Научная статья на тему 'Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества'

Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
867
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / МОНГОЛИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ / MONGOLIA / RUSSIA / GEOPOLITICS / EAST ASIA / FOREIGN POLICY / FOREIGN POLICY OF MONGOLIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базаров Виктор Борисович

Находясь в фарватере СССР, Монголия развивалась в русле советской внешнеполитической стратегии, опираясь на интернациональную помощь Советского Союза и других социалистических стран. Следствием этой стратегии стало сужение спектра возможностей для Монголии проводить самостоятельную, независимую внешнюю политику. Распад СССР ознаменовал начало нового витка в истории Монголии, который разрушительным образом воздействовал на экономику Монголии, характеризовался разрывом экономических связей, ослаблением политического диалога. Образовавшийся вакуум восполнялся за счет стран Запада и азиатских держав. Во второй половине 1990-х гг. руководство России пришло к осознанию необходимости новой, более продуманной политики по отношению к Монголии. В нулевых годах усиление политического диалога, решение вопросов «большого долга», введение безвизового режима позволили России и Монголии увеличить интенсивность социально-экономических и внешнеполитических связей в новом демократическом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian-Mongolian relations in the post-Soviet period: deepening of cooperation

The article is devoted to the history of Mongolian-Russian relations in the post-Soviet period. Being in the wake of the Soviet Union, Mongolia copied the Soviet foreign policy strategy, based on the international aid of the USSR and other socialist countries. Because of this strategy, Mongolia narrowed the possibility of holding an independent foreign policy. The fall of the Soviet Union marked the beginning of a new round in the history of Mongolia. Democratic period for Russia and Mongolia was characterized by rupture of economic ties, the weakening of the political dialogue. By the second half of the 1990s, the Russian government has come to realization of a new, more thought-out policy towards Mongolia. A number of important meetings at the highest level prepared a new cooperation platform. In the 2000s, the strengthening of political dialogue, solution of the problem of «a great debt», visa-free regime between Russia and Mongolia had an effect to increase the intensity of the socio-economic and political relations in the new democratic format.

Текст научной работы на тему «Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества»

УДК 94(517)

БАЗАРОВ Виктор Борисович — к.и.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; Ьа1аюу_ [email protected])

российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества

Аннотация. Находясь в фарватере СССР, Монголия развивалась в русле советской внешнеполитической стратегии, опираясь на интернациональную помощь Советского Союза и других социалистических стран. Следствием этой стратегии стало сужение спектра возможностей для Монголии проводить самостоятельную, независимую внешнюю политику.

Распад СССР ознаменовал начало нового витка в истории Монголии, который разрушительным образом воздействовал на экономику Монголии, характеризовался разрывом экономических связей, ослаблением политического диалога. Образовавшийся вакуум восполнялся за счет стран Запада и азиатских держав. Во второй половине 1990-х гг. руководство России пришло к осознанию необходимости новой, более продуманной политики по отношению к Монголии. В нулевых годах усиление политического диалога, решение вопросов «большого долга», введение безвизового режима позволили России и Монголии увеличить интенсивность социально-экономических и внешнеполитических связей в новом демократическом формате. Ключевые слова: Россия, Монголия, геополитика, Восточная Азия, внешняя политика Монголии.

После распада Советского Союза Монголия начала проводить собственную независимую внешнюю политику. В феврале 1991 г. премьер-министры России и Монголии И. Силаев и Д. Бямбасурэн подписали Декларацию о дружбе и добрососедском сотрудничестве между странами, заключили межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве [История Монголии... 2007: 376]. новая Россия существенно ослабила внимание к Монголии. Обе страны концентрировались на собственных внутренних проблемах, кризисном состоянии своих экономик. Кроме того, ориентация России на страны Запада привела к разрыву наработанных, испытанных и проверенных временем связей с Монголией в политической, культурной, идеологической сферах. Резко сократились связи с бывшими советскими республиками (Казахстан, Киргизия) и российскими автономиями (республики бурятия, Алтай, Тыва и др.). За короткий срок была разрушена вся система международных кооперативных связей Монголии в экономике, науке и технике, культуре. В результате было выведено из строя энергетическое хозяйство, закрылись десятки промышленных предприятий, начались перебои с транспортом. Страна испытывала острый дефицит продовольствия, товаров повседневного спроса, на потребление которых государство было вынуждено ввести нормированное ограничение. Образовавшийся вакуум, связанный с дефицитом дружественных отношений, стал восполняться за счет стран Запада и азиатских держав, особенно Китая, Японии и Южной Кореи.

