Общая психология, психология личности история психологии
УДК 159.9 ББК Ю933
ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО В МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЧАСТЬ I
Л.В. Алексеева
Дается оригинальное представление о предмете психологии. Раскрывается понимание психики как особой организации, состоящей из специализированных функциональных звеньев. Функциональное звено психической организации (ПО), проявляемое как операция, действие или деятельность, предлагается рассматривать в качестве единицы анализа. Кроме процессуального выражения, оно, в соответствии с исходными формами психического, может проявляться как свойство и состояние.
Ключевые слова: психическое, психическая организация, функциональное звено, основные функции психики, исходные формы психического, процесс, состояние, свойство.
Целостное представление о психике
Целостное представление о психике, разделяемое большинством психологов, до сих пор □ проблема. Пожалуй, представление о психике как о психической деятельности можно считать подходом, разделяемым многими психологами. Опора на теории и авторские подходы, разрабатывающие содержание психологических категорий, а также систематизирующие психологические знания, убеждает, что целостное представление о психике как об особой организации позволяет перейти на более глубокий уровень понимания ее сущности.
Обращение к идее организации психического не ново. Прежде всего, эта идея встречается в работах С. Л. Рубинштейна и воплощается в исследованиях П.К. Анохина (системная организация функций), Н.А. Бернштейна (организация движений), А.Н. Леонтьева (структура и функционирование психической деятельности), О.А. Конопкина (саморегуляция деятельности), К.А. Абульхановой (саморегуляция субъекта) и др. Понимание психики не только как системы (ей посвящены многие тома), а как организации, в силу ее сложности, рассматривалось в многочисленных исследованиях через акцентирование того или иного системного блока (принятия решения, контроля, прогноза, оценки, отношения, обратной связи), а также различных ви-
дов и способов психической регуляции (произвольной, эмоциональной, волевой).
Психика до сих пор определяется через отражение, и наиболее сильным аргументом выступает то, что отражение является всеобщим свойством природы. Однако к всеобщим свойствам природы относятся также организация и развитие. То есть подход к психике как организации перспективен, поскольку организация □ всеобщее свойство природы, включающее в себя отражение. Кроме того, понятие организации шире понятий отражения, поведения или деятельности (рассматриваемые в истории психологии как ее предмет), поскольку сами эти явления, как указывают их исследователи, требуют упорядоченности. Таким образом, предложение о новом понимании предмета психологии как психической организации □ целенаправленной системы □ имеет основание.
Итак, в нашем авторском подходе психику предлагается рассматривать не через понятие сознания, поведения, личности, деятельности, отношения, субъекта, а через понятие организации, объединяющее их содержания. То есть психика представляется как особая психическая организация, которая склонна наращивать свое усложнение и сокращать энтропию, с учетом также возможности возникновения дезорганизации. Понимание организации как
целевой упорядоченности элементов целого позволяет представить ее «клеточки □ уже не в виде действия (по А.Н. Леонтьеву), отношения (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе), а в виде функционального звена, образующего своей специализацией характерную специфичность основных психологических функций □ видов работ, которые она выполняет.
Подробный анализ содержания понятия организации, соотношение психической и субъектной организации, механизма ПО содержатся в работах автора [2, 3]. Краткое содержание данной статьи: чтобы психике выполнять свою роль, т. е. соответствовать своему назначению, механизм ПО не может обойтись без системно связанных 13 функциональных звеньев с обязательным выделением целевого звена (что соответствует определению организации). Иерархия в связи звеньев выделяется через системообразующее звено, определяющее содержание работы психики.
Рассмотрим, во-первых, модель ПО и наиболее яркие психические феномены, которые связаны с каждым из отмеченных звеньев как системообразующим, и, во-вторых, каким образом каждое звено можно представить в разной исходной форме существования психического □ процессе, состоянии и свойстве.
Модель психической организации
С 1-м звеном ПО □ актуализацией потребности □ связан такой феномен, как нужда, потребность, имеющий свою специфику в виде предпосылки к деянию (как акции, так и реакции); функция этого звена □ побуждающая (побудительная). Исходные формы психического проявляются, например, так: процессуальность динамики потребности, статичное состояние нужды и импульсивность как свойство.
