Научная статья на тему 'Ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций'

Ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / РЕЧЕВАЯ РЕАКЦИЯ / ASSOCIATIVE REPRESENTATION / MENTAL STATE / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SPEECH REACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Екатерина Михайловна

Статья посвящена актуальной тематике ассоциативной речевой репрезентации психических состояний. В исследовании принял участие 31 студент Казанского (Приволжского) федерального университета (27 человек женского пола и 4 мужского) в возрасте от 18 до 22 лет. Экспериментальная процедура, разработанная на основе программы DMDX, позволяла замерять время речевой реакции на предъявляемые стимулы понятия 25 психических состояний. Второй задачей ставилась реконструкция их ассоциативных полей. Среднее время реакции на понятия психических состояний, предъявляемые на мониторе компьютера, составило 2114,68 миллисекунды. Наиболее быстрой оказалась ассоциативная речевая реакция на стимулы «восторг» (1452,54 мсек.), «раздумье» (1569,26 мсек.), «спокойствие» (1685,21 мсек.), самой медленной на стимулы «заинтересованность» (2517,5 мсек.) и «нерешительность» (2454,63 мсек.). Всего к понятиям 25 психических состояний испытуемыми было дано 448 ассоциаций речевых реакций, т.е. в среднем по 17,9 ассоциаций на каждое психическое состояние. Наибольшее количество речевых ассоциаций было дано к понятию любовь (24 различные ассоциации). Наименьшим количеством ассоциаций характеризуется понятие восторг (11 ассоциаций). Наиболее ярко выраженным ядром обладают ассоциативные поля психических состояний раздумье, восторг, тоска, утомление, одиночество. Перспективы исследования заключаются в проведении аналогичного ассоциативного эксперимента среди представителей другой культуры, а также изучении оценочной и ситуационной ассоциативной репрезентации психических состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Associative representation of mental states: experimental study of speech reactions

The article is devoted to an actual problem of the associative speech representation of mental states. 31 students of the Kazan (Volga region) federal university (27 female and 4 male) aged from 18 up to 22 years participated in the research. the experimental procedure developed on the basis of the DMDX program allowed to measure the time of speech response to the shown stimuli concepts of 25 mental states. the second task included reconstruction of their associative fields. the average time of response to the concepts of mental states shown on the computer monitor made 2114,68 milliseconds. the fastest time of the associative speech response was to the stimuli “delight” (1452,54 ms.), “thought” (1569,26 ms.), “calmness” (1685,21 ms.), the slowest on the stimuli “interest” (2517,5 ms.) and “indecision” (2454,63 ms.). In total 448 associations speech responses on concepts of 25 mental states were given, i.e. on average 17,9 associations on each mental states. the greatest number of speech associations was given to the concept “love” (24 different associations). the smallest number of associations characterizes the concept “delight” (11 associations). the associative fields of mental states “thought”, “delight”, “melancholy”, “exhaustion”, “loneliness” have the most pronounced centre. Perspectives of the research consist in carrying out a similar associative experiment among representatives of other culture, and also in studying evaluation and situation-dependent associative representation of mental states.

Текст научной работы на тему «Ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций»

теоретические i

и экспериментальные исследования |

УДК 81'23

ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций

Алексеева Екатерина Михайловна

доцент кафедры теории и практики перевода Казанского (Приволжского) федерального университета 420008 г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

ealekseeva@list.ru

Статья посвящена актуальной тематике ассоциативной речевой репрезентации психических состояний. В исследовании принял участие 31 студент Казанского (Приволжского) федерального университета (27 человек женского пола и 4 мужского) в возрасте от 18 до 22 лет. Экспериментальная процедура, разработанная на основе программы DMDX, позволяла замерять время речевой реакции на предъявляемые стимулы - понятия 25 психических состояний. Второй задачей ставилась реконструкция их ассоциативных полей. Среднее время реакции на понятия психических состояний, предъявляемые на мониторе компьютера, составило 2114,68 миллисекунды. Наиболее быстрой оказалась ассоциативная речевая реакция на стимулы «восторг» (1452,54 мсек.), «раздумье» (1569,26 мсек.), «спокойствие» (1685,21 мсек.), самой медленной - на стимулы «заинтересованность» (2517,5 мсек.) и «нерешительность» (2454,63 мсек.). Всего к понятиям 25 психических состояний испытуемыми было дано 448 ассоциаций - речевых реакций, т.е. в среднем по 17,9 ассоциаций на каждое психическое состояние. Наибольшее количество речевых ассоциаций было дано к понятию любовь (24 различные ассоциации). Наименьшим количеством ассоциаций характеризуется понятие восторг (11 ассоциаций). Наиболее ярко выраженным ядром обладают ассоциативные поля психических состояний раздумье, восторг, тоска, утомление, одиночество. Перспективы исследования заключаются в проведении аналогичного ассоциативного эксперимента среди представителей другой культуры, а также изучении оценочной и ситуационной ассоциативной репрезентации психических состояний.