но во второй половине 1990-х гг. руководство России пришло к осознанию необходимости новой, более продуманной политики по отношению к странам Восточной и Центральной Азии, в т.ч. к Монголии. началом поворота внешнеполитического курса России в сторону Монголии стало подписание в феврале 1993 г. президентами России и Монголии б. Ельциным и П. Очирбатом договора о дружественных отношениях и сотрудничестве сроком на 20 лет. Согласно договору партнеры рассматривали друг друга как дружественные государства,

которые строят отношения на принципах уважения суверенитета и независимости, равенства, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, добрососедства, партнерства и сотрудничества1. На протяжении второй половины 1990-х гг. на фоне общего ослабления позиций Российского государства состоялись важные встречи на высшем уровне.

К концу 90-х гг. монголо-российские отношения более эффективно развивались в области политики и дипломатии. Что касается экономического, торгового и научно-технического сотрудничества, имеющего огромные резервы, то оно не отличалось высокими темпами. Кроме того, оставались нерешенными вопросы о внешней задолженности Монголии перед Россией, высоких тарифах на железнодорожные перевозки товаров по российской территории, высоких российских пошлинах, отсутствии договоренностей о взаимных безвизовых поездках и др. Тем не менее сотрудничество приобрело новое качество - его участники стали равноправными политическими партнерами. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество стало осуществляться на здоровых принципах взаимной выгоды. Таким образом, в течение 90-х гг. была наработана солидная база для нового, более высокого уровня отношений.

28 июня 2000 г. президент России В.В. Путин утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, правовую базу которой составляют Конституция РФ, федеральные законы и другие правовые акты. В Концепции подчеркивается: «Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений»2. Концептуальные основы внешней политики Монголии и России в своих главных чертах совпадали, что создало новые благоприятные возможности для развития политического, экономического и других форм сотрудничества. Этот курс подтвердило пришедшее к власти в июне 2000 г. правительство Н. Энхбаяра, представлявшее победившую на парламентских выборах МнРП и сохранившее преемственность внешней политики государства.

13-14 ноября 2000 г. президент РФ В.В. Путин совершил официальный визит в Монголию по приглашению президента Н. Багабанди. Руководители двух государств провели обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и по представляющим взаимный интерес международным проблемам. Состоявшиеся в Улан-Баторе встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Монголии стали важным этапом в развитии традиционно дружественных отношений между двумя странами. По результатам встречи была принята Улан-баторская декларация, которая подтвердила приверженность основным положениям Договора от 20 января 1993 г.

После перехода России и Монголии на новую модель взаимоотношений вопрос об урегулировании задолженности Монголии по ранее предоставленным ей СССР государственным кредитам обострился. Монгольский долг России составил около 10 млрд переводных рублей. К 2002 г. проценты по монгольскому долгу составили еще 1 млрд долл. Переговоры по данной проблеме между полномочными представительствами двух стран официально начались еще в 1988 г. В 2005 г. по результатам переговоров российская сторона списала Монголии 98% ее

1 Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией. - Посольство Российской Федерации в Монголии. Официальный сайт. 20 января 1993 г. Доступ: http://www.mongolia.mid.ru/90years_1.html (проверено 19.04.2016).

2 Концепция внешней политики Российской Федерации. - Совет безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. 28 июня 2000 г. Доступ: http://www.scrf.gov.ru/documents/25.html (проверено 19.04.2016).

задолженности, а монгольская сторона выплатила 250 млн долл. В своем послании президенту Монголии Н. Багабанди президент России В.В. Путин отметил, что решение этой проблемы «открывает широкие горизонты для дальнейшего развития всего комплекса отношений между нашими странами, включая инвестиционную сферу» [История Монголии... 2007: 385].

Важным этапом укрепления сотрудничества между Монголией и Россией стал визит секретаря Совета безопасности РФ В.Б. Рушайло в марте 2004 г., итогом которого стало подписание в Улан-Баторе межправительственного соглашения об оказании Монгольскому государству военно-технической помощи на безвозмездной основе.

