Научная статья на тему 'Основные тенденции в развитии внутреннего рынка алкогольной продукции в российской Федерации'

Основные тенденции в развитии внутреннего рынка алкогольной продукции в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зазирний Д.К.

В данной статье рассматривается основные тенденции развития алкогольного рынка Российской Федерации за последние 6 лет, а также его структура, динамика производства алкогольной продукции, и формирование государственной политики контроля алкогольной промышленности. Отмечается, что при переговорах со Всемирной торговой организацией в департаменте Минэкономразвития прозвучало заявление, что Россия резервирует за собой право введения госмонополии на торговлю алкоголем при присоединении к ВТО. Однако также отмечено, что планов введения монополии у правительства на сегодняшний день нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в развитии внутреннего рынка алкогольной продукции в российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. к. ЗАЗИРНИй Кубанский государственный аграрный университет

Как известно, алкоголь всегда был одним из самых востребованных товаров в России и одновременно лидером для пополнения бюджета в России. Государство постоянно пытается ужесточить контроль и подчинить себе столь высокодоходный бизнес. Поэтому не зря производителей алкогольной продукции называют «братьями меньшими» нефтяных компаний. На примере «Росспиртпрома» (крупнейший в России производитель водки) и «Союзплодоимпорта» (самые продаваемые водочные марки) можно увидеть, как государство пытается подчинить себе алкогольный рынок. И еще одним важным инструментом контроля со стороны государства являются акцизы. То есть весьма вероятно, что в России со стороны государства может быть введена государственная монополия на торговлю алкоголем — производственные мощности есть, а конкурентов можно легко устранить акцизами. И предпосылки этому уже есть.

При переговорах со Всемирной торговой организацией в департаменте Минэкономразвития прозвучало заявление, что Россия резервирует за собой право введения государственной монополии на торговлю алкоголем при присоединении к ВТО. Однако также отмечено, что планов ее введения у правительства на сегодняшний день нет.

Российский алкогольный рынок переживает бурный рост в ряде категорий напитков, который сопровождается изменениями структуры потребления и формированием новых отношений между участниками рынка. Успешные игроки на этом рынке получат уникальную возможность создания долгосрочного прибыльного бизнеса, если смогут справиться с проблемами роста и ужесточающимися требованиями рынка и потребителя. В последнее время российский рынок алкогольных напитков, восстановившись после кризиса, характеризовался значительным ростом как в денежном, так и в натуральном выражениях. Повышение благосостояния

населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов.

Сокращение рынка крепких алкогольных напитков многие специалисты связывают с падением доли дешевой водки, что активно проявляется в крупных российских городах, где общее благосостояние жителей активно растет, а следовательно, существует возможность покупать более дорогие и качественные продукты. В 14 регионах России по сравнению с 2004 г. в 2005 г. доля рынка дешевой водки (113 руб. и ниже за литр) в общей структуре продаж сократилась более чем на 5 %.

Одной из причин падения популярности водки является переключение части городских жителей с водки на другие элитные виды алкоголя. Сегодня в России динамично растет объем продаж текилы и коньяка: доля рынка каждого из этих напитков с кризисного периода увеличилась примерно на 8 %. Однако несмотря на рост рынка дорогого импортного алкоголя, в общей структуре потребления на этот сегмент (без учета рынка бренди) приходится всего 0,1 %.

И все-таки в ближайшее время вино вряд ли сможет составить значимую конкуренцию водке, что прежде всего связано с низким уровнем культуры потребления вина в нашей стране. Специалисты винного рынка сходятся во мнении, что формирование культуры потребления вина в России — это дело не одного месяца и даже не одного года. В традиционных «винных» странах, например во Франции и Италии, потребление благородного напитка является частью культуры, тогда как в России испокон веков пьют водку.

