УДК 159.9 ББК Ю933
ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЧАСТЬ II
Л.В. Алексеева
Дается оригинальное представление о предмете психологии. Раскрывается понимание психики как особой организации, состоящей из специализированных функциональных звеньев. Функциональное звено психической организации (ПО), проявляемое как операция, действие или деятельность, предлагается рассматривать в качестве единицы анализа. Кроме процессуального выражения, оно, в соответствии с исходными формами психического, может проявляться как свойство и состояние.
Ключевые слова: психическое, психическая организация, функциональное звено, основные функции психики, исходные формы психического, процесс, состояние, свойство.
Одной из центральных проблем в психологии является понимание воли. Рассмотрение воли в модели психической организации (ПО) дает преимущества. Волевая регуляция отличается от произвольной, поскольку необходимость в ней возникает только в ситуациях преодоления себя. Теоретически можно представить, что такое преодоление проявляется в каждом из функциональных звеньев ПО без исключения. Отметим, что волевая регуляция свойственна психике человека, организованно работающей в режиме рефлексии, и адекватно представлена, например, в модели Ф.Е. Василюка [2].
Волевая регуляция как отладка любого из звеньев ПО, выступающей в роли рефлексивного самоуправления, представлена в каждом звене следующим образом.
1) В побуждающем звене - дополнительные вложения в напряжение и мобилизацию либо подавление импульса; преобразование состояния нужды; самостимуляция; проявление инициативности вместо пассивности либо сдержанности вместо импульсивности.
2) В целевом - целетворение, удержание цели дополнительной активностью и напряжением.
3) В ориентирующем - преобразование образа окружающей действительности.
4) В звене осознания - преобразование Я-образа или Я-концепции.
5) В программирующем - конструирование программы активности, ее выдержанность; проявление дисциплинированности.
6) В звене отношения - преобразование
отношений или их иерархии, порождение ценностей; мотивов, смыслов, чувств.
7) В интегрирующем - объединение с более широким жизненным контекстом; собранность; принятие трудностей, страданий, а также критики или отчуждение (диссоцииро-ванность) от трудностей и лишений; самоотверженность как доблесть и терпение.
8) В регулирующем - отладка преодоления препятствия; диалогичное взаимодействие с собой; проявление умственной деятельности и креативного исполнения любого звена ПО; тренировка, развитие своих возможностей; удержание себя от соблазна или срыва.
9) В результирующем - преобразование образа результата; проявление ответственности.
10) В контролирующем звене - отладка параметров для самоконтроля; акцентирование значимости сличения, проверки.
11) В оценивающем - оценка дискомфорта, возникших трудностей; преобразование переживаний; проявление юмора, рационализация происходящего, преобразование самооценки.
12) В прогнозирующем звене - конструирование благоприятного прогноза, акцентирование издержек, способствующих сдержанности.
13) В корректирующем - исполнение коррекции в любом звене или воздержание от коррекции в виде выдержки, стойкости, неумолимости, принципиальности.
Представление о целостности ПО делает необходимым участие всех описанных выше звеньев в волевой отладке каждого из них как проблемного. Такое представление механизма делает понятным связь воли с дополнитель-
ным напряжением, креативностью, мотивацией и ценностями, значимость которых выделена ее исследователями (А.Ц. Пуни [17],
В.К. Калин [8], В.А. Иванников [6], Е.П. Ильин [7]).
Итак, в модели ПО показаны различные варианты такой формы психического, как процесс. Кроме того, целостное представление о психике как об особой организации позволяет более глубоко и целостно охватить ее сущность, по-новому взглянуть на соотношение содержания значимых психологических понятий «отражение», «отношение», «деятельность», «личность», «субъект», «мышление», «эмоция», «воля».
Психическое в форме свойства или черты
Как проблему в психологии Л.М. Веккер [3] отмечал объединение функций, процессов, свойств и состояний психики. В предлагаемом подходе эту проблему предлагается решать следующим образом: каждая из базовых функций ПО может быть представлена не только процессуально, но и в форме свойства и состояния.
Процессуальность функционального звена ПО и психической функции (т. е. динамичность, изменчивость во времени либо изначальная незаданность в полной мере) связана не только с определением процесса, но и с условием - свободой, которой наделен человек. Однако в связи с особенностями развития или образования содержания функционального звена, а затем проявления его как типичной тенденции, оно феноменологически начинает выглядеть уже не как процесс, а как склонность, а затем - как свойство/черта, как автоматизированное проявление. Каждая из психических черт может проявляться как в динамическом плане (т. е. как имеющая психофизические характеристики, например, свою энергию, скорость и т.п.), так и в содержательном плане (например, в биполярном значении гибкий - ригидный; толерантный -нетерпимый). Кроме того, каждая из психических черт может характеризоваться не только качественно (содержательно), например, как свойства темперамента и характера, но и количественно (по степени выраженности, включая акцентуированное ее проявление).
