Научная статья на тему 'Основные теоретические подходы в изучении психических состояний'

Основные теоретические подходы в изучении психических состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5323
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / MENTAL STATE / SYSTEMATIC APPROACH / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / FUNCTIONAL APPROACH / ENERGY APPROACH / ADAPTATION / MENTAL REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбникова Екатерина Сергеевна

Рассмотрены основные теоретические подходы в изучении психических состояний. Выделены основные положения данных подходов. Рассмотрены условия возникновения психических состояний в зависимости от конкретного теоретического подхода. Уделено внимание особенностям каждого из подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic theoretical approaches in studying mental conditions

Basic theoretical approaches in studying mental conditions are considered in the article. The major provisions of the given approaches are singled out. The conditions for mental states occurrence depending on the concrete theoretical approach are considered. Attention is paid to the peculiarities of each of the approaches.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические подходы в изучении психических состояний»

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Психическое состояние, системный подход, феноменологический подход, функциональный подход, энергетический подход, адаптация, психическая регуляция.

Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьёзному обострению социально-экономических проблем. Хрупкое равновесие обостренно глубоким экономическим кризисом и социальной дезориентацией во всех сферах. Происходящие в стране перемены способствуют повышению психоэмоционального напряжения у населения (неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, раздражительность, агрессивность, депрессия), в связи с чем проблема психических состояний приобретает особую актуальность.

Такая категория психических явлений, как психические состояния, до настоящего времени остаётся недостаточно изученной. Имеющиеся в литературе определения психического состояния (Левитов Н.Д., Рубинштейн С.Л., Мясищев В.Н., Сосновникова Ю.Е.) прямо или косвенно подчеркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека. Эти особенности психических состояний делают их труднодоступным объектом для психологического изучения и объясняют существующие сложности в разработке и построении общепсихологической теории. Многочисленные запросы практики послужили причиной развитию частных направлений в изучении проблемы психических состояний в основном в рамках отдельных отраслей психологии: психологии спорта (Марищук В.Л., Сафонов В.К., Черникова О.А.), инженерной психологии (Дикая Л.Г., Леонова А.Б.), медицинской психологии (Карвасарский Б.Д., Немчин Т.А.). Рост исследований прикладного характера в целом расширяет и обогащает аналитическую картину изучаемого класса явлений, в результате чего область изучения психических состояний предстает в виде набора разнообразных фактов, частных методик и положений, что выдвигает необходимость их теоретического изучения и интеграции в соответствующие подходы.

На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к определению и изучению психических состояний. В целях создания единой методологической позиции в исследовании психических состояний рядом авторов (Ганзен В.А., Барабанщиков В.А.) разрабатывается и описывается структурная модель (схема) анализа, описания и экспериментального исследования данного класса явлений как системного объекта. Целостный подход к исследованию проблемы психических состояний требует осуществления процедур системного анализа и синтеза, предполагающих выделение системы из среды, определение ее состава, структуры, функций, интегральных характеристик (свойств), системообразующих факторов и взаимосвязей со средой, а также создание модели реальной системы, повышение уровня ее абстрактного описания, определение полноты ее состава и структур, закономерностей динамики и поведения [Ганзен 1984].

В качестве исходного основания в различном понимании психических состояний выступает трехкомпонентное гносеологическое отношение: «внешне-средовые условия и факторы (воздействия) - психическое состояние - внутренние, личностно-смысловые характеристики и условия». В зависимости от теоретико-методологических установок предмет исследования психических состояний является различным. С позиций феноменологического подхода психические состояния рассматриваются в их результирующих «проявленных» характеристиках и определяются как некая внутренняя характеристика психики человека, относи-

тельно неизменная во времени, или как положение системы, при котором существенные качества являются относительно устойчивыми. Психические состояния представляются в этом аспекте анализа в виде относительно стабильной данности, которая по процессуальным характеристикам занимает промежуточное положение между психическими процессами и личностными свойствами индивида. В рамках данного подхода изучаются структура психических состояний, их состав, условия возникновения, описывается их содержание, а также решаются вопросы систематизации и классификации [Карвасарский 2007].

Рядом авторов (Абульханова-Славская К.А., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л.) отношение рассматривается в качестве системообразующей характеристики всего компонентного состава психического состояния. Согласно теории отношений В.Н. Мясищева, вся психическая деятельность человека, в частности психические состояния, определяется в значительной мере отношением человека - избирательностью его реакций и переживаний, связанной с субъективной значимостью определенных предметов и фактов действительности [Мясищев 1995: 19].

Наряду с отношениями характеристиками более высшего уровня в структуре состояния являются особенности поведения и деятельности человека в том или ином психическом состоянии. Исследование психических состояний на уровне характеристик и особенностей поведения и деятельности осуществляется в основном в аспекте проблемы функциональных состояний человека (Дикая Л.Г., Ильин Е.П., Леонова А.Б.). Проблема исследования психических состояний здесь определяется задачами адаптации индивида к условиям деятельности. Функциональное состояние, возникая и развиваясь в деятельности, существенным образом влияет на ее характеристики [Ильин 1978]. В рамках проблемы изучения взаимодетермина-ции функционального состояния и деятельности человека особым направлением исследований является разработка моделей психической регуляции деятельности. Так, работы Л.Г Дикой посвящены исследованию динамики становления психологической системы саморегуляции в процессе адаптации оператора к экстремальным условиям деятельности, выявлению основных фаз ее развития, изучению закономерностей в их последовательном проявлении, а также изучению условий, обеспечивающих переход от одной фазы к другой. Автором создана системно-деятельностная концепция психической регуляции, в основе которой лежат, с одной стороны, концепции психических и функциональных состояний, раскрывающие закономерности воздействия экстремальных условий на человека в профессиональной деятельности, и концепции деятельности, раскрывающие психологические механизмы реализации человеком профессиональных функций - с другой [Дикая 1984]. Таким образом, главный акцент в исследовании психических состояний с позиций функционального подхода сделан на особых (экстремальных) условиях деятельности человека, оказывающих специфическое влияние на различные деятельностные, поведенческие, организменные и другие характеристики индивида. Благодаря регуляторной функции состояний происходит адаптация, т. е. согласованность личностных особенностей субъекта и требований деятельности. В данном контексте анализа психические состояния рассматриваются с точки зрения их функции как атрибута деятельности [Ильин 1978].

Переход к другой плоскости исследований - энергетической (А.О. Прохоров) - открывает возможность выделения этапов изменения состояний, взаимопереходов, основных характеристик процесса, их изменений в зависимости от внешних и внутренних условий. Состояния могут иметь разный энергетический уровень, который находит отражение в качественной специфике актуализирующихся состояний. За точку отсчета могут быть приняты относительно равновесные состояния (состояния средней, или оптимальной, психической активности). Состояния, связанные с повышенной психической активностью, а также состояния пониженной психической активности, характеризующиеся более высоким или низким уровнем активности относительно срединной точки, будут отнесены к неравновесным состояниям. Равновесные состояния являются фундаментом адекватного, предсказуемого и взвешенного пове-

Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009 (1). ПСИХОЛОГИЯ

дения. Актуализация же неравновесных состояний часто является причиной нерационального, неадекватного и агрессивного поведения. Образование новой функциональной структуры (неравновесного состояния) возникает в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменение внешних условий. Возникшее новообразование (новое понимание, смысл, новое значение) приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние [Прохоров 1998: 15].

Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека, то есть возникают психологическая дезадаптация, душевный кризис, который проявляется в виде соответствующего неравновесного психического состояния. Важной особенностью определения субъектом ситуации как трудной, напряженной и угрожающей является ее личностный смысл, осознаваемый как «значение для меня». Другим фактором, обусловливающим неравновесность, являются диссонанс (противоречие) между основными, наиболее активными элементами, структурами и подсистемами личности, противоречия между ведущими мотивами, потребностями, целеполагани-ями, компонентами структуры Я. Гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной перестройки значимых смыслов, переоценка ценностей приводят к облегчению - изменению состояния (переходу от неравновесности к устойчивости) [Прохоров 1996].

Таким образом, рассмотрев основные теоретические подходы в изучении психических состояний, мы выделили их основные положения, подчёркивающие сложность и значимость психических состояний человека, условия возникновения психических состояний и особенности каждого из подходов. Дальнейшее изучение и внедрение в изучение психических явлений новых подходов, а также разработка единых методологических позиций могут послужить выходом из сложившегося положения, когда область изучения психических состояний предстаёт в виде набора разнообразных фактов, методик и положений, и послужить основой создания общепсихологической теории психических состояний.

Библиографический список

1. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 176 с.

2. Дикая, Л.Г. Психические состояния и эффективность деятельности / Л.Г. Дикая // Психологический журнал. - 1984. - № 6. - С. 254-257.

3. Ильин, Е.П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / под ред. Б.Ф. Ломова и др. - М.: Наука, 1978. - 383 с.

4. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

5. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. -360 с.

6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 198 с.

7. Марищук, В.Л. Функциональные состояния и работоспособность / под ред. А.А. Крылова // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 196 с.

8. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.

9. Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 32-44.

10.Прохоров, А.О. Психология неравновесных состояний / А.О. Прохоров. - М.: ИПРАН, 1998. -182 с.

11.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 679 с.

12.Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

13.Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е. Сосновикова. - Горький: Изд-во Горьковского института, 1975. - 118 с.

14.Caplan, G. Emotional crises. - 111: The encyclopedia of mental health. - N. Y., 1963. - Vol. 2. - P. 521532.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.