Что касается производства алкогольных напитков, то, сравнивая Россию с другими странами, можно сделать несколько выводов. В первую очередь, рынок сильно фрагментирован. На нем представ-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

15

лено большое число игроков со множеством собственных брендов. В этом разнообразии потребителю разобраться сложно, и, как следствие, ни один из игроков и ни один из брендов, существующих на российском рынке, не обладает доминирующей долей. Примеры развитых стран показывают, что в конечном счете должна произойти консолидация производителей как пива, так и водки (производство вина традиционно сильно фрагментировано, хотя в мире наблюдается консолидация и этого рынка). Подобное уже происходит в российской пивной отрасли, в которой сейчас выделяются несколько основных производителей, имеющих мощные пивоварни во многих российских регионах и обладающих более эффективными навыками производства и реализации продукции.

Сегодня у нас все больше говорится об ужесточении существующего регулирования. Какими могут быть его последствия? Во—первых, любое ужесточение, будь то повышение акцизов, таможенных пошлин или введение дополнительных ограничений на рекламу и розничную торговлю, приведет к росту цен и последующему падению объемов продаж либо из—за отказа от потребления алкоголя, либо из—за перехода на более дешевые напитки, например водку. А во—вторых, увеличение акцизов повышает мотивацию выпуска нелегальной продукции, приводя к сокращению налоговых поступлений от производства и реализации алкогольной продукции. Таким образом, перед законодателями снова встает вопрос поиска «золотой середины», которая позволит учесть интересы потребителя и отрасли.

Продолжая тему о контроле со стороны государства и получении государством доходов от деятельности алкогольной промышленности России, Владимир Кайшев, руководитель Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза РФ, заявил, что бюджеты всех уровней РФ ежегодно теряют до 30 млрд руб. из-за теневого производства алкогольной продукции [1].

По его словам, в настоящее время в стране действует хорошо отрегулированная коррумпи-

Производство алкогольной продукции в Российской Федерации, млн декалитров

Продукция Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Водка и ЛВИ 123,0 131,0 140,0 135,0 135,6 132,4

Коньяк 1,7 2,1 2,7 3,5 3,9 4,6

Тихие вина 24,1 27,4 33,3 36,5 39,1 31,7

Игристые вина 6,8 7,7 8,1 8,8 12,1 14,1

Плодовые вина 2,8 3,5 2,6 3,2 4,2 3,0

рованная цепочка от теневого производителя до продавцов. Ежегодно через торговлю реализуется до 40 млн декалитров теневого алкоголя.

Согласно данным Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, за 2005 г. в России было выявлено около 170 тыс. правонарушений в сфере производства и реализации спиртосодержащей и алкогольной продукции, возбуждено 3,6 тыс. уголовных дел.

Одной из причин этого является сложившаяся в стране неоправданная практика повышения ставки акциза на алкогольную продукцию. Это зачастую делается необоснованно, что ведет к ухудшению экономической ситуации в отрасли и росту теневого производства алкоголя. Решая вопрос об акцизах, государство должно учитывать реальную ситуацию на рынке, а не исходить из желания чиновников.

Общие мощности российской алкогольной отрасли рассчитаны на ежегодное производство 130 млн декалитров спирта, 400 млн декалитров водки и ликероводочных изделий и 140 млн декалитров вина и коньяка. Однако используются они соответственно на 54, 34 и 21 %. В связи с этим Минсельхоз РФ предлагает ввести мораторий на строительство новых предприятий, утвердить порядок, по которому 5—10 % акцизных сборов будут направляться на реконструкцию и техническое обновление отрасли, создать лизинговый фонд для поставки на предприятия нового оборудования.

В России за последние 6 лет внутренний рынок алкогольной продукции претерпел значительные изменения, существенно изменились позиции различных видов алкогольной продукции (табл. 1 и табл. 2).

Производство легальной водки и ликерово-дочных изделий в последнее время переживает стагнацию. Повышение цен на акцизы в 2003 г. привело к сокращению производства легальной продукции. В 2005 г. производство опустилось до уровня 2001 г. и составило 132,4 млн декалитров, что на 2,4 % ниже, чем в 2004 г.

Начиная с 2002 г., характерно ежегодное сокращение производства в среднем на 1,5 %. Рост потребления вин, коньяков, слабоалкогольных коктейлей, пива также является одним из факторов падения производства водки. При этом происходит смещение интересов потребителя в сторону премиального сегмента водки.

Производство водки и лике-роводочных изделий является рен-

Таблица 1

Производство алкогольной продукции в Российской Федерации, млн руб.