Ключевые слова: ассоциативная репрезентация, психическое состояние, ассоциативный эксперимент, речевая реакция.

Введение

Ассоциативные исследования имеют давнюю традицию в целом ряде наук. В психологии, социологии, лингвистике, психолингвистике проведено и проводится достаточно много исследований с применением метода ассоциативного эксперимента, как направленного, так и свободного [Абрамов 2001, Городецкая 2002, Горошко 2001, Мартинович 1990, Морозова 2001, Паутова 2007].

Традиционным является ассоциативный эксперимент, когда участникам необходимо в письменной форме дать свои ассоциации к тем или иным понятиям. Значительно меньше проводится исследований, в которых изучаются устные ассоциации, а также устные ассоциации, полученные в ходе психолингвистического эксперимента, проводимого в условиях дефицита времени.

Представляющим большой научный интерес является изучение ассоциативной репрезентации психических явлений (и, прежде всего, эмоций и психических состояний). В психологии имеются исследования, в которых ставился вопрос о структуре организации знаний об эмоциях, развитии этих знаний в ходе онтогенеза [Прусакова, Сергиенко 2002], представленности эмоций на различных уровнях сознания [Дорфман 1997], уровневой организации ментальных репрезентаций психических состояний, их языковых особенностях [Алексеева 2016, Алексеева 2015, Алексеева 2015] и др. Однако очевидна необходимость исследования проблемы соотношения универсальности и специфичности в ассоциативных представлениях о психических состояниях. Ведь состояния являются наиболее индивидуальным и субъективным феноменом психики, и выявление универсальных и специфических компонентов в представлениях о них может продемонстрировать важные закономерности в формировании структуры ассоциативных представлений о мире в целом и о себе.

В изучении ассоциативной речевой репрезентации психических состояний заключалась цель настоящего исследования. Задачами ставились, во-первых, реконструкция ассоциативных полей психических состояний и, во-вторых, определение времени ассоциативной речевой реакции на визуально предъявляемые слова-стимулы, в качестве которых выступали названия психических состояний. Новизна исследования заключалась в использовании экспериментальной процедуры, позволяющей с достаточно большой точностью замерять время речевой реакции на предъявляемые стимулы.

процедура и методы исследования

В исследовании принял участие 31 студент Казанского (Приволжского) федерального университета (27 человек женского пола и 4 мужского) в возрасте от 18 до 22 лет.

Проводился ассоциативный эксперимент, разработанный на основе программы DMDX, позволяющей замерять время речевой реакции с точностью до миллисекунды [Forster & Forster 2003].

Инструкция для испытуемых предъявлялась в распечатанном виде на листе бумаги и была следующей:

«Добрый день, дорогой участник исследования!

Наше исследование носит ассоциативный характер. Мы занимаемся ассоциациями, которые вызывают психические состояния.

На экране монитора Вам будут предъявлены названия психических состояний. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно быстрее назвать первую пришедшую в голову ассоциацию к данному понятию.

Перед предъявлением названия того или иного психического состояния на экране появляется крестик для фиксации Вашего внимания. Для Вас это знак, что необходимо сосредоточиться.

Отвечайте как можно быстрее, долго не задумывайтесь. В своих ответах ни на кого не ориентируйтесь. Нет ни хороших, ни плохих ответов.

Большое спасибо за содействие!»

Таким образом, испытуемым в ходе эксперимента предлагалось назвать ассоциации, вызываемые предъявляемыми на мониторе компьютера стимулами.

