Научная статья на тему 'Основные тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве россии, Монголии и китая'

Основные тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве россии, Монголии и китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
660
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Очирмаа Очирбатын

Между соседними странами, независимо от размеров их территориий и численности населения, связанными между собой многовековыми отношениями, между современными независимыми, суверенными, дружественными государствами, какими сегодня являются Россия, Монголия и Китай, всегда есть и будет немало общих интересов и проблем. Эти вопросы нуждаются в регулярном совместном обсуждении на различных уровнях. Торговоэкономическое отношения между Россией, Монголией и Китаем имеют давнюю, многовековую и непростую историю. Новый современный этап этих взаимоотношений начался с 1990-х годов, после провала политики перестройки в СССР и МНР, распада СССР, образования Российской Федерации и победы мирной демакратической революции Монголии в 1990 г. …

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве россии, Монголии и китая»

Международные отношения

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ, МОНГОЛИИ И КИТАЯ

очирбатын очирМЛА, третий секретарь по торгово-экономическим вопросам

Посольства Монголии в РФ

Между соседними странами, независимо от размеров их территориий и численности населения, связанными между собой многовековыми отношениями, между современными независимыми, суверенными, дружественными государствами, какими сегодня являются россия, Монголия и китай, всегда есть и будут немало общих интересов и проблем. Эти вопросы нуждаются в регулярном совместном обсуждении на различных уровнях.

торгово-экономические отношения между россией, Монголией и китаем имеют давнюю, многовековую и непростую историю. новый современный этап этих взаимоотношений начался с 1990-х годов, после провала политики «перестройки» в ссср и Мнр, распада ссср, образования российской Федерации и победы мирной демократической революции в Монголии в 1990 г. китай в эти годы продолжал последовательно проводить экономические реформы, начатые в конце 1970-х годов и направленные на строительство «социализма с китайской спецификой».

В начале 1990-х годов в результате трудностей, вызванных форсированным, неподготовленным переходом россии и Монголии от централизованно-плановой экономики в рыночную, в торгово-экономических отношениях между россией, Монголией и китаем произошли существенные изменения. В 1990-е годы преобладали следующие тенденции:

1) резко сократились объемы межгосударственной двусторонней торговли и экономического сотрудничества между россией и Монголией;

2) с другой стороны, быстрыми темпами стало расширяться и развиваться торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и китаем;

3) российско-китайские отношения также развивались, но, во-первых, относительно медленными темпами, а во-вторых, нестабильно, со значительными спадами в 1994, 1997-1998 гг. [1];

4) в трехсторонних отношениях появилась и получила быстрое развитие новая форма торговли, такая как массовая, неорганизованная, «серая», частная, «челночная» торговля. В условиях резкого сокрашения межгосударственной торговли и острого товарного дефицита в россии и Монголии этот вид торговли, несмотря на его очевидные недостатки, в целом сыграл важную позитивную роль в преодолении товарного кризиса в россии и Монголии, послужил одним из источников первичного накопления капитала и появления «новых» частных торговцев и предпринимателей в россии и Монголии.

на межгосударственном уровне произошло резкое изменение соотношения места и роли россии и китая в торговле и экономике Монголии, при этом позиции россии существенно ослабли, а позиции китая сильно укрепились. По мере преодоления последствий системных кризисов в россии и Монголии, возрождения и укрепления экономики россии, активизация восточного направления ее внешней политики, успехов в развитии экономики Монголии ситуация начала меняться в лучшую сторону. с конца 1990-х — начала 2000-х годов и российско-китайские, и российско-монгольские, и монголо-китайские торгово-экономические отношения стали развиваться очень быстрыми темпами. Отмеченные тенденции видны на примере развития внешней торговли Монголии с россией и китаем в 1990-2007гг. (таблица).

внешняя торговля монголии с Россией и китаем в 1990-2007гг. (по данным национального статистического управления монголии) млн долл. сшА

внешняя торговля 1990 1995 2000 2005 2006 2007

Товарооборот между Монголией и Россией — всего, в том числе: 1233,7 276,9 251,4 445,2 592,9 789,4

Экспорт Монголии в Россию 517,5 68,9 45,2 27,2 45,1 57,3

Импорт Монголии из России 716,2 208,0 206,2 417,9 547,8 732,1

Сальдо (+, -) — 198,7 -139,1 — 161,0 -390,7 — 502,7 -674,8

Товарооборот между Монголией и Китаем — всего, в том числе: 33,6 122,3 400,1 821,5 1465,2 2070

Экспорт Монголии в Китай 11,3 77,8 274,3 514,2 1050,2 1406

Импорт Монголии из Китая 22,3 44,5 125,8 307,3 415,0 671

сальдо — 11,0 +33,3 + 148,5 +206,9 +635,2 +735

* Данные по СССР

Источники'. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook-2000. УБ., 2001. С. 177-180; Монгол улсын статистикийн эмхтгэл. Mongolian Statistical Yearbook-2006. УБ, 2007. С. 240-242.

