Пилишина Анастасия Владимировна, доц., stassy335k@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации,
Раскумандрина Марина Евгеньевна, канд. психол. наук, доц., raskum@,mail.ru, Россия, Иваново, Ивановский государственный университет,
Турчин Анатолий Степанович, д-р психол. наук, проф., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MANIFESTATIONS OF ENVY IN THE EARLY YOUTH
A.V. Pilishina, M.E. Raskumandrina, A.S. Turchin
The article discusses the psychological characteristics of the expression of feelings of envy in young adulthood. The authors single out the socio-psychological and individual psychological determinants of envy as a quality hindering the adaptation of an individual to society and significantly changing the conditions of its self-development.
Key words: envy, social adaptation, self-attitude, self-esteem, subjective well-being.
Pilishina Anastasia Vladimirovna, Associate Professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior,
Raskumandrina Marina Evgenievna, PhD (Psychology), Associate Professor, [email protected], Russia, Ivanovo, Ivanovo State University,
Turchin Anatoly Stepanovich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, ast55@,mail.ru, St. Petersburg, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of the Interior.
УДК 159.95
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА
А.О. Прохоров
Рассматривается образ психического состояния как составляющий компонент ментальной репрезентации состояния человека, отображающий субъективный (ментальный) опыт его переживания. Представлена модель психологических механизмов актуализации и закрепления образа в структурах сознания
Ключевые слова: ментальная репрезентация, образ, субъективный опыт, сознание, структура, модель
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-06-00884а
Изучение психических состояний человека неизбежно ставит вопрос о возникновении, становлении и упрочивании представлений о переживае-
мых состояниях, их распознавании, идентификации и репродукции в тех или иных ситуациях жизнедеятельности. Такая постановка вопроса приводит исследователя к «хранилищу» возникшего конструкта - ментальному опыту как составной части субъективного опыта человека. На наш взгляд, содержательное понимание ментального опыта предлагается М.А. Холодной [15], по мнению которой такой опыт представлен в трех основных формах: оперативной - ментальные репрезентации, динамической - ментальное пространство и фиксированной - ментальные структуры. В этом контексте процесс формирования представлений о психических состояниях в ментальном плане, а также результат данного процесса в виде образа и знания как совокупности субъективных суждений о состоянии связаны с ментальными репрезентациями.
А.В.Брушлинский и Е.А.Сергиенко считают, что понятие репрезентация означает «представленность», «изображение», «отображение одного в другом или на другое», то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя [8]. При такой трактовке с помощью понятия «ментальная репрезентация» можно описывать и содержание психического отображения, и формат, в котором происходит такое отображение. Отметим также, что ментальные репрезентации со временем приобретают определенную структуру: в них выделяют ассоциативный, оценочный, понятийный и образный уровни.
Ментальные репрезентации могут рассматриваться и как процесс (процесс отображения, представления), и как результат, единица (описание опыта в рамках картины мира). Первый подход характерен для зарубежной психологии, где акцент делается на процессуальной, динамической стороне ментальной репрезентации, на ее когнитивных функциях [18; 19; 21; 20; 24].
В рамках второго подхода ментальные репрезентации понимаются как внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя [1]. Данная парадигма ментальной репрезентации представлена в ряде отечественных и зарубежных работ [7; 16; 23; 25]. Она позволяет рассмотреть организацию и содержание вербальных и образных представлений человека.
При таком подходе, рассматривающем ментальную репрезентацию, прежде всего, как результат отображения, принято различать несколько форм: образные, концептуальные, функциональные репрезентации (репрезентации, связанные с действием) и социальные репрезентации. Ключевыми здесь являются образные и концептуальные ментальные репрезентации. Понимание ментальной репрезентации как образа довольно широко распространено среди исследователей. Так, М.А.Холодная, например, считает, что «ментальная репрезентация - это
актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «видения» происходящего)» [15, с. 245].
