ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №1(51)
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ЛИНГВИСТИКА
УДК 81'33
РЕЧЕВАЯ АССОЦИАТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: ОЦЕНОЧНЫЙ АСПЕКТ
© Екатерина Алексеева, Луиза Гиматова
SPEECH ASSOCIATIVE REPRESENTATIONS OF MENTAL STATES:
EVALUATION ASPECT
Ekaterina Alekseeva, Luiza Gimatova
The article studies an associative speech representation of mental states and its evaluation aspect. During the experimental procedure, developed by means of the DMDX program, we measured the time of speech responses to the shown stimuli - the concepts of 25 mental states. The examinees, 32 students of Kazan (Volga region) Federal University (27 females and 4 males, aged from 18 to 22 years) were to evaluate mental states by answering the question "What kind of?" and using adjectives in their responses. The response to the concepts of states, shown on the computer monitor, took 2246.9 milliseconds on average. The fastest associative speech reaction-evaluation to the state of "waiting" was 1182.9 ms., "thoughts" took 1603.8 ms., "fatigue" - 1654,8 ms., the slowest reaction to the states of "remorse" and "excitement" took 2808.5 ms. and 2743.3 ms. respectively. To the concepts of 25 mental states the examinees gave 463 associations - speech responses (adjectives), 18.5 adjectives to each state on average. The greatest number of speech evaluation associations was given to the concept of "love" and "remorse" (23 different adjectives). The smallest number of evaluation associations characterizes the concepts "thoughts", "delight" and "indecision" (15 adjectives). The associative evaluation fields of the mental states "thoughts" and "delight" possess the most significant kernel. The associative evaluation fields of mental states are distinguished by the existence of near-nuclear layers and a rather densely filled periphery.
Keywords: mental states, evaluative associative representation, association experiment, speech reaction.
В статье изучается ассоциативная речевая репрезентация психических состояний, ее оценочный аспект. 32 студента Казанского федерального университета (26 человек женского пола и 6 мужского) в возрасте от 18 до 22 лет приняли участие в ассоциативном эксперименте, разработанном на основе программы DMDX. Было замерено время речевой реакции на предъявляемые стимулы - понятия 25 психических состояний. Испытуемым необходимо было дать оценку состояниям, ответив на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» и назвав прилагательное. Среднее время оценочной реакции на предъявляемые на мониторе компьютера понятия состояний составило 2246,9 миллисекунды. Ассоциативная речевая реакция-оценка оказалась самой быстрой на стимулы «ожидание» (1182,9 мсек.), «раздумье» (1603,8 мсек.), «усталость» (1654,8 мсек.), самой медленной - на стимулы «угрызение совести» (2808,5 мсек.) и «волнение» (2743,3 мсек.). 463 ассоциативные речевые реакции в виде прилагательных были даны испытуемыми к понятиям 25 состояний, на каждое состояние в среднем по 18,5 прилагательных. Понятия «влюбленность» и «угрызение совести» имеют наибольшее количество речевых оценочных ассоциаций (по 23 различных прилагательных). Наименьшим количеством оценочных ассоциаций характеризуются понятия «раздумье», «восторг» и «нерешительность» (по 15 прилагательных). Наиболее ярко выраженным ядром обладают оценочные ассоциативные поля состояний «раздумье» и «восторг». Ассоциативные оценочные поля психических состояний отличаются наличием околоядерных слоев и достаточно плотно заполненной периферией.
Ключевые слова: психическое состояние, оценочная ассоциативная репрезентация, ассоциативный эксперимент, речевая реакция.
Изучение ассоциативной репрезентации пси- хических состояний) представляет большой на-хических явлений (и прежде всего эмоций и пси- учный интерес. Ранее ставился вопрос о структу-
ре организации знаний об эмоциях, развитии этих знаний в ходе онтогенеза [Дорфман], представленности эмоций на различных уровнях сознания [Прусакова, Сергиенко], ментальных репрезентаций психических состояний [Прохоров], их уровневой организации и языковых особенностях [Alexeyeva, Chernov], [Chernov, Alekseeva] и др. Ввиду того, что состояния как психическое явление являются индивидуальным и субъективным феноменом психики, необходимо исследовать универсальные и специфичные компоненты ассоциативных представлений о психических состояниях. Это позволит продемонстрировать важные закономерности в формировании структуры ассоциативных представлений о мире в целом и о себе.
