УДК 343.8
Петроградская Альбина Александровна
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА
Аннотация. Органы местного самоуправления как публичные образования выступают участниками различных отношений, возникающих в муниципальном образовании. Федеральное законодательство регулирует их участие в гражданско-правовых, финансовых, административно-правовых и других правоотношениях. Примечательно, что в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ особая роль им отводится в отношениях с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы РФ. Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с органами местного самоуправления по вопросу укрепления законности и обеспечения правопорядка реализуется с учетом возложенных на них функций и полномочий соответствующих должностных лиц. Отмечается, что многофункциональная деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов местного самоуправления во многом совпадает по целям и задачам. Более того, наличие достаточного количества точек соприкосновения этих органов становится базой для успешного их взаимодействия по осуществлению правозащитной деятельности. Объединение усилий учреждений уголовно-исполнительной системы с органами местного самоуправления в процессе их взаимодействия, концентрированное и эффективное использование их информационного, организационного, правового, интеллектуального и иного потенциала играет немаловажную роль в деле укрепления законности. В статье показаны основные направления взаимодействия органов местного самоуправления и учреждений уголовно-исполнительной системы в области охраны правопорядка.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, учреждения уголовно-исполнительной системы, взаимодействие, охрана правопорядка, обязательные работы, исправительные работы.
THE MAIN THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF INTERACTION OF PENAL BODIES AND ESTABLISHMENTS WITH LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE LAW ENFORCEMENT SPHERE
Summary. Local authorities as public entities are participants in various relations arising in the municipality. Federal legislation regulates their participation in civil, financial, administrative and other legal relations. It is noteworthy that in accordance with the Criminal Executive Code of the Russian Federation a special role is assigned to them in relations with the penal bodies and institutions of the Russian Federation. Cooperation between the penal institutions and local self-government bodies on strengthening the rule of law is carried out taking into account the functions and powers of their respective officials. It is noted that the multifunctional activities of the penal institutions, as well as local self-government bodies, largely coincide in their goals and objectives. Moreover, the existence of a sufficient number of contact points between these bodies creates a favorable basis for their successful interaction in the implementation of human rights activities. Combining the efforts of penal institutions with local self-government bodies in the process of their interaction, the concentrated and effective use of their information, organizational, legal, intellectual and other potential plays an important role in strengthening the rule of law. The article shows the main directions of interaction between local authorities and penal institutions in the law enforcement sphere.
Keywords: local authorities, penal institutions, cooperation, law enforcement, compulsory work, correctional work.
Важнейшей характеристикой современного Российского государства является глубокое реформирование его политической, социальной, экономической, духовной и иных сфер государственной
Albina A. Petrogradskaya
Candidate of Law,
Senior Lecturer of the Professional Disciplines Department Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
© 2019 Петроградская А. A.
и общественной жизни. Создаются необходимые предпосылки для того, чтобы государственные органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность, стали надежными звеньями системы, обеспечивающей гражданам их права и свободы.
В рамках новой парадигмы развития государства важнейшую роль играют органы местного самоуправления. В связи с тем что они реализуют самостоятельное решение населением вопросов местного значения, данные органы должны иметь право определять, при помощи каких сил, средств, способов и методов решать стоящие перед ними задачи, в том числе и в сфере охраны правопорядка. Поэтому актуальным становится вопрос полномочий муниципальных органов в указанной сфере.
Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон от 6 августа 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] сформировали законные предпосылки для того, чтобы органы местного самоуправления могли реализовывать функцию обеспечения правопорядка. В ст. 132 Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка на подведомственных им территориях. ФЗ № 131 относит вопрос охраны общественного порядка к вопросам местного значения и к числу предметов ведения местного самоуправления [2, с. 84].
Охрана правопорядка является важнейшим условием обеспечения на территории муниципального образования режима законности и общественной безопасности.
Основными функциями органов местного самоуправления в деле обеспечения правопорядка являются:
- создание условий для эффективной работы правоохранительных органов;
- постановка задач и разработка программ, направленных на обеспечение правопорядка;
- участие в обеспечении правопорядка, привлечение для этих целей граждан.