Из таблицы видно, что к 2000 г. объем российско-монгольской торговли сократился почти в 5 раз по сравнению с 1990 г. В 2007г. он составил 789,4 млн долл., или увеличился на 33 % по сравнению с 2006г. и более чем в 3 раза по сравнению с 2000 г. [2]. При этом доля России в общем объеме внеш-торгового оборота Монголии немного увеличилась и составила 19,7 % [3]. В последние годы у России сохраняется первое место в импорте Монголии — 35-37 %, однако ее доля в экспорте Монголии снизилась до 3 %, т. е. сократилась почти в 30 раз по сравнению с 1990-2007 гг., объем экспорта Монголии в Россию сократился более чем в 10 раз.

Из таблицы также видно, что в российско-монгольской торговле вновь образовался дисбаланс, который продолжает расти быстрыми темпами. В 2007 г. отрицательное сальдо Монголии в торговле с Россией составило 674,8 млн долл. [4], т. е увеличилось более чем на 34 % по сравнению с предыдущим годом и более чем в 4 раза по сравнению с 2000г.

В 1990-2006 гг. общий объем российских инвестиций в экономику Монголии составил 56,3 млн долл. США, или 3,2 % всех иностранных инвестиций в нашу страну [5].

За этот же период (1990-2007 гг.) объем товарооборота между Монголией и Китаем увеличился более чем в 60 раз и в 2007 г. впервые в истории двусторонних отношений превысил 2 млрд долл. [6], что почти в 3 раза больше объема российско-монгольского товарооборота. При этом положительное сальдо Монголии в торговле с китаем в 2007 г. составило 735 млн долл., или выросло почти на 17 % по сравнению с предыдущим годом и более чем в 4 раза по сравнению с 2000 г. В 2007г. на долю Китая приходилось более половины (51,9 %) всего внешнеторгового оборота Монголии, в том числе в

экспорте — более 70 %, в импорте — свыше 30 %. С конца 1990-х годов Китай вышел на первое место не только во внешней торговле Монголии, но также и по объему иностранных инвестиций. К началу 2007 г. общая сумма китайских инвестиций в экономику Монголии, начиная с 1990 г., составила 841,6 млн долл., или почти половину (46,6 %) всех иностранных инвестиций в экономику Монголии [7].

Говоря о трехсторонних торгово-экономических отношениях между странами, следует также отметить, что в последние годы торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем развивается очень быстрыми темпами. В 2007 г. товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордной отметки и составил 48,2 млрд долл., т. е. увеличился почти на 44,3 % по сравнению с предшествующим годом [8] и в 8 раз по сравнению с 2000 г. [9]. В 2004 г. Президент России В. В. Путин и Председатель КНР Ху Цзиньтао достигли принципиальной договоренности о доведении объема взаимной торговли в 60-80 млрд долл. к 2010 г. Во время официального визита Президента России Д. А. Медведева в Китай было заявлено, что этот объем может быть достигнут уже в 2008г. В России осуществляются несколько крупных китайских инвестиционных проектов, в том числе строительство микрорайона «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге, бизнес-центра в Москве, двух целлюлозно-бумажных комбинатов в Хабаровском крае и Читинской области. Большие перспективы в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве Россия и Китай связывают с продолжением сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, строительством второй очереди Тяньванской АЭС, со строительством нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий Океан

с ответвлением на китай, в дацин. к настоящему времени стороны продолжают вести переговоры о ценах на нефть и газ, которые будут поставляться в китай [10].

