Научная статья на тему 'Психосемантические особенности современной фонетической поэзии в пространстве ментальной репрезентации психических состояний'

Психосемантические особенности современной фонетической поэзии в пространстве ментальной репрезентации психических состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЛИНГВИСТИКА / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СЕМАНТИКА / ЗНАЧЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закирова Ю.М.

В статье представлены результаты исследования текстов современных исполнителей музыки кантри, проведенного в рамках актуальной темы психосемантической реконструкции ассоциативных полей психических состояний. Были проанализированы тексты на английском языке как яркие и достоверные ментальные репрезентации представителей американской и канадской культуры и реконструированы семантические поля психических состояний низкого уровня психической активности печали и ностальгии. Опираясь на результаты предыдущих исследований, когда при сравнении групп испытуемых с полярными психическими свойствами в семантических пространствах исследуемых психических состояний наблюдались различия, мы поставили задачу сравнить уровень сложности и вербализированности эмоциональных полей в комментариях вышеупомянутых психических состояний. В качестве основного метода реконструкции субъективного психологического пространства выступил метод ассоциативного эксперимента, субъективного щкалирования и семантического дифференциала. Результаты свидетельствуют, что ментальные репрезентации состояний в контексте фонетической поэзии представляют собой сложно-дифференцированную конфигурацию, сопряженную с видом психического состояния: пространственную организацию, ядерные составляющие, вариативность, устойчивость проявлений в сюжетной линии презентуемой субъектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосемантические особенности современной фонетической поэзии в пространстве ментальной репрезентации психических состояний»

УДК 81

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Ю.М. Закирова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования текстов современных исполнителей музыки кантри, проведенного в рамках актуальной темы психосемантической реконструкции ассоциативных полей психических состояний. Были проанализированы тексты на английском языке как яркие и достоверные ментальные репрезентации представителей американской и канадской культуры и реконструированы семантические поля психических состояний низкого уровня психической активности — печали и ностальгии. Опираясь на результаты предыдущих исследований, когда при сравнении групп испытуемых с полярными психическими свойствами в семантических пространствах исследуемых психических состояний наблюдались различия, мы поставили задачу сравнить уровень сложности и вербализированности эмоциональных полей в комментариях вышеупомянутых психических состояний. В качестве основного метода реконструкции субъективного психологического пространства выступил метод ассоциативного эксперимента, субъективного щкалирования и семантического дифференциала. Результаты свидетельствуют, что ментальные репрезентации состояний в контексте фонетической поэзии представляют собой сложно-дифференцированную конфигурацию, сопряженную с видом психического состояния: пространственную организацию, ядерные составляющие, вариативность, устойчивость проявлений в сюжетной линии презентуемой субъектом.

Ключевые слова: психическое состояние, лингвистика, ассоциативный эксперимент, семантика, значение, речевая реакция

В практике психологического консультирования, реабилитации, психолингвистике важная роль отводится определению психического состояния через осознаваемую составляющую. Она представлена в лексических пластах языкового сознания, а именно в субъективной системе значений, образующих семантическое пространство состояния. Семантическое пространство как компонент «ментальной репрезентации» позволяет описывать содержание психического отображения. Изучение ментальных репрезентаций состояний человека имеет особую значимость, так как психическое состояние - индивидуальный субъективный феномен человеческой психики и выделение универсальных закономерностей репрезентаций состояний позволит выявить закономерности в формировании картины мира и структуры суждений о нем, энергетической составляющей, длительности, уровня сложности, типа ассоциаций. Психические состояния при всей индивидуальности, тем не менее демонстрируют универсальные компоненты, встраиваемые в модель ассоциативных представлений об окружающей действительности и о человеке.

В работах А.В. Брушлинского и Е.А. Сергиенко, понятие репрезентация означает «представленность», «изображение», «отображение одного в другом или на другое», имеются ввиду структуры, вместившие в себя жизненный опыт, картину мира, социума и самого себя (Брушлинский, Сергиенко, 1998).

Объектом нашего исследования стали семантические пространства психических состояний в текстах исполнителей музыки кантри. Цель исследования проанализировать субъективную систему значений, образующих семантическое пространство психических состояний низкого уровня энергетики (печаль и ностальгия), как наиболее характерных для этого жанра. В ходе исследования решались следующие задачи:

1) провести анализ проблемы ментальной репрезентации состояний в фонетической поэзии исполнителей музыки кантри;

2) подготовить экспериментальный материал для изучения ментальных репрезентаций состояний;

3) исследовать содержание и структуру ментальных репрезентаций состояний после реконструкции образов в семантическом поле

4) выявить универсальные (инвариантные) и специфические (индивидуальные) компоненты ментальных репрезентаций состояний, рассматривая тексты современных ис-

Ю.М. Закирова

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

полнителей кантри как социо-культурный пласт лингвистического и психологического изучения.

