Грайворонский В. В.*
КИТАЙСКИЙ МЕГА-ПРОЕКТ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»: МЕСТО И РОЛЬ МОНГОЛИИ
V. Graivoronsky**
CHINESE MEGA-PROJECT "THE ECONOMIC BELT OF THE SILK ROAD": THE PLACE AND ROLE OF MONGOLIA
Аннотация: Дана краткая общая характеристика китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», его связь с древним Великим шелковым путем, цель, масштабы, направления нового проекта, монголо-китайские отношения, монгольская инициатива «Степной путь», интересы и формы участия Монголии в проекте ЭПШП, Экономический коридор Россия-Монголия-Китай.
Ключевые слова: Китай, Монголия, Россия, Экономический пояс Шелкового пути, монголо-китайские отношения, монгольская инициатива «Степной путь», Экономический коридор Россия-Монголия-Китай.
Abstract: A brief general description of the Chinese initiative "The Economic Belt of the Silk Road" (EBSR), its connection with the old Silk Road's history, the objective, directions, scale of the new project, Mongol-Chinese relations, the Mongolian initiative of «The Steppe Way», interests and forms of Mongolia's participation in the project EBSR, Economic corridor Russia-Mongolia-China.
Key words: China, Mongolia, Russia, Economic Belt of the Silk Road, MongolChinese relations, mongolian initiative of «The Steppe way», Economic corridor Russia-Mongolia-China.
Научная и практическая актуальность темы обусловлена, прежде всего, потребностями дальнейшего глубокого, всестороннего изучения, теоретического осмысления и практического использования уже накопленного опыта разработки и реализации этого нового китайского мега-проекта «Пояс и путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской путь), выдвинутого председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г.
Новая, глобальная инициатива Китая направлена на использование уже имеющегося исторического опыта по созданию и функционированию Великого шелкового пути в прошлом в новых исторических условиях.
* Грайворонский Владимир Викторович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела Кореи и Монголии Института востоковедения Российской Академии наук, e-mail: graiv2000@mail.ru; graivoronsky.v@gmail.com
** Graivoronsky Vladimir Viktorovich - Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher of the Department of Korea and Mongolia of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, e-mail: graiv2000@mail.ru; graivoronsky.v@gmail.com
Великий шелковый путь существовал с II в. до н. э. до XVI в. Следует отметить, что большую роль в функционировании Великого шелкового пути в разные периоды истории, особенно во время Великой Монгольской империи в ХШ-ХШ вв., сыграли тюркские и монгольские народы, через территорию которых проходили караванные пути. Они обеспечивали торговые караваны рабочей и тягловой силой, караванщиками, проводниками, лошадьми, верблюдами для транспортировки шелка, чая, специй и других товаров из Китая в страны Центральной и Западной Азии и Средиземноморья.
Современный Китай, опираясь на свою растущую экономическую, политическую и военную мощь, стремится использовать этот успешный опыт в новых исторических условиях первой четверти XXI в. с помощью достижений современной науки и техники, прежде всего, современных средств коммуникации и логистики, для достижения своих национальных, экономических и политических интересов. К настоящему времени в этот мега-проект в той или иной степени уже вовлечены десятки стран, миллионы людей, сотни правительственных, международных организаций, бизнес-сообществ.
С течением времени этот мега-проект развивается, расширяется за счет новых стран-участниц Азии, Европы и Африки, новых идей, инициатив и проектов. Предпринимаются попытки совместить этот китайский мега-проект с другими масштабными международными и региональными проектами и объединениями, в том числе ШОС, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), АСЕАН, Большое евразийское партнерство [2,9,11].
Следует также учитывать, что сам по себе мега-проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) представляет лишь только одну часть еще более грандиозной китайской инициативы «Пояс и путь», которая охватывает совокупность всех имеющихся и будущих сухопутных и морских транспортно-логистических и экономических коридоров для расширения экономической экспансии Китая.
В статье предпринята попытка ответить на следующие вопросы, связанные с участием и ролью современной Монголии в этом мега-проекте ЭПШП: В чем главный смысл новой китайской инициативы ЭПШП? Какова политика Китая в отношении Монголии вообще, в том числе в отношении ее участия в этом проекте? Какова позиция Монголии в отношении участия в этом китайском проекте? Насколько выгодно для Монголии ее участие в этом проекте? В какой степени оно соответствует ее коренным национальным интересам? В каких формах Монголия участвует в этом проекте? В чем смысл монгольской инициативы «Степной путь»? Что такое трехсторонний проект «Экономический коридор Россия-Монголия-Китай» и в чем его экономическое и политическое значение?
