Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / УЧАЩИЕСЯ / MENTAL RETARDATION / THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE RESEARCH PROBLEM / COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадырова Э.У., Тен Е.П.

В данной научной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы осуществлено исследование основных теоретических аспектов проблемы развития коммуникативной функции речи у учащихся с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF DEVELOPING THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

In this scientific article, based on the analysis of General and special psychological and pedagogical literature, the study of the main theoretical aspects of the problem of developing the communicative function of speech in students with mental retardation is carried out.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 159.9.075

Кадырова Э. У. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» Научный руководитель: Тен Е.П.

доцент

кафедра специального (дефектологического) образования

Россия, г. Симферополь

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В данной научной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы осуществлено исследование основных теоретических аспектов проблемы развития коммуникативной функции речи у учащихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова: умственная отсталость, теоретическое обоснование проблемы исследования, коммуникативная функция речи, учащиеся.

E. Kadyrova student

Crimean engineering and pedagogical Institute of THE Republic

of Kazakhstan Fevzi Yakubov University» Scientific adviser: E. Ten associate professor Department of special (defectological) education

Russia, Simferopol

THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF DEVELOPING THE COMMUNICATIVE FUNCTION OF SPEECH IN STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Annotation: In this scientific article, based on the analysis of General and special psychological and pedagogical literature, the study of the main theoretical aspects of the problem of developing the communicative function of speech in students with mental retardation is carried out.

Key words: mental retardation, theoretical justification of the research problem, communicative function of speech, students.

Коммуникативная функция речи исследуется в науке на протяжении всей ее истории и включает в себя такие аспекты исследования как лингвистический, психологический, социокультурный, семиотический и тому подобное. Поскольку речь - это атрибут человеческой деятельности,

жизнь общества во всех сферах этой деятельности обеспечивается речевым общением. Общение сложный и многогранный процесс, который изучается междисциплинарно. Многочисленные теории о коммуникации связаны с лингвистикой, психологией, социологией, этнографией и даже медициной (врачи-психиатры изучают виды общения с точки зрения различных нарушений и способов их и преодоления).

Коммуникация со своей стороны представляет собой сложное явление, в котором интегрированы все свойства речи. Главным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей и жизнедеятельности вступает во взаимосвязи с другими людьми. Система человеческих отношений функционирует в парадигмах культуры, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в результате различных видов деятельности у человека возникает потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. То есть, в зависимости от разных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, соответствующих функций. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает точнее понять ее сущность [2].

Речь, как общественно-историческое явление, сопровождает все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации.

Исследователи Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др «Речь» рассматривают как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности [1; 5].

Логопед Р.Е. Левина отмечала понятие «речь», как способность говорить, владеть устной и письменной речью для ведения беседы с окружающими людьми [4].

Речь выполняет ряд функций, которые являются жизненно важными для общества, отдельных социальных групп, для каждого человека-говорящего. К ним относятся: коммуникативная функция; экспрессивная функция - язык является универсальным средством выражения внутреннего мира; номинативная функция - с помощью этой функции все предметы, явления, качества, свойства, процессы и т. п получают название под которым существуют в жизни и сознании говорящих; гносеологическая функция (познавательная) функция; культуроносная функция, язык является носителем культуры; мыслетворческая функция (когнитивная) функция -язык является средством формирования мысли; эстетическая функция, язык является материалом создания культурных ценностей; идентификационная функция, язык выступает средством идентификации говорящих, способом отождествления в пределах определенного сообщества; контактоустанавливающая функция и другие [2].

Из всех вышеперечисленных функций речи коммуникативная является основополагающей для нашего исследования, именно поэтому мы остановимся подробнее на ее рассмотрении

Постоянное присутствие коммуникации в повседневной жизни и тот факт, что сталкиваемся очевидно и всюду с феноменом, что мы обозначаем «коммуникацией», значительно отягощают его определения в теориях коммуникации [3].