В процессе реализации функций по охране правопорядка органы местного самоуправления взаимодействуют с органами государственной власти, территориальными органами МВД, другими государственными и муниципальными структурами. При этом под взаимодействием мы понимаем взаимную поддержку, совместные действия, работу, взаимную помощь в деле охраны правопорядка. Важной характеристикой такого взаимодействия является согласованность всех совместных действий.
Основными элементами механизма взаимодействия является собственно организация взаимодействия, а также его реализация и последующие управление и регулирование.
Реализуя функцию охраны правопорядка, местное самоуправление взаимодействует в том числе и с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Совместная деятельность органов местного самоуправления и учреждений уголовно-исполнительной системы, использование в процессе взаимодействия их информационного, организационного, правового, интеллектуального и иного потенциала играет важную роль в деле охраны правопорядка.
Взаимодействие учреждений УИС и органов МСУ осуществляется в организационных и функциональных формах.
Организационными формами взаимодействия являются:
- определение правовых основ взаимодействия;
- создание совместных координационных и совещательных органов;
- разработка комплексных программ по обеспечению правопорядка, планов совместных мероприятий;
- совместное планирование проводимых мероприятий;
- согласование принимаемых решений.
Функциональными формами взаимодействия являются:
- проведение совместных мероприятий и операций;
- взаимный обмен информацией;
- коллегиальная подготовка информации для представления в вышестоящие органы.
Взаимодействие указанных органов и учреждений осуществляется в процессе совместного
участия в совещаниях, собраниях, коллегиях и мероприятиях, направленных на охрану правопорядка.
Направлений подобного взаимодействия несколько.
Так, в рамках согласованного взаимодействия органы МСУ и УИС определяют объекты и места, на которых приговоренные к обязательным или исправительным работам могут отбывать наказание. Кроме того, территориальные органы и учреждения УИС по согласованию с органами МСУ определяют границы территорий, прилегающие к подведомственным учреждениям, на которых устанавливаются режимные требования.
Администрации органов МСУ, исходя из потребностей того или иного муниципального образования в озеленении и благоустройстве территорий, ремонтных и других работах, определяют объекты, на которых осужденные к обязательным работам будут отбывать наказание [3].
Таким образом, уголовно-исполнительные инспекции, обеспечивающие во взаимодействии с органами МСУ исполнение наказания в виде обязательных работ, выполняют важнейшие задачи, направленные на борьбу с преступностью, профилактику рецидивов, а также отчасти социализацию и ресоциализацию осужденных. С другой стороны, органы МСУ, взаимодействуя и сотрудничая с учреждениями и органами УИС, получают рабочую силу на важную, но низкооплачиваемую и непрестижную работу.
Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены как осужденному, имеющему постоянное место работы, так и гражданам, не имеющим его. Соответственно в первом случае осужденный отбывает наказание на своей основной работе, а во втором - в тех местах, которые будут определены органами МСУ по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе его постоянного места жительства. Очевидно, что при отбывании наказания по основному месту работы особых трудностей не возникает, однако при определении места для отбывания исправительных работ органам МСУ необходимо каким-либо способом заинтересовать работодателей трудоустраивать осужденных к исправительным работам. Решить данную проблему возможно посредством проработки вопросов, связанных с квотированием рабочих мест на предприятиях и в организациях. Для этого в соответствующих нормативно-правовых актах целесообразно закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к наказанию в виде исправительных работ, а также разработать ряд льгот для работодателей, чтобы заинтересовать их принимать на работу данную категорию осужденных.
В качестве примера можно привести Забайкальский край, где для того, чтобы стимулировать работодателей предоставлять рабочие места осужденным к исправительным работам, предусмотрено снижение на 4 % налога на прибыль организациям, которые определены органами местного самоуправления как место исправительных работ. При этом сумма снижения налога на прибыль организаций, трудоустроивших осужденных к отбыванию исправительных работ, за отчетный период не должна превышать 100 % заработной платы, начисленной лицам, отбывающим исправительные работы [4].
Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с органами местного самоуправления является важнейшей составляющей исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. ФСИН России каждый год в рамках действующего законодательства и нормативной базы уголовно-исполнительной системы и местного самоуправления разрабатывает документы, регламентирующие их взаимодействие в отношении осужденных без изоляции от общества.
Также ФСИН России осуществляет постоянную работу с органами местного самоуправления по вопросам формирования условий для эффективного функционирования уголовно-исполнительных инспекций, в первую очередь по предоставлению помещений для их размещения, которые по мере возможности администрациями выделяются. Совместно с органами местного самоуправления и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уголовно-исполнительные инспекции занимаются организацией обучения, трудовой деятельности, летней занятости, досуга осужденных, ведут просветительскую работу и т. д.
Для содействия социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в состав общественных советов также включены представители органов местного самоуправления. Большую методическую помощь в работе общественных советов оказывают ветераны уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с органами местного самоуправления по вопросам исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, осуществляется весьма продуктивно.
Однако эффективно функционирующих инструментов привлечения к труду осужденных к лишению свободы на сегодняшний день очень мало. На данный момент не организовано четкое взаимодействие между органами местного самоуправления и исправительными учреждениями ФСИН России в сфере совместного привлечения к труду осужденных к лишению свободы, а если оно и существует, то носит разовый характер, как правило, связано с выполнением отдельных заказов и услуг, например, уборка снега с крыш и т. д.
Между тем именно рост трудовой активности осужденных, мотивация к труду и прямая заинтересованность в результативности как индивидуального, так и коллективного труда должны положительно влиять на улучшение условий содержания осужденных и обеспечения их социальной защищенности. Следовательно, в условиях рыночной экономики важно максимально полно реализовать принцип экономического стимулирования осужденных, совершенствовать механизм оплаты их труда, что в свою очередь станет эффективным стимулом для развития производства в исправительных учреждениях и одним из важнейших резервов как совершенствования экономики, так и активизации социально-нравственных стимулов ресоциализации осужденных. Поэтому материальная и иная поддержка исправительных учреждений должна стать одним из основных элементов взаимодействия органов МСУ и учреждений УИС.
Такого рода поддержка со стороны органов МСУ будет серьезным подспорьем для предприятий исправительных учреждений, а кроме того, позволит значительно улучшить материальное положение осужденных и привести его в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и уголовно-исполнительного законодательства РФ [5].
Исследуя виды взаимодействия органов МСУ с учреждениями УИС, следует упомянуть также и возможность участия представителей местного самоуправления в работе комиссии исправительного учреждения, занимающейся переводом осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.
Кроме того, органы МСУ принимают участие и в исполнении наказаний в отношении осужденных военнослужащих, к примеру, они оказывают помощь командованию дисциплинарной воинской части в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими [6, с. 12].
Взаимодействие органов и учреждений УИС и МСУ в деле укрепления законности осуществляется с учетом тех полномочий и функций, которые возложены на соответствующих должностных лиц, для защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности. В свою очередь органы МСУ, обеспечивая на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимая меры по предупреждению преступлений и правонарушений, самостоятельно решают вопросы местного значения в пределах своей компетенции. Таким образом, деятельность учреждений и органов УИС и МСУ сходна по многим целям и задачам. Результатом наличия множества точек соприкосновения в работе уголовно-исполнительных инспекций и органов местного самоуправления является благоприятная база для их эффективного взаимодействия в деле охраны правопорядка [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у органов местного самоуправления и УИС просматривается общий вектор взаимодействия - это укрепление законности в стране, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, охрана правопорядка.
Взаимодействие органов и учреждений УИС и органов местного самоуправления по вопросам охраны правопорядка предполагает совместную, согласованную, основанную на законе деятельность по решению задач обеспечения правопорядка посредством различных законодательно установленных методов и инструментов.