Китайский мега-проект «экономический пояс шелкового пути»: место и роль Монголии
Экономический пояс Шелкового пути в контексте монголо-китайских отношений
Вопрос об участии Монголии в этом китайском мега-проекте следует рассматривать в общем контексте многовековой истории и современных взаимоотношений между Монголией и Китаем, а также отношений в «треугольнике» Россия-Монголия-Китай.
Монголия - ближайший сосед Китая. Более того, с середины XVII в. до 1911 г. Монголия находилась в составе Цинской империи. Она всегда входила и по-прежнему входит в сферу геополитических, стратегических, экономических интересов и планов Китая, включая и инициативу «Пояс и путь» и мега-проект «Экономический пояс Шелкового пути».
В настоящее время официальные отношения между Монголией и КНР характеризуются как вполне дружественные, добрососедские. Более того, с 2013 г. по взаимной договоренности они были подняты до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства [8,18]. Современные руководители КНР в своих официальных заявлениях, как правило, неизменно подчеркивают, что Китай в отношении Монголии искренне стремится установить и поддерживать всесторонние, дружественные, максимально доверительные, политические, торгово-экономические, культурные, гуманитарные отношения, готов и дальше продолжать оказывать всестороннюю помощь, включая экономическую, техническую, материальную, подготовку национальных кадров и др.
В августе 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Монголию. Он выступил в Великом государственном хурале Монголии (парламенте) с большой, программной речью о состоянии и перспективах развития равноправных, взаимовыгодных китайско-монгольских отношений. Си Цзиньпин образно пригласил монголов занять свое достойное место в китайском поезде совместного развития, в том числе принять активное участие в реализации китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». В частности, он отметил: «Китай готов к сотрудничеству с Монголией в рамках проекта «Экономический пояс Великого Шелкового пути», позитивно и открыто относится к инициативе Монголии «Степной путь» [8,18]. Тем самым, лидер Китая Си Цзиньпин официально поддержал монгольскую инициативу, которая соответствует концепции нового Шелкового пути.
В апреле 2015 г. министр иностранных дел Китая Ван И во время встречи с министром иностранных дел Монголии Л. Пурэвсурэном, в частности, подчеркнул: «Создание трехстороннего экономического коридора является одним из ключевых пунктов инициативы Китая «Экономический пояс Шелкового пути». К тому же реализация этой концепции перекликается с инфраструктурным проектом «Степной путь» монгольской стороны и российской стратегией создания Евроазийского транспортного коридора. Мы
надеемся, что взаимодействие Китая, России и Монголии позволит реализовать проект трехстороннего транспортного коридора. Прокладка нового пути, который свяжет три государства, откроет новый канал сотрудничества. Он пересечет европейский и азиатский континенты и создаст новую платформу для совместного развития» [6].
Китайский аналитик Сун Хуэйчжан, специализирующийся на изучении китайско-монгольско-российских отношениях, также отметил, что «Россия, Монголия и Казахстан имеют особое значение для северного маршрута «Шелкового пути». В данном случае под северным маршрутом нового Шелкового пути имеется в виду маршрут, который проходит из Китая в Россию и далее в Европу через территорию Монголии и рассматривается как один из коридоров ЭПШП.
Во время официального визита премьер-министра Монголии Ж. Эрдэнэ-бата по приглашению премьер-министра КНР Ли Кэцяна в мае 2017 г. был подписан 21 документ, в том числе Памятная записка о взаимопонимании между правительствами КНР и Монголии о сопряжении китайской инициативы «Пояс и путь» и монгольской инициативы «Путь развития» [17]. Обращает на себя внимание, что в ходе монголо-китайских переговоров первичное официальное название монгольской инициативы «Степной путь» было изменено на «Путь развития» и под таким названием она упоминается в официальных двухсторонних и трехсторонних документах. В настоящее время ведется совместная работа по реализации этого соглашения [20].