Общий объем китайских инвестиций в экономику россии приближается к 1 млрд долл. В китае уже разработан план доведения общего объема инвестиций до 12 млрд долл. в 2010г. [11]. речь идет о разработке масштабной программы инвестиционного сотрудничества, о реализации инициативы лидеров рФ и кнр о сопряжении планов регионального развития китайского северо-Востока и российского дального Востока [12]. В настоящее время российско-китайские отношения находятся на высшей точке своего развития и выходят на уровень стратегического партнерства и взаимодействия, что нашло отражение в совместной декларации рФ и кнр по основным международным вопросам, подписанной по итогам официального визита Президента россии д. А. Медведева [13].

На основании приведенных данных следует сделать несколько выводов: Во-первых, в результате тех преобразований, которые произошли в трех странах, в том числе в китае, начиная с конца 1970-х годов, а также в россии и Монголии, начиная с 1990-х годов, существенный спад в торгово-экономических отношениях между россией и Монголией и определенный застой в отношениях между россией и китаем были преодолены к концу 1990-х годов. Во-вторых, начиная с 2000-х годов, торгово-экономические отношения между тремя странами быстро развиваются преимущественно на двусторонней основе. При этом особенно быстрыми темпами развиваются российско-китайские и китайско-монгольские отношения. В-третьих, коренным образом изменились место и роль россии и китая во внешней торговле и внешнеэкономической деятельности Монголии. Если до 1990 г. главным и доминирующим внешнеэкономическим партнером Монголии был ссср, то с конца 1990-х — начала 2000-х годов на первое место вышел динамично развивающийся китай, который превращается в супердержаву. По объемам двусторонней торговли и иностранных инвестиций в Монголию россия существенно отстает от китая. дисбаланс во внешнеэкономических отношениях россии с Монголией по сравнению с китаем, а также дисбаланс в отношениях Монголии с россией, с одной стороны, и с китаем, с другой стороны, не сокращается, а продолжает увеличиваться. В связи с этим возникает вопрос: к каким последствиям может привести эта тенденция в долгосрочной

перспективе? кому она выгодна и в какой степени? Очевидно, что сохранение нынешней тенденции выгодно прежде всего китаю. Но в какой степени она соответствует долгосрочным национальным интересам россии и Монголии? Это большой и сложный вопрос, связанный с «большой» политикой, но он вполне закономерен и требует ответа.

В настоящее время между россией, Монголией и китаем очень хорошие и дружественные отношения. Они вышли или выходят на уровень стратегического партнерства и взаимодействия. Это редкий случай в истории, когда все три страны развиваются приблизительно в одном направлении, когда их национальные интересы в основном совпадают, когда существует взаимная заинтересованность в дальнейшем развитии торгово-экономических отношений.

В то же время история взаимоотношений между тремя странами в XVП-XX вв. учит, что россия и китай выступали в Монголии не только как партнеры, но и как соперники и конкуренты.

для установления долгосрочных, сбалансированных отношений между тремя странами россия и Монголия должны наряду с дальнейшим развитием взаимовыгодных, двусторонних торгово-экономических отношений с китаем найти адекватные пути и средства для такого масштабного наращивания российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества, которое позволило бы существенно сократить или устранить возникший дисбаланс в трехсторонних отношениях.

В последние годы благодаря совместным усилиям руководителей россии и Монголии удалось преодолеть известный спад и застой в торгово-экономических отношениях и придать им новый импульс. Во время официального визита Президента Монголии в россию в декабре 2006 г. между Президентом рФ В. В. Путиным и Президентом Монголии Намбарын Энхбаяром была достигнута принципиальная договоренность о доведении объема взаимной торговли до 1 млрд долл. в 2010г. [14] с тем, чтобы в последующие годы сначала выйти на уровень 1990 г., а потом существенно превзойти его. В 2008 г. Президент рФ д. А. Медведев во время встречи с Президентом Монголии Намба-рын Энхбаяром высказал уверенность в том, что поставленная задача будет успешно решена уже в ближайшие годы [15]. На встречах руководителей россии и Монголии было также подтверждено, что при наличии соответствующих условий (четкое и стабильное законодательство, строгое соблюдение достигнутых договоренностей и др.) ряд крупных

частных и государственных российских компаний, в том числе «Базовый элемент», ОАО «Российские железные дороги», «Северсталь», «Ренова» и другие, готовы вложить в экономику Монголии крупные инвестиции, которые в десятки раз превышают те, которые были сделаны за последние 17 лет.

Основные пути достижения поставленных целей были совместно разработаны и отражены в среднесрочной Программе по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг., которая была подписана в Москве во время визита Президента Монголии Н. Энхбаяра в декабре 2006 г. [16].