Актуальность данной работы подтверджается следующими факторами.

Узнать страну изучаемого языка, менталитет ее граждан всегда было и будет приоритетной задачей высшей лингвистической школы. В Соединенных Штатах и Канаде насчитывается многотысячная армия поклонников (без преувеличения можно назвать их страстными фанатами) кантри музыки. Это позволяет нам говорить о культурной идентификации по степени приверженности данному стилю. Завоевать доверие такой огромной аудитории артист, может только доказав, что он на одной волне (эмоциональной, ментальной, лирической) со своими слушателями. Поэзия воспринимается, если значения слов осмыслены и возникает как отмечает Е.Б. Патракеева диалог автора и слушателя. Конечно, соблюдаются традиционные правила построения текстов кантри музыки или особого рода фонетической поэзии, как принято называть этот жанр: есть история, которая разворачивается перед слушателем, рефрен припева, и кирпичики сюжета из таких слов и выражений как got, aint, like, love, mom, trucks, town, oohs, ohs, и, конечно, универсальный just. Но современный песенный текст музыки в стиле кантри, обладая лингвистической, культурной и психической наполненностью является ярким примером ментальной репрезентации.

Существует мнение относительно объединенного формата репрезентации психических состояний. Многие авторы в качестве единицы описания используют семантические признаки, с помощью которых строятся модели ментальной репрезентации объектов языкового представления состояний. Стоит остановиться на определении понятия психическое состояние, которое рассматривается как целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Согласно А.О. Прохорову, психическое состояние сопровождается внешними признаками, имеющими преходящий динамический карактер и выражающееся чаще всего в эмоциях, связанное с познавательной деятельностью и личностью в целом.

В психическом состоянии принято выделять три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое. Лингвистическая когнитология констатирует, что информация, используемая при декодировании текстов, не ограничивается только знанием языка, но включает знания о мире в целом, о социальном и культурном контексте, т. е. ментальные основы понимания и речевой репрезентации.

При изучении семантических пространств состояний было установлено, что строение семантического пространства отдельного психического состояния характеризуется ядерным образованием, слоями разной степени лексической насыщенности, составом с различной выраженностью психологических составляющих и периферией, представленной единичными значениями. В то же время семантические пространства имеют определенную специфику в зависимости от классифицирующих их оснований: времени-длительности, сложности, уровня энергетической составляющей и др.

Е.М. Алексеева отмечает, что способ представления (репрезентации) знаний согласуется с социокультурным опытом человека - носителя знания. Познание (или когниция) организует в человеке смыслообразование и использование значений в рамках культуры, - делая значение общим достоянием людей, принадлежащих к этой культуре».

Ранее уже уже проводились исследования по доказательству гипотезы о том, что лексические слои языкового сознания и стоящие за ними категориальные структуры образуют типичные семантические пространства состояний, характеризующиеся определенным строением. Семантическое поле состоит из нескольких поясов, уровень плотности

Характеристика психических состояний

значений постепенно понижается от центра к краю пространства. В нашем исследовании семантическое поле поделено на следующие сектора: психические процессы, поведение, физиологические реакции, и переживание.

Исходя из предположения, что репрезентации психических состояний, образующих операциональную структуру сознания, формируются в процессе жизнедеятельности и отражают опыт переживания состояний, накопленный субъектом в процессе жизнедеятельности. С этих позиций ментальные репрезентации состояний могут быть рассмотрены как результат жизненного пути человека, как определенный формат мысленного образа, в котором происходит содержательная рефлексия переживаемого состояния и его дадьейшее запоминание. Эта форма, как показано в наших исследованиях, имеет специфическое наполнение, зависящее от качества психического состояния, а также определенные свойства: пространственную организацию, ядерные составляющие, вариативные характеристики, относительную устойчивость репродукций в разных ситуациях жизнедеятельности субъекта

Оперируя свидетельством репрезентативных высказываний заочных респондентов в числе следующих исполнителей Chris Stapleton, Tim McGrow, Blake Shelton, Florida Georgia Line, Brad Paisley, Carry Underwood мы зафиксировали и распределили по семантическому полю, такие маркеры образов психических состояний печали и ностальгии, как традиционных ассоциативных состояний низкого уровня энергетики с ситуациями расставание, взросление и т.д.

В результате анализа текстов были выделены такие содержательные компоненты образов психических состояний: 1) описание физических и физиологических проявлений состояния (49% описаний); 2) особенности поведения или изменения в поведения (49%); 3) описание состояния через чувства или другие состояния (60%).

