Научная статья на тему 'Информационная компонента реинжиниринга логистических процессов крупноформатных торговых организаций'

Информационная компонента реинжиниринга логистических процессов крупноформатных торговых организаций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компонента реинжиниринга логистических процессов крупноформатных торговых организаций»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПОНЕНТА РЕИНЖИНИРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КРУПНОФОРМАТНЫХ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Ю.В. Шеина, аспирант

Воронежский филиал РГТЭУ

Создание на предприятиях отделов логистики призвано обеспечить координацию всех материальных, информационных и финансовых потоков в процессе товародвижения от закупок материалов до сбыта готовой продукции.

Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях требуется разработка систем управления предприятием, которые оперативно отражают состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений об изменениях в бизнес-процессах.

Оптимизация процессов логистики и затрат на нее возможна только при кооперации всех продуктовых центров. Здесь важно рассмотреть такие функции, как поставка, транспортировка и складирование,

Реинжиниринг логистических процессов на основе современных информационных технологий сводится к решению следующих задач:

■ встраивание клиентов и поставщиков в бизнес-процессы предприятия благодаря использованию возможностей электронного бизнеса;

■ формирование заказов и управление запасами в автоматизированном режиме при минимальном участии менеджеров;

■ создание системы оперативно-календарного планирования использования ресурсов во множестве

организация производственных процессов, разработка продуктов, отвечающих требованиям логистики. Поэтому целесообразно объединять логистические задачи, привязанные к местам размещения производств, "под крышей" одного логистического центра.

Повышение эффективности выполнения функций логистического бизнес-процесса во многом достигается благодаря использованию современных информационных технологий, которые позволяют:

■ упростить структуру бизнес-процесса;

■ ускорить коммуникацию участников бизнес-процессов;

■ осуществить непрерывное планирование процессов;

■ повысить качество принимаемых решений;

■ обеспечить долгосрочное прогнозирование логистических бизнес-процессов.

В результате внедрения информационных технологий трансформируется характер организации логистических процессов (таблица).

одновременно выполняемых процессов в цепочке поставок.

Решение перечисленных задач обеспечивается созданием корпоративных информационных систем, в которых центральное место занимает управление логистическими процессами. Основные подсистемы информационной системы, которые обслуживают потребности управления логистическими процессами, представлены на рисунке.

При этом корпоративная информационная система призвана обеспечивать [1]:

Трансформация характера организации логистических процессов

Класс характеристик Традиционные решения Решения на основе информационно-компьютерных технологий

Структура Физические компоненты Иерархия управления Виртуальные компоненты

Процессы Ручные операции Физические коммуникации Компьютеризация. Электронные потоки

Управление Бумажная отчетность Координационные совещания Электронный обмен информацией Теле- и видео-конференции

Межорганизационные взаимодействия Переговоры. Тендеры Электронный обмен информацией

■ на оперативном уровне управления - синхронизацию бизнес-процессов в цепочках поставок на основе технологии SCM;

■ на тактическом уровне управления - планирование использования ресурсов в бизнес-процессах

Технология SCM (Supply Chain Management -управление цепочками снабжения) предлагает решения задач по оптимизации затрат на логистику и закупки. Это инструмент, под которым следует понимать прогнозирование спроса, планирование закупок, управление складом, планирование производства. SCM - решения наиболее востребованы в крупных или средних компаниях, которые реально могут получить выгоду от внедрения этих технологий. Для небольшого бизнеса зачастую достаточно «человеческого» управления [2].

Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Высокий уровень конкуренции требует от ее игроков максимально быстрой реакции на изменение рынка и предпочтения покупателей.

на основе применения различных технологий MRP/DRP, JIT, SIC;

■ на стратегическом уровне управления - планирование изменений бизнес-процессов с учетом прогнозирования потребностей клиентов по технологии CRM.

Нарастающие процессы консолидации обусловливают растущую потребность в интеграции информационных и финансовых потоков. Характерными особенностями крупных торговых комплексов являются широкий ассортимент товаров и ориентация на конечный спрос, в связи с чем встает вопрос о повышении эффективности взаимодействия с покупателями и поставщиками и грамотного управления ассортиментом.

Эти бизнес-задачи обусловливают серьезное внимание крупных компаний розничной торговли к информационным технологиям. Все большую роль начинают играть комплексные информационные системы для управления ключевыми бизнес -процессами, такими как управление цепочками поставок, запасами, ассортиментом, ценообразование, пла-

Л

Склад 4

Клиент

ППП - Платежи

ППП - Оформление заказов

/ / а V / /

Склад 1 Склад 2

/ л г

L ►

г

/

/

ППП - Выполнение заказов

ППП - Доставка заказов

Склад 3

Транспортная Транспортная Транспортная

организация 1 / организация 2 / организация 3

Состав подсистем информационной системы, обслуживающих выполнение логистического процесса

нирование и прогнозирование производства, управление финансами и бухгалтерией, анализ результатов хозяйственной деятельности, мерчендайзинг, учет и анализ розничных продаж и др.