Программа нацелена прежде всего на масштабное наращивание двустороннего российско-монгольского сотрудничества. Она охватывает широкий спектр отраслей экономики, в том числе инфраструктуру, все виды транспорта, модернизацию АО «УБЖД», строительство дорог, топливно-энергетическую промышленность, связь, информационные технологии, геологию, горнорудную промышленность, машиностроение, перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство, науку, технологии, туризм и другие.

В то же время реализации Программы откроет новые возможности для расширения торгово-экономического взаимодействия между Россией, Монголией и Китаем на трехсторонней основе, прежде всего в области инфраструктуры развития всех видов транспортного сообщения, коммуникаций, освоения крупных месторождений полезных ископаемых на территории Монголии, энергетики, туризма и др. [17].

Важной вехой на пути реализации достигнутых договоренностей и Программы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2006-2010 гг. стал официальный визит премьер-министра С. Баяра в Россию 10-13 апреля 2008г., во время которого было подписано 11 межправительственных, межведомственных и других документов, в том числе о сотрудничестве в области ветеринарии, сельского хозяйства, геологоразведки, добычи и переработки урановых руд и сопутствующих полезных ископаемых и др. [18].

о перспективах трехстороннего торгово-экономического сотрудничества. Приграничные регионы России, Монголии и Китая охватывают огромную территорию и представляют собой естественную составную часть постепенно складывающегося общего экономического пространства в Восточной Азии и АТР. На этом пространстве переплетаются национальные интересы многих развитых и разви-

вающихся стран, в том числе России, Монголии, Китая, а также США, Японии, Канады, Республики Корея, Евросоюза и др.

В настоящее время наряду с развитием традиционных и новых форм двустороннего и многостороннего сотрудничества постепенно складываются благоприятные условия для развития торгово-экономического сотрудничества между Россией, Монголией и Китаем на трехсторонней основе. К настоящему моменту все три страны нормализовали между собой политические, пограничные, экономические, культурные и гуманитарные отношения. Экономики всех трех стран находятся на подъеме, развиваются относительно быстрыми темпами. Каждая из трех стран располагает различными природными, человеческими, производственными, научно-техническими и другими ресурсами, совместное использование которых может быть взаимовыгодным, принести большой экономический эффект и ускорить социально-экономическое развитие наших стран. Уже сейчас общий объем взаимного товарооборота трех стран превысил 50 млрд долл. и продолжает расти быстрыми темпами. Все три страны разработали свои долгосрочные стратегии национального развития до 2015-2020гг. Руководители России, Монголии и Китая провозгласили свое стремление к дальнейшему развитию и укреплению двусторонних и многосторонних отношений на уровне стратегического партнерства. Все это создает благоприятную почву для дальнейшего развития и расширения торгово-экономического сотрудничества на трехсторонней основе.

Между тем, на наш взгляд, в настоящее время недостаточно используются эти и другие благоприятные возможности, которые появляются в ходе динамичных интеграционных процессов, происходящих в Восточной и Центральной Азии и АТР в целом.

В настоящее время действуют несколько трехсторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в области железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, современных коммуникаций, трехсторонний договор о сотрудничестве между АО «УБЖД», «ТрансТелеКом» (Россия) и «Чайна телеком» (Китай) и охране природы (Саяно-Алтайский биосферный заповедник, заповедник «Даурия») и др.

На протяжении почти 60 лет главную роль в транзитных перевозках грузов между Россией и Китаем через территорию Монголии играет Трансмонгольская магистраль — Улан-Баторская железная дорога. В настоящее время УБЖД входит в Транс-

Азиатскую железнодорожную сеть как составная часть коридора 1В (Екатеренбург — иркутск

— Улан-Батор-Пекин-Тяньзин) протяженностью 5 975 км. Этот коридор на 500-750 км короче по сравнению с другими коридорами [19]. В настоящее время УБЖд выполняет до 96 % грузооборота и 60-70 % пассажирооборота в Монголии [20]. В 2007 г. общий объем грузовых перевозок по УБЖд составил 15 млн т [21], из которых 30 % приходилось на транзитные грузы. Правительство нашей страны планирует в ближайшие три года довести объем грузоперевозок по УБЖд до 20 млн т. в год [22] и соответственно объем грузоперевозок в Монголии вырастет до 60 млн т [23]. В марте с. г. Президент ОАО «российские железные дороги» В. и. Якунин во время своего визита в Монголию провел переговоры с руководством страны и АО «УБЖд» о совместной разработке варианта модернизации УБЖд. Между ОАО «рЖд» и АО «УБЖд» было подписано соглашение о сотрудничестве, которое определяет перспективы развития УБЖд на ближайшие 60 лет [24]. В результате была создана и начала работу совместная рабочая группа. разработка и реализация совместной российско-монгольской программы модернизации УБЖд в несколько раз увеличит ее пропускную способность и создаст новые возможности для расширения и укрепления существующего железнодорожного коридора россия-Монголия-китай, а также Восточная Азия

