Научная статья на тему 'Формы психического в модели психической организации. Часть II'

Формы психического в модели психической организации. Часть II Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗВЕНО / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПСИХИКИ / ИСХОДНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО / ПРОЦЕСС / СОСТОЯНИЕ / СВОЙСТВО / MENTAL / MENTAL ORGANIZATION / FUNCTIONAL UNIT / THE MAIN FUNCTIONS OF THE PSYCHE / THE ORIGINAL FORM OF PSYCHIC PROCESS / THE STATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Любовь Васильевна

Дается оригинальное представление о предмете психологии. Раскрывается понимание психики как особой организации, состоящей из специализированных функциональных звеньев. Функциональное звено психической организации (ПО), проявляемое как операция, действие или деятельность, предлагается рассматривать в качестве единицы анализа. Кроме процессуального выражения, оно, в соответствии с исходными формами психического, может проявляться как свойство и состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of mental in model of mental

Given the original idea of the subject of psychology. Expands understanding of the psyche as a separate organization consisting of specialized functional units. Functional unit of the mental organization, shown by the operation, activity or activities proposed as the unit of analysis. In addition to the procedural expression, it, in accordance with the original forms of mental, can manifest itself as a property and the state.

Текст научной работы на тему «Формы психического в модели психической организации. Часть II»

УДК 159.9 ББК Ю933

ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЧАСТЬ II

Л.В. Алексеева

Дается оригинальное представление о предмете психологии. Раскрывается понимание психики как особой организации, состоящей из специализированных функциональных звеньев. Функциональное звено психической организации (ПО), проявляемое как операция, действие или деятельность, предлагается рассматривать в качестве единицы анализа. Кроме процессуального выражения, оно, в соответствии с исходными формами психического, может проявляться как свойство и состояние.

Ключевые слова: психическое, психическая организация, функциональное звено, основные функции психики, исходные формы психического, процесс, состояние, свойство.

Одной из центральных проблем в психологии является понимание воли. Рассмотрение воли в модели психической организации (ПО) дает преимущества. Волевая регуляция отличается от произвольной, поскольку необходимость в ней возникает только в ситуациях преодоления себя. Теоретически можно представить, что такое преодоление проявляется в каждом из функциональных звеньев ПО без исключения. Отметим, что волевая регуляция свойственна психике человека, организованно работающей в режиме рефлексии, и адекватно представлена, например, в модели Ф.Е. Василюка [2].

Волевая регуляция как отладка любого из звеньев ПО, выступающей в роли рефлексивного самоуправления, представлена в каждом звене следующим образом.

1) В побуждающем звене - дополнительные вложения в напряжение и мобилизацию либо подавление импульса; преобразование состояния нужды; самостимуляция; проявление инициативности вместо пассивности либо сдержанности вместо импульсивности.

2) В целевом - целетворение, удержание цели дополнительной активностью и напряжением.

3) В ориентирующем - преобразование образа окружающей действительности.

4) В звене осознания - преобразование Я-образа или Я-концепции.

5) В программирующем - конструирование программы активности, ее выдержанность; проявление дисциплинированности.

6) В звене отношения - преобразование

отношений или их иерархии, порождение ценностей; мотивов, смыслов, чувств.

7) В интегрирующем - объединение с более широким жизненным контекстом; собранность; принятие трудностей, страданий, а также критики или отчуждение (диссоцииро-ванность) от трудностей и лишений; самоотверженность как доблесть и терпение.

8) В регулирующем - отладка преодоления препятствия; диалогичное взаимодействие с собой; проявление умственной деятельности и креативного исполнения любого звена ПО; тренировка, развитие своих возможностей; удержание себя от соблазна или срыва.

9) В результирующем - преобразование образа результата; проявление ответственности.

10) В контролирующем звене - отладка параметров для самоконтроля; акцентирование значимости сличения, проверки.

11) В оценивающем - оценка дискомфорта, возникших трудностей; преобразование переживаний; проявление юмора, рационализация происходящего, преобразование самооценки.

12) В прогнозирующем звене - конструирование благоприятного прогноза, акцентирование издержек, способствующих сдержанности.

13) В корректирующем - исполнение коррекции в любом звене или воздержание от коррекции в виде выдержки, стойкости, неумолимости, принципиальности.

Представление о целостности ПО делает необходимым участие всех описанных выше звеньев в волевой отладке каждого из них как проблемного. Такое представление механизма делает понятным связь воли с дополнитель-

ным напряжением, креативностью, мотивацией и ценностями, значимость которых выделена ее исследователями (А.Ц. Пуни [17],

В.К. Калин [8], В.А. Иванников [6], Е.П. Ильин [7]).