В эксперименте исследовались ассоциативные связи ситуаций «расставание» и «взросление» с такими равновесными психическими состояниями как печаль и сожаление. Эти психические состояния были отобраны не случайно, они оказались среди наиболее значимых для данной группы испытуемых (исполнителей). Психические состояния печали и сожаления могут считаться синонимичными. Синонимы - это переходные звенья между семантическими полями одного и того же энергетического уровня. Причем некоторые синонимы входят во все семантические пространства одного энергетического уровня. В качестве слов-стимулов были взяты составляющие семантических полей указанных ситуаций и состояний, реконструированные на основе результатов проведенных ранее экспериментов.

Семантическое пространство состояния печаль включает 43 операнта, относящихся к различным характеристикам. Это физиологическая характеристика «слезы» (ядро), эмоциональные компоненты «грусть», физиологическая характеристика «усталость», поведенческая «задумчивость», переживание «задумчивость», «уход в себя», мотиваци-онная - «отсутствие желаний» и т.д. - на периферии семантического облака.

К ним также относятся: сквозные высказывания «болит/ноет/щемит сердце», «уход в себя», «слезы/плачет»;

Выбор состояния сожаления (ностальгии) был обусловлен тем, что оно достаточно часто переживается в текстах исполнителей данного жанра и может быть вызвано разнообразными ситуациями, а главное - предположение, что положительные состояния пусть даже низкой степени энергетики может быть более сложно организованной структурой. А, следовательно, выявленные закономерности будут наиболее общими и глубинными. Переживание «ностальгия», эмоциональные компоненты «светлое чувство»

Результаты исследования, полученные опосредованно путем анализа 49 текстов фонетической поэзии, демонстрируют наибольший процент совпадения, а значит плотности ядра для состояния низкого уровня психической активности - печали (53%), а наименьший - для состояния более высокого уровня - состояния ностальгии (19%). То есть при

Ю.М. Закирова

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

повышении уровня психической активности наблюдается рост дисперсии заполняются периферийные слои в репрезентациях состояний в текстах, которые их транслируют.

При обработке результатов вычислялась средняя оценка, зафиксированная в отобранных материалах, выделялись ядерные образования (ядерными являлись описания характеристик психических состояний, встречающиеся у большинства исполнителей с максимальной выраженностью признака), околоядерные (средние) и периферия. При обработке данных использовались корреляционный (коэффициент г Пирсона) и кластерный анализы. Также подсчитывалась степень организованности структур: индекс когерентности структуры (ИКС), индекс дифференцированности структуры (ИДС) и индекс организованности структуры (ИОС) (Карпов, 2006). Обратимся к результатам исследования. В таблице 1 приведено описание выделенных содержательных характеристик образов психических состояний.

Таблица 1

Содержательные характеристики описаний образов психических состояний

Описания состояний Положительное психическое состояние Отрицательное психическое состояние

Описание физических и физиологических проявлений lonely tears i cry ,eyes sparkle, I can't go another day, unwind rain drops and tear drops run together on my face, all my tears are cried, lonely tears I cried, days are cold, I can't hold out much longer, tear drops come around, heart was in a hit and run, she wears the pain

Поведенческие особенности a memory we're tryin' to kill, we fake the perfect life, don't give a damn, watch our boy take his first breath, let's turn it up loud write a love song, stay up nights, sang every day, sang from the heart, I could close my eyes and run through the house, and never once stub my big toe , I pretend to wear a smile on my face, I'l break my bones, I'd sell my soul, ask God to forgive my sins, lookin' up in the starry sky

Описание состояния через чувства или другие состояния a cloud of tears filled memories, I see it clearer in the rear view mir-row, I regret that moment, wondering what went wrong,I am sorry, I look back, recallin' things we used to do, your memories come back, feelin' alright, we felt so right, my mind keeps going back, I can still see everything just fine, truck full of memories, feel like tatter torn pages of some paper back book, falded wings that used to fly, outlaw state of mind, I'm blessed everybody feeling sad Ain't no glory in this feeling I wined up on the same old trail of tears I—ll never find the sunshine Left to lose my mind I'll break my bones I'd sell my soul, Lose my faith Endless lonely streets of broken dreams It feels like my walls are caving in , summer has gone,

Как следует из представленных результатов, наиболее существенными составляющими образа положительно окрашенного психического состояния являются речевые репрезентации переживаний и психических процессов, а также описание эмоций и чувств, переживаемых в этом состоянии, семантические пространства физиологических реакций и поведения не вариативны, операнты соредоточены в ядре. Для состояния Печали, как отрицательного психического состояния низкого энергетического уровня компоненты ментаальных репрезентаций равномерно распределены в околоядерных полях и периферии секторов особенностей поведеня, физических и физиологических проявлений.

