборота;
■ оптимизация использования ресурсов в различных логистических бизнес-процессах, которая позволяет минимизировать издержки производства и обращения;
■ построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, как следствие, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;
■ оптимизация финансовых потоков, обеспечение равномерности поступления и использования денежных средств в результате отработки рациональных схем взаимодействия с партнерами, сочетания бизнес-процессов.
Логистические бизнес-процессы современного предприятия отличаются изменяющимися во времени характеристиками материальных, информационных,
финансовых потоков, например такими, как интенсивность поступления заказов на готовую продукцию и поставок сырья и материалов в различные периоды времени.
Следствием динамичности бизнес-процессов является неравномерность использования основных ресурсов: персонала, оборудования, информационной системы, источников финансовых средств. В этих условиях задачу оптимизации организации или реинжиниринга бизнес-процессов можно решить на основе применения инструментальных программных средств имитационного моделирования.
Решению перечисленных задач во многом способствует интеграция информационных систем с инструментальными средствами динамического имитационного моделирования, к которым, в частности, относится хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике инструментальный комплекс ReThink на базе G2 ^ешут), обладающий следующими возможностями:
■ позволяет моделировать длительность, стоимостные затраты, степень использования ресурсов, пропускную способность системы;
■ осуществляет многосценарное моделирование или одновременный запуск нескольких моделей с одним сценарием;
■ предоставляет инструменты графического анализа результатов моделирования;
■ осуществляет ввод исходных данных с графиков, из текстовых файлов, баз данных;
■ встраивается в контур реальной системы управления.
В настоящее время на базе ППП ReThink создан специализированный инструментальный комплекс моделирования логистических процессов SCOR.
При проведении имитационного моделирования можно использовать два режима задания значений входных параметров имитационной модели:
1) на основе генерируемых статистических данных:
для реальных характеристик процессов,
для предполагаемых характеристик процессов;
2) на основе фактических данных, накапливаемых в базах данных, за определенный период времени.
Встраивание системы имитационного моделирования в контур корпоративной информационной системы повышает обоснованность решений по управлению логистическими процессами, как на оперативно-тактическом, так и на стратегическом уровнях.
Литература
1. Альбеков А.У. Логистика коммерции / А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Современная логистика: пер. с англ. / Джонсон Д.С., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мэрфи-мл П.Р. 7-е изд. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2002.
3. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.