Такое понимание соответствует в психологии представлению о свойстве - такой стороне объекта/явления, в проявлении которой обнаруживается внутреннее содержание, качественная определенность. Определяя свойство личности, В.Н. Дружинин [5] писал о
такой ее характеристике, которая обусловливает ее различия и общность с другими объектами (субъектами) и обнаруживается в ее отношении к ним. Ранее Ю.М. Орлов [13] определил черту личности или характера как устойчивую форму поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями, понимая сформированную черту как автоматизированное действие. В исследовании В.И. Моросановой [11] показана связь интроверсии и экстраверсии с индивидуальным стилем саморегуляции с тем, на какую модель действительности - внешнюю или внутреннюю - преобладающе ориентирован субъект. В целом, по определению, неустойчивая форма проявления не является психической чертой.
Использование модели ПО позволяет дифференцировать личностные особенности как общественно значимые свойства и индивидуальные особенности, как это предлагал
С. Л. Рубинштейн [19]; учитывать также, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях (В.Н. Мясищев [12]); уточнить мнение Б.Г. Ананьева, что свойства представляют собой «высшую интеграцию всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций)» [1, с. 187].
В целом понимание основных функциональных звеньев ПО (базовых функций) в их системообразующей роли как основы вполне определенных психических свойств может быть представлено следующим образом:
1) побуждающая функция - импульсивность, инициативность, непроизвольность, непринужденность, искренность, отзывчивость;
2) целевая функция - целенаправленность, решительность -нерешительность,
склонность к риску, увлекаемость;
3) ориентирующая функция - наблюдательность, экстравертированность, эрудированность, злопамятность;
4) рефлексирующая функция - интровер-тированность, самокомпетентность, рассудительность;
5) программирующая функция - аккуратность, организованность, расчетливость, изысканность, педантичность, пунктуальность;
6) функция отношения - беспринципность, порядочность, нравственность, духовность, стыдливость, жертвенность;
Общая психология, психология личности, история психологии
7) интегрирующая функция - созидатель-
ность, покладистость, предупредительность, справедливость, миролюбивость, сострадательность-отчужденность, радушность-
холодность;
8) регулирующая / коммуникативная функция-активность-пассивность, активность-реактивность, подвижность, общительность, трудолюбивость-леность, вдумчивость, сдержанность;
9) результирующая функция - целеустремленность, упорность, ответственность; экстернальность - интернальность, находчивость;
10) контролирующая функция - осмотрительность, завистливость, мелочность, подозрительность, бдительность;
11) оценивающая функция - эмоциональность, рациональность, придирчивость, неуверенность, трусость, грубость, мнительность;
12) прогнозирующая функция - предусмотрительность-беспечность, дальновид-
ность-легкомысленность, прозорливость;
13) корректирующая функция - критичность, гибкость-ригидность, юмористичность, циничность, уступчивость, терпеливость.
Каждое из психических свойств может проявляться как в динамическом, так и содержательном плане в биполярном виде (бы-стрый-медленный; умный-глупый), а также характеризоваться качественно, т. е. содержательно (смелый-трусливый; волевой-безвольный), и количественно - по степени выраженности (жадный, щедрый, расточительный).
Оформление черт связано со всеми функциональными звеньями ПО, поскольку они образуются при автоматизации специфичности своей работы. В то же время, как показано выше, какое-либо из функциональных звеньев (или их группа) исполняет роль системообразующего, порождая специфичность содержания черты, особую диспозицию. Так, В.Н. Мясищев [12] в основе черт характера видел психическое отношение. Предлагаемый подход позволяет осуществить и обобщенное, и дифференцированное рассмотрение психических свойств и личностных черт, подчеркнуть соотношение черты и установки. Так, по
А.А. Реану, под агрессивностью понимается «свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [18, с. 4]. Подобное можно сказать о любой черте: черта связана с установкой - готовностью к исполнению.