Вместе с тем, следует также иметь в виду, что в арсенале внешней политики современного Китая по отношению к Монголии имеются не только «пряники», инструменты «мягкой силы», но также и инструменты жесткой силы. Практика современных двусторонних китайско-монгольских отношений показывает, что руководство КНР для достижения своих стратегических и геополитических целей в Монголии предпочитает использовать прежде всего «мягкую силу», включая официальное признание суверенного, независимого государства Монголия, уважение исторического выбора монгольского народа, традиционной дружбы, добрососедства, регулярный обмен визитами на высшем и высоком уровне, заключение межправительственных соглашений о всестороннем сотрудничестве и стратегическом партнерстве, оказание всесторонней помощи, предоставление льготных кредитов, поощрение китайских инвестиций в экономику Монголии, создание совместных предприятий, подготовка национальных кадров и др.
В то же время в современном Китае имеются силы, которые по-прежнему считают Монголию «утраченной территорией Китая» по вине России [3]. В ходе многовекового непосредственного общения с китайцами, монголы издавна и однозначно идентифицируют себя как отдельный, самостоятельный народ, этнос, не признают себя национальным меньшинством единой китайской нации, стремятся сохранить свою национальную идентичность и государственную независимость. В тех случаях, когда Монголия
Китайский меra-пиоект «<эко«омиче(ский пояс шелкового пути»: место и роль Мо«гoличl
в своей внешней политике выходит за определенные «красные линии», установленные Китаем, он прибегает к жестким методам, включая политические и экономические санкции. Такой временный кризис в монголо-китайских отношениях произошел совсем недавно, в конце 2016 г. [19]. Несмотря на неоднократные и настойчивые предупреждения руководства Китая о нежелательности посещения Монголии Далай-ламой XIV, в октябре 2017 г. духовный наставник всех буддистов мира, Далай-лама XIV посетил Монголию исключительно с религиозной целью - встретиться со своими приверженцами-буддистами Монголии. При этом монгольская сторона неоднократно информировала руководство КНР о том, что приезд Далай-ламы - это не государственный, а сугубо религиозный визит. Визит Далай ламы XIV прошел с большим успехом. Многие тысячи монгольских буддистов пришли на встречу со своим наставником, главой буддистов всего мира.
В то же время этот визит стал основной причиной временного острого кризиса в китайско-монгольских отношениях, который сопровождался политическими и экономическими санкциями со стороны Китая. Кризис вскоре был урегулирован и закончился тем, что министр иностранных дел Монголии Ц. Мунх-Очир был вынужден выразить сожаление в связи с недопониманием и ухудшением монголо-китайских отношений и дать обещание, что правительство Монголии не будет приглашать Далай-ламу во время своих полномочий [7,10].
Инцидент, связанный с этим визитом, оставил глубокий след в сердцах всех монголов, независимо от их вероисповедания. Однако в целом не повлиял на мнения руководства и общественности Монголии в отношении к китайскому проекту создания ЭПШП.
Как руководители, специалисты и общественность Монголии относится
и и и г» /—1
к этой китайской инициативе? Следует отметить, что руководители, независимо от их партийной принадлежности, политики, политологи, экономисты, эксперты-международники Монголии единодушно и с большим энтузиазмом встретили эту китайскую инициативу и поддерживают участие Монголии в этом мега-проекте. Недавно министр иностранных дел Монголии Д. Цогтбаатар, выступая (13.03.2018) на первой международной конференции «Группы поддержки Шелкового пути», состоявшейся в марте с. г. в г. Баку, вполне уместно напомнил: «Еще со времени открытия Шелкового пути Монгольская возвышенность была главным каналом поставки караванов лошадей и верблюдов - основного транспортного средства для перевозки грузов и товаров ... В XIII-XIV вв. Шелковый путь достиг пика своего развития, что было связано с тем, что Великая Монгольская империя взяла этот путь под свою защиту» [14]. Касаясь вопроса об отношении современной Монголии к китайской инициативе создания Экономического пояса Шелкового пути, министр Д. Цогтбаатар, в частности, заявил: «Инициатива «Пояс и путь» предоставляет более благоприятные экономические возможности для снижения в определенной степени осложнений и трудностей, вызванных географическим положением Монголии, которая
не имеет выхода к морю, поэтому мы встретили эту инициативу с одобрением... Инициатива «Пояс и путь» возвращает нам утраченные в прошлом возможности. Мы будем прилагать усилия для эффективного использования преимуществ расширяющейся торговли для ускорения развития своей страны» [14].