В контексте высказанных представлений обратимся к ментальным репрезентациям психических состояний. Изучение ментальных репрезентаций имеет особую значимость, так как психическое состояние -индивидуальный субъективный феномен человеческой психики и выделение универсальных закономерностей в их репрезентации может также выявить закономерности в формировании картины мира и структуры представлений о нем. Представляет интерес процесс формирования системы представлений о психических состояниях в ментальном плане, а также результат данного процесса. Это особый вид репрезентации того, чему нет соответствий в объективном предметном мире, поэтому системное изучение этой проблемы позволит более глубоко понять функционирование репрезентаций психической жизни человека, его внутреннего мира.
Следует отметить, что в ряде работ так или иначе, чаще косвенно, затрагивались проблемы ментальных репрезентаций эмоциональной сферы (в некоторых работах эмоции были синонимами состояний). В исследованиях ставился вопрос о структуре и развитии знаний об эмоциях в ходе онтогенеза [9], эмоциональной наполненности ментальных образов [2]; представленности эмоций на различных уровнях сознания. Л.Я. Дорфман и др. [4; 9] осуществляли исследования в рамках подхода, в котором анализируются знания и представления об эмоциях в контексте глобальных когнитивных структур. Эмоции в данном подходе выступают как многогранный феномен психической жизни, знания о котором должны быть представлены, структурированы и включены в процесс психической регуляции.
Однако, несмотря на наличие отдельных работ в области ментальных репрезентаций эмоций, в целом, следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют исследования, целью которых явилось бы целостное изучение и описание содержания, структуры и динамики, связи с другими психическими явлениями и конструктами сознания ментальных репрезентаций, именно психических состояний.
Обратимся к образной составляющей ментальных репрезентаций, значение которой отмечалось в приводимых выше работах. В контексте изучения психического состояния вопрос заключается в том, как отображается (отражается) психическое состояние в сознании субъекта? В чём специфика образа психического состояния? Каковы механизмы возникновения образа психического состояния, особенности его динамики и др.
По мнению Л.Г. Дикой, в образ состояния как системного чувства отражается не только внешняя среда организма, но и внутренняя - в форме многообразия интероцептивных ощущений. Образ психического состояния имеет ряд свойств, присущих перцептивному образу окружающего мира, таких, как целостность, интегральность и процессуальность [3].
При изучении образа мы исходим из следующих представлений. Образ состояния, в отличие от предметного образа, вслед за Л.Г.Дикой, может рассматриваться как структура, в которой слиты воедино знание, переживание и отношение, где знание раскрывается на основе консолидации внутренних ощущений и субъективного опыта, переживание связано с осознанностью и рефлексивностью, а отношение выражает зависимость образа состояния от ситуаций его возникновения, с одной стороны, и влияние образа состояния на регуляторные процессы жизнедеятельности субъекта- с другой.
На наш взгляд, образ психического состояния связан с сенсорно-перцептивными процессами (впечатлением, ощущением, восприятием), со структурами субъективного опыта вкупе с представлениями (вторичными образами) и памятью, а также с переживаниями и рефлексией. Именно в переживании, на основе ощущений и рефлексии, субъекту дается реальность его психического состояния [14]. Переживание определяет и закрепляет психический образ состояния, интенсивность (яркость) его проявления, тогда как рефлексия устанавливает границы образа, его близость и соответствие актуально переживаемому состоянию [6]. Образ состояния порождается условиями, содержанием деятельности и одновременно внутренними ощущениями и самооценкой. В то же время образ психического состояния всегда актуален и существует «здесь и теперь». Одновременно в памяти человека существует образ себя и своего состояния в определенных ситуациях прошлого, и по аналогии - образ потребного будущего.
В соответствии с этими представлениями механизмы, приводящие к возникновению и закреплению образа психического состояния, следующие. Внутренние ощущения и впечатления, вызванные событиями и ситуациями, переживаемыми субъектом, проходя этап сличения с содержанием прошлого опыта, превращаются в представления о пережитом состоянии и далее, через процесс осознания, в его образ. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния фиксируется и закрепляется в структурах памяти во время переживания индивидом данного состояния, формируя субъективный опыт. Этот процесс связан с осознанием и рефлексией; в него также включены смысловые структуры сознания [10] ( рисунок).
