Научная статья на тему 'Этапы эволюции систем управления информационными потоками на предприятии'

Этапы эволюции систем управления информационными потоками на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные потоки / система управления / information flows / management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Елена Юрьевна

Приоритет информационной составляющей в процессах экономического взаимодействия субъектов рынка диктует необходимость построения и активного использования такого инструмента, как система управления информационными потоками. Выявить этапы эволюции, а также тенденции развития подобных систем является целью исследования данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority of the information part in the processes of economic interaction among market subjects dictates the necessity for building and active use of such an instrument as an information management system. To reveal the stages of evolution and trends of development of these systems is the aim of the investigation.

Текст научной работы на тему «Этапы эволюции систем управления информационными потоками на предприятии»

Е. Ю. Давыдова

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Работа представлена кафедрой экономической теории и международного бизнеса Воронежской государственной технологической академии. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С. Н. Гапонова

Приоритет информационной составляющей в процессах экономического взаимодействия субъектов рынка диктует необходимость построения и активного использования такого инструмента, как система управления информационными потоками. Выявить этапы эволюции, а также тенденции развития подобных систем является целью исследования данной статьи. Ключевые слова: информационные потоки, система управления.

68

E. Davydova

STAGES OF EVOLUTION OF AN ENTERPRISE'S INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS

The priority of the information part in the processes of economic interaction among market subjects dictates the necessity for building and active use of such an instrument as an information management system. To reveal the stages of evolution and trends of development of these systems is the aim of the investigation.

Key words: information flows, management system.

В настоящее время в мире существуют различные подходы к построению систем управления информационными потоками (СУИП). Один из наиболее распространенных - применение системы «Планирование потребности в материалах» (Material Requirements Planning - MRP). Одно из достоинств MRP состоит в том, что она позволяет учитывать фактические отклонения от плана. Однако MRP-системы имели свои недостатки: на подготовку первичных данных требовались значительные затраты; начальная информация должна была быть высокой степени точности и т. д. На втором этапе эволюции MRP были учтены недостатки предшествующей системы, приводящие к тому, что в подсистеме MRP формировались такие графики и задания, которые трудно было реализовать в производстве. Чтобы справиться с этими трудностями, стали вводить приоритетное планирование, т. е. такую систему MRP (впоследствии она получила название MRP-2, Manufacturing Resources Planning), в которой подлежат определению перечень заказываемых материалов, требуемые сроки поставки материалов и т. п. Несомненным достоинством системы MRP-2 выступает то, что при решении задач прогнозирования осуществляется разработка прогноза потребности в сырье и материалах раздельно по приоритетным и неприоритетным заказам. Дальнейшим направлением развития MRP-2 становится стандарт ERP (Enterprise Resource Planning). Основным достоинством ERP является объединение всех ресурсов предприятия. Недостатком стандарта ERP выступает отсутствие возможности повышения уровня использования рабочего времени.

В 70-е г. ХХ в. усилилось внимание к логистическим аспектам управления ресурсами предприятий, а именно: к концепции DRP (Distribution Resource Planning). Логистическим преимуществом DRP-систем является уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции (!!!) за счет координации поставок. Следует выделить определенные ограничения и недостатки в применении DRP-систем. Они вызывают необходимость точного скоординированного прогноза отправок и пополнения; интегрированное планирование распределения требует частых изменений в производственном расписании. Указанные недостатки традиционно устраняются путем увеличения страховых запасов !П в дистрибутивной сети. Однако их обнаружение привело к тому, что в 1980-е гг. появилась расширенная версия DRP - «Планирование распределения ресурсов» (DRP-2). В отличие от системы DRP прогнозирование в ней может быть средне- и долгосрочным. Система DRP-2 позволяет решать комплекс задач, включая планирование величины и места поставок и уровней запасов на центральном и региональных складах завода-изготовителя.

Следующим этапом эволюции систем управления информационными потоками стала концепция «Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем» (CSRP). Эффективный процесс производства, синхронизированный с потребителем, требует эффективной системы поставок всех составляющих производственного процесса и ГП. Современные информационные технологии предлагают рассматривать всю цепочку по-

ЭКОНОМИКА

ставок от сырья и материалов до выполнен- В настоящее время существуют сле-

ного заказа через реализацию концепции дующие основные стандарты информацион-управления цепочками поставок SCM (Sup- ных систем и их модулей, представленные в ply Chain Management). табл .1.