Монголия не имеет выхода к морю, имеет слаборазвитую транспортную инфраструктуру для экспорта своей продукции, особенно горнодобывающей промышленности, которая в начале XXI в. стала основной отраслью экономики страны. Более того, в настоящее время Китай является основным торговым партнером и самым крупным иностранным инвестором Монголии. По данным официальной монгольской статистики, в 2017 г. 87,8% всего экспорта и 41,8% импорта Монголии приходилось на долю КНР [15]. Китай служит основным рынком сбыта многих экспортных товаров Монголии - угля, медного, молибденового и железного концентратов, животноводческой продукции и др. Поэтому монголы рассчитывают, что реализация китайского мега-проекта ЭПШП откроет перед Монголией новые возможности для выхода не только на рынок Китая, но и на рынки третьих стран (Япония, Южная Корея, США, Индия и др.).
Политика Монголии в отношении Китая состоит в том, чтобы, с одной стороны, поддерживать и развивать дружественные, равноправные, взаимовыгодные отношения, торгово-экономическое и всестороннее сотрудничество, привлекать китайские инвестиции, получать помощь в виде льготных кредитов и грантов, а, с другой стороны, проявлять осторожность в отношени получения разнообразных льготных кредитов, которые рано или поздно придется возвращать, отдавать приоритет прямым инвестициям, избегать попадания в чрезмерную, одностороннюю, экономическую зависимость, которая с течением времени может перерасти в политическую зависимость и, в конечном счете, к утрате национального суверенитета и независимости.
Монгольская инициатива «Степной путь» («Путь развития»)
В связи с китайской инициативой возрождения Великого Шелкового пути на новой экономической, политической и технологической основе («Экономический пояс Шелкового пути и путь»), следует несколько более подробно остановиться на монгольской инициативе «Степной путь». Дело в том, что вскоре после того, как Си Цзиньпин выступил с инициативой создания «Экономического пояса Шелкового пути», президент Монголии Ц. Элбэгдорж выступил с инициативой «Степной путь» (монг. «Талын зам»).
Монгольская инициатива «Степной путь» появилась сравнительно недавно, в начале 2014 г., еще до начала российско-китайских переговоров о сопряжении российского проекта создания Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».
Китайский мега-проект «экономический пояс шелкового пути»: место и роль Монголии!
Президент Монголии Ц. Элбэгдорж впервые ознакомил президента России В. В. Путина с содержанием монгольской инициативы «Степной путь» 3 сентября 2014 г., во время рабочего визита российского лидера в Монголию для участия в мероприятиях, посвященных 75-й годовщине победы советско-монгольских войск в войне на р. Халхин-Голе в 1939 г. При этом монгольский президент сделал акцент на таких преимуществах возможной прокладки газопровода из России в Китай через территорию Монголии, как безопасность, краткость пути и степные условия строительства [4].
Первоначально инициатива «Степной путь» представляла собой не законченную, всесторонне проработанную, экономически обоснованную программу, а, скорей всего, набор идей, предложений и некоторых разработок.
Главный замысел монгольской инициативы «Степной путь» состоит в том, чтобы путем активного участия Монголии в широкомасштабном сотрудничестве между Россией и Китаем создать в стране современную транспортную, энергетическую и другую инфраструктуру, способную обеспечить транзитные перевозки грузов из России и Европы в Китай и другие страны Восточной Азии и АТР и в обратном направлении через территорию Монголии. Иными словами, в несколько раз увеличить объем транзитных перевозок и соответственно валютных доходов. Так, существуют планы модернизации УБЖД и увеличения ее пропускной способности с нынешних 22,7 млн т (2017) сначала до 50 млн т, а затем до 100 млн т грузов в год [21].
Для этого Монголия предлагает создать на своей территории транспортную и энергетическую инфраструктуру, состоящую из 5 видов транзитных маршрутов: железные и автомобильные дороги, газопровод, нефтепровод и линия электропередач (ЛЭП) [12]. Из этой инициативы видно, что в нее одновременно включены как уже реально существующие и действующие предприятия и объекты (УБЖД, автомобильная дорога Алтанбулаг-Улан-Батор-Замын-Уд), так и гипотетические, потенциальные (газопровод, нефтепровод, ЛЭП), решения о строительстве которых на высшем уровне еще не приняты. Более того, решение о прокладке нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с отводом ответвления из России в Китай в обход Монголии было принято уже давно, задолго до появления китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и монгольской инициативы «Степной путь» и строительство этого нефтепровода идет полным ходом. Было также принято решение о прокладке газопровода Россия-Китай через западный участок российско-китайской границы в обход Монголии. Несмотря на это, по просьбе монгольской стороны, эти ее предложения были включены в число инвестиционных проектов, вошедших в Программу создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия, которая была подписана лидерами трех стран на их третьей встрече в Ташкенте в июне 2016 г.[13]. По сообщениям монгольских СМИ, общий объем инвестиций необходимых для реализации монгольской инициативы «Степной путь» приблизительно оценивается в 50 млрд долл. США [12].