Со 2-м звеном □ принятием решения о цели □ связаны такие феномены, как цель, целе-полагание, выбор, устремление, уровень притязаний, решительность; функция этого звена □ создание реального побуждения и направленности активности □ целевая (целеобразующая / целенаправляющая). Целевая установка может трактоваться как состояние, выбор и изменение уровня притязаний □ как процесс, нерешительность и притязательность
□ как свойства.
С 3-м звеном ПО □ построением субъективной модели значимых внешних условий □ связаны такие феномены, как образ внешнего
мира, понимание действительности, знания, значения, интеллект, когнитивная сфера, экстравертированность, наблюдательность; функция этого звена □ отражение, ориентировка, а также порождение информации. Вышеназванные феномены отражения действительности представляют примеры процесса, состояния и свойства. Значимость выделяемой информации порождается звеном отношения.
С 4-м звеном □ построением субъективной модели значимых внутренних условий □ связаны такие феномены, как рефлексия, Я-образ, Я-концепция, понимание себя, интро-вертированность; функция этого звена □ осознание, начало которому дают самоощущения. Задумчивость, например, относится к состоянию в работе этого звена, склонность к рефлексии □ к свойству, ну а само осознание □ к процессу.
С 5-м звеном ПО □ формированием программы действий □ связаны такие феномены, как тактика, технология, технологичность; объединение с работой функции отношения порождает феномен стратегии, функция этого звена □ программирование. Явление «знаю как» относится к форме состояния в работе этого звена, педантичность □ к свойству, разработка программы □ к процессу.
С 6-м звеном □ созданием системы значимых жизненных критериев □ связаны такие феномены, как эталоны, нормы, ценности (как объективно и субъективно значимое); иерархия отношений, потребностей и целей; борьба мотивов; смыслы; чувства и высшие чувства; двойная мораль; самоотношение; функция этого звена □ проявление психического отношения. Примером процесса в этом звене может стать борьба мотивов, состояния
□ испытываемое чувство, свойства □ как духовность, так и безнравственность.
С 7-м звеном ПО □ осуществлением интеграции информации, содержащейся в различных звеньях, □ связаны такие феномены, как объединение, обобщение, целостность, синтез, или противоположные им отчуждение, диссоциация; функция этого звена □ интегрирующая. Поиск выхода из конфликта □ пример процессуальности в этом звене, толерантность □ пример свойства, растерянность □ состояния.
С 8-м звеном □ осуществлением регуляции □ связано собственно исполнение, которое может осуществляться в виде практических, символических, вербальных, умственных ак-
Общая психология, психология личности, история психологии
тов (операций, действий, деятельности), исполнительство раскрывается в таких феноменах, как практика, деяние, активность и реактивность, общение, созерцание и умственная деятельность, как умения, навыки и выученная беспомощность, а также лень, заторможенность, ступор и т. п.; функция этого звена □ регулирующая / коммуникативная. Среди названных феноменов есть примеры процесса, состояния и свойства.
С 9-м звеном ПО □ получением информации о результатах □ связаны такие феномены, как обратная связь, ответ, резюме, ответственность, экстернальность или интерналь-ность; функция этого звена □ результирующая, позволяющая получить обратную связь и подвести итог деянию. Результаты функционирования психики разнообразны □ образ, понятие, умозаключение, эмоции и т. п. Результатом ПО может быть реальный продукт той или иной целостности и качества: инсайт или непонимание; правда или истина. Этот продукт может иметь одновременно несколько составляющих: двойная выгода, приобретение и потери, удовольствие и усталость. Эффект работы этого звена (совместно со звеном оценки) представлен и как эффект подкрепления, как награда или наказание. Получение информации о результате □ пример процесса в этом функциональном звене, удовлетворение и удовольствие □ примеры состояний, успешность и несчастливость □ примеры свойств.
С 10-м звеном □ контролем □ связаны такие феномены, как сравнение, проверка, самоконтроль; функция этого звена □ контролирующая. Процесс самоконтроля характеризуется сличением собственных параметров с каким-то образцом. Свойством может быть склонность к сравнению, состоянием □ внимательность, бдительность.