Цель настоящего исследования заключалась в изучении оценочной ассоциативной речевой репрезентации психических состояний. В реконструкции оценочных ассоциативных полей психических состояний и в определении времени ассоциативной речевой реакции на визуально предъявляемые названия психических состояний заключались задачи исследования.
Ассоциативный метод сам по себе является далеко не новым. Наибольшую распространенность приобрел ассоциативный эксперимент, когда его участникам необходимо дать в письменной форме свои ассоциации к тем или иным понятиям [Паутова], [Родионова, Привалова], [Стернин]. Устные ассоциации, а также устные ассоциации, продуцируемые в ходе психолингвистического эксперимента, проводимого в условиях дефицита времени, изучаются существенно меньше.
В настоящем исследовании использовалась экспериментальная процедура, позволяющая с точностью до миллисекунды замерять время речевой реакции на предъявляемые на мониторе понятия психических состояний.
В исследовании приняли участие 32 студента Казанского федерального университета (26 человек женского и 6 мужского пола) в возрасте от 18
до 22 лет. Половые различия участников эксперимента не выделялись в качестве информативно значимых характеристик.
Проводился ассоциативный эксперимент, разработанный на основе программы DMDX [Forster K., Forster J.]. Инструкция для испытуемых предъявлялась в распечатанном виде на листе бумаги и была следующей:
«Добрый день, дорогой участник исследования!
Наше исследование носит ассоциативный характер. На экране монитора Вам будут предъявлены названия психических состояний. Ваша задача состоит в том, чтобы дать оценку предъявляемому психическому состоянию, ответив на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», и как можно быстрее назвать первую пришедшую в голову ассоциацию в виде прилагательного .
Перед предъявлением названия того или иного психического состояния на экране появляется крестик для фиксации Вашего внимания. Для Вас это знак, что необходимо сосредоточиться. Отвечайте как можно быстрее, долго не задумывайтесь».
Стимулами стали названия состояний жалости, удовольствия, ревности, симпатии, ожидания, любви, утомления, угрызения совести, раздумья, усталости, восторга, спокойствия, тоски, радости, неуверенности, влюбленности, нерешительности, счастья, сострадания, волнения, бодрости, вдохновения, одиночества, заинтересованности, веселости.
Позднее при помощи программы CheckVocal [Protopapas] ответы респондентов были проанализированы относительно времени речевой реакции.
Результаты показывают, что среднее время речевой оценочной реакции на стимулы - названия психических состояний, предъявляемые на мониторе компьютера, составило 2246,9 миллисекунд. На рисунке 1 представлено время реакции на каждый отдельный стимул.
3000
2500
2000
1500
1000
500
сс
о.
о
о о
0
1
о.
_п §
ш
о
5
к аз _п а:
и и ш Е
н X о X
СБ <Хг ЦП а:
С <=■ е с
Е и к Е о
о о 5.
ш
о
о.
£ С
I
о
[II
о
э
ш о.
п:
а
о.
|
3
Рисунок 1. Среднее время реакции на стимулы - названия психических состояний (в миллисекундах)
Из рисунка 1 следует, что наиболее быстрой оказалась ассоциативная речевая реакция на понятия состояний «ожидание» (1182,9 мсек.), «раздумье» (1603,8 мсек.), «усталость» (1654,8 мсек.), «тоска» (1852,1 мсек.), «радость» (1817,4 мсек.), «восторг» (1960,3 мсек.), «любовь» (1975,7 мсек.). На остальные стимулы скорость речевой реакции составила более 2 сек. На стимулы «угрызение совести» (2808,5 мсек.), «волнение» (2743 мсек.), «сострадание» (2713,9 мсек.), «жалость» (2675,3 мсек.) речевая реакция оказалась самой медленной.
Впоследствии речевые реакции были проанализированы качественно с целью реконструкции
оценочных ассоциативных полей. Было определено, сколько речевых реакций-прилагательных на названия психических состояний образовали периферию, околоядерные слои и ядро оценочных ассоциативных полей. Наиболее типичные ассоциации-прилагательные, присущие не менее 30% респондентов, вошли в ядро оценочных ассоциативных полей состояний. Прилагательные, представляющие собой ответы, которые встречались более одного раза, образовали околоядерные слои. На периферии оказались единичные речевые реакции испытуемых.
