Таким образом, стоимость совокупного риска проекта составит:
Бл = • р. = 30000• 0,992• (0,5 • 0,01 +
1 = 1
+ 0,017• 0,2) = 249,98 р.
В данном случае очевидно, что проект практически безрисковый. Стоимость проекта для заказчика с учетом совокупного риска и нормы прибыли будет:
БС = БР + Ба + (БР + Ба )Г = 30000 + 249,98 + +(30000 + 249,98) • 0,3 = 39324,97 р.
Данный подход был апробирован в одной из фирм, предоставляющей консалтинговые услуги в области проектного управления, и подтвердил свою состоятельность. Его применение дает про-
ектно-ориентированным компаниям значительное конкурентное преимущество, так как позволяет учитывать проектные риски без завышения стоимости проекта для заказчика. Компании, использующие данный подход, объективно выигрывают у компаний, необоснованно завышающих стоимость проектов в попытках покрыть все вероятные потери, за счет более низких цен и у компаний, не учитывающих проектные риски, - за счет снижения объема непредвиденных потерь. При этом себестоимость применения этого подхода, при наличии в компании статистики по типовым проектам, минимальна. Таким образом, подобный подход может применяться в проектно-ориентированных компаниях на пре-динвестиционной фазе жизненного цикла проекта для приближенной оценки его стоимости с учетом появления типовых рисков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соложенцев, Е.Д. Сценарное логико-вероятностное управление риском в логике и технике [Текст] / Е.Д. Соложенцев. - СПб.: Бизнес-пресса, 2006. - 537 с.
2. Ступаков, В.С. Риск-менеджмент [Текст] / В.С. Ступаков, Г.С. Токаренко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.
3. Гранатуров, В.М. Экономический риск: сущ-
ность, методы измерения, пути снижения [Текст] / В.М. Гранатуров. - М.: Дело и сервис, 2002. - 158 с.
4. Воронцовский, А.В. Управление рисками [Текст] / А.В. Воронцовский. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. - 206 с.
5. Воропаев, В.И. Управление проектами в России [Текст] / В.И. Воропаев. - М.: Аланс, 1995. - 224 с.
УДК 65.012.2
Е.Г Борщёв, А.А. Миролюбов
ПРИНЦИПЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Традиционный подход к управлению предприятием состоит в том, что руководство уделяет большую часть своего внимания внутренним задачам. Такой подход характерен для многих отечественных предприятий, хотя в мировой практике уже достаточно давно считается целесообразным управлять не отдельной компанией, а всей цепочкой предприятий, через которые поток материалов и услуг проходит к конечно-
му потребителю. С этой точки зрения производители рассматриваются как деловые партнеры. Поэтому производители и потребители оказались тесно связанными между собой и, более того, именно эта связь стала определять успехи каждого из них в отдельности.
Традиционные бумажные системы документооборота стали уступать место системам электронного обмена данными (Electronic Data
Interchange, EDI), позволяющим организовать информационные потоки на качественно новом уровне. Высокоэффективные системы управления (в том числе системы класса ERP) и возможности электронного взаимодействия предприятий (в сетях различного уровня, в основном через сеть Интернет) позволили предприятиям легко и быстро обмениваться большими объемами информации. Более того, способность быстрого обмена информацией превратилась в одно из основных конкурентных преимуществ.
В современной сетевой экономике один из ключевых факторов конкурентоспособности -скорость реакции на оперативные рыночные изменения. Развитие ИКТ, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг обусловили появление новых форм ведения бизнеса. Одна из подобных форм - электронные предприятия, все больше развивающиеся и за рубежом и в Российской Федерации.
Термин «электронное предприятие» (ЭП) мы определяем как децентрализованную сетевую организацию (бизнес-структуру), в которой взаимосвязи с поставщиками и заказчиками и все внутренние процессы реализованы в электронной форме на основе современной сетевой инфраструктуры и интернет-технологий, что позволяет данной организации с максимальной оперативностью реагировать на меняющиеся условия рынка, в результате чего создаются предпосылки для роста эффективности ее деятельности.
Исходя из изложенного, сформулируем основные принципы взаимодействия ЭП со своими партнерами.
1. Принцип организации взаимосвязей: все основные организационные процессы реализуются в электронной форме.