С 11-м звеном ПО □ оценкой □ связаны такие феномены, как рациональная оценка, собственно эмоция, самооценка; функция этого звена □ оценивающая □ измерение степени отклонения от эталона. Данное измерение может быть адекватным и предвзятым и проявляться, например, как свойство оценивающего □ несправедливый, как процесс оценивания и как состояние □ испорченное настроение оцениваемого.
С 12-м звеном □ прогнозом □ связаны такие феномены, как опережающее отражение; экстраполяция будущего, перспектива, надежда, оптимистичность или пессимистичность; функция этого звена □ прогнози-
рующая. Среди названных феноменов есть примеры процесса, состояния и свойства.
С 13-м звеном ПО □ принятием решения о коррекции □ связаны такие феномены, как изменения, инертность-подвижность, гибкость-ригидность, развитие, самокритика, самокритичность; функция этого звена □ корректирующая. Самокритичность можно представить и как процесс, и как состояние, и как свойство, причем похожесть по содержанию не делает эти феномены идентичными.
Итак, в рассмотренной модели все звенья ПО взаимосвязаны по принципу прямой и обратной связи и детерминированы направленностью на решение в определенных условиях конкретной проблемы, связанной с потребностью человека и имеющимися у него ценностями и возможностями. За счет этих связей возможна организация деяния, направленного на конкретный результат. Представленные 13 функциональных звеньев ПО □ авторский вариант модели психики, созданный на основе анализа ее понимания в истории психологии. В модели представлен скорее перечень, чем порядок (структура) основных звеньев ПО. Однако практика показывает, что уже их выделение чрезвычайно важно. Так, с каждым звеном ПО можно связать особые психологические проблемы. Например, нижеследующие утверждения связаны с побудительной функцией: «не знаю, чего хочу» «ничего не хочу» «не могу справиться со своим страстным желанием» «йе хочу делать то, что надо» Однако решить эти проблемы можно только в случае целостной реорганизации работы психики.
В процессе развития психики ее обладатель сам становится организатором своей жизни, т. е. субъектом. Таким образом, базовые функции психики преобразуются в функции субъекта. Субъектность существа в фи-ло- и онтогенетическом плане может пониматься как его собственная способность эффективно участвовать в организации своей жизни, управляя ею. В связи с этим можно говорить о психической организации как психическом самоуправлении (ПО/ПСУ), переходящем в субъектное самоуправление личности. Субъектность личности □ это способность человека в ситуации с элементами неопределенности эффективно осуществлять психическое самоуправление в социальном контексте своего бытия.
Исходя из понимания исходных простых форм существования психики, психическое
может проявиться в виде процесса, состояния и свойства. С учетом того, что «Механизм □ это совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо □ явление» [12, с. 309], следует признать, что в механизме ПО обнаружены отмеченные формы. Рассмотрим их подробнее.
Психическое в форме процесса
Психическая функция феноменологически выглядит как процесс. В связи с чем С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что лучше говорить не «Ьсихика» а «психическое□ Психическое вообще, прежде всего, существует как процесс □ живой, пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся или развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты. В психическом процессе можно выделить стадии и составляющие его функционирования. В целостном процессе ПО неразрывно присутствует познавательное, мотивационное и эмоциональное, внутреннее □ умственное и внешнее □ двигательное, рациональное и чувственное, осознанное и бессознательное, вариативное и инвариантное.
Процессуальность психической деятельности не вызывает сомнения. Связь деятельности и организации заключена в следующем. Каждое звено ПО может работать на уровне операции, действия или отдельной деятельности. И это, с учетом развития человеческой деятельности и возможности ее рассмотрения как инвариантной системы с определением относительно устойчивых единиц, оправданно.
В частности, так может быть охарактеризовано целевое звено, в котором осуществляется выбор или принятие решения. Например, в исследовании Д. А. Леонтьева и Н.В. Пилип-ко [10] сложное строение принятия решения трактуется как деятельность. Однако понимание выбора как деятельности обязательно должно предполагать существование выбора как действия и операции. Для осуществления выбора субъекту необходимы критерии выбора и альтернатива. Свобода выбора проявляется тогда, когда есть альтернатива и инициатива выбора исходит от индивида.