Таблица 1.
Количество ассоциативных реакций-прилагательных на названия психических состояний
Психическое Общее число ас- Ядро Околоядерные Периферия ассо-
состояние социаций- ассоциативного слои ассоциатив- циативного поля
прилагательных поля ного поля
раздумье 15 1 4 10
усталость 19 5 14
восторг 15 1 1 13
спокойствие 17 2 15
тоска 18 4 14
радость 19 4 15
неуверенность 18 2 16
жалость 17 3 14
удовольствие 21 3 18
ревность 22 4 18
симпатия 19 6 13
ожидание 17 3 14
любовь 20 8 12
утомление 18 4 14
угрызение совести 23 2 21
влюбленность 23 2 21
одиночество 16 5 11
заинтересованность 19 4 15
веселость 18 4 14
нерешительность 14 5 9
счастье 21 5 16
сострадание 16 3 13
волнение 21 4 17
бодрость 17 5 12
вдохновение 19 3 16
ИТОГО 463 прилагательных
Как показывают данные, приведенные в таблице 1, к понятиям 25 психических состояний испытуемыми были даны 463 ассоциации - речевые реакции (прилагательных), то есть на каждое из 25 понятий состояний в среднем по 18,5 ассоциативных прилагательных. Больше всего речевых оценочных ассоциаций было дано к понятиям состояний «угрызение совести» и «влюбленность» (по 23 различных прилагательных), «ревность» (22 прилагательных), «удовольствие», «волнение», «счастье» (по 21 прилагательному). Наименьшее количество ассоциаций было дано к «нерешительности» (14 прилагательных), «раздумью» и «восторгу» (по 15 прилагательных), «одиночеству» (16 прилагательных), «спокойствию», «жалости», «ожиданию» и «бодрости» (по 17 прилагательных).
Большинство изучаемых состояний не имеют четкого ядра ассоциативного поля. Ярко выраженным ядром обладают оценочные ассоциативные поля лишь состояний «раздумье» и «восторг» (по одному «ядерному» прилагательному). Околоядерные слои оценочного ассоциативного поля в наибольшей степени заполнены у состояний «любовь» (8 прилагательных), «симпатия» (по 6 прилагательных). Наименее заполнены околоядерные слои оценочного ассоциативного поля состояний «восторг» (1 прилагательное), «спокойствие», «неуверенность», «угрызение совести» (по 2 прилагательных), «жалость», «удовольствие», «ожидание», «сострадание», «вдохновение» (по 3 прилагательных).
Для оценочных ассоциативных полей психических состояний характерны достаточно плотно заполненные периферийные слои. Наиболее богатую периферию имеют ассоциативные поля состояний: «угрызение совести» (21 прилагательное), «влюбленность» (19 прилагательных), «удовольствие» и «ревность» (по 18 прилагательных), «волнение» (17 прилагательных). Наименее представленной периферией отличаются
состояния «нерешительность» (9 прилагательных), «раздумье» (10 прилагательных), «одиночество» (11 прилагательных), «бодрость» (12 прилагательных).
Проанализируем наиболее значимые оценочные ассоциативные поля состояний.
Так, оценочные речевые реакции на понятие состояния заинтересованности, характеризующегося когнитивной и мотивационной составляющей, обнаружили следующие особенности: в околоядерный слой вошли прилагательные интересная (18% испытуемых), большая, глубокая (по 11%), умная (7%). Периферию оценочного ассоциативного поля заполнили прилагательные частая, открытая, волнительная, уверенная, любознательная, радостная, быстрая, воодушевленная, приятная, частичная, живая, великая, внимательная, взаимная.
Оценочное ассоциативное поле когнитивного психического состояния «раздумье» состоит из ядра долгое (30% респондентов), околоядерный слой заполняют прилагательные большое, глубокое, задумчивое, умное (по 7%). Периферия представлена такими оценочными ассоциациями, как странное, быстрое, мучительное, тягостное, тяжелое, полное, волнительное, уникальное, сложное.
При анализе оценочных речевых реакций на понятия психических состояний с доминирующей физиологической составляющей было обнаружено, что в околоядерные слои (ядро отсутствует) оценочного ассоциативного поля состояния «усталость» вошли прилагательные сильная (13% респондентов), вялая (13%), слабая (10%), скучная (6%), усталая (6%). На периферии прилагательные долгая, тяжелая, тягостная, рабочая, томная, одинокая, плохая, нехорошая, черная, утомленная, приятная.