Важность взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями уголовно-исполнительной системы обусловлена необходимостью обеспечения правопорядка и законности.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 18.02.2019).
2. Бахтиев Т. Ш. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения правопорядка // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: сборник научных статей по итогам работы за 2016 г. методологического семинара преподавателей, магистрантов и студенческого научного кружка «Проблемы государственной власти и местного самоуправления». Стерлитамак, 2017. С. 83-85.
3. Дазмарова Т. Н. Организация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами местного самоуправления на современном этапе // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 97-100.
4. Аминов И. Р. История становления и развития полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности и правопорядка // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 2(76). С. 14-18.
5. Упоров А. Г., Инин А. О. Взаимодействие органов местного самоуправления с исправительными учреждениями ФСИН России как инструмент привлечения к труду осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции 15-16 ноября 2012 г. Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2013. С. 70-74
6. Усманова Р. М. Участие органов местного самоуправления в исполнении уголовных наказаний // Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления / отв. ред. Р. М. Усманова. Стерлитамак, 2018. С. 11-15.
7. Газзалов В. В. Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности и обороны страны, законности и правопорядка в РФ // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 9. С. 652-657.
References
1. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 No. 131-FZ (red. ot 30.10.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.11.2018). [About the General principles of the organization of local government in the Russian Federation]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 18.11.2018) [in Russian].
2. Bahtiev T. Sh. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya v oblasti obespecheniya pravoporyadka [Powers of local self-government bodies in the field of law enforcement]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie v sovremennyj period. Sbornik nauchnyh statej po itogam raboty za 2016 god metodologicheskogo seminara prepodavatelej, magistrantov i studencheskogo nauchnogo kruzhka «Problemy gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya» [State power and local self-government in the modern period: collection of scientific articles on the results of the 2016 methodological seminar of teachers, teachers and students ' scientific circle «Problems of state power and local self-government»]. Sterlitamak, 2017, pp. 83-85 [in Russian].
3. Dazmarova T. N. Organizaciya vzaimodejstviya ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij s organami mestnogo samoupravleniya na sovremennom ehtape [Organization of interaction of criminal Executive inspections with local authorities at the present stage]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2014, no. 4, pp. 97-100 [in Russian].
4. Aminov I. R. Istoriya stanovleniya i razvitiya polnomochij organov mestnogo samoupravleniya v sfere obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka [History of formation and development of powers of local governments in the field of law and order]. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ufa law Institute of the Russian interior Ministry], 2017, no. 2(76), pp. 14-18 [in Russian].
5. Uporov A. G., Inin A. O. Vzaimodejstvie organov mestnogo samoupravleniya s ispravitel'nymi uchrezhdeniyami FSIN Rossii kak instrument privlecheniya k trudu osuzhdyonnyh k lisheniyu svobody [Interaction of local authorities with the correctional facilities of the Federal penitentiary service of Russia as an instrument of labour of persons sentenced to deprivation of liberty].
Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Criminal-Executive system today: interaction of science and practice: materials of scientific-practical conference]. Novokuznetsk, 2013, pp. 70-74 [in Russian].
6. Usmanova R. M. Uchastie organov mestnogo samoupravleniya v ispolnenii ugolovnyh nakazanij [Participation of local authorities in the execution of criminal penalties]. Aktual'nye voprosy mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: sbornik nauchnyh statej po itogam I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu mestnogo samoupravleniya [Topical issues of local self-government in the Russian Federation: collection of scientific articles on the results of the I all-Russian scientific and practical conference dedicated to the Day of local self-government]. Sterlitamak, 2018, pp. 11-15 [in Russian].
7. Gazzalov V. V. Problemy realizacii polnomochij organov mestnogo samoupravleniya v sfere obespecheniya bezopasnosti i oborony strany, zakonnosti i pravoporyadka v RF [Problems of realization of powers of local governments in the sphere of security and defense of the country, law and order in the Russian Federation]. Alleya nauki [Alley of science], 2017, t. 3, no. 9, pp. 652-657 [in Russian].