Таблица 1

Классификация корпоративных информационных систем и их модулей

HRM Human Resource Management Управление персоналом

MRP Material Requirements Planning Планирование потребности в материалах

MRPII Manufacturing Resource Planning Планирование производственных ресурсов предприятия

ERP Enterprise Resource Planning Планирование ресурсов предприятия (управление заказами, снабжением, запасами, производством, сбытом и финансами)

MES Management Execution System Система управления исполнением (производственных заданий), или система диспетчирования

CRP Capacity Requirements Planning Планирование потребности в производственных мощностях

PLM Product Lifecycle Management Управление жизненным циклом

ЕАМ Enterprise Assets Management Управление бизнес-активами

CSRP Customer Synchronized Resource Planning Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителями

COMMS Customer oriented manufacturing management system Система управления производством, ориентированная на покупателя

FRP Finance Requirements Planning Планирование потребности в финансах

SCP Supply Chain Planning Планирование цепочек поставок

SCM Supply Chain Management Управление цепочками поставок

SCE Supply Chain Execution Исполнение логистических транзакций

SCEM Supply Chain Event Management Управление событиями в логистической цепочке

PRM Partnership Relation Management Управление взаимоотношениями с партнерами

CRM Customer Requirements Management Управление взаимоотношениями с клиентами

OLAP On-Line Analytical Processing Оперативная аналитическая обработка информации

DSS Decision Support System Система поддержки принятия решений

Таблица 1 показывает, что с развитием взаимоотношений с клиентами и партнерами, выявлением потребности в согласовании планов производства и сбыта, необходимости учета всех видов ресурсов предприятия появляются и развиваются новые системы управления информационными потоками. Выбор конкретной системы зависит от масштабов предприятия, численности персонала и его навыков, целей, технической обеспеченности, степени готовности к изменениям в различных процессах и т. д.

Существуют системы, которые широко распространены на Западе, но в условиях российской действительности их применение затруднено, а зачастую неосуществимо в силу разных причин. К ним можно отнести недостаточное развитие корпоративной культуры, неготовность отечественных предпри-

ятий к переменам, невысокий уровень развития техники, отсутствие денежных средств и т. п. Так, в начале 1960-х гг., фирмой «Тойота» была разработана система KANBAN, в которой наиболее последовательно и логично воплотились элементы системы «Just-in-Time» (JIT) - «точно вовремя». Суть концепции JIT - производить и доставлять продукцию в точно установленное время в точно установленное место. Дальнейшей тенденцией развития MRP и JIT явились системы интегрированной парадигмы управления информационными потоками в виде различных комбинаций. Так, в системе ОПТ - «Оптимизированная производственная технология» с начала 1980-х гг. на качественно новой основе получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в системах KANBAN и MRP. Основной принцип ОПТ состоит в выявлении

«узких» мест, или критических ресурсов. В 1990-е гг. на многих западных производственных предприятиях широкое распространение получила концепция «Lean production» («тощее производство»). Она была названа так потому, что использует меньше ресурсов по сравнению с широким производственным процессом. Наряду с этим в зарубежной практике в 1980-1990-е гг. большое распространение получила концепция «Реагирование на спрос», в основу которой положена система взглядов «Планирование потребностей/ресурсов», усовершенствованная с точки зрения реакции на изменение потребительского спроса.

Так, проведенное исследование позволило выделить пять основных этапов развития систем управления информационными потоками на предприятии: 1) компьютерной поддержки проектирования и производства: применение MRP, KANBAN, JIT (начало 1960-х гг. - начало 1970-х гг.); 2) развития гибких производственных систем: DRP, MRP-2 (начало 1970-х гг. - нача-

ло 1980-х гг.); 3) становления компьютерных интегрированных производств: DRP-2, ОПТ (начало 1980-х гг. - начало 1990-х гг.); 4) развития передовых производственных технологий: ERP, MRP-3, «Тощее производство» (начало 1990-х гг. ХХ в. - начало ХХ1 в.); 5) развития открытых информационных технологий: CSRP, SCM (начало ХХ1 в. до настоящего момента).

Этапы эволюции СУИП показаны на рис. 1. Они позволяют выявить ряд тенденций развития данных систем: соответствие состояния управления информационными потоками уровню развития производственных и информационно-компьютерных технологий; качественное разнообразие форм развития, отражающих решение различных локальных задач производственного менеджмента; синтез ключевых элементов систем управления информационными потоками «толкающего» и «тянущего» типа с целью устранения недостатков, присущих обеим системам; повышение гибкости производственных систем.

Рис. 1. Этапы эволюции систем управления информационными потоками

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать критерии в соответствии с особенностями конкретного

предприятия и среды, в которой оно функционирует, для того чтобы правильно осуществить практический выбор той или иной СУИП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.