Стимулами послужили названия психических состояний раздумья, усталости, восторга, спокойствия, тоски, радости, неуверенности, жалости, удовольствия, ревности, симпатии, ожидания, любви, утомления, угрызения совести, влюбленности, одиночества, заинтересованности, веселости, нерешительности, счастья, сострадания, волнения, бодрости, вдохновения. Данные состояния были отобраны не случайно, они оказались среди наиболее типичных для жизнедеятельности студентов [Алексеева 2016].

Ответы респондентов были проанализированы относительно времени реакции при помощи программы CheckVocal [Protopapas 2007].

результаты и их обсуждение

Среднее время реакции на стимулы (названия психических состояний), предъявляемые на мониторе компьютера, составило 2114,68 миллисекунды. Время реакции на каждый отдельный стимул (понятие психического состояния) представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Среднее время реакции на стимулы - названия психических

состояний (в секундах)

Как следует из рисунка 1, наиболее быстрой оказалась ассоциативная речевая реакция на стимулы «восторг» (1452,54 мсек.), «раздумье» (1569,26 мсек.), «спокойствие» (1685,21 мсек.), «усталость» (1732,55 мсек.), «радость» (1912,95 мсек.), «сострадание» (1954,03 мсек.). Скорость речевой реакции на остальные стимулы составила более 2 сек. Самой медленной оказалась речевая реакция на стимулы «заинтересованность» (2517,5 мсек.), «нерешительность» (2454,63 мсек.), «угрызение совести» (2448,55 мсек.).

Затем речевые реакции были подвергнуты качественному анализу. Задачей заключалась в реконструкции ассоциативных полей. Сначала было проанализировано, сколько речевых реакций на названия психических состояний образовали ядро, околоядерные слои и периферию ассоциативных полей. Ядро

ассоциативных полей психических состояний составили наиболее типичные ассоциации, присущие не менее 30% респондентов. Околоядерные слои - реакции, представляющие собой ответы, которые встречались более одного раза. В периферию вошли единичные ответы.

Таблица № 1

Количество ассоциативных реакций на стимулы - названия психических состояний

Психическое состояние Ядро ассоциативного поля Околоядерные слои ассоциативного поля Периферия ассоциативного поля ИТОГО

раздумье 1 4 7 12

усталость 9 11 20

восторг 1 3 7 11

спокойствие 5 11 16

тоска 1 3 9 13

радость 7 11 18

неуверенность 3 20 23

жалость 7 8 15

удовольствие 4 15 19

ревность 7 13 20

симпатия 7 11 18

ожидание 3 18 21

любовь 5 19 24

утомление 1 14 15

угрызение совести 2 14 16

влюбленность 4 19 23

одиночество 1 2 15 18

заинтере сованно сть 6 7 13

веселость 4 17 21

нерешительность 3 13 16

счастье 3 20 23

сострадание 6 12 18

волнение 3 17 20

бодрость 6 10 16

вдохновение 6 10 16

ИТОГО 448 ассоциаций

Как показывают данные, приведенные в таблице 1, всего к понятиям 25 психических состояний испытуемыми было дано 448 ассоциаций - речевых реакций, т.е. в среднем по 17,9 ассоциаций на каждое из 25 понятий психических состояний. Наибольшее количество речевых ассоциаций было дано к понятиям таких психических состояний, как любовь (24 различные ассоциации), влюбленность (23 ассоциации), счастье (23 ассоциации), неуверенность (23 ассоциации). Наименьшее количество ассоциаций было дано на понятия таких психических состояний, как восторг (11 ассоциаций), раздумье (12 ассоциаций), тоска, заинтересованность (по 13 ассоциаций), жалость, утомление (по 15 ассоциаций).

Наиболее ярко выраженным ядром обладают ассоциативные поля таких психических состояний, как раздумье, восторг, тоска, утомление, одиночество (по одной речевой ассоциации, которая характеризует ядро ассоциативного поля). Остальные (а именно большинство) изучаемые психические состояния не имеют четкого ядра ассоциативного поля.

Наиболее заполненными околоядерными слоями ассоциативного поля отличаются такие психические состояния, как усталость (9 ассоциаций), радость, жалость, ревность, симпатия (по 7 ассоциаций). Наименее заполненные околоядерные слои ассоциативного поля имеют такие психические состояния, как угрызение совести, одиночество (по 2 ассоциации), восторг, тоска, неуверенность, ожидание, нерешительность, счастье, волнение (по 3 ассоциации). Состояние утомления характеризуется отсутствием околоядерного слоя ассоциативного поля.