— Европа. Недавно, во время визита премьер-министра Монголии с. Баяра в Москву, Правительство россии поддержало предложение Монголии о возобновлении трехсторонних переговоров по завершению разработки межправительственного соглашения о транзитных перевозках [25].

В начале текущего года делегация Министерства дорог, транспорта и туризма Монголии принимала участие во встрече министров транспорта государств Евразийского региона, на которой была достигнута принципиальная договоренность о создании Евроазиатской сухопутной транспортной сети с охватом 19 стран, в том числе и Монголии. Фонд развития ООН выделил на эти цели 43 млрд долл. [26].

со строительством автомобильной дороги Чойр-дзамын-Удэ (Монголия) будет завершено создание трансмонгольской автомагистрали кяхта (россия) — Алтанбулаг-Улаанбаатар-дзамын-Удэ (все-Монголии)-Эрээн (Эрлянь, кнр), которая свяжет россию, Монголию и китай и откроет новые возможности для развития торгово-экономических связей.

российские и китайские строительные компании принимают участие в реализации беспрецедентного в истории Монголии крупного проекта автодорожного строительства «дорога тысячелетия». Завершение строительства этой первой широтной автомагистрали с твердым покрытием протяженностью свыше 2 тыс км с ответвлениями до границ с россией и китаем позволит связать западные, центральные и восточные районы Монголии, создать новую широтную ось всей транспортной системы страны, а также существенно расширить и укрепить ее связи с автотранспортными сетями приграничных районов россии и китая и тем самым существенно улучшить транспортную составляющую двух- и трехстороннего взаимодействия [27].

создание зон свободной торговли на границах Монголии, в том числе ЗсТ «Алтанбулаг» на границе с россией и в дзамын-Удэ на границе с китаем, несомненно, станет новым мощным стимулом для дальнейшего развития не только двусторонней, но и трехсторонней, и многосторонней торговли. По сообщениям монгольской печати, недавно более 30 компаний из Монголии, россии, кнр, сША, Великобритании и республики корея подписали со службой Администратора сТЗ «Алтанбулаг» договоры об участии в инвестировании строительства ряда объектов зоны на общую сумму более 600 млн долл. [28].

Большой потенциал для развития трехстороннего сотрудничества заключен в межрегиональном и приграничном сотрудничестве. известно, что в настоящее время до 70 % всего российско-монгольского товарооборота приходится на долю межрегионального и приграничного сотрудничества [29], а также более 70 % всего монголо-китайского товарооборота приходится только на Автономный район Внутренняя Монголия [30]. В приграничных районах всех стран существует устойчивый взаимный интерес и стремление к дальнейшему развитию этого направления торгово-экономического взаимодействия. Об этом свидетельствуют, в частности, трехсторонние встречи бизнесменов и представителей администраций приграничных субъектов рФ, аймаков Монголии и провинций китая. Так, недавно, в январе 2008г. в г. Улангоме (Монголия) по инициативе администрации и торгово-промышленной палаты Убсанурского аймака Монголии и представительства республика Тыва (россия) в Монголии была организована деловая встреча 80 бизнесменов и представителей администрации Убсанурского и кобдоского аймаков Монголии, республика Тыва (россия) и Алтайского

района (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) [31]. На встрече основное внимание было уделено вопросам сотрудничества в области поставок техники и технологий по переработке сельскохозяйственного сырья, развития малого и среднего бизнеса, заготовок скота, поставок строительных материалов, монгольских юрт и войлока, обучения студентов, обмена специалистами, организации бизнес-туров и др. По итогам встречи были подписаны четыре соглашения и 11 протоколов [32].

Важную роль в развитии двустороннего и трехстороннего торгово-экономического сотрудничества между странами играют торгово-промышленные палаты России, Монголии и Китая, которые регулярно организуют встречи представителей деловых кругов, министерств, ведомств, местных органов власти, выставки-продажи, реализуют совместные проекты.