2. Принцип использования единого информационного пространства: основные бизнес-процессы выполняются в электронных сетях, охватывающих всю организацию и связывающих ее с другими организациями (поставщиками, клиентами).
3. Принцип территориальной распределенной: использование современной сетевой инфраструктуры и интернет-технологий для взаимодействия между участниками бизнес-процессов.
4. Принцип электронного управления ключевыми ресурсами и компетенциями. интеллектуальная собственность, материальные, финансовые и человеческие ресурсы управляются электронным способом.
Организация взаимодействия ЭП со своими партнерами в соответствии с перечисленными принципами практической деятельности предоставляет ЭП следующие возможности по сравнению с традиционными организационными формами. преобразует предприятия из закрытых систем в открытые, основанные на сетевых методах управления.
На рис. 1 показано, как электронное предприятие обеспечивает внутреннюю интеграцию.
Внутренняя интеграция достигается путем обобщения функций закупок, управления производством и дистрибуции в рамках единого подразделения - отдела управления материальными потоками (Supply Chain Management Department). Таким образом, на предприятии создается внутренняя цепочка поставок. Предприятие начинает интегрировать в информационную систему приложения, функционально обеспечивая поддержкой не только всю внутреннюю цепочку (от закупок до дистрибуции), но и основные бизнес-процессы. маркетинг, управление финансами, бухгалтерский и оперативный учет (в основном это комплекс приложений ERP, SCM, CRM).
Данный вид кооперации электронного предприятия с партнерами подразумевает преимущественно использование SCM-систем для создания долгосрочного сотрудничества, имеет относительно стабильную структуру сети и производственную программу (определены исполнители работ и виды производимой продукции на длительный период времени). Основной целью данной интеграции является создание системы взаимодействия предприятий, направленной на повышение качества планирования и управления за счет единых информационных каналов, синхронизацию бизнес-процессов, совместное планирование спроса и запасов. Тем не менее, на данной стадии электронное предприятие продолжает рассматривать своих поставщиков и заказчиков в качестве независимых субъектов и строит свои отношения с ними практически так же, как и ранее.
Запланированные потребности
Заказ поставщику
а
S
3 в я н
CJ
Подтверждение
Извещение об отгрузке
Счет-фактура
Электронное предприятие
Данные расчета потребно-
Заказ поставщику
Генерация акцепта
Приход по заказу поставщику
Интегрированная информационная
Заказ клиента
Подтверждение заказа
Отгрузка
Регистрация счета-фактуры
Заказ на закупку
План производства
Отгрузка
Подтверждение
Извещение об отгрузке
Счет-фактура
Электронный бизнес
Рис. 1. Внутренняя интеграция бизнес-процессов электронного предприятия
Системы класса SCM могут быть двух видов:
- имеющие самостоятельное решение для построения схемы бизнес-процессов, ориентированных на интеграцию с внешней средой;
- имеющие самостоятельную составную часть решений, задача которых - планирование корпоративных ресурсов, т. е. часть ERP-систем.
Нами проведен анализ российского рынка SCM-систем, который показал, что наиболее значимыми для российского рынка стали системы Oracle SCM [5], SAP SCM [6], Microsoft Dynamics NAV SCM [7].
Общими для указанных систем являются два блока - закупки и снабжение производства и управление складами.
Закупки и снабжение производства. Этот блок представляет возможность решения задач взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты. К тому же
системы БСМ предполагают наличие мощного аналитического модуля, который позволяет закупщику определять свои собственные фактические потребности на основе прогноза уровня спроса на готовую продукцию (интеграция со службами маркетинга) и информации о загруженности производственных мощностей (интеграция с ЕЯР-системой).
Управление складами. Представляется возможность автоматизировать процесс накопления и отражения данных о размещении товаров на каждом складе и фактически контролировать все складские процессы (приемку, подготовку складов и т. д.). Сюда входит подсистема БСМ управления логистикой транспортных операций. Это стандартная подсистема, которая позволяет рассчитывать стоимость перевозки различным транспортом, агрегировать все виды затрат при перевозках и сводить к минимуму
время ожидания информации о местонахождении товаров, сроках их доставки и т. д. Подсистема автоматизации по сбыту и работе с дистрибьюторами данного блока должна объединять функции транспортировки, складирования, переработки и хранения, а также всю деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением материальных ценностей от производителя к конечному потребителю.