Крупные торговые комплексы достигают конкурентного преимущества путем внедрения таких «составных частей» SCM - решения, как прогнозирование спроса (forecasting) и управление закупками (replenishment), что позволяет автоматизировать цепочки поставок.

MRP-системы (Material Requirements Planning) редко используются для планирования материальных потребностей в сервисных, транспортных, торговых и других организациях непроизводственного профиля. Однако потенциально идеи MRP-систем могут быть применены и для непроизводственных предприятий, деятельность которых требует планирования материалов в относительно длительном интервале времени.

Крупные торговые комплексы в результате внедрения технологии MRP-системы, которая базируется на планировании материалов для оптимальной организации производства, могут рассчитывать на создание оптимальных условий для реализации производственного плана выпуска продукции.

Основная идея MRP-систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве [3].

ERP системы (Enterprise Resources Planning) как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием, кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения.

Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции.

Стратегией, основанной на времени и ориентирующейся на производственный план, является стратегия Just-in-time.

Just-in-time - стратегия, в которой товарноматериальный поток организован в точном соответствии с временными требованиями производства: поставки необходимого объема материалов в указанное время в указанное место.

Применение технологии SIC предлагает широкий спектр решений для маркировки и идентификации продукции - от простого устройства для выдавливания символов на закаленной стали, до сложных машин с контроллерами и программным управлением.

Одним из главных конкурентных преимуществ торговой компании является постоянное привлечение новых клиентов. CRM (Customer Relationships

Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами. Это не просто программное обеспечение, это идеология деятельности клиентоориентированной компании. Внедрение CRM необходимо для повышения эффективности работы с клиентами отдела продаж, рекламы, маркетинга, сервисного обслуживания, которая достигается за счет фиксирования в единой информационной базе всей информации по клиенту и контактам с ним.

Управление взаимоотношениями с клиентами — деловая стратегия привлечения (выбора) и управления клиентами, нацеленная на оптимизацию их ценности в долгосрочной перспективе. CRM предполагает наличие в организации философии и культуры ориентированных на клиента, направленных на эффективность работы в области маркетинга, продаж и сервисного обслуживания. CRM-приложения делают возможным эффективное управление взаимоотношениями с клиентами при условии, что предприятие имеет правильные цели, стратегию и культуру.

Внедрение CRM - решений позволяет крупным торговым компаниям по накопленным данным, выработать стратегию работы как с конкретным клиентом, так и со всеми (персонифицированный подход, дизайн продукции, предоставление новых услуг или товара), оценить эффективность рекламных и маркетинговых акций.

Большое значение в современных информационных системах управления логистическими процессами придается оптимизации выполнения функций, к которым относятся:

■ определение оптимальной последовательности выполняемых операций, которая приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг по обслуживанию клиентов, способствующих повышению росту оборота;

■ оптимизация использования ресурсов в различных логистических бизнес-процессах, которая позволяет минимизировать издержки производства и обращения;

■ построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведения конкурентов на рынке и, как следствие, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;

■ оптимизация финансовых потоков, обеспечение равномерности поступления и использования денежных средств в результате отработки рациональных схем взаимодействия с партнерами, сочетания бизнес-процессов.

Логистические бизнес-процессы современного предприятия отличаются изменяющимися во времени характеристиками материальных, информационных,

финансовых потоков, например такими, как интенсивность поступления заказов на готовую продукцию и поставок сырья и материалов в различные периоды времени.

Следствием динамичности бизнес-процессов является неравномерность использования основных ресурсов: персонала, оборудования, информационной системы, источников финансовых средств. В этих условиях задачу оптимизации организации или реинжиниринга бизнес-процессов можно решить на основе применения инструментальных программных средств имитационного моделирования.

Решению перечисленных задач во многом способствует интеграция информационных систем с инструментальными средствами динамического имитационного моделирования, к которым, в частности, относится хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике инструментальный комплекс ReThink на базе G2 ^ешут), обладающий следующими возможностями:

■ позволяет моделировать длительность, стоимостные затраты, степень использования ресурсов, пропускную способность системы;

■ осуществляет многосценарное моделирование или одновременный запуск нескольких моделей с одним сценарием;

■ предоставляет инструменты графического анализа результатов моделирования;

■ осуществляет ввод исходных данных с графиков, из текстовых файлов, баз данных;

■ встраивается в контур реальной системы управления.

В настоящее время на базе ППП ReThink создан специализированный инструментальный комплекс моделирования логистических процессов SCOR.

При проведении имитационного моделирования можно использовать два режима задания значений входных параметров имитационной модели:

1) на основе генерируемых статистических данных:

для реальных характеристик процессов,

для предполагаемых характеристик процессов;

2) на основе фактических данных, накапливаемых в базах данных, за определенный период времени.

Встраивание системы имитационного моделирования в контур корпоративной информационной системы повышает обоснованность решений по управлению логистическими процессами, как на оперативно-тактическом, так и на стратегическом уровнях.

Литература

1. Альбеков А.У. Логистика коммерции / А.У. Альбеков, В.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Современная логистика: пер. с англ. / Джонсон Д.С., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мэрфи-мл П.Р. 7-е изд. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2002.

3. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.