В целом, для ассоциативных полей психических состояний характерна достаточно плотно заполненная периферия. Наиболее богатую периферию имеют ассоциативные поля состояний неуверенности и счастья (по 20 ассоциаций), любви и влюбленности (по 19 ассоциаций), ожидания (по 18 ассоциаций), веселости и волнения (по 17 ассоциаций). Скудно представленной периферией отличаются состояния восторга, раздумья и заинтересованности (по 7 ассоциаций), жалости (8 ассоциаций) и тоски (9 ассоциаций).

Полученные данные позволяют реконструировать ассоциативные поля изучаемых психических состояний. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Так, ассоциативное поле когнитивного психического состояния «раздумье» состоит из ядра мысль/мысли (48% респондентов), околоядерный слой заполняют ассоциации мозг/мозги (6%), учеба (6%), экзамен (6%), задумчивость (6%). Периферия представлена такими ассоциациями, как книги, размышления, задача, пара, ветер, обдумывание.

Речевые реакции на понятие состояния заинтересованности, характеризующегося когнитивной и мотивационной составляющей, обнаружили следующие особенности: в околоядерный слой вошли интерес (19%), обострение внимания/ внимание (15%), любопытство (11%), интересная работа/работа/научная работа (11%), новый фильм/фильм (11%), новый предмет/предмет (7%). Периферию ассоциативного поля наполнили сомнение, изучение, увлеченность, возбуждение, учеба.

При анализе речевых реакций на понятия психических состояний с доминантным физиологическим компонентом было обнаружено, что в околоядерный слой (ядро отсутствует) ассоциативного поля состояния «усталость» вошли сон/ спать/сонливость (22% респондентов),работа (19%), вялость (6%), лень (6%), постель/кровать (6%), тяжесть (6%). Само слово «усталость» как речевая реакция вошло в ядро ассоциативного поля «утомление» (36%). В ядро ассоциативного поля данного понятия также вошли экзамены (10%) и сон (6%).

Ассоциативное поле состояния «бодрость» имеет околоядерный слой, куда вошли ассоциации с утра/утро (25% респондентов), веселость (14%), энергия/заряд энергии (10%), вставать рано утром (7%), выспавшийся (7%). Периферию наполнили активизация, силы, счастье, здоровье, здоровый сон, занятие спортом, энергетик, хорошо, неутомленность.

Большой интерес представляют ассоциативные поля эмоциональных психических состояний. Так, ассоциативное поле психического состояния «восторг» состоит из достаточно выраженного ядра, заполненного ассоциацией радость (40% испытуемых). Околоядерный слой ассоциативного поля заполняют ассоциации счастье (23% респондентов), праздник/счастливый праздник (6%), событие/событие радостное (6%), Периферия представлена такими ассоциациями, как жизнь, эмоции, любовь, друзья, новые планы, фейерверк.

Ассоциативные поля состояний «радость», «счастье» и «веселость» обнаруживают схожие характеристики с ассоциативным полем состояния «восторг». Однозначно выраженного ядра ассоциативные поля данных психических состояний не имеют. В околоядерный слой состояния «радость» входит счастье (20%), солнце (10%), смех (6%), восторг (6%), подарок (6%), встреча с друзьями (6%), праздник (6%), околоядерный слой состояния «веселость» заполняют радость (23%), смех (13%), встреча с друзьями (10%), праздник (6%), а околоядерный слой состояния «счастье» характеризуется радостью (20%), семьей (10%) и восторгом (6%).

Своими особенностями отличаются отрицательные состояния низкого уровня психической активности. Так, ассоциативное поле состояния «тоска» имеет следующие характеристики: ядро образует грусть (30%), в околоядерные слои входят печаль (23%), слезы (10%), скука (6%). Периферию образуют ассоциацииразочаро-вание, дорога, одиночество, влюбленность, дождь.

Состояние неуверенности характеризуется наличием околоядерного слоя ассоциативного поля, в которое вошли ассоциации скованность (10%), страх (10%), стеснение (7%), экзамен (7%), работа (7%). Периферию заполнили сомнение, раздражение, расстройство, беспокойство, непонятность, застенчивость, обида, робость, боязнь, неравновесие, смущение, растерянность, отчаяние, слабость.

