ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX В.
М. С. Сергеева *
Представлен процесс перехода от профессионально-академической системы фармацевтического образования XIX в. к системе высших и средних фармацевтических учебных заведений XX в., а также определения профиля новых учебных заведений.
Ключевые слова: фармацевт, образование, институт, техникум.
Начало XX в. в отечественном фармацевтическом образовании связано с наследием профессионально-академической системы подготовки кадров, включавшей аптечное ученичество, университетский курс провизорских лекций и защиту диссертационной работы. На рубеже XIX-XX вв. неизменными оставались: низкие требования к общеобразовательной подготовке фармацевтов (4 класса гимназии), ремесленное обучение в аптеке, а также отсутствие независимых учебных заведений для подготовки фармацевтов с высшим образованием. Обучение фармацевтов в университетах на правах вольных слушателей, а также совместное посещение лекций с медиками и натуралистами объясняло слабый контроль за процессом их обучения (отсутствие вступительных и переводных экзаменов). Данные факты стали предметом обсуждения многих фармацевтических (1864 г., 1889 г., 1899 г., 1906 г., 1913 г.) конференций и Пироговских съездов (1910 г., 1913 г.). Изменение структуры фармацевтического образования в первом десятилетии XX в. в силу экономических и политических обстоятельств было возможно только в рамках частных учебных заведений. Первой специальной школой стала частная женская фармацевтическая школа А.Б. Лесневской (1903 г.). Хотя в данной школе готовили аптечных помощников, преподавание не только соответствовало университетским программам и велось профессорами Женского медицинского института и Военно-медицинской академии, но и находилось под контролем Министерства Народного Просвещения. Однако частные школы не получили повсеместного распространения, практика аптечного ученичества сохранялась в неизменном виде до 1921 г.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г.Москва
Сергеева М.С. - к.и.н., старший преподаватель, [email protected]
Острый дефицит лекарственных средств, возникший в первую мировую войну, требовал развития отечественного фармацевтического производства. Особую актуальность приобрели вопросы, касавшиеся поиска доступного отечественного сырья и организации отечественных фармацевтических предприятий, определения специфики, способа и места подготовки кадров для новых заводов и фабрик. В фармацевтическом образовании появились новые цели и задачи, связанные с подготовкой специалистов - химиков, технологов и аналитиков. Это требовало изменения системы подготовки фармацевтов высшей квалификации. Во-первых, были организованы специальные высшие учебные заведения для фармацевтов: в 1915 г. - фармацевтическое отделение в Петроградском Психоневрологическом институте, в 1916 г. и 1917 г. - химико-фармацевтические отделения при одесских и московских Высших женских курсах, соответственно. Во-вторых, были пересмотрены программы обучения фармацевтов в высших школах в сторону увеличения объема преподавания химических и технических дисциплин (аналитическая и фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология). В-третьих, требовалось определить профиль фармацевтических вузов.
В 1918 г. в след за национализацией частных учебных заведений и отменой ученых степеней доктора и магистра, фармацевтическим отделом Наркомздрава было проведено совещание, в рамках которого был разработан проект реорганизации фармацевтического образования. При участии представителей Московского Университета, Высших женских курсов, Петроградского Психоневрологического института и института научной фармации и химии была сформулирована новая система подготовки фармацевтических кадров, включавшая фармацевтические школы, техникумы и факультеты с соответствующими учебными планами и программами.
Проект высшего фармацевтического образования, рассчитанный на 4 года, носил «химико-фармацевтический» характер и предусматривал возможную смену профиля подготовки фармацевтов с медицинского на химикотехнологический. В 1919 г. возникают первые высшие учебные заведения, организованные по данному проекту. Петроградский химикофармацевтический институт относился к техническим вузам, а химикофармацевтические отделения при 2-ом МГУ (бывших Высших женских курсах) и Пермском медицинском институте имели медицинский профиль. В том же году при Московском университете и Петербургском химикофармацевтическом институте началась организация средних фармацевтических школ с 2-х летним сроком обучения для подготовки работников аптек
средней квалификации и техников для фармацевтических заводов. Одновременно с новыми учебными заведениями продолжали работу провизорские курсы при медицинских факультетах некоторых университетов, составлявшие часть прежней системы фармацевтического образования. Окончательно профессионально-академическая система прекратила свое существование в 1921 г., когда постановлением СНК и Главпрофобра было запрещено аптечное ученичество, а на медицинских факультетах университетов были отменены экзамены на звание аптекарского помощника и провизора. Взамен была создана сеть средних и высших фармацевтических учебных заведений, относящихся к разряду технических: в Харькове, Киеве, Одессе и Тбилиси.
Литература
1. Новикова А. А. Из истории высшего фармацевтического образования в СССР // Фармация, 1988. - № 1.- С. 60-64.
2. Тенцова А.И., Панченко Е.И. Фармация в СССР. - М., 1973.