По приглашению президента РФ В.В. Путина президент Монголии Н. Энхбаяр 4-9 декабря 2006 г. посетил Российскую Федерацию с официальным визитом1. 8 декабря 2006 г. в рамках встречи была принята Московская декларация.

Заметно активизировался российско-монгольский политический диалог, причем взаимные встречи стали особенно интенсивными с 2007 г. В рамках диалога по сотрудничеству в Азии 4 июня 2007 г. состоялась беседа министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова и министра иностранных дел Монголии Н. Энхболда. 16 августа 2007 г. в рамках саммита ШОС в Бишкеке состоялась встреча президента РФ В.В. Путина и президента Монголии Н. Энхбаяра. В июне 2007 г. руководитель администрации президента РФ С.С. Собянин посетил Улан-Батор с рабочим визитом, в ходе которого был подписан протокол о сотрудничестве между президентскими администрациями двух стран. 2-5 октября 2007 г. в России с официальным визитом побывал министр иностранных дел Монголии Н. Энхболд. 7-10 октября 2007 г. состоялся визит в Российскую Федерацию секретаря Совета национальной безопасности Монголии П. Сундэва, по итогам которого был подписан план сотрудничества между Советом безопасности РФ и Советом национальной безопасности Монголии на 2008-2009 гг. В октябре 2007 г., а затем в январе 2008 г. состоялись визиты в Российскую Федерацию начальника Генерального штаба Вооруженных сил Монголии Ц. Того.

15-16 мая 2008 г. осуществлен рабочий визит в Москву президента Монголии Н. Энхбаяра. Он был принят президентом РФ. Д.А. Медведев вручил Н. Энхбаяру медаль Пушкина, которой он был награжден указом Президента РФ № 1440 от 31 октября 2007 г. «за большой вклад в распространение, изучение русского языка, сохранение культурного наследия, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей». Глава монгольского государства имел встречу с председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ С.М. Мироновым, а также посетил Литературный институт им. А.М. Горького, который он окончил в 1980 г. Н.Энхбаяру был вручен диплом почетного доктора Литинститута и предоставлена возможность выступить с продолжительной лекцией перед преподавателями и студентами этого вуза.

С 25 по 26 августа 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев находился с двухдневным государственным визитом в Монголии по приглашению главы монгольского государства Цахиагийна Элбэгдоржа2.

Монголо-российский саммит в Улан-Баторе был приурочен к 70-летнему юбилею победы советских и монгольских воинов на Халхин-Голе. Одним из важных вопросов, затронутых на переговорах, был вопрос о масштабной модернизации

1 Президент Монголии Н. Энхбаяр посетил с официальным визитом Российскую Федерацию. - Президент РФ. Официальный сайт. 08 декабря 2006 г. Доступ: http://www.kremlin.ru/ mterdocs/2006/12/08/1726_type72067_115119.shtmГ?type=72067 (проверено 10.08.2014).

2 Президент Российской Федерации Д.А. Медведев находился с двухдневным государственным визитом в Монголии. — Посольство Российской Федерации в Монголии. Официальный сайт. 26 августа 2009 г. Доступ: http://www.mongolia.mid.ru/press_66.html (проверено 10.08.2014).

84

ВлАсть

2016'06

АО «УБЖД», КОО «Предприятие Эрдэнэт» и российско-монгольского объединения «Монголросцветмет». По итогам российско-монгольских переговоров главы государств подписали декларацию о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией.

21 мая 2014 г. в Шанхае стартовало Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Вечером того же дня Ц. Элбэгдорж, принимающий участие в СВМДА, встретился с президентом России В.В. Путиным. На встрече были обсуждены вопросы о железнодорожной транзитной транспортировке, совместном праздновании победы на Халхин-Голе, упрощении двустороннего визового режима.

через две недели после визита председателя КНР Си Цзиньпиня в Монголию с официальным визитом прибыл президент РФ В.В. Путин. Визит состоялся в период празднования 75-летнего юбилея победы в боях на реке Халхин-Гол.