Состояние одиночества характеризуется четко выраженным ядром ассоциативного поля, куда вошла тоска (30% респондентов). Спокойствие (11%) и грусть (7%) образовали околоядерный слой. На периферии печаль, волк, один, дождь, общежитие, чтение книг, вечер, нет друзей, желание побыть одному, старость, плохо, пустая комната, тишина, беда.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Среднее время речевой ассоциативной реакции на названия психических состояний, составившее 2114,68 миллисекунды, существенно больше, чем время реакции, обнаруженное в различных психолингвистических исследованиях, задачей в которых ставилось называние предъявляемых на мониторе компьютера стимулов в виде отдельных слов, связных словосочетаний иди целых предложений [Madebach, Alekseeva, Jescheniak 2011].

2. Речевые реакции на названия психических состояний могут входить в ядро (наиболее типичные ассоциации), околоядерные слои и периферию ассоциативных полей. Ядро и околоядерные слои имеют не все ассоциативные поля понятий психических состояний, в то время как достаточно плотно заполненная периферия характерна для большинства ассоциативных полей психических состояний.

3. На основании полученных данных стало возможным реконструировать

Выводы

ассоциативные поля изучаемых психических состояний, описать их качественные характеристики и особенности.

Перспективы настоящего исследования заключаются в проведении аналогичного ассоциативного эксперимента среди представителей другой культуры. Кроме того, не менее интересными были бы исследования оценочной и ситуационной ассоциативной репрезентации психических состояний.

литература

Абрамов В.П. Теория ассоциативного поля // Лексикология, фразеология и лексикография русского языка. М.: МГУ, 2001. С.124-125.

АлексееваЕ.М. Репрезентация психического состояния: феноменологический аспект // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 82-88.

Алексеева Е.М. Ментальная репрезентация психических состояний: эксплицитный и имплицитный ассоциативные компоненты // Учен. зап. Казан. унта. Сер. Гуманит. Науки, 2015. Том 157. Кн. 4. С. 147-156.

Алексеева Е.М. Возможности изучения имплицитных ассоциативных связей в контексте взаимоотношений «ситуация - психическое состояние» // Психология психических состояний. Казань, Изд-во Казанского университета, 2015. С. 19-23.

Городецкая Л.А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях // Теория коммуникации и прикладная коммуникация / под общ. ред. И.Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. С. 28-37.

Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.-Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320 с.

Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.

Мартинович Г.А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле // Вопросы психологии, 1990. №. 2. С. 143-146.

Морозова И.А. Ассоциативный эксперимент как метод когнитивного исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во ВГУ 2001. С.126-129.

Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С.149-168.

Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Репрезентации эмоций детьми от трех до шести лет // Научный поиск / под ред. А. В. Карпова. Вып. 3. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002. С. 51-64.

Forster, K. I., & Forster, J. C. (2003) DMDX: A Windows display program with millisecond accuracy // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. 35 (1). pp. 116-124.

Madebach, A., Alekseeva E., Jescheniak J.D. (2011). Word order does not constrain phonological activation in single word production // Journal of Cognitive Psychology. 23 (7). pp. 837-842.

Protopapas, A. (2007). CheckVocal: A program to facilitate checking the accuracy and response time of vocal responses from DMDX // Behaviour Research Methods. 39. pp. 859-862.

associative representation of mental states:

EXPERIMENTAL study of speech reactions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina M. Alekseeva

Associate professor of Department for translation theory and practice

Kazan (Volga region) federal university Kremlevskaya St., 18, 420008 Kazan

ealekseeva@list.ru

The article is devoted to an actual problem of the associative speech representation of mental states. 31 students of the Kazan (Volga region) federal university (27 female and 4 male) aged from 18 up to 22 years participated in the research. The experimental procedure developed on the basis of the DMDX program allowed to measure the time of speech response to the shown stimuli - concepts of 25 mental states. The second task included reconstruction of their associative fields. The average time of response to the concepts of mental states shown on the computer monitor made 2114,68 milliseconds. The fastest time of the associative speech response was to the stimuli "delight" (1452,54 ms.), "thought" (1569,26 ms.), "calmness" (1685,21 ms.), the slowest - on the stimuli "interest" (2517,5 ms.) and "indecision" (2454,63 ms.). In total 448 associations - speech responses - on concepts of 25 mental states were given, i.e. on average 17,9 associations on each mental states. The greatest number of speech associations was given to the concept "love" (24 different associations). The smallest number of associations characterizes the concept "delight" (11 associations). The associative fields of mental states "thought", "delight", "melancholy", "exhaustion", "loneliness" have the most pronounced centre. Perspectives of the research consist in carrying out a similar associative experiment among representatives of other culture, and also in studying evaluation and situation-dependent associative representation of mental states.

Keywords: associative representation, mental state, associative experiment, speech reaction.

References

Аbramov VP. Teoriya associativnogo polya [Theory of the association field]. Lexikologiya, frazeologiya i lexikografiya russkogo yasyka [Lexicology, phraseology and lexicography of the Russian]. Moscow: Moscow state university, 2001. Pp. 124-125.

Alekseeva ^MReprezentacija psikhicheskogo sostoyaniya: phenomeno-logicheskij aspect [Mental state representation: phenomenological aspect]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov state university. Series: Psychology and pedagogical sciences]. no 4. Pp. 82-88.

Alekseeva ЕМ. Mental'naja reprezentacija psihicheskih sostojanij: jeksplicitnyj i implicitnyj associativnye komponenty [Mental state representation: explicit and implicit associative components] // Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. Nauki [Scientific notes of the Kazan university. Series Humanities], 2015. Vol 157. no.4. Pp. 147-156.

Alekseeva E.M. Vozmozhnosti izuchenija implicitnyh associativnyh svjazej v kon-tekste vzaimootnoshenij «situacija - psihicheskoe sostojanie» [Possibilities of studying of implicit associations in the context of relationship «a situation - a mental state»] // Psihologija psihicheskih sostojanij [Psychology of mental states]. Kazan: Kazan federal university, 2015. Pp. 19-23.

Gorodetskaya L.A. Associativnyj jeksperiment v kommunikativnyh issledovani-jah [The associative experiment in communicative researches] // Teorija kommunikacii i prikladnaja kommunikacija [Theory of communication and application-oriented communication]. Rostov on Don, 2002. Pp. 28-37.

Goroshko EI. Integrativnaja model' svobodnogo associativnogo jeksperimenta [Integrative model of a free associative experiment]. Moscow - Kharkiv: Ra-Karavella, 2001. 320 p.

Dorfman L.Ya. Jemocii v iskusstve: teoreticheskie podhody i jempiricheskie issle-dovanija [Emotions in art: theoretical approaches and empirical researches] Moscow: Smysl, 1997.

Martinovich G.A. Tipy verbal'nyh svjazej i otnoshenij v associativnom pole [Types of verbal communications and the relations in the associative field] // Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1990. no. 2. Pp. 143-146.

Morozova I.A. Associativnyj jeksperiment kak metod kognitivnogo issledovanija [Associative experiment as method of a cognitive research] // Metodologicheskie prob-lemy kognitivnoj lingvistiki [Methodological problems of cognitive linguistics]. Voronezh: Voronezh state university, 2001. Pp.126-129.

Pautova L.A. Associativnyj jeksperiment: opyt sociologicheskogo primenenija [Associative experiment: experience of sociological application] // Sociologija: met-odologija, metody, matematicheskie modeli [Sociology: methodology, methods, mathematical models], 2007. no 24. Pp.149-168.

Prusakova O.A., Sergienko E.A. Reprezentacii jemocij det'mi ot treh do shesti let [Representations of emotions by children from three to six years] // Nauchnyj poisk [Scientific search]. Jaroslavl': Jaroslavl' state university, 2002. Pp. 51-64.

Forster, K. I., & Forster, J. C. (2003) DMDX: A Windows display program with millisecond accuracy // Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. 35 (1). Pp. 116-124.

Madebach, A., Alekseeva E., Jescheniak J.D. (2011). Word order does not constrain phonological activation in single word production // Journal of Cognitive Psychology. 23 (7). pp. 837-842.

Protopapas, A. (2007). CheckVocal: A program to facilitate checking the accuracy and response time of vocal responses from DMDX // Behaviour Research Methods. 39. Pp. 859-862.

W X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.