Продукция Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Водка и ЛВИ 26325,5 34708,1 39914,3 44104,2 55583,9 56436

Коньяк 1517,4 2216,7 3538,8 5243,0 5848,9 6774,6

Тихие вина 5180,7 6197,1 8000,4 9616,9 10466,2 9455,5

Игристые вина 2349,7 3102,8 3334,9 3878,5 5925,3 7264,4

Плодовые вина 336,9 481,3 393,5 597,3 1013,5 869,1

табельным процессом. Поэтому в денежном выражении его объемы имеют другую динамику — положительную.

За последние 6 лет производство в денежном выражении увеличилось более чем в 2 раза. Средняя себестоимость продукции при этом росла примерно по 15 % ежегодно. А наиболее заметный скачок произошел в 2004 г., когда средняя стоимость увеличилась на 24 % по сравнению с предыдущим годом.

Основное производство водки и ЛВИ сосредоточено как в натуральном, так и в стоимостном выражении в Центральном федеральном округе (ФО). На втором месте производство в Приволжском ФО. Наименьшая доля производства находится в Уральском ФО. В Южном ФО сосредоточен выпуск продукции с низкой стоимостью.

Производство коньяка — одно из немногих, сохранивших положительную динамику в алкогольной отрасли за последние 6 лет. Характерного снижения в 2005 г. не произошло ни в производстве, ни в реализации данного вида алкоголя. Российский коньяк становится более востребованным, об этом свидетельствуют данные розничного аудита. А наращивание производства отечественных коньячных спиртов способствует укреплению позиций в производстве этого напитка.

За последние 6 лет производство коньяка в натуральном выражении увеличилось в 2 раза. В 2005 г. этот показатель составлял 46,4 млн л, что на 14 % больше, чем в 2004 г. В целом для производства был характерен ежегодный рост в 15—16 %, что соответствует общему состоянию рынка коньяка.

В денежном выражении объем производства рос более стремительно. За 6 лет он вырос в 4,5 раза, а за последний год на 16 %. В последние годы темпы роста объема производства в денежном выражении сильно снижаются. Так, если до 2003 г. объем увеличивался на 40-60 %, то в 2004—2005 гг. этот показатель не достигал и 20 %.

Средняя стоимость продукции при этом в последнее время практически не возрастает. В 2004 г.

Таблица 2 прирост составил 2,5 % к 2003 г., а в 2005 г. — 1,6 % соответственно.

Основное производство коньяка и бренди в 2005 г. было сосредоточено в Южном ФО как в натуральном, так и в стоимостном выражении (47 и 46 % соответственно) и в Москве — 31 %. На Санкт-Петербург пришлось 8,5 % объема производства, на Центральный ФО — 6,5 %. Доля других округов в общем объеме производства незначительна.

Производство виноградного вина в России до 2005 г. развивалось неплохими темпами. Ежегодный прирост в среднем составлял 13 %. В 2005 г. у показателя объема производства в натуральном выражении были все шансы перевалить за отметку в 40 млн декалитров. Но этого не случилось. Объем производства сократился на 18,6 % и опустился ниже уровня 2002 г., составив всего 31,7 млн декалитров. Прежде всего причиной этому стали изменения в правилах регулирования российского алкогольного рынка, которые происходили в начале 2005 г.

В стоимостном выражении объем производства вырос намного быстрее. С 2000 по 2004 г. объем увеличился в 2 раза. А в 2005 г. сократился на 9,7 % по сравнению с предыдущим годом. Это падение почти вдвое меньше, чем в натуральном выражении, поскольку средняя стоимость, увеличивающаяся год от года, в прошлом году выросла на 11,3 %. В целом стоимость 1 л производимой продукции росла на 6,5 % в год, что ниже уровня инфляции.

Основное винное производство, как и полагается, сосредоточено в Южном ФО. В 2005 г. здесь произвели 65 % российского вина. При этом Южный ФО произвел всего 83,5 % от объемов 2004 г. Выросло производство только в двух ФО — Приволжском (на 6,1 %) и Сибирском (на 21,5 %).

Меньше всего произвел Дальневосточный ФО — лишь 5-ю часть от объемов 2004 г.