Итак, в модели ПО показаны различные варианты такой формы психического, как процесс. Кроме того, целостное представление о психике как об особой организации позволяет более глубоко и целостно охватить ее сущность, по-новому взглянуть на соотношение содержания значимых психологических понятий «отражение», «отношение», «деятельность», «личность», «субъект», «мышление», «эмоция», «воля».

Психическое в форме свойства или черты

Как проблему в психологии Л.М. Веккер [3] отмечал объединение функций, процессов, свойств и состояний психики. В предлагаемом подходе эту проблему предлагается решать следующим образом: каждая из базовых функций ПО может быть представлена не только процессуально, но и в форме свойства и состояния.

Процессуальность функционального звена ПО и психической функции (т. е. динамичность, изменчивость во времени либо изначальная незаданность в полной мере) связана не только с определением процесса, но и с условием - свободой, которой наделен человек. Однако в связи с особенностями развития или образования содержания функционального звена, а затем проявления его как типичной тенденции, оно феноменологически начинает выглядеть уже не как процесс, а как склонность, а затем - как свойство/черта, как автоматизированное проявление. Каждая из психических черт может проявляться как в динамическом плане (т. е. как имеющая психофизические характеристики, например, свою энергию, скорость и т.п.), так и в содержательном плане (например, в биполярном значении гибкий - ригидный; толерантный -нетерпимый). Кроме того, каждая из психических черт может характеризоваться не только качественно (содержательно), например, как свойства темперамента и характера, но и количественно (по степени выраженности, включая акцентуированное ее проявление).

Такое понимание соответствует в психологии представлению о свойстве - такой стороне объекта/явления, в проявлении которой обнаруживается внутреннее содержание, качественная определенность. Определяя свойство личности, В.Н. Дружинин [5] писал о

такой ее характеристике, которая обусловливает ее различия и общность с другими объектами (субъектами) и обнаруживается в ее отношении к ним. Ранее Ю.М. Орлов [13] определил черту личности или характера как устойчивую форму поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями, понимая сформированную черту как автоматизированное действие. В исследовании В.И. Моросановой [11] показана связь интроверсии и экстраверсии с индивидуальным стилем саморегуляции с тем, на какую модель действительности - внешнюю или внутреннюю - преобладающе ориентирован субъект. В целом, по определению, неустойчивая форма проявления не является психической чертой.

Использование модели ПО позволяет дифференцировать личностные особенности как общественно значимые свойства и индивидуальные особенности, как это предлагал

С. Л. Рубинштейн [19]; учитывать также, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях (В.Н. Мясищев [12]); уточнить мнение Б.Г. Ананьева, что свойства представляют собой «высшую интеграцию всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций)» [1, с. 187].

В целом понимание основных функциональных звеньев ПО (базовых функций) в их системообразующей роли как основы вполне определенных психических свойств может быть представлено следующим образом:

1) побуждающая функция - импульсивность, инициативность, непроизвольность, непринужденность, искренность, отзывчивость;

2) целевая функция - целенаправленность, решительность -нерешительность,

склонность к риску, увлекаемость;

3) ориентирующая функция - наблюдательность, экстравертированность, эрудированность, злопамятность;

4) рефлексирующая функция - интровер-тированность, самокомпетентность, рассудительность;

5) программирующая функция - аккуратность, организованность, расчетливость, изысканность, педантичность, пунктуальность;

6) функция отношения - беспринципность, порядочность, нравственность, духовность, стыдливость, жертвенность;

Общая психология, психология личности, история психологии

7) интегрирующая функция - созидатель-

ность, покладистость, предупредительность, справедливость, миролюбивость, сострадательность-отчужденность, радушность-

холодность;

8) регулирующая / коммуникативная функция-активность-пассивность, активность-реактивность, подвижность, общительность, трудолюбивость-леность, вдумчивость, сдержанность;

9) результирующая функция - целеустремленность, упорность, ответственность; экстернальность - интернальность, находчивость;

10) контролирующая функция - осмотрительность, завистливость, мелочность, подозрительность, бдительность;

11) оценивающая функция - эмоциональность, рациональность, придирчивость, неуверенность, трусость, грубость, мнительность;

12) прогнозирующая функция - предусмотрительность-беспечность, дальновид-

ность-легкомысленность, прозорливость;

13) корректирующая функция - критичность, гибкость-ригидность, юмористичность, циничность, уступчивость, терпеливость.

Каждое из психических свойств может проявляться как в динамическом, так и содержательном плане в биполярном виде (бы-стрый-медленный; умный-глупый), а также характеризоваться качественно, т. е. содержательно (смелый-трусливый; волевой-безвольный), и количественно - по степени выраженности (жадный, щедрый, расточительный).