Туристические компании России, Монголии и Китая совместно с коллегами из Японии и Республики Корея сотрудничают в рамках создания в Северо-Восточной Азии нового международного туристического маршрута «Восточное кольцо» в течение ближайших 15 лет [33]. Недавно в Улан-Баторе была проведена выставка-презентация этого маршрута, в которой приняли участие представители более 100 туристических фирм из Монголии, России, Китая, Японии и Республики Корея [34].

В январе текущего года Президент Монголии Н. Энхбаяр во время встречи с Президентом Бурятии В. В. Наговицыным, находившимся в Монголии с рабочим визитом, выступил с предложением о сотрудничестве в создании торгово-транспортной сети вдоль новых автомобильных и железнодорожных маршрутов, связывающих Бурятию, Монголию и КНР [35].

Большие перспективы для масштабного развития двух-, трех- и многостороннего торгово-экономического сотрудничества России, Монголии и Китая кроются в координации совместных усилий трех стран в реализации отдельных взаимовыгодных проектов в рамках долгосрочных стратегических программ развития Сибири и Дальнего Востока (России), Монголии и приграничных провинций Китая до 2020 г.

литература

1. Островский А. В. Китайская модель перехода к рыночной экономике. М., ИДВ. 2007. С. 142, 143.

2. Отношения Монголии и России выходят на новый уровень. Интервью Премьер-министра Монголии С. Баяра накануне его официального визита в Россию в апреле 2008 г.

3. www. nso. mn/v1/files/Gjjendix. pdf; www. mit. gov. mn/modules. php?name=news&sid=38

4. www mit. gov. mn/modules. php?name=news&sid=38

5. www. mit. pmis. gov. mn/modules. php?name=news &|ffle=artide&sid-38

6.www. mongolia-web. com/content/view/1635/154/

7. www. mit. pmis. gov. mn/modules. php?name=news &|file=article&sid-38

8.www. mid. ru/ns-rasia. nf/1083b7937ae432569e7004 199c2/abc9cd00fafca

9. Российско-китайская торговля: проблемы и перспективы. ИТАР-ТАСС. 06.02.2008.

10. Российско-китайская торговля: проблемы и перспективы. ИТАР-ТАСС. 06.02.2008.

11. Лукин А. В. Китай: опасный сосед или выгодный партнер?/Рга et Centra. 2007. Ноябрь-декабрь.

12. Российско-китайская торговля: проблемы и перспективы. ИТАР-ТАСС. 06.02.2008.

13. www. kremlin. ru/appears/2008/05/201196/201220. shtml

14. Московская декларация. www. kremlin. ru 08.12.2006

15. www. kremlin. ru/appears/2008/05/16/1624

16. Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 20062010 гг. М., 2006

17. www. kremlin. ru/appears/2008/05/16/1624_type 63377_200831.shtml

18. www. mid. ru/brp_4.nsf/0/91D!TA8D3A BC22C0C325742B0042BA55

19. Эффективное антикризисное управление, спецвыпуск. 2006. №40, 41. С. 30-31.

20. www. montsame. mn/newsdetail/18.01.2008

21. www. bgtrk. ru/ru/mod. php?name=&go=dat&fid =22993

22. www. bgtrk. ru/ru/mod. php?name=&go=dat&fid =22993

23. Эффективное антикризисное управление, спецвыпуск. 2006. № 40, 41. С. 30-31.

24. Монгольская еженедельная газета «Унуудур» 01.03.2008.

25. www. mid. ru/brp_4.nsf/0/91D!TA8D3AB C22C0C325742B0042BA55

26. www montsame. mn/newsdetail/php?=133752

27.www. mongolia-web. com/content/view/1635/154

28.www. montsame. mn/index. php?option=com_ news&task=news_detail&tab=200803&ne=2355,

29. Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 20062010 гг. М., 2006.

30. Э. Наран Хятад-Монголын эдийн засгийн енеегийн байдал болон ирээдейн хегжлийн хандлага. // Олон улс судлал, 2007., № 2, с. 36.

31. www. montsame. mn/newsdetail/php?nid=125004

32. www. montsame. mn/newsdetail/php?nid=131359

33. www. montsame. mn/newsdetail/php?nid=127480

34. www montsame. mn/newsdetail/php?nid=127480

35. www. montsame. mn/newsdetail/php?nid=131366

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.