Производство игристого вина — одно из немногих производств крепких спиртных напитков, которое сохранило положительную динамику. За последние 6 лет объем производства в натуральном выражении увеличился более чем в 2 раза и преодолел отметку в 14 млн декалитров. За последний год прирост производства составил 16 %, а наибольший прирост был в 2004 г. — 38 %.

Постоянно растущий интерес к игристым винам, опережающий темпы его производства и импорта, позволил увеличить объемы производства отечественной продукции, тем самым сделав иг-

ристые вина одним из самых успешных сегментов винного производства.

В стоимостном выражении объем производства за 6 лет вырос более чем в 3 раза и составил в 2005 г. 7264,4 млн руб. За последний год объем производства увеличился на 23 %, а наибольший прирост (как и в натуральном выражении) был в 2004 г. — 53 %.

Средняя стоимость продукции росла примерно на 8 % ежегодно.

В целом за последний год наибольший рост производства игристых вин наблюдался в Санкт-Петербурге (137,2 % от объема прошлого года). Выросло также производство в Москве на 10,1 %, Центральном ФО на 9,6 %, В Южном — на 22,8 % и Приволжском ФО — на 11 %. В Уральском ФО производство игристых вин, напротив, сократилось. В 2005 г. здесь произвели лишь половину от объема прошлого года, а в Сибирском ФО — всего чуть более 40 %.

Производство плодового вина было динамичным в разные периоды. При этом его объем в натуральном выражении составляет лишь десятую часть от производимого в России виноградного вина.

За последние 6 лет наибольший объем вина был произведен в 2004 г. А в 2005 г. — как и у виноградного вина — объем производства сократился. В прошлом году было произведено 30,1 млн л плодового вина, что на 29 % меньше, чем в 2004 г. Несмотря на растущий импорт плодовых вин в последние годы, отечественное плодовое вино составляет основу российского рынка этого напитка.

Производство в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном. При этом средняя стоимость плодового вина растет, ежегодно увеличиваясь на 20 %.

В целом объем производства плодового вина в стоимостном выражении за 6 лет вырос в 2,6 раза.

Более 90 % производства вина сконсолидировано в Центральном, Южном и Северо-Западном ФО.

При этом Центральный ФО в 2005 г. произвел только 84,6 % от объемов предыдущего года, Северо-Западный — 87,8 %, Южный — всего лишь 59,3 %. Выросло производство в Сибирском ФО и Санкт-Петербурге, но их доля в общем объеме не превышает

млн декалитров

160 -

В результате в 2005 г. было произведено более 50 млн декалитров вина, 63 % из которых — виноградные вина, 29 % — игристые (рис. 1).

Для российского производственного рынка все более характерной становится высокая доля шампанских и игристых вин. Одной из причин является еще не устоявшийся рынок виноградного вина отечественного производства, на котором можно ожидать значительных изменений как по составу лидеров, так и по их доле в общем объеме производства. При этом отечественное производство игристых вин, напротив, демонстрирует высокую положительную динамику и стабильность в рейтинге производителей.

В 2004 г. акцизные ставки, которые остались неизменными для игристых вин, а для виноградных были снижены, позволили производителям увеличить объем производства. В 2005 г. те же акцизы, а также изменения в регулировании алкогольного рынка стали причиной падения производства, в первую очередь виноградного вина.

Однако возросший покупательский спрос, ориентированный на культуру потребления, все больше склоняется в сторону натуральных виноградных вин. Это и объясняет сложившуюся тенденцию к падению производства винных напитков и рост в последнее время виноградных вин, в частности игристых.

Ситуация на рынке в начале 2006 г., связанная с новыми акцизными марками, привела к существенному падению производства в I квартале. В результате в 2006 г. в России замедлились темпы роста рынка вина, а также падение объема его потребления.

у = -0,53х5 + 9

17х4 - 61,967х3

у = -1,1911

85,21 х2 - 238,3х

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Год

□ ВодкаиЛВИ □ Коньяк □ Тихие вина □ Игристые вина □ Плодовые вина

Рис. 1. Динамика производства алкогольной продукции в Российской Федерации

29,2

+

10,518х + 13

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.