Развитие коммуникативной функции речи учащихся - это общая задача массовых школ, но особенно она важна для специальных (коррекционных) школ. Очевидно, что это общая задача реализуется в каждой учебной дисциплине по - разному, в зависимости от их специфики. В связи с тем, что правильная речь является одной из главных предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки.

Исследования в области коммуникативных умений умственно отсталых школьников немногочисленны. Так особенностям формирования коммуникативной функции речи у учащихся с умственной отсталостью посвятили свои научные труды А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.А. Гордиенко, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, М.П. Феофанов и др. В этих исследованиях авторы рассматриваются отдельные стороны процесса общения умственно отсталых школьников, однако специфика коррекционно-развивающего воздействия на коммуникативные способности данной категории учащихся в процессе их обучения раскрыта недостаточно [4].

Коммуникативная функция - одна из главных и основных функций - с момента своего рождения с ребенком общаются мама, папа, бабушки и дедушки, близкие и родственники, просто знакомые. Впервые увидев новорожденного ребенка, взрослые приветствуют ее, общаются с ним, задают вопросы, правда не получают никакого ответа. Проходит наружно односторонний, но все же разговор между двумя людьми. Со временем эта беседа более оживлённая и красноречивая, с ростом и развитием ребенка развивается и его речь, общение с себе подобными /и не только - игрушки, животные и т. п. набирает обороты, увеличивается количество слов, которыми владеет ребенок, расширяется кругозор, растет его опыт, увеличивается общение с окружающими [5].

Ряд отечественных исследователей придерживается тех же позиций, что и зарубежные коллеги, отождествляя процесс коммуникации с общением в целом. Как основной аргумент этой точки зрения выдвигается этимологическая и семантическая тождественность данных понятий. При этом подчеркивается социальное значение коммуникации: «Коммуникация является не столько процессом внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способом внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества» [5].

Однако такой подход имеет ряд недостатков, среди которых особенно выделяется фиксация только одного направления потока информации - от коммуникатора до реципиента и рассматривается только формальная сторона коммуникации: - как информация передается, тогда как в реальных условиях человеческого общения информация еще и формируется, уточняется, развивается. В результате многие отечественные ученые приходят к выводу, что общение как коммуникативный процесс может рассматриваться лишь в той мере, в какой оно характеризует психологический контакт, связь, сообщение индивидов, которые находятся в непосредственном взаимодействии.

Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, которые стали результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально - волевая сфера [5].

Психолог Д.Н. Исаев определяет психическое недоразвитие (умственную отсталость) как совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких не прогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта [6].

Речь - это не просто умение говорить, а сложная по своей природе психофизиологическая функция, как мышление и память. Развить у детей эту функцию - одна из первоочередных задач специальной школы. Речь как вид человеческой деятельности всегда ориентировано на выполнение определенного коммуникативного задания: сообщение, передача информации, побуждение к определенному действию, и тому подобное. В становлении личности ребенка с нарушением интеллектуального развития решающую роль часто играет уровень сформированности его коммуникативной компетенции, так как речь является ведущим средством действия компенсаторных механизмов.

Выводы. Таким образом, развитие социализированной личности нужно начинать с развития коммуникативных умений. Основными коммуникативными умениями можно считать: умение осуществлять устное речевое общение (в монологической и диалогической формах); умение понимать на слух содержание прослушанных текстов; осуществлять общение в письменной форме в соответствии с поставленными задачами; умение использовать в случае необходимости невербальные средства общения при условии дефицита имеющихся языковых средств. Развитие речи учащихся с умственной отсталостью - одна из важнейших задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.

Использованные источники:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - С. 58-66.

2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. / Б.Н. Головин - М.: Высш. школа, 2015. - 336 с.

3. Лалаева, Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Принципы и методы логопедической работы. - М.: Академия, 2014. - 33 с.

4. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Акад. пед. наук, 2017. - 91 с.

5. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2014. - 368 с.

6. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2013. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.