На данном этапе основой эффективного взаимодействия электронного предприятия с внешними поставщиками и потребителями (см. рис. 1) является организация электронного обмена информацией (EDI - Electronic Data Interchange). Взаимодействие происходит на уровне приложений и без участия человека.
На следующем этапе кооперации внутренняя интеграция перерастает во внешнюю. Распространение внутренней цепочки на поставщиков и потребителей приводит к возникновению внешней цепочки поставок, которая уже не подчиняется напрямую какой-либо отдельной организации. Акцент во взаимодействии между электронным предприятием и его партнерами на продукты и производственные операции смещается в сторону удовлетворения потребностей клиентов. Кроме того, предприятие начинает глубже вникать в потребительские свойства своей продукции, в потребности и предпочтения своих клиентов. Теперь вместо простого реагирования на спрос клиентов предприятие имеет возможность взаимодействовать с ними, приобщать их к разработке новых продуктов и услуг. Кроме того, появляется большее понимание и своих поставщиков с их особенностями, сильными и слабыми сторонами; при этом поставщики также могут быть вовлечены в процесс новых разработок. Таким образом, обеспечивается реальная интеграция внутренней и внешней цепочек в единую интегрированную цепочку поставок и организуется полноценное управление этой цепочкой.
На данном этапе происходит создание сети Интранет, объединяющей в себе возможности локальных сетей и интернет-технологий. Корпоративный портал является централизованной точкой доступа в сеть Интранет. Он предоставляет сотрудникам персонифицированный доступ в корпоративную сеть электронного пред-
приятия (интрасеть) для получения необходимой информации - пользование внутренними документами, работа с аналитической и финансовой информацией и т. д. Партнеры также могут узнавать актуальную информацию об ассортименте продукции, о ценах и скидках (см. рис. 2). Такой способ организации доступа к внутренним ресурсам и информации электронного предприятия можно охарактеризовать как сеть делового партнерства (экстрасеть).
Совершенствование системы CRM - это следующий шаг к поддержанию долгосрочных и выгодных взаимоотношений электронного предприятия с партнерами. Если раньше CRM-система выполняла типичные функции, такие как обслуживание клиентов, управление обработкой заказов, выставление счетов, управление процессами продаж и маркетинга и т. д., то на данном этапе возникает необходимость в расширении ее функции, а также реализации этих функций посредством возможностей корпоративного портала.
Важным модулем данной системы является модель управления взаимоотношениями с партнерами (PRM - Partner Relationship Management). Возможности PRM-системы позволяют электронному предприятию организовать функционирование частной электронной торговой площадки с целью максимального использования возможностей интернет-технологий для углубления интеграции со своими партнерами.
Частные торговые площадки объединяют существующие информационные системы участников для улучшения работы цепочек поставок и сокращения издержек на транзакции между ними (рис. 3).
Частные торговые площадки можно условно разделить на два вида:
- площадки, создаваемые и поддерживаемые покупателями (создание одной или несколькими организациями электронной торговой площадки для привлечения поставщиков, что позволяет им оптимизировать процесс закупок, расширять контакты и сети поставок);
- площадки, создаваемые и поддерживаемые продавцами (также формируются крупными организациями или их объединениями, заинтересованными в развитии каналов сбыта продукции).
Запланированные потребности
Заказ поставщику
а =
3
и
о С
Подтверждение
Извещение об отгрузке
Счет-фактура
Электронное предприятие
Данные расчета потребно-
Заказ поставщику
Генерация акцепта
Приход по заказу поставщику
Конфигурирование заказа
Обработка заказа
Мониторинг выполнения заказа
атаСлеоргвпирсондоуекци обслуживание
Корпоративный портал
Заказ клиента
Подтверждение заказа
Отгрузка
Регистрация счета-фактуры
Интегрированная информационная система
Корпоративная сеть (интрасеть)
Сеть делового партнерства (экстрасеть)
Заказ на закупку
План производства
Отгрузка
Подтверждение
Извещение об отгрузке
т н е и л К
Счет-фактура
Электронный бизнес
Рис. 2. Внешняя интеграция бизнес-процессов электронного предприятия
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Развитие ИКТ, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг обусловили появление электронных предприятий, бизнес-структур, в которых взаимосвязи с поставщиками и заказчиками и все внутренние процессы реализованы в электронной форме на основе следующих принципов: организации взаимосвязей; использования единого информационного пространства; территориальной распределенной; электронного управления ключевыми ресурсами и компетенциями.