Обсуждение результатов

При организации исследования предполагалось, что содержание ментальных репрезентаций психических состояний в текстах фонетической поэзии на примере лирики исполнителей музыки кантри включает ряд базовых составляющих: типичные ситуации (события), вызывающие психические состояния, основные виды проявлений психических состояний (психомоторные, эмоциональные и физиологические, поведенческие рисунки), а также образы, ассоциации, специфику осознания, понимания и др. с учетом социокультурного и лингвистического компонента. Допускалась вероятность наличия универсальных (инвариантных) и специфических (субъективных) компонентов ментальных репрезентаций состояний. В результате исследования установлено что соотношение этих составляющих различно для состояний разного знака и уровня психической активности, даже с учетом переходного характера некоторых элементов ментальной репрезентации. которые с учетом метафоричности могут занимать промежуточное положение в семантическом поле.

В целом репрезентация психических состояний в проанализировнных текстах состояний приближается к обобщенному общественному опыту, что может отчасти объяснить популярность данного жанра и конкретно исполнителей исследуемого лирического контента. Результаты свидетельствуют о том, что образ состояния стабилен, т. е. психосемантический рисунок состояния вписан в субъективный опыт человека и репродуцируется устойчиво вне контекста ситуации, его актуализирующей.

Выводы

1. Наблюдаются различия понятийных характеристик репрезентаций психических состояний в английской фонетической поэзии музыки кантри и психологических формулировок, которые обусловлены субъективным опытом переживаний состояний, возрастом авторов -респондентов, смысловой нагрузкой, вкладываемой субъектом в определение состояния, а также уровнем психической активности.

2. Репрезентации состояний низкого уровня психической активности характеризуются отностительно равномерным заполнением секторов семантических полей по таким показателям как физиологические реакции, особенности поведения, переживания и психические процессы в отличие от положительно окрашенных психических состояний более высокого уровня энергетики. В ментальных репрезентациях таких психических состояний преобладают устойчивые ядерные образования по секторам поведенческих и физиологических характеристик и наименее организованными оказываются операнты переживаний, психических процессов, чувств, испытываемых в этом состоянии.

Литература

1. Prokhorov A. O. Mental states représentations: phenomenological and experimental characteristics. Expérimental Psychology (Russia), 2016, vol. 9, no. 2

2. Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // Ментальная репрезентация: динамика и структура / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 1998. 320 с.

3. Алексеева Е.М. Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты// Ученые записки Казанского Университета .2015, том 157, кн.4 с.3-4

4. Гостев А.А. Психология вторичного образа. Москва: Институт психологии РАН, 2007. 512 с.

5. Патракеева Е.Б. Авторская песня как песенный текст. Ее особенности и классификация// Концепт. - 2014 Спецвыпуск №13.

6. Прохоров А.О. Образ психического состояния // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 108-122.

7. Cooper L.A. Mental Representation of Three-Dimensional Objects in Visual Problem Solving and Recognition // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1990. Vol. 16. № 6. P. 1097-1106.

8. Lukowitsky M.R., Pincus A.L. The pantheoretical nature of mental representations // Psychoanalytic Psychology. 2011. Vol. 28. № 1. P. 48-74.

9. Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.L.K. Measuring individual differences in implicit cognition: The Implicit Association Test // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 1464-1480. doi 10.1037//00223514.74.6.1464 18. Kemp S. Medieval Theories of Mental Representation // History of Psychology. 1998. Vol. 1. № 4. P. 275-288.

Ю.М. Закирова

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕНТАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

10. Изард К.Э Психология Эмоций, СПБ: Питер 2000. - С.400

11. Дорфман Л.Я Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования - М.: Смысл, 1997. - 424

12. Прохоров А. О. Образ психического состояния// Психол.журн.- 2013. -№5. с108-122

13. Патракеева Е.Б. Авторская песня как песенный текст, ее особенности и классификация//Концепт. - 2014, Спецвыпуск №13 с 192

14. Алексеева Е.М. Эмперико-экспериментальное исследование ментальной репрезентации психического состояния // Материалы Всероссийской науч.конф." Экспериментальный метод в структуре психологического знания" - М., 2002. - С. 278-282.

Сведения об авторе

Закирова Ю.М., преподаватель К(П)ФУ, e-mail: yulia_1505@mail.ru

SEMANTIC PECULIARITIES OF THE PHONETIC LYRICS IN THE MENTAL STATES' REPRESENTATIONS

J. Zakirova

Abstract. The paper presents and discusses some results of the study of semantic spaces at the associative level of mental state representations. The association characteristics, density and variability of mental state images of sadness and nostalgia in the country lyrics were examined. At the research method of Associasion test was used Durante absentia. The obtained data show connections between mental states characterized by high/low level of mental activity and specificity of semantic spaces (the average gap is 19%). The proximity/distance and structuring lexical patterns of mental states' images are shown.

Keywords: mental representation, mental states, semantic space, sense, lyrics

Data about the author

Zakirova J., lecturer of KFU, e-mail: yulia_1505@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.