Оформление черт связано со всеми функциональными звеньями ПО, поскольку они образуются при автоматизации специфичности своей работы. В то же время, как показано выше, какое-либо из функциональных звеньев (или их группа) исполняет роль системообразующего, порождая специфичность содержания черты, особую диспозицию. Так, В.Н. Мясищев [12] в основе черт характера видел психическое отношение. Предлагаемый подход позволяет осуществить и обобщенное, и дифференцированное рассмотрение психических свойств и личностных черт, подчеркнуть соотношение черты и установки. Так, по

А.А. Реану, под агрессивностью понимается «свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [18, с. 4]. Подобное можно сказать о любой черте: черта связана с установкой - готовностью к исполнению.

Возможности модели ПО проверяются при умозрительном конструировании той или иной черты и ее формировании на практике. Так, можно предположить, что мелочность возникает не только из-за ориентировки на мелочи (3-я функция ПО) и контроля за ними (10-я функция ПО), но и из-за их значимости, отсутствия иерархии в отношении к важному и второстепенному (6-я функция ПО). В то же время без регулирующей функции (8-я функция ПО) эта черта, как и любая другая, не станет явной. Предлагаемый подход дает возможность рассматривать динамическую характеристику черт в таком психическом комплексе, как темперамент, и содержательную - в таком, как характер, целостно понимать также, что личностные черты и индивидные - это проявление ПО на разных уровнях (психосоциальном для личности и психофизическом для индивида).

Отметим, что модель ПО/ПСУ дает возможность системного представления о волевых чертах. Понимание сформированных волевых качеств как устойчивых тенденций в проявлении того или иного звена ПСУ можно представить в следующем виде:

решительность - принятие цели, несмотря на неопределенность;

упорство - удержание направленности цели, несмотря на неуспех или не явность и отдаленность получения результата;

смелость и отвага - способность справиться со страхом;

мужество - способность «держать удар» от полученного негативного жизненного результата;

стойкость - поддержка интегрированности ценностей, собственного состояния;

оптимизм - конструирование благоприятного прогноза;

трудолюбие - положительное отношение к процессу труда, несмотря на издержки;

принципиальность - неуклонность следования ценностной позиции;

социоцентризм - наличие отношения долга, справедливый учет своих и чужих интересов;

боевитость - стремление к борьбе, понимание результата волевых усилий как доказательства, что каждый человек - субъект, имеющий социальную ценность;

выдержка-- удержание от коррекции в любом звене;

ответственность - способность держать ответ за полученные результаты.

Изложенное понимание психических черт и процессов, их генетической и функциональной взаимосвязи и связи в модели ПО/ПСУ отличает предлагаемую модель от других авторских моделей (К.К. Платонова [14, 15],

В. А. Ядова [21], Н.Н. Якушкина [22] и др.), в которых блок «свойства» представлен отдельно. Так, звено «свойства личности» выделялось В.Н. Кудрявцевым [9] в общей схеме механизма преступного поведения, наряду со звеньями «мотивация преступления», «планирование», «исполнение», «внешняя среда».

Итак, в предлагаемом подходе природа психических и личностных свойств потеряла свою изолированность от других звеньев или блоков психосоциальной самоорганизации человека, что представляется значимым для психологической теории в русле целостного подхода и для практики - при трактовке реального поведения человека.

Психическое в форме состояния

Модель ПО позволяет представить каждое функциональное звено также в форме состояния (например, как возбужденность, увлеченность, сосредоточенность, растерянность, подозрительность, влюбленность, скованность, подавленность, критичность и т. д.) или, другими словами, как статичное положение, в котором психика определенное время находится при проявлении системообразующего звена.

Такой подход хорошо согласуется с концепцией психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой [4], в которой психическая саморегуляция рассматривается одновременно и как психическая деятельность, и как психологическая система. В целом, по Л. Г. Дикой, психическая саморегуляция связана с целенаправленной активностью субъекта, включающей в себя мотивы, программы, процессы принятия решения и пр., направленной на сохранение наличного состояния или преобразования его в желаемое с помощью используемых средств саморегуляции (самовнушения, мышечного или дыхательного самовоздействия, волевых усилий и пр.).

В свою очередь, исследования А.О. Прохорова также показывают, что при саморегуляции психических состояний «переход осуществляется с опорой на индивидуальнопсихологические свойства субъекта и при соответствующих изменениях психических процессов» [16, с. 69], при участии рефлексии, образа желаемого и актуального состоя-

ния, мотивации и личностного смысла изменения.

В качестве примера можно представить подробнее рассмотрение представлений о состоянии растерянности, актуальность преодоления которого не вызывает сомнения. По В. Далю, «растеряться - недоумевать, как быть, что делать»; по С.И. Ожегову, - «прийти в состояние растерянности, нерешительности, не знать, как поступить». А.Б. Леоновой и

В.И. Медведевым [10] при исследовании функционального состояния человека в трудовой деятельности было предложено такое понятие, как динамическое рассогласование, характеризующееся несоответствием ответа организма требованиям среды, а также встречается в тех случаях, когда требуемый ответ превышает актуальные психофизиологические возможности человека. По К. К. Платонову [15], растерянность - состояние, близкое к напряженности, оно характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностью (производно-стью) эмоционального компонента.

С.С. Шипшин [20] дает состоянию растерянности водителей следующие характеристики: 1) необычность, новизна, внезапность, дефицит времени, завышенные требования как причина возникновения состояния; 2) постепенное нарастание (включая короткий период) как его динамика; 3) сниженный фон настроения как преобладающие эмоции;

4) астеничность как степень воздействия на активность; 5) кратковременность или долговременность как длительность; 6) отсутствие адекватной готовности действовать, переоценка угрозы извне, нерешительность, пассивность, ошибочность действий как влияние на сознание и психическую деятельность;

7) потребность в покое, бесконфликтности, комфорте как актуальная потребность;

8) пассивность либо беспорядочная неадекватная активность как формы поведения.

Представление о растерянности в модели ПО позволяет предложить следующее целостное его понимание. Состояние растерянности возникает в ПО как результат непродуктивной работы интегрирующего звена психики. Причем связь с этим функциональным звеном как системообразующим делает состояние растерянности особым и самостоятельным, независимо от того, что именно не удается объединить, а разнообразные наступившие последствия - закономерным следствием возникшей дезинтеграции в ПО. Так,

Общая психология, психология личности, история психологии

человек в состоянии растерянности, прежде всего, осознает, что не понимает, что происходит, не знает, что и как делать. Поскольку для него является значимым избавиться от дезинтеграции, потребностью человека является преодоление этого состояния, а выход из затруднительного положения выражается отладкой проблемных звеньев. Другими словами, наблюдается преобразование состояния (статичного положения) - в процесс, например, в процесс решения конкретной задачи: коррекции неэффективных действий. Преодоление статики состояния через динамику процесса - одна из психологических закономерностей взаимодействия форм психического в преодолении нежелательных психических состояний.

Итак, в предлагаемом подходе психика трактуется как целенаправленная система, т.е. организация. Компонентом структуры психической организации (ПО) предлагается считать функциональное звено. Чтобы психике соответствовать своей роли - способствовать эффективности организации жизни живого существа, образуются 13 специализированных видов функциональных звеньев, которые в обобщенном виде выступают как базовые функции психики. Иерархию в структуре психической организации задает системообразующее звено, выступающее в виде деятельности, остальным звеньям отводится роль действий или операций. Кроме формы процесса, звено ПО может проявляться как свойство и состояние.

Рассмотрение умственной активности, волевой регуляции и волевых, а также других психических черт, состояния растерянности и других состояний показывает их связь с особенностью формы проявления звеньев ПО. Таким образом, выделенные в психологии 3 исходные формы психики: процесс, свойство (черта), состояние, находясь в функциональном единстве, укладываются в предлагаемую модель ПО. В связи с целостной организацией психики возможны взаимовлияния форм и переход психического из одной формы в другую. Модель ПО не требует представления рядом с нею блоков личности и ее деятельности, поскольку такое содержание в нее уже включено, если речь идет о социальном качестве функционирования психики.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. - М., 1977. - 371 с.

2. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк //Вопросы психологии. - 1988. -№ 5. - С. 27-37.

3. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М. : Смысл, 1998. - 685 с.

4. Дикая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности /Л.Г. Дикая //Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М. : Наука, 1991. - С. 93-111.

5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин.

- М. : ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. -М. : Изд-во Московского ун-та, 1991. - 142 с.

7. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.

8. Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук /

B.К. Калин. - Тбилиси, 1989.

9. Кудрявцев, В.Н. Механизм преступного поведения / В.Н. Кудрявцев // Юридическая психология / сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. - СПб.: Питер, 2001. - С. 112-119.

10. Леонова, А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. - М., 1981. - 111 с.

11. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции /В.И. Моросанова. - М. : Наука, 2001. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М. : Институт практ. психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.

13. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.

14. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

15. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.

16. Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. -

C. 68-80.

17. Пуни, А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт.

- М., 1973.

18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 3-18.

19. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. -М. : АН СССР, 1959. - 354 с.

20. Шипшин, С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебнопсихологической экспертизе: методическое

пособие / С. С. Шипшин. - Ростов н/Д, 2000. -52 с.

21. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология / В.А. Ядов.

- Л., 1979.

22. Якушкин, Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук / Н.Н. Якушкин. -СПб., 1998. - 406 с.

Поступила в редакцию 22.11.2011 г.

Алексеева Любовь Васильевна. Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru

Lubov V. Alekseyeva. Doctor in psychology, professor of general and social psychology dean, Tyumen State University. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.