При своем означивании психическое состояние частично объективируется, становясь объектом рефлексии. Результатом рефлексии и означивания является не только придание психическому состоянию конкретного значения, но и появление его образа, который специфичен и отличается от образов объектов внешнего мира. Его особенности: отсутствие предметности, большая выраженность аспекта переживания, отсутствие яркости, когда образ маскируется в предметном мире, стремится раствориться в нем.
Динамическая модель возникновения и закрепления образа
психического состояния
Образ психического состояния только при значительной рефлексивной работе и осознанности психического состояния становится полноценным объектом образа мира субъекта. При этом образ психического состояния не только становится более ярким и осмысленным, но и приобретает новые отношения и объектные качества, связывающие его с образами других объектов.
Отметим, что движением "снизу вверх" (от ощущений к образу) не исчерпывается данный процесс: одновременно существует и обратное движение "сверху вниз", от структур сознания к ощущению, где происходит распознавание образа состояния, через возникшую конфигурацию ощущений. Уже на начальной стадии, связанной с переживанием ситуации, события, включаются механизмы сличения возникшей пространственной структуры состояния с образными схемами, являющимися компонентами ментальных репрезентаций. Это - узнавание, установление тождества представлений, хранящихся в виде ментальных репрезентаций в субъективном опыте, с актуализированным состоянием. Подобные механизмы ментальных репрезентаций, как показано в исследованиях Е.А. Сер-гиенко, складываются уже в младенческом возрасте, представляя собой антиципирующие схемы (ядро знания) в самих репрезентациях [12].
В дальнейшем образ может репродуцироваться в актуальных ситуациях жизнедеятельности в форме представления, то есть образа памяти, хранящегося в субъективном опыте [2]. Данный образ не является предметным, это чувственный образ, формируемый переживанием. Он, в свою очередь, как и образ представления, может обогащаться и изменяться в процессе жизнедеятельности.
Субъективный образ психического состояния раскрывается в трех проекциях: прошлое (в представлении о состоянии), настоящее (образ актуального состояния, возникающий вследствие восприятия собственного
состояния «здесь и сейчас») и будущее (образ будущего, например, желаемого состояния). Образ состояния характеризуется определенным строем, связанным с отношениями между составляющими образа, схемой, представляющей собой
форму когнитивного образования, объединяющей и отражающей пространственно-временные и функциональные отношения между составляющими состояния, а также иерархической организацией, структурой, интенсивностью, качеством, модальностью и функциональностью. Он относительно стабилен, в его структуре существуют как постоянные, так и вариативные составляющие.
В когнитивном плане образ состояния представляет собой семантическое пространство, включающее в себя «накопленные» следы переживаний, осуществленных ранее («прошедших») деятельностей, поведения, физиологических реакций и др.[11]. Это следы «сцепления» семантического пространства с предметами, ситуациями и обстоятельствами жизнедеятельности субъекта. Каждая составляющая, входящая в семантическое пространство образа состояния, может являться своего рода «ключом» к возникновению состояния: закрепившаяся за определенным оперантом система психологических, физиологических, поведенческих и других характеристик «развертывается» при актуализации состояния. В онтогенезе образ состояния изменяется в сторону большей качественной определенности и усложнения.
Содержание образа представляет собой результат отражения накопленного опыта переживания данного состояния при различных обстоятельствах, ситуациях и событиях, в которых находился субъект, и связано с его впечатлениями, рефлексивными процессами, особенностями переживания и др. Отраженные компоненты психического состояния фиксируются в сознании в определенном сочетании, формируя структуру. Структура изоморфна реальному состоянию, отображая последнее. Закрепляясь в структурах памяти, образ становится структурным элементом субъективного опыта переживания состояний [5].
С одной стороны, образ является составляющей единицей субъективного опыта, с другой стороны, он сам хранит в себе опыт, который служит информационной базой для человека. Образ некогда переживаемого состояния можно назвать представлением или образом памяти, функция которого заключается в связывании образа в текущем времени с прошлым и будущим.