Возможности модели ПО проверяются при умозрительном конструировании той или иной черты и ее формировании на практике. Так, можно предположить, что мелочность возникает не только из-за ориентировки на мелочи (3-я функция ПО) и контроля за ними (10-я функция ПО), но и из-за их значимости, отсутствия иерархии в отношении к важному и второстепенному (6-я функция ПО). В то же время без регулирующей функции (8-я функция ПО) эта черта, как и любая другая, не станет явной. Предлагаемый подход дает возможность рассматривать динамическую характеристику черт в таком психическом комплексе, как темперамент, и содержательную - в таком, как характер, целостно понимать также, что личностные черты и индивидные - это проявление ПО на разных уровнях (психосоциальном для личности и психофизическом для индивида).
Отметим, что модель ПО/ПСУ дает возможность системного представления о волевых чертах. Понимание сформированных волевых качеств как устойчивых тенденций в проявлении того или иного звена ПСУ можно представить в следующем виде:
решительность - принятие цели, несмотря на неопределенность;
упорство - удержание направленности цели, несмотря на неуспех или не явность и отдаленность получения результата;
смелость и отвага - способность справиться со страхом;
мужество - способность «держать удар» от полученного негативного жизненного результата;
стойкость - поддержка интегрированности ценностей, собственного состояния;
оптимизм - конструирование благоприятного прогноза;
трудолюбие - положительное отношение к процессу труда, несмотря на издержки;
принципиальность - неуклонность следования ценностной позиции;
социоцентризм - наличие отношения долга, справедливый учет своих и чужих интересов;
боевитость - стремление к борьбе, понимание результата волевых усилий как доказательства, что каждый человек - субъект, имеющий социальную ценность;
выдержка-- удержание от коррекции в любом звене;
ответственность - способность держать ответ за полученные результаты.
Изложенное понимание психических черт и процессов, их генетической и функциональной взаимосвязи и связи в модели ПО/ПСУ отличает предлагаемую модель от других авторских моделей (К.К. Платонова [14, 15],
В. А. Ядова [21], Н.Н. Якушкина [22] и др.), в которых блок «свойства» представлен отдельно. Так, звено «свойства личности» выделялось В.Н. Кудрявцевым [9] в общей схеме механизма преступного поведения, наряду со звеньями «мотивация преступления», «планирование», «исполнение», «внешняя среда».
Итак, в предлагаемом подходе природа психических и личностных свойств потеряла свою изолированность от других звеньев или блоков психосоциальной самоорганизации человека, что представляется значимым для психологической теории в русле целостного подхода и для практики - при трактовке реального поведения человека.
Психическое в форме состояния
Модель ПО позволяет представить каждое функциональное звено также в форме состояния (например, как возбужденность, увлеченность, сосредоточенность, растерянность, подозрительность, влюбленность, скованность, подавленность, критичность и т. д.) или, другими словами, как статичное положение, в котором психика определенное время находится при проявлении системообразующего звена.
Такой подход хорошо согласуется с концепцией психической саморегуляции функционального состояния Л.Г. Дикой [4], в которой психическая саморегуляция рассматривается одновременно и как психическая деятельность, и как психологическая система. В целом, по Л. Г. Дикой, психическая саморегуляция связана с целенаправленной активностью субъекта, включающей в себя мотивы, программы, процессы принятия решения и пр., направленной на сохранение наличного состояния или преобразования его в желаемое с помощью используемых средств саморегуляции (самовнушения, мышечного или дыхательного самовоздействия, волевых усилий и пр.).
В свою очередь, исследования А.О. Прохорова также показывают, что при саморегуляции психических состояний «переход осуществляется с опорой на индивидуальнопсихологические свойства субъекта и при соответствующих изменениях психических процессов» [16, с. 69], при участии рефлексии, образа желаемого и актуального состоя-
ния, мотивации и личностного смысла изменения.
В качестве примера можно представить подробнее рассмотрение представлений о состоянии растерянности, актуальность преодоления которого не вызывает сомнения. По В. Далю, «растеряться - недоумевать, как быть, что делать»; по С.И. Ожегову, - «прийти в состояние растерянности, нерешительности, не знать, как поступить». А.Б. Леоновой и
В.И. Медведевым [10] при исследовании функционального состояния человека в трудовой деятельности было предложено такое понятие, как динамическое рассогласование, характеризующееся несоответствием ответа организма требованиям среды, а также встречается в тех случаях, когда требуемый ответ превышает актуальные психофизиологические возможности человека. По К. К. Платонову [15], растерянность - состояние, близкое к напряженности, оно характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностью (производно-стью) эмоционального компонента.
