Научная статья на тему 'Основные типы инновационных малых и средних предприятий'

Основные типы инновационных малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / éCONOMIQUE DU MARCHé / ACTIVITé INNOVATIVE / MARKTöKONOMIE / INNOVATIONSTäTIGKEIT / SMALL ENTERPRISE / MEDIUM ENTERPRISE / MARKET ECONOMICS / INNOVATIVE ACTIVITY / CLASSIFICATION / PETIT ENTREPRISE / MOYEN ENTREPRISE / KLEIN BETRIEB / MITTLERE BETRIEB / KLASSIFIZIERUNG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссаров А. Г.

Переход стран Восточной Европы и Российской Федерации к рыночному типу экономики порождает много организационно-правовых и инфраструктурных проблем. По степени инновационности МСП относятся к категориям «лидер», «последователь» и «аутсайдер». Малые инновационные предприятия, которым может быть предоставлена различная поддержка региональных органов власти, разделены на 4 типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TYPES OF MINOR AND MEDIUM INNOVATIVE ENTEPRISES

Conversion of Eastern Europe countries and RF to market economics causes many organizational, legal and infrastructural problems to rise. By the degree of «innovativeness», minor and medium enterprises are classified to three categories: «leader», «successor» and «outsider». Minor enterprises to whom different support may be extended by regional powers are grouped to 4 types.

Текст научной работы на тему «Основные типы инновационных малых и средних предприятий»

ИННОВАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

MAIN TYPES OF MINOR AND MEDIUM INNOVATIVE ENTEPRISES

А. Г. Комиссаров,

аспирант

Переход стран Восточной Европы и Российской Федерации к рыночному типу экономики порождает много организационно-правовых и инфраструктурных проблем. По степени инновационности МСП относятся к категориям «лидер», «последователь» и «аутсайдер». Малые инновационные предприятия, которым может быть предоставлена различная поддержка региональных органов власти, разделены на 4 типа.

Conversion of Eastern Europe countries and RF to market economics causes many organizational, legal and infrastructural problems to rise. By the degree of «innovativeness», minor and medium enterprises are classified to three categories: «leader», «successor» and «outsider». Minor enterprises to whom different support may be extended by regional powers are grouped to 4 types.

Transition des payes d'Europe Oxidentale et de la Fédération Russe à l'économique du marché est liée avec beaucoup de problèmes organisationnels, juridiques et infrastructurals. Petits et moyens entreprises sont distribus par trois groups : «leader», «successeur» et «outsider». Petits entreprises qui peuts aquerir supports différents de la part de pouvoirs régionals sont distribus par 4 groups.

Übergang der osteuropäischen Länder und der Föderation Russezur Marktökonomie ist mit vielen Organisation-, Recht- und Infrastrukturprobleme gebunden. Kleine und mittlere Betriebe werden durch drei Gruppen verteilt: «Führer», «Folgender» und «Outsider». Kleine Betriebe die verschiedenartige Unterstützung von Regionalmächte bekommen können sind durch 4 Gruppen verteilt.

Ключевые слова: малое предприятие, среднее предприятие, рыночная экономика, инновационная деятельность, классификация. Key words: small enterprise, medium enterprise, market economics, innovative activity, classification. Mots clefs: petit entreprise, moyen entreprise, économique du marché, activité innovative, classification. Schlüsselwörter: klein Betrieb, mittlere Betrieb, Marktökonomie, Innovationstätigkeit, Klassifizierung.

Существуют два типа малых предприятий. В одном случае предприятие создается для самозанятости, для обеспечения собственного дохода - это бизнес семейного типа. Рынок, на котором действуют такие предприятия, как правило, насыщен, на нем велика конкуренция, это так называемый «сектор самозанятости». Такие предприятия важны для проведения социально-экономической государственной политики (например, кафе, автомастерские, ателье и т.д.).

Второй тип малых предприятий представлен инновационным бизнесом (МИП). На этом рынке предприятия конкурируют не по цене, а по качеству выпускаемой продукции. От присутствия этих предприятий в экономике страны, качества их инновационных разработок во многом зависит уровень развития экономики в целом.

Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или вузах, и самостоятельные структуры.

МИП первого типа - это компании, которые были основаны сотрудниками НИИ или вузов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые

технологии материнской организации. Большинство МИП относится именно к такому типу. Существование при НИИ обеспечивает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брэндом и получать через материнскую организацию часть госзаказа. В последнее время происходит постепенное сокращение количества подобных МИП. За годы, прошедшие с момента ликвидации СССР, запас прежних наработок, вокруг которых формировались малые фирмы, фактически оказался исчерпанным. Поэтому сегодня обозначилась тенденция к возврату коллективов МИП в структуру тех организаций, от которых они когда-то отделились 1.

Самостоятельных МИП в России значительно меньше, и они выживают лишь благодаря тому, что смогли найти нишу на рынке наукоемкой продукции.

В развитых странах независимые МИП представляют собой основной потенциал инновационных разработок. Инновационная инфраструктура обеспечивает возможность раскрытия инновационных

1 Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? http://www.chelt.ru/2005/3-05/dezgina_3-05.html (дата обращения: 09.10.2010).

МИР

А. Г. Комиссаров

Основные типы инновационных малых и средних предприятий

идей, а готовность рынка к инновационным продуктам способствует быстрой коммерциализации новшеств (например, Кремниевая долина в США). Растущая доля таких предприятий на Западе связана, в первую очередь, с разницей в восприятии инновационного бизнеса как самими предпринимателями, так и потребителями их продукции. Осознание необходимости развития инновационной экономики, в которой наукоемкая продукция обеспечивает прорыв на рынке и несравнимый уровень прибыли, является главным стимулом для развития предпринимательства в развитых странах.

Инновационная деятельность малых и средних предприятий (МСП) характеризуется преобладанием продуктовых инноваций, по сравнению с инновациями процессными, распространенностью микро- и псевдоинноваций, направленных на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции и используемых технологий, на совершенствование устаревших в своей основе поколений техники и технологии.

Деятельность малых предприятий в большей мере ориентирована на поддержание традиционных направлений за счет увеличения и обновления основных производственных фондов. Такая же деятельность средних предприятий ориентирована не только на поддержание традиционных направлений, но и на развитие за счет разработки, приобретения и внедрения наукоемких технологий. На основе анализа инновационной деятельности оказалось возможным выделить следующие типы инновационных предприятий.

«Лидеры» это предприятия с высоким уровнем инновационной восприимчивости, реализующие, по преимуществу, базисные (радикальные, первичные) инновации, связанные со сменой традиционных технологий, разработкой, созданием и реализацией принципиально новых продуктов, услуг и технологий, создающих основу для образования новых рынков в целях экспансии предприятия. Функционируют они в условиях высоких инновационных рисков и ориентированы на получение сверхприбыли.

Характеризуются «лидеры» положительной динамикой финансового положения, сильными технологическими позициями, высоким профессионально-квалификационным уровнем персонала и кадрового менеджмента. В структуре инвестиций преобладают долгосрочные капиталовложения в радикальное обновление и развитие основных фондов, по сравнению с инвестициями в поддержание производственных мощностей. Среди данных предприятий доля средних предприятий составляет 15%, малых - 8%.

«Последователи» представляют собой предприятия с достаточным уровнем инновационной восприимчивости, реализующие, по преимуществу, улучшающие технологии, основанные на смене моделей техники, модификации технологических процессов, продуктов, услуг для наиболее полного удовлетворения уже сформированных рыночных запросов в целях поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности предприятия и снижения инновационных рисков. Они нацелены на выпуск рентабельной и пользующейся спросом продукции, внедренной и апробированной предприятиями-лидерами.

«Последователи» характеризуются стабильным финансовым положением, средними технологическими позициями, средним профессионально-квалификационным уровнем персонала и кадрового менеджмента. В структуре инвестиций доля долгосрочных капиталовложений в радикальное обновление и развитие основных фондов примерно соответствует доле инвестиций в поддержание производственных мощностей. Среди данных предприятий доля средних составляет 60%, малых - 59%.

«Аутсайдеры» - это предприятия с низким уровнем инновационной восприимчивости, реализующие псевдоинновации, связанные с минимальными изменениями продукции, услуг и технологий, совершенствующих устаревшие поколения техники и технологии в целях выживания предприятия. Они нацелены не столько на реализацию достижений НТП, сколько на удовлетворение запросов рыночных ниш, определяемых низким платежеспособным спросом. Деятельность этих предприятий связана с ухудшением финансового положения и показателей рентабельности, с использованием традиционных технологий, со средним (и ниже среднего) профессионально-квалификационным уровнем персонала и кадрового менеджмента. В структуре инвестиций отсутствуют долгосрочные капиталовложения в радикальное обновление и развитие основных фондов, доля капиталовложений в поддержание производственных мощностей незначительна. Среди данных предприятий доля средних предприятий составляет 25%, малых - 33%.

Можно выделить 4 типа малых инновационных предприятий, которым может быть предоставлена поддержка региональных органов власти.

К первому типу предприятий относятся малые инновационные предприятия с высокой инновационной способностью, а предлагаемые ими продукты/ услуги/технологии обладают высокой степенью инновационности.

Ко второму типу предприятий относятся недавно созданные, недостаточно устойчивые малые пред-

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2011

Таблица 1

Распределение МСП по типам инновационных предприятий (в % к числу предприятий) 1

Таблица 2

Классификация малых инновационных предприятий

Типы предприятий Всего Малые предприятия Средние предприятия

«Лидеры» 9,3 8,0 15,0

«Последователи» 59,1 59,0 60,0

«Аутсайдеры» 31,6 33,0 25,0

приятия с низкой инновационной способностью, но предлагаемые ими продукты/услуги/технологии обладают сильной степенью инновационности.

К третьему типу предприятий относятся развитые малые инновационные предприятия с высокой инновационной способностью, но предлагаемые ими продукты/услуги/технологии обладают низкой степенью инновационности, но востребованы на рынке.

К четвертому типу предприятий относятся недавно созданные, неустойчивые малые инновационные предприятия с низкой инновационной способностью, а предлагаемые ими продукты/услуги/технологии обладают слабой степенью инновационно-сти, но востребованы на рынке 2.

Первому и третьему типу предприятий региональные органы власти могут предоставить налоговый и/или инвестиционный налоговый кредит, компенсацию процентной ставки, лизинг. Второму и четвертому типу предприятий региональные органы власти могут предоставить субвенцию, гарантирование части залога, лизинг. Малым предприятиям с низкой инновационной способностью могут быть

Признаки классификации Типы предприятий

Отраслевая принадлежность Промышленные, сельскохозяйственные, торговые, строительные, транспортные, услуг, связи.

Структура Узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.

Форма собственности Частные, общественные (государственные)

Организационно-правовая форма Индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, товарищество, акционерное общество

Принадлежность капитала Национальные, иностранные и совместные (смешанные)

Степень независимости Созданные при НИИ или корпорациях, независимые

Уровень инновационности «Лидеры», «Последователи», «Аутсайдеры»

предоставлены дополнительные льготы при условии, что предлагаемые им инновационные продукты, услуги или технологии актуальны для современного развития региона.

Таким образом, классификация малых инновационных предприятий позволяет отразить их характеристики, связанные со степенью инновационности их деятельности, правовыми и финансовыми возможностями, перспективами и направлениями деятельности, а также выявить резервы совершенствования системы предпринимательства в России.

1 Сечко Н.Н. Роль малых и средних предприятий в формировании национальной инновационной системы. URL: http://www.isras.ru/ fÜes/FÜe/Sods/2008-09/Sechko.pdf (дата обращения: 05.10.2010).

2 Кокуева Я.А. Методика отбора малых инновационных предприятий для получения инвестиционных льгот // Проблемы современной экономики. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23234 (дата обращения: 05.10.2010).

Комиссаров А. Г. - соискатель ученой степени кандидата наук, аспирант Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Komissarov A. G. - Competitor for Scientific Degree; Postgraduate, Russian National Economics and State Service Academy under RF President

e-mail: agk@ars.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.