Экономический коридор Россия-Монголия-Китай
В мае 2014 г. президент Монголии Ц. Элбэгдорж выступил с инициативой организации отдельной, специальной встречи лидеров Монголии, России и Китая стран для обсуждения назревших вопросов взаимодействия в рамках «треугольника». Эта инициатива получила понимание и одобрение, как со стороны президента России В.В. Путина, так и председателя КНР Си Цзиньпина. Она была реализована в ходе не одной, а трех встреч лидеров этих государств, которые последовательно состоялись в Душанбе (2014), Уфе (2015) и Ташкенте (2016).
Предложения монгольской стороны были приняты и учтены при разработке Программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай, которая была подписана лидерами этих государств в Ташкенте в июне 2016 г. [5,13].
В программе определены основные направления трехстороннего взаимодействия: транспортная инфраструктура, таможенное и карантинное администрирование, промышленность и инвестиции, защита окружающей среды, гуманитарные обмены и сотрудничество, приграничное и межрегиональное сотрудничество.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время Монголия не только поддерживает китайский мега-проект «Экономический пояс Шелкового пути», но и активно участвует в его разработке и реализации, в том числе программы создания Экономического коридора Россия-Монголия-Китай. Это участие происходит в следующих формах:
1. Монголия предложила свою собственную инициативу «Степной путь» («Путь развития»), которая учитывает стратегические интересы Монголии, России и Китая и получила одобрение и поддержку со стороны лидеров России и Китая.
2. Представители и специалисты Монголии активно участвуют в разработке и реализации программы сопряжения трех крупных национальных проектов: российского - «Евразийский экономический союз», китайского - «Экономический пояс Шелкового пути» и монгольской инициативы «Путь развития», в том числе Программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай;
3. В рамках Программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай Монголия выступила с инициативой создания трехстороннего Центра инвестиционного проектирования в Улан-Баторе, разработала и передала свои предложения российской и китайской сторонам;
Китайский мега-проект «экономический пояс шелкового пути»: место и роль Монголии
4. Монголия активно участвует в модернизации УБЖД, которая выбрана в качестве как центрального железнодорожного коридора Улан-Удэ - Наушки (Россия) - Сухэ-Батор - Улан-Батор - Замын-Уд (Монголия) - Эрлянь - Пекин - Шанхай - Тяньцзин (КНР), а также новой железнодорожной линии Эрдэнэт - Овот- Арцсуурь (Монголия) - Кызыл (Россия, Тыва).
5. Монголия является одним из учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций [1].
По нашему мнению, с точки зрения национальных интересов Монголии участие в создании экономического коридора Россия-Монголия-Китай имеет исключительно важное, экономическое и политическое значение событие. Своевременное подключение Монголии к интенсивному диалогу и сотрудничеству на трехсторонней основе открывает перед страной новые возможности для участия в российско-монгольско-китайском стратегическом партнерстве, расширения торгово-экономического сотрудничества, создания современной транспортно-логистической системы, получения в перспективе нового источника доходов и валютных средств, что будет способствовать преодолению кризисных явлений в экономике, ускорению социально-экономического развития страны и повышению уровня жизни монгольского народа.
На данном этапе разработка и реализация трехсторонней программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай» полностью соответствует коренным национальным интересам России, Монголии и Китая, успешное ее выполнение принесет всем трем государствам и народам большие геополитические, стратегические, политические, экономические, культурные и гуманитарные дивиденды.