Анализируя проблему принятия решения, авторы выделяют несколько видов выбора. При простом выборе субъект решает задачу, какая из альтернатив лучше соответствует заданному критерию, чтобы предпочесть её остальным. В сложном (смысловом) выборе критерии не даны и конструируются субъектом при сопоставлении альтернатив. Пока не
сконструирован критерий, альтернатива не имеет смысла. В критических ситуациях субъект делает экзистенциальный выбор, когда ему не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он сам должен формулировать критерии и сконструировать эти альтернативы, т. е. осуществить сложную внутреннюю работу, особенно при наличии фактора риска.
При принятии решения о мотиве, о выборе действия, о способах достижения индивид формулирует критерии, подыскивает альтернативы с оценкой жизненного значения своей деятельности, переживает соотношение своих возможностей и платежей, осуществляет прогноз результатов с оценкой деятельности в жизнедеятельности. Такого типа решения, мы думаем, можно соотнести с разными деятельностями, проявляемыми как построение отношения, программирования, прогнозирования и др.
Продолжая рассмотрение психики как ПО, отметим, что каждое из ее звеньев предполагает наличие потребности его исполнять. Это также служит аргументом в пользу того, что каждое звено может работать как деятельность, предпосылкой которой, по
А.Н. Леонтьеву [9], является потребность. Например,
□ побуждающему звену соответствует возникновение как такового явления нужды, желания;
□ целевому □ потребности ставить и достигать цели, проявлять притязания;
□ ориентирующему □ познавательная потребность;
□ рефлексирующему □ потребности в самопознании;
□ программирующему □ потребности в желании планировать и программировать, определяться в способах достижения результата, отвечать на вопрос «кто и каким образом делать? »
□ звену отношения □ потребность в том, чтобы связь с действительностью имела ценностный характер и сами ценности были структурированы, например, потребность испытывать чувство любви, иметь смысл жизни, выстраивать иерархию ценностей, иметь жизненные принципы;
□ интегрирующему □ быть целостным, уравновешенным, принятым другими, жить с ними в ладу;
Общая психология, психология личности, история психологии
□ регулирующему □ потребность проявлять на практике активность, общение, умственную деятельность, самоактуализацию и др.;
□ результирующему □ в достижениях или избегании неудач, в творчестве или разрушении (дающему какой-никакой результат);
□ контролирующему □ потребность проверять, сравнивать себя с другими;
□ оценивающему □ оценивать, иметь и поддерживать самооценку;
□ прогнозирующему □ знать будущее или предвосхищать события во времени;
□ корректирующему □ потребность в изменении и развитии или сопротивлении изменению, сохранении своих особенностей, поддержании наличного состояния.
На основе анализа исследований
Н.Г. Алексеева и Э.Г. Юдина [1]; Г.П. Щедро-вицкого [14], И.Н. Семенова [11], И.А. Васильева, В.А. Поплужного и O.K. Тихомирова [6]; А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой [5]; А.В. Брушлинского [4]; В.К. Зарецкого [8]; Р.М. Грановской и И.Я. Березной [7];
В.Д. Ушакова [13] , посвященных мышлению и умственной деятельности, представим про-цессуальность звеньев ПО как умственной активности.
Представление о мыслительной активности с помощью модели ПО, выраженной в кратком виде через название базовых функций:
1) Побудительное звено □ запуск мыслительной активности той или иной степени энергичности при возникновении противоречия или проблемной ситуации.
2) Целевое звено □ принятие задачи к решению.
3) Звено отражения □ проявление предметного уровня мышления, сбор данных и анализ, направленный вовне, на то, что «даноП в условиях задачи; проявление глубины □ поверхностности и тонкости □ грубости анализа.
4) Звено осознания □ проявление рефлексивного уровня мышления; сбор внутренних данных; анализ, направленный внутрь, на себя, свои возможности, осознание возникающих препятствий при достижении результата, а также мыслительных действий, осуществленных в любом из функциональных звеньев.
5) Программирующее звено □ проявление операционального уровня мышления, связанного с логическими, научно-предметными и мыслительными (психологическими) операциями; технологичность, скрупулезность, последовательность мышления либо характеристик, противоположных им.