Одним из пунктов в совместном заявлении Ц. Элбегдоржа и В.В. Путина стала тема развития монголо-российских торгово-экономических отношений, намерение увеличить внешнеторговый оборот двух стран до 10 млрд долл. США к 2020 г. По окончании переговоров главы двух государств приняли участие в торжественной церемонии подписания 15 документов, имеющих большое значение для развития двусторонних отношений и сотрудничества. В основном это были межправительственные и межведомственные соглашения по линии министерств юстиции, строительства, транспорта и железных дорог, экономического развития, казначейства, миграционной службы.

Особо следует выделить соглашение между правительством РФ и правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии. Наконец, был решен вопрос о безвизовом режиме между Россией и Монголией, в результате чего граждане получили возможность посещать соседнюю страну без визы в течение 30 дней. Визит В.В. Путина в Монголию в 2014 г. завершил длительный процесс ввода безвизового режима между странами, который продолжался более 20 лет и являлся болезненным вопросом в современных монголо-российских отношениях. Соглашение вступило в силу с 1 января 2015 г.

Также важным событием стало подписание соглашения о модернизации и стратегическом партнерстве в развитии Улан-баторской железной дороги. Были согласованы основные принципы сотрудничества в модернизации железных дорог. Стороны договорились безотлагательно приступить к работе по электрификации железнодорожных путей, строительству параллельной линии. В ходе визита Монголия и Россия договорились об укреплении взаимодействия в сфере воздушного транспорта. Этому будут способствовать протокол о сотрудничестве в сфере гражданской авиации, а также меморандум о расширении сети авиамаршрутов «Аэрофлота» и «Монгольских авиалиний».

31 января 2016 г. президент РФ В.В. Путин подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией»1, в котором было ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, подписанное в Москве 14 декабря 2010 г. По состоянию на 14 декабря 2010 г. общий объем регулируемых финансовых обязательств

1 Федеральный закон от 31.01.2016 № 3-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией». - Президент РФ. Официальный сайт. 31 января 2016 г. Доступ: http://kremlin.ru/acts/bank/40477 (проверено 19.04.2016).

Монголии перед Российской Федерацией составил эквивалент 174,2 млн долл. США. В соответствии с достигнутыми договоренностями Монголия не будет выплачивать 97,8% регулируемых финансовых обязательств. Остаток задолженности в размере 3,8 млн долл. США погашается единовременным платежом в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу Соглашения.

14 апреля 2016 г. состоялся официальный визит министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Монголию1. В ходе переговоров с министром иностранных дел Монголии Л. Пурэвсурэном обсуждались состояние и перспективы дальнейшего развития российско-монгольских отношений в контексте реализации договоренностей, достигнутых ранее лидерами двух стран. Министр был принят президентом Монголии Ц. Элбэгдоржем и премьер-министром ч. Сайханбилэгом.

Ключевым событием визита стало подписание Среднесрочной программы развития стратегического партнерства между РФ и Монголией, о подготовке которой главы двух государств договорились в сентябре 2014 г. во время визита президента России В.В. Путина в Монголию. Документ носит комплексный характер и нацелен на дальнейшее углубление взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной и международной сферах.

Таким образом, изменения геополитической ситуации в мире существенным образом сказались на российско-монгольских отношениях: достигнута договоренность о завершении работы по инвентаризации договорно-правовой базы российско-монгольских отношений; подписан договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы; выработана программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на среднесрочную перспективу; активизировалось сотрудничество в области железнодорожного транспорта; достигнут прогресс в культурном и научном сотрудничестве; решен вопрос «большого долга»; вступил в силу безвизовый режим между Монголией и Россией. Все это открыло новые возможности для наращивания всестороннего взаимодействия между двумя странами.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ — МинОКН Монголии № 15-21-03006 «Монгольский мир в условиях взаимодействия России и Восточной Азии в ХХ—ХХ1 вв.»

Список литературы

История Монголии. ХХ век (под ред. Р.Б. Рыбакова). 2007. М.: Институт востоковедения РАН. 448 с.

1 14 апреля 2016 года состоялся официальный визит министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Монголию. - Посольство Российской Федерации в Монголии. Официальный сайт. Доступ: http://www. mongolia.mid.ru/press_560.html (проверено 19.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.