Литература / References
1. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). http://ria.ru/ spravka/20160116/1360198282.html (дата обращения 26.03.2018)
2. Выступление президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Санкт-Петербургского международного экономического форума 17.07.2017. //URL.: http:// www.kremlin /.ru/events/president/news/52178 (дата обращения 26.03.2018)
3. Галенович Ю. М. «Исторический счет» к России и к СССР // История Китайской Народной Республики. М.: Восточная книга. 2014. С. 43, 84-85
4. Заявления президента РФ В.В. Путина и президента Монголии Ц. Элбэгдоржа для прессы по итогам российско-монгольских переговоров. // www.kremlin.ru. 3 сентября 2014 г. (дата обращения 26.03.2018)
5. Китай - Монголия - Россия утвердили программу создания экономического коридора. http://economy.gov.ru/minec/press/news /201606240(дата обращения 26.03.2018)
6. Китай надеется на скорейшее создание транспортного коридора с Россией и Монголией. Об этом заявил министр иностранных дел КНР Ван И. http://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/1873573 (дата обращения 02.04.2018)
7. Монголия сегодня, 23.12.2016
8. Монголия сегодня. 25.08.2014
9. Петровский В.Е. На пути к Большому евразийскому партнерству: вызовы и возможности. / / http: //viperson.ru/articles/na-puti-k-bolshomu-evraziyskomu-partnerstvu-vyzovy-i-vozmozhnosti 27.06.2017 (дата обращения 26.03.2018)
10. Принятие Монголией Далай-ламы с визитом негативно отразилось на китайско-монгольских отношениях // https://e.mail.ru/attachment/ 14827157320000000009/0;1; Монголия сегодня. 23.12.2016 (дата обращения 25.12.2016)
11. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад № 33/ 2017/ [С.Г. Лузя-нин (рук) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл.ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017. С. 59-61 и др.
12. «Степной путь» соединит Монголию с Китаем и Россией. http://www. moscowmongols.com/2015/06/11/stepnoj-put-soedinit-mongoliyu-s-kitaem-i-rossiej.html (дата обращения 26.03.2018)
13. Экономический коридор «Россия-Китай-Монголия» открыт. // http://www. infpol.ru/news/asia/116370-ekonomicheskiy-koridor-rossiya-kitay-mongoliya-otkryt-/ (дата обращения 26.03.2018)
14. <^с ба Зам» санаачилга бидэнд алдсан боломжуудыг эргуулэн олгож байна гэв («Инициатива «Пояс и путь» возвращает нам утраченные возможности») // http://montsame.mn/read/83810 (26.03.2018)
15. Гадаад худалдаа (Внешняя торговля). http://1212.mn/stat.aspx? LIST_ID = 976_ L14 (16.03.2018)
16. Монгол улс енеедер. Монголия сегодня. 09.02.2017 // https://e.mail.ru/attach ment/14873603080000000227/0;1(22.03.2018)
17. Монгол улсын еренхий сайд Ж. Эрдэнэбат, БНХУ-ын терийн зевлелийн ерен-хий сайд Ли Кечян нар албан ёсны хэлэлцээ хийв (Премьер-министр Монголии Ж. Эрдэнэбат и премьер-министр Государственного совета КНР Ли Кэцян провели переговоры) // //http://www.mfa.gov.mn/?p=40620 (12.05.2017)
18. Монгол Улсын Их Хурлын ХYндэтгэлийн хуралдаанд БНХАУ-ын дарга Си Зинь-пиний хэлсэн Yг [Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на заседании Великого государственного хурала Монголии] http://www.parliament.mn/ news/open/categories/30/pages/ 15387(22.03.2018)
Китайский мега-пиoект «экo«oмичеcкий пояс шелкового пути»: место и роль Монголии!
19. Ц. Менх-Оргил: БНХАУ-ын тал айлчлалуудыг цуцалснаа ечигдер мэдэгдсэн (Ц. Мунх-Оргил: КНР вчера заявила об аннулировании визитов). тоШ^ате.тп/дотоод-мэдээ/цменх-оргил-бнхау-ын-тал-айлчлалуудыг-цуцал-снаа-ечигдер-мэдэгдсэн (24.11. 2016)
20. Шин Хаймин: Хятад, Монголын стратегийн иж бурэн туншлэл херш орнуудад жишиг болно (Шин Хаймин: Китайско-Монгольское всестороннее стратегическое партнерство станет примером для соседних стран]) //Ьир://тоШ:$ате. тп/геаё/84509 (22.03.2018)
21. Монгол улсын засгийн газар (Правительство Монголии) http://zasag.rnn/ news/view/6725#sthash.yXbej41Y.dpuf (19.08.2014)