Применение интернет-технологий в сетях различного уровня и организация тесного сотрудничества с партнерами стимулирует развитие технологий открытых интегрированных информационных систем субъектов сотрудничества, в результате чего бизнес-процессы предприятий частично или полностью реализуются с использованием технологий электронного бизнеса. Успешное функционирование систем электронного бизнеса возможно лишь при высокой степени интеграции внутренних процессов с внешней экономической, а также информационной средой на основе эффективного электронного (системы EDI) обмена информацией
Внешние партнеры
Информационные услуги
Транзакционные услуги
Бизнес-логика
Межплатформенная интеграция
Дополнительные услуги
Электронная торговая площадка
к
и щ
в а т
^
о
з р
е н
т р
а
Запланированные потребности
Заказ поставщику
Подтверждение
Извещение об отгрузке
Счет-фактура
Электронное предприятие
Данные расчета потребно-
Заказ поставщику
Генерация акцепта
Приход по заказу поставщику
Конфигурирование заказа
Обработка заказа
МоСниетроврииснг
выполнения заказа
Сервисное обслуживание
Внутренний корпоративный (интранет) портал
Заказ клиента
Подтверждение заказа
Отгрузка
Регистрация счета-фактуры
Интегрированная информационная система
Корпоративная сеть (интранет)
Сеть делового партнерства (экстранет)
Заказ на закупку
План производства
Отгрузка
Подтверждение
Извещение об отгрузке
Счет-фактура
н
т р
а
Н
Электронный бизнес
Рис. 3. Взаимодействие участников частной электронной торговой площадки
между предприятиями, их партнерами и клиентами, формирования единых цепочек «поставщик - потребитель» (методология SCM), активного взаимодействия с клиентами (методология CRM).
В современных российских условиях для обеспечения эффективности взаимодействия участников электронного бизнеса необходимо решить следующие основные проблемы:
- обеспечить развитие законодательной базы в области электронного бизнеса и электронной коммерции. В стране по-прежнему нет закона, который бы определял особые требования в об-
ласти электронного бизнеса; требуют дальнейшей доработки положения о защите авторских прав в сети Интернет; необходимы более четкие положения законодательства по поводу защиты прав участников электронных сделок, по обеспечению безопасности электронных платежных систем и т. д.;
- совершенствовать схемы взаимодействия бизнес-партнеров и повысить надежность каналов связи при передаче торговой информации. К сожалению, электронные сделки в стране сопровождаются пока еще бумажным документооборотом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем [Текст] / В.Н. Бугорский, Р.В. Соколов. - СПб.: Питер, 2007.
2. Козлов, В.А. Открытые информационные системы [Текст] / В.А. Козлов. - М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Лодон, Дж. Управление информационными системами [Текст] / Дж. Лодон, К. Лодон. - 7-е изд. -СПб.: Питер, 2005.
4. Лебедев, В.Э. Основные тенденции развития корпоративных информационных архитектур [Текст] / В.Э. Лебедев, Э.Л. Борзунова // Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства [Мат. Между-нар. конгресса]. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
5. Поставщик программных решений для управления бизнесом SAP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sap.com/cis/solutions/business-suite/ scm/index.epx
6. Поставщик программных решений для управления бизнесом Oracle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oracle.com/us/products/appli-cations/ebusiness/scm/index.htm
7. Поставщик программных решений для управления бизнесом Microsoft [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.microsoft.com/dynamics/en/ us/supply-chain.aspx
УДК 339.138
Г.Ю. Попов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА И БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА
Сегодня в отечественной литературе наметились разные подходы к определению образовательных услуг. Например, в работе [2] образовательные услуги рассматриваются как «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства». В [1] под образовательными услу-
гами понимается «комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии» [4]. Мы предлагаем рассматривать образовательные услуги как объект купли-продажи. Такая точка зрения позволяет раскрыть рыночную сущность образовательных услуг и выявить особенности маркетинга