Относя образ состояния, переживаемого в прошлом, к представлениям, мы тем самым подчеркиваем наличие субъективного опыта, хранящегося в структурах памяти. Память фиксирует все тонкости, нюансы, особенности протекания, переживания состояния, а также его образ, сформированный с помощью сознания и процессов рефлексии. То есть формирование образа происходит за счет фиксации в памяти временных и про-
странственных (структурных) особенностей переживаемого актуального состояния. Механизм подобной фиксации описан в работах [17; 22]
Специфика протекания состояния определяется содержанием опыта переживания данного состояния, то есть в памяти "всплывает" некогда сформированный образ этого психического состояния. Можно полагать, что формирование образа актуального состояния проходит под влиянием уже имеющегося представления о данном состоянии, образа памяти, составляющего индивидуальный (субъективный) опыт. При этом образ в то же время сам становится представлением, закрепляясь в памяти и обогащая опыт.
Отметим, что в субъективном опыте фиксируются структуры пространства, времени, скорости изменения (движения) и интенсивности психического состояния. Опыт проецируется на актуальное собственное состояние. Субъектом воспринимаются характеристики состояния со стороны поведенческих, психологических, физиологических и других показателей, придаётся форма этому разнообразию, формируется образ состояния, определяется качество. Субъект структурирует пространство состояния, создается система отсчёта (ориентиры), т.к. пространство только тогда и есть, когда оно структурировано [13]. Появляется мера. Движение по «собственной шкале» дает возможность субъекту оценить пространство состояния, что субъективно выражается в качественной определенности тех или иных составляющих, входящих в состояние при переживании интенсивности их проявления.
Переживание длительности («дления») и изменения психического состояния создает временной ряд образа, включающий в себя различные характеристики (временные интервалы, последовательность, длительность, дискретность, циклы и пр.). Задачей ряда является синхронизация деятельности субъекта, событий и ситуаций, пространства, переживаний и др., в том числе интеграция пространственных характеристик (параметров состояния) в единое образование - образ состояния. Опираясь на свою способность интегрировать временной континуум, субъект развертывает образ состояния в прошлом и в будущем, оперирует им в настоящем.
В этом контексте содержание субъективного опыта представляет собой относительно устойчивую пространственно-временную структуру отображаемого состояния, осознаваемую субъектом как определенное качество. Фиксация в опыте структур пространства, интенсивности, качества и модальности психического состояния в виде образа опосредуется переживаниями и рефлексивными процессами субъекта.
Взаимодействие ситуации (события), субъективного опыта, когнитивных процессов при опосредованном влиянии переживания, осознания и рефлексии приводит к формированию корреляционных образований («констелляций» - по Б.Г.Ананьеву) из отдельных «ведущих» составляющих психологических структур. Корреляции изменяют переживание, пове-
дение, психические функции, вегетативные реакции, физиологические и пр. процессы субъекта. Эти изменения объективируются в сознании в виде образа психического состояния.
Заключение
Предлагается модель образа психического состояния в виде отображения в сознании субъективной конфигурации различных субъективных и объективных характеристик человека, возникающих вслед за актуализированным состоянием. В содержание модели включены когнитивные процессы, субъективный опыт, переживание, рефлексия и ситуации жизнедеятельности вкупе с впечатлениями и смысловыми опосредованиями. Отношения между составляющими ментальной организации обеспечивают актуализацию, закрепление и репродукцию образа состояния.
Список литературы
1. Ментальная репрезентация: Динамика и структура/ Е.А. Андреева [и др.]. М.: Институт психологии РАН, 1998. 319с.
2. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007. 512 с.
3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003. 318 с.
4. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. 424с.
5. Знаков В.В. Понимание, постижение и экзистенциальный опыт//Вопросы психологии. 2011. № 6. С.15-24.
6. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 6. С. 21-25.
7. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. К проблеме ментальных репрезентаций// Вопросы когнитивной лингвистики. М.; Тамбов: Институт языкознания; Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2007. № 4. С.8-16.
8. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. А.В. Брушлинского, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 1998. 320 с.
9. Прусакова О.А., Сергиенко О.А. Репрезентации эмоций детьми от трех до шести лет// Научный поиск: сб. научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей /под ред. А.В. Карпова. Вып. 3. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2002. С.51-64.
10. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
11. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, Феникс+, 2002. 280 с.
12. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с.
13. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001. 360 с.
14. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. 416 с.
15. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
16. Bascoe, S. M., Davies, P.T., Sturge, M.L., Cummings, E.M. Children's Representations of Family Relationships //Developmental Psychology. 2009. V. 45 (6). P. 1740-1751.
17. Baddeley A.D., Hitch G. Working memory// The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory. New York: Academic Press. 1974. Vol.8. P. 47 -89.
18. Blatt S.J., Auerbach J.S., Levy K.N. Mental Representations in Personality Development, Psychopathology, and the Therapeutic Process // Review of General Psychology. 1997. V. 1 (4). P. 351-374.
19. Cooper L. A. Mental Representation of Three-Dimensional Objects in Visual Problem Solving and Recognition/Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1990. V. 16 (6). P. 1097-1106.
20. Geller J.D., Farber B.A., Schaffer C.E. Representations of the supervisory dialogue and the development of psychotherapists // Psychotherapy Theory, Research, Practice, Training. 2010. V. 47 (2). P. 211-220.
21. Kemp S. Medieval Theories of Mental Representation // History of Psychology. 1998. V. 1 (4). P. 275-288.
22. Kosslyn S.M. Image and mind. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1980. 478 p.
23. Lotto L., Rubaltelli E., Rumiati R., Savadori L. Mental Representation of Money in Experts and Nonexperts after the Introduction of the Euro // European Psychologist. 2006. V. 11(4). P. 277-288.
24. Lukowitsky M.R., Pincus A.L. The pantheoretical nature of mental representations // Psychoanalytic Psychology. 2011. V. 28 (1). P. 48-74.
25. Savadori L., Nicotra E., Rumiati R., Tamborini R. Mental representation of economic crisis in Italian and Swiss samples // Swiss Journal of Psychology. 2001. V. 60 (1). P. 11-14.
Прохоров Александр Октябринович, д-р психол. наук, проф., зав. каф., alprokhorlOllagmail.com, Россия, Казань, Казанский (Приволжский) государственный университет.
REPRESENTATION OF THE MENTAL STATE: CHARACTERISTICS OF THE IMAGE
А.О. Рrokhorov
Tthe article deals with the image of mental state as an integral component of mental representation of the human state, showing the subjective (mental) experience of their feelings. The model of psychological mechanisms of updating and fixing of an image in the structures of consciousness is presented.
Key words: mental representation, image, subjective experience, consciousness, structure, model.
Prokhorov Alexander Oktyabrinovich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Department, alprokhor1011@,gmail.com , Russia, Kazan, Kazan (Volga) State University.
УДК159.922
СООТНОШЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО
ПОВЕДЕНИЯ
Н.Р. Салихова, М.В. Клементьева
Описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи содержательных и динамических характеристик ценностно-смысловой сферы личности со стратегиями совладающего поведения. На выборке из 76 аспирантов (50 мужчин, 26 женщин) выявлено, что проблемно-ориентированная стратегия совладающего поведения тесно связана как с общим уровнем осмысленности жизни, так и с его составляющими. Обнаружены немногочисленные связи некоторых стратегий с параметрами важности, доступности и рассогласования между ними у отдельных ценностей. Стратегии со-владания оказались не связаны с параметром реализуемости личностных ценностей. Выявлена прямая связь общей рассогласованности важности и доступности ценностей с эмоционально-ориентированной стратегией совладания у женщин. Обнаружены некоторые гендерно обусловленные вариации общей картины взаимосвязей.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, личностная ценность, смысл, реализуемость ценности, совладающее поведение, копинг-стратегии.
Проблема соотношения разноуровневых структур личности является одной из фундаментальных. Она имеет и большое прикладное значение, поскольку ответ на вопрос, в какой мере и как ядерные глубинные пласты личности задают и определяют функционирование более поверхностных, инструментальных, важен для прогнозирования поведения человека. В психологии в качестве ядерных пластов личности выступают ее ценностно-смысловые структуры, в качестве инструментальных -типичные способы поведения и эмоционального реагирования, личностные черты, способности и пр. [1, 7 и др.].