6) Звено отношения □ проявление личностного уровня мышления, связанного с формированием смысла мыслительной активности, ее важности для личности; «Энергетическая сила» мышления, основанная на какой-то индивидуальной идее и принципах; выделение признака существенности и значимости, создание эталона для сравнения и обобщения.
7) Интегрирующее звено □ проявление объединения, операций синтеза и обобщения; основательность и целостность охвата информации, а также объективность или предвзятость объединения (связанные со степенью проекции субъективной информации, т. е. ожиданий и личностных смыслов, на то, что «дано» объективно). Операция анализа также имеет отношение к этому звену, как обратная операции синтеза.
8) Регулирующее звено □ исполнение в разном виде □ если в практических действиях, то проявление наглядно-действенного мышления, если в символических действиях □ наглядно-образного; если в вербальных или знаковых действиях □ понятийного, абстрактного мышления; осуществление взаимодействия с объектом, а также диалога, в том числе с самим собой.
9) Результирующее звено □ получение какого-то результата, актуализация осознанного или интуитивного умозаключения, возникновение инсайта (озарения), поэтапное резюмирование, формулирование вывода или итога рассуждений.
10) Контролирующее звено □ операция сличения, сравнения, проверки; четкость мышления.
11) Оценивающее звено □ измерение результата, собственного вклада, себя или другого, а также самой задачи с помощью рациональной и/или эмоциональной шкалы (трудно
□ легко; правильно □ неправильно; хорошо □ плохо; умно □ глупо и др.), эмоциональное переживание успеха или неудачи.
12) Прогнозирующее звено □ возникновение гипотезы; сознательное или интуитивное опережающее отражение; предвидение результата; глубина, дальновидность понимания развития ситуации.
13) Корректирующее звено □ пластичность, гибкость □ ригидность мышления; операция абстрагирования (отбрасывание незначительного, незначимого); критичность □ не-критичность (в объединении с оценкой) рассуждений либо как индивидуальная характеристика в целом.
Такое представление о мыслительной активности не только подчеркивает ее процес-суальность, но и объединяет функционирование всех познавательных процессов в ПО, а также видов и уровней мышления, открытых психологией.
Литература
1. Алексеев, Н.Г. О психических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. □ М., 1971. □
С. 151Ш3.
2. Алексеева, Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: монография / Л.В. Алексеева. □ Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. □520 с.
3. Алексеева, Л.В. Психологическая характеристика субъекта преступления: дис.
□ д-ра психол. наук / Л.В. Алексеева. □ СПб., 2006. □ 450 с.
4. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский.
□ М.: Институт практ. психол.; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. □ 392 с.
5. Брушлинский, А.В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления / А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности. □М.: Наука, 1983.
6. Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. □ М.: Изд-во Московского университета, 1980. □ 192 с.
7. Грановская, P.M. Интуиция и искусственный интеллект / P.M. Грановская, И.Я. Березная. □ Л.: ЛГУ, 1991. □272 с.
8. Зарецкий, В. К. Если ситуация кажется неразрешимой... /В.К. Зарецкий. □ М.: ТПО АХИЛЛ, 1991. □ 48 с.
9. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. □ М. : Изд-во Московского государственного университета, 1971. □ 40 с.
10. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко // Вопросы психологии. □ 1995. □ № 1. □ С. 97^10.
11. Семенов, И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач / И.Н. Семенов // Труды ВНИИТЭ. Эргономика. □ 1976. □ Вып. 10. □ С. 148П88.
12. Словарь иностранных слов / под спец. науч. ред. А.Г. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Карпинского. □ М. : Русский язык, 1982. □ 608 с.
13. Ушаков В.Д. Творчество и «Дарвиновский» способ его описания / В.Д. Ушаков // Психологический журнал. □ 2000. □ Т. 21. □ № 3. □ С. 104^11.
14. Щедровицкий, Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности / Г.П. Щедровицкий // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). □М., 1975. □ С. 9^77.
Поступила в редакцию 8 ноября 2011 г.
Алексеева Любовь Васильевна. Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru
Lubov V. Alekseyeva. Doctor in psychology, professor of general and social psychology dean, Tyumen State University. E-mail: alex-lubov2008@ yandex.ru