Само прилагательное усталый / уставший как оценочная речевая реакция вошло в околоядерные слои оценочного ассоциативного поля
«утомление» (16%), куда также вошли прилагательные глубокое, сильное, тяжелое (по 8%). В периферию вошли прилагательные каждодневное, сонное, высокое, грустное, легкое, плохое, неудержимое, нехорошее, непонятное, долгожданное, неудобное, слабое, вечернее, скучное.
Оценочное ассоциативное поле состояния «бодрость» имеет околоядерные слои, куда вошли прилагательные утренняя (21% респондентов), яркая, активная, бодрая (8%). Периферию образовали прилагательные жизнерадостная, духовная, душевная, здоровая, резвая, вдохновляющая, сильная, свежая, отличная, морозная, уверенная.
Интересными представляются оценочные ассоциативные поля эмоциональных психических состояний. Так, ассоциативное поле состояния «восторг» состоит из достаточно выраженного ядра - прилагательного радостный (33% испытуемых) и околоядерного слоя, заполненного прилагательным сильный (18% испытуемых). Периферия представлена прилагательными длительный, жизнерадостный, фееричный, огромный, разноцветный, экспрессивный, странный, эмоциональный, добрый, восхищенный, высший, яркий, дикий.
Оценочные ассоциативные поля состояний «радость», «счастье» и «веселость» не имеют однозначно выраженного ядра и обнаруживают в целом схожие характеристики с ассоциативным полем состояния «восторг». В околоядерные слои состояния «радость» входят прилагательные веселая и счастливая (по 14% испытуемых), большая (10%), огромная (7%), околоядерные слои состояния «веселость» заполняют прилагательные радостная (28%), яркая, веселая и счастливая (по 7%), встреча с друзьями (10%), праздник (6%), а околоядерные слои состояния «счастье» характеризуются прилагательными большое (13% испытуемых), радостное и веселое (по 10%) и огромное и прекрасное (6%).
Состояние удовольствия характеризуется околоядерными слоями, наполненными прилагательными приятное и хорошее (14%), довольное (7%), и периферией с прилагательными странное, длительное, огромное, сильное, восхищенное, тягучее, вкусное, непередаваемое, насыщенное, величественное, короткое, счастливое, спокойное, прекрасное, радостное, розовое, веселое.
Околоядерные слои оценочного ассоциативного поля состояния симпатии заполнены прилагательными влюбленная и красивая (по 13% респондентов), приятная (10%), взаимная, сильная, хорошая (по 6%). Симпатия также великолепная, впечатляющая, большая, волнующая, опасная,
нормальная, яркая, радостная, восхищенная, веселая, маленькая, душевная, открытая.
Околоядерные слои оценочного ассоциативного поля состояния вдохновения с эмоциональным и мотивационным компонентами включают прилагательные большое (16%), волнующее и легкое (по 8%). На периферии следующие оценки состояния вдохновения: всеобъемлющее, нежное, веселое, неожиданное, воодушевляющее, парящее, бодрое, отличное, сознательное, порывистое, заинтересованное, радостное, уверенное, открытое, окрыленное.
Рассмотрим оценочные ассоциативные характеристики состояний любви и влюбленности. Как следует из таблицы 1, всего к понятию психического состояния любви было дано 20 оценочных ассоциаций-прилагательных (8 из них образуют околоядерные слои), а к понятию влюбленности - 23 (2 из которых входят в околоядерные слои). В околоядерные слои оценочного ассоциативного поля состояния любви вошли прилагательные вечная и большая (по 19% респондентов), взаимная, сильная, влюбленная, восторженная, страстная, красная (по 6%), а состояния влюбленности - счастливая (11), красивая (7%). Периферию оценочного ассоциативного поля состояния любви заполнили прилагательные великая, греющая, нежная, светлая, беззаветная, странная, красивая, радостная, безразмерная, прекрасная, бескорыстная, счастливая, а состояния влюбленности - прилагательные странная, воодушевленная, ранняя, искренняя, приятная, ненадежная, первая, весенняя, легкая, мимолетная, любимая, розовая, игривая, быстрая, неуверенная, поверхностная, воздушная, восхищенная, прекрасная, порхающая, минутная. Таким образом, для состояний любви и влюбленности характерны разные особенности оценочных ассоциативных полей: в то время как оценочное ассоциативное поле состояния любви состоит из достаточно четко выраженных околоядерных слоев, у состояния влюбленности богато представленной является прежде всего периферия.
Своими особенностями отличаются отрицательные состояния низкого уровня психической активности. Так, околоядерные слои ассоциативного поля состояния «тоска» образуют прилагательные грустная (23%), печальная (13%), большая (10%), скучная и черная (по 6%). На периферии прилагательные длинная, унылая, одинокая, угнетенная, глухая, черная, тяжелая, странная, плохая, глубокая, серая, усталая.
Состояние неуверенности характеризуется наличием околоядерного слоя оценочного ассоциативного поля, в которое вошли прилагатель-
ные неспокойная и слабая (по 10% испытуемых). Периферию заполнили прилагательные страшная, сковывающая, постоянная, сильная, робкая, непонятная, дикая, странная, неточная, хрупкая, неопределенная, неуверенная, большая, мешающая, вечная.
Схожие характеристики проявляет состояние нерешительности. Она неуверенная (15%), сильная, небольшая, слабая, стеснительная (по 10%). Кроме того, она утомительная, странная, редкая, неспокойная, неудачная, неопределенная, огромная, частая (периферия оценочного ассоциативного поля).
Околоядерные слои оценочного ассоциативного поля состояния одиночества образовали прилагательные грустное и тоскливое (по 15% респондентов), ужасное (11%), долгое и одинокое (7%). На периферии прилагательные неприятное, страшное, полное, спокойное, неуверенное, недолгое, плохое, скучное, жалостливое, серое, хроническое.
Участникам эксперимента оказалось сложнее давать оценку предъявляемым на мониторе компьютера состояний в виде прилагательных (среднее время составило 2246,9 миллисекунд), чем называть свободные ассоциации к этим же состояниям (среднее время 2114,68 миллисекунды).
Можно выделить состояния, характеризующиеся быстрой и медленной скоростью речевого оценивания.
Реконструкция оценочных ассоциативных полей показала, что лишь состояние восторга имеет ядро, представленное речевой оценочной реакцией, которую дали более 33% испытуемых. Ядро состояния «раздумье» составила оценочная реакция 30% участников эксперимента.
Все изучаемые состояния характеризуются наличием многослойных околоядерных образований (от 1-х до 8-ти слоев) оценочного ассоциативного поля.
На периферии оценочного ассоциативного поля находятся от 9 до 21 прилагательных.
Эмпирические результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Среднее время речевой оценочной ассоциативной реакции на названия психических состояний составило 2246,9 миллисекунды. Данные значения существенно выше времени реакции, обнаруженного в психолингвистических экспериментах, где было необходимо называть предъявляемые на мониторе компьютера стимулы в виде целых предложений, связных словосочетаний или отдельных слов [Madebach, Л1ек8ееуа, ^сЬешак].
2. К понятиям психических состояний были даны 463 оценочные ассоциации (прилагательных), в среднем по 18,5 прилагательных на состояние. Оценочные речевые реакции на названия психических состояний могут образовывать ядро (наиболее типичные ассоциации-прилагательные), околоядерные слои и периферию оценочных ассоциативных полей.
3. Проведенное исследование показало, что четко выраженное ядро имеют лишь оценочные ассоциативные поля психических состояний раздумья и восторга, в то время как околоядерные слои и достаточно плотно заполненная периферия характерны для большинства оценочных ассоциативных полей.
Таким образом, в проведенном исследовании стало возможным изучить количественные и качественные особенности речевых оценочных ассоциативных реакций на названия психических состояний, а также реконструировать оценочные ассоциативные поля изучаемых психических состояний. Этим вносится вклад в разработку структурно-уровневой модели репрезентаций психических состояний, в которой оценочный уровень имеет ключевое значение.
Перспективы исследования заключаются в проведении исследования ситуационной ассоциативной репрезентации психических состояний, где в качестве речевой ассоциации испытуемым необходимо было бы назвать ситуацию, для которой характерно то или иное состояние.
Список литературы
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. 424 с.
Паутова Л. А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С. 149-168.
Прохоров А. О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 23-37.
Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Репрезентации эмоций детьми от трех до шести лет // Научный поиск / под ред. А. В. Карпова. Вып. 3. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002. С. 51-64.
Родионова Т. В., Привалова И. В. Ассоциативный эксперимент как один из приемов исследования языкового сознания медиков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология, журналистика. 2015. Т. 15. № 2. С. 13-17.
Стернин И. А. Методы описания семантики слова. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 34 с.
Alexeyeva E. M., Chernov A. V. Representation of mental states: Associative level. Social Sciences (Pakistan). 2015. Vol. 10, Is. 7. Pp. 1959-1963.
Forster K. I., Forster J. C. DMDX: A Windows display program with millisecond accuracy. Behavior Research Methods, Instruments, and Computers. 2003. 35 (1). Pp. 116-124.
Mädebach A., Alekseeva E., Jescheniak J. D. Word order does not constrain phonological activation in single word production. Journal of Cognitive Psychology. 2011. 23 (7). Pp. 837-842.
Protopapas A. CheckVocal: A program to facilitate checking the accuracy and response time of vocal responses from DMDX. Behavior Research Methods. 2007. 39. Pp. 859-862.
Chernov A. V., Alekseeva E. M. Estimated characteristics of mental states' representations. Journal of organizational culture, communications and conflict. 2016. Vol. 20. Special Issue 2. Pp. 94-99.
References
Alexeyeva, E. M, Chernov, A. V. (2015). Representation of Mental States: Associative Level. Social Sciences (Pakistan). Vol.10, Is.7, pp. 1959-1963. (In English)
Chernov, A. V., Alekseeva, E. M. (2016). Estimated Characteristics of Mental States' Representations. Journal of organizational culture, communications and conflict. Vol. 20. Special Issue 2, pp. 94-99. (In English)
Dorfman, L. Ya. (1997). Emotsii v iskusstve: teo-reticheskie podhody i empiricheskie issledovania [Emotions in Art: Theoretical Approaches and Empirical Research]. 424 p. Moscow, Smysl. (In Russian)
Forster, K. I., Forster, J. C. (2003). DMDX: A Windows Display Program with Millisecond Accuracy. Be-
Алексеева Екатерина Михайловна,
кандидат психологических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
Гиматова Луиза Ильгизовна,
аспирант, преподаватель,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
havior Research Methods, Instruments, and Computers. 35 (1), pp. 116-124. (In English)
Madebach, A., Alekseeva, E., Jescheniak, J. D. (2011). Word Order Does Not Constrain Phonological Activation in Single Word Production. Journal of Cognitive Psychology. 23 (7). pp. 837-842. (In English)
Pautova, L. A. (2007). Associativnyj jeksperiment: opyt sociologicheskogo primenenija [Associative Experiment: Experience of Sociological Application]. Sociologija: metodologija, metody, matematicheskie modeli. No 24, pp.149-168. (In Russian)
Prokhorov, А. О. (2016). Mentalnye reprezentatsii psichicheskih sostoianii: fenomenologicheskie i eksperimentalnye harakteristiki [Mental State Representations: Phenomenological and Experimental Characteristics]. Jeksperimentalnaja psihologija. V. 9. No 2, pp. 23-37. (In Russian)
Protopapas, A. (2007). CheckVocal: A Program to Facilitate Checking the Accuracy and Response Time of Vocal Responses from DMDX. Behavior Research Methods. 39. pp. 859-862. (In English)
Prusakova, O. A., Sergienko, E. A. (2002). Reprezentatsii emotsii det'mi ot treh do shesti let [Representations of Emotions in Children from Three to Six Years]. Nauchnyj poisk. Jaroslavl', Jaroslavl' state university, pp. 51-64. (In Russian)
Rodionova, T. V., Privalova, I. V. (2015). Associativ-nyi eksperiment kak odin iz priemov issledovania iazyko-vogo soznania medikov [Associative Experiment as One of Research Methods of Physicians Language Consciousness]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filologija, zhurnalistika. V 15. No. 2, pp. 13-17. (In Russian)
Sternin, I. А. (2015). Metody opisanija semantiki slowa [Description Methods of Word Semantics]. 34 p. Мoscow-Berlin, Direkt-Media. (In Russian)
The article was submitted on 06.02.2018 Поступила в редакцию 06.02.2018
Alekseeva Ekaterina Mikhailovna,
Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]
Gimatova Luiza Ilgizovna,
graduate student, Assistant Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]