С.С. Шипшин [20] дает состоянию растерянности водителей следующие характеристики: 1) необычность, новизна, внезапность, дефицит времени, завышенные требования как причина возникновения состояния; 2) постепенное нарастание (включая короткий период) как его динамика; 3) сниженный фон настроения как преобладающие эмоции;
4) астеничность как степень воздействия на активность; 5) кратковременность или долговременность как длительность; 6) отсутствие адекватной готовности действовать, переоценка угрозы извне, нерешительность, пассивность, ошибочность действий как влияние на сознание и психическую деятельность;
7) потребность в покое, бесконфликтности, комфорте как актуальная потребность;
8) пассивность либо беспорядочная неадекватная активность как формы поведения.
Представление о растерянности в модели ПО позволяет предложить следующее целостное его понимание. Состояние растерянности возникает в ПО как результат непродуктивной работы интегрирующего звена психики. Причем связь с этим функциональным звеном как системообразующим делает состояние растерянности особым и самостоятельным, независимо от того, что именно не удается объединить, а разнообразные наступившие последствия - закономерным следствием возникшей дезинтеграции в ПО. Так,
Общая психология, психология личности, история психологии
человек в состоянии растерянности, прежде всего, осознает, что не понимает, что происходит, не знает, что и как делать. Поскольку для него является значимым избавиться от дезинтеграции, потребностью человека является преодоление этого состояния, а выход из затруднительного положения выражается отладкой проблемных звеньев. Другими словами, наблюдается преобразование состояния (статичного положения) - в процесс, например, в процесс решения конкретной задачи: коррекции неэффективных действий. Преодоление статики состояния через динамику процесса - одна из психологических закономерностей взаимодействия форм психического в преодолении нежелательных психических состояний.
Итак, в предлагаемом подходе психика трактуется как целенаправленная система, т.е. организация. Компонентом структуры психической организации (ПО) предлагается считать функциональное звено. Чтобы психике соответствовать своей роли - способствовать эффективности организации жизни живого существа, образуются 13 специализированных видов функциональных звеньев, которые в обобщенном виде выступают как базовые функции психики. Иерархию в структуре психической организации задает системообразующее звено, выступающее в виде деятельности, остальным звеньям отводится роль действий или операций. Кроме формы процесса, звено ПО может проявляться как свойство и состояние.
Рассмотрение умственной активности, волевой регуляции и волевых, а также других психических черт, состояния растерянности и других состояний показывает их связь с особенностью формы проявления звеньев ПО. Таким образом, выделенные в психологии 3 исходные формы психики: процесс, свойство (черта), состояние, находясь в функциональном единстве, укладываются в предлагаемую модель ПО. В связи с целостной организацией психики возможны взаимовлияния форм и переход психического из одной формы в другую. Модель ПО не требует представления рядом с нею блоков личности и ее деятельности, поскольку такое содержание в нее уже включено, если речь идет о социальном качестве функционирования психики.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. - М., 1977. - 371 с.
2. Василюк, Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк //Вопросы психологии. - 1988. -№ 5. - С. 27-37.
3. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - М. : Смысл, 1998. - 685 с.
4. Дикая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности /Л.Г. Дикая //Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М. : Наука, 1991. - С. 93-111.
5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин.
- М. : ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. -М. : Изд-во Московского ун-та, 1991. - 142 с.
7. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
8. Калин, В.К. Волевая регуляция деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук /
B.К. Калин. - Тбилиси, 1989.
9. Кудрявцев, В.Н. Механизм преступного поведения / В.Н. Кудрявцев // Юридическая психология / сост. и общ. ред. Т.Н. Курбатовой. - СПб.: Питер, 2001. - С. 112-119.
10. Леонова, А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. - М., 1981. - 111 с.
11. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции /В.И. Моросанова. - М. : Наука, 2001. - 192 с.
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М. : Институт практ. психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
13. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
14. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
15. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.
16. Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 2. -
C. 68-80.
17. Пуни, А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт.
- М., 1973.
18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 3-18.
19. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. -М. : АН СССР, 1959. - 354 с.
20. Шипшин, С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебнопсихологической экспертизе: методическое
пособие / С. С. Шипшин. - Ростов н/Д, 2000. -52 с.
21. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология / В.А. Ядов.
- Л., 1979.
22. Якушкин, Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук / Н.Н. Якушкин. -СПб., 1998. - 406 с.
Поступила в редакцию 22.11.2011 г.
Алексеева Любовь Васильевна. Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru
Lubov V. Alekseyeva. Doctor in psychology, professor of general and social psychology dean, Tyumen State University. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru