Научная статья на тему 'Формирование основных признаков высшего фармацевтического образования в России XIX века'

Формирование основных признаков высшего фармацевтического образования в России XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ЗВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева М. С.

Рассмотрены эволюционные изменения в процессе формирования фармацевтического образования в России, происходившие на протяжении XIX в. Прослежено влияние применяемых методик подготовки фармацевтов на формирование различных типовых форм образования: профессиональной, частично-академической, профессионально-академической. Обоснована поэтапная смена этих форм повышением требований к качеству подготовки фармацевтов. Сделан акцент на последовательном появлении основных элементов фармацевтического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основных признаков высшего фармацевтического образования в России XIX века»

УДК: 615.15:37

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX ВЕКА

© 2012 М. С. Сергеева

старший преподаватель каф. истории медицины, истории Отечества и культурологии e-mail: serma@list.ru

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова

Рассмотрены эволюционные изменения в процессе формирования фармацевтического образования в России, происходившие на протяжении XIX в. Прослежено влияние применяемых методик подготовки фармацевтов на формирование различных типовых форм образования: профессиональной, частично-академической,

профессионально-академической. Обоснована поэтапная смена этих форм повышением требований к качеству подготовки фармацевтов. Сделан акцент на последовательном появлении основных элементов фармацевтического образования.

Ключевые слова: аптечное ученичество, фармацевтическое образование,

университет, фармацевтические звания.

Реформа образования, проводимая в нашей стране в рамках национального проекта, направлена на удовлетворение потребностей современного общества, экономики и государства. В ходе реформирования фармацевтического образования, обусловленного изменением структуры деятельности в области лекарственного дела, учитываются не только достижения научно-технического прогресса, развитие фармацевтических наук и основные потребности современного общества в безопасных и эффективных лекарственных средствах, но и отечественный опыт образования и педагогические традиции, выросшие на национальной культуре.

Изучая формирование системы фармацевтического образования, мы исходили из определения понятий высшего образования, данных в энциклопедических изданиях [БСЭ 1971: 553; РПЭ 1993: 321; СЭС 1986: 458] и содержащихся в официальных документах [Закон РФ 1993]. Нами выделены основные составляющие системы высшего образования, подразделенные на группы научно-практических и социальноориентированных элементов. К научно-практическим элементам высшего образования мы относим: совокупность систематических знаний и практических навыков, решение теоретических и практических задач на научной основе, самостоятельное усвоение новых профессиональных сведений. Группу социально-ориентированных элементов составляют ориентированность на интеллектуальную деятельность, отсутствие предписания предстоящей деятельности специалиста, потенциал творческого развития освоенной сферы. Процесс становления современного систематического фармацевтического образования заложен эволюционными изменениями, происходившими в XIX в. и проходившими в четыре этапа.

Начало первого этапа - формирования процесса аттестации фармацевтов - было положено университетскими уставами начала XIX в., согласно которым предполагалось создание первой самостоятельной кафедры фармацевтического профиля «Врачебное веществословие, фармация и врачебная словесность» и проведение испытаний фармацевтов на звание аптекаря в российских университетах. Высочайшим указом 1809 г. высшим школам (университетам и академиям) было передано право принимать экзамены на все фармацевтические звания. В качестве переходной меры с 1810 по

1838 г. в исключительных случаях были разрешены заочные испытания фармацевтов во врачебных управах по экзаменационным билетам, составленным в университетах [ЦИАМ: 2]. По Правилам испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников 1838 г., исключительное право оценки знаний и присуждения всех фармацевтических званий и степеней было передано высшим школам, что давало возможность оценить уровень подготовки фармацевтов и сформулировать критерии оценки знаний фармацевтов различных званий.

Формирование практики аттестации фармацевтов в высших школах происходило благодаря введению фармацевтических знаний в число предметов медицинского факультета и зарождению научного представления о фармации, состоящей из теоретических знаний и практических навыков, отразившемуся на содержании квалификационных экзаменов. При аттестации фармацевтов наиболее значимыми являлись практические умения, дополненные начальными теоретическими знаниями основ естественной истории и «врачебного веществословия».

Основным способом подготовки фармацевтов в это время было ремесленное обучение в аптеке профессиональным знаниям и практическим навыкам, закрепленное соответствующими квалификационными испытаниями. На данном этапе зарождается и проходит апробацию схема обучения, построенная по академическому принципу, когда первоначальная теоретическая подготовка закрепляется практической работой. В 1808 г. на фармацевтическом отделении Медико-хирургической академии проходили обучение выпускники духовных семинарий, знакомившиеся с практической работой в аптеке после окончания четырехлетнего теоретического курса. Право на звание провизора они получали после практической работы в аптеке и итоговой аттестации. Совокупность данных признаков позволяет нам говорить об одновременном присутствии на данном этапе развития двух относительно независимых систем образования: профессиональной и частично-академической.

Началом второго этапа - формирования процесса обучения фармацевтов в высших школах - мы считаем 1838 г., принятие Правил об экзаменах медицинских и фармацевтических чиновников. Данные правила унифицировали систему обучения фармацевтов, объединив две модели, существовавшие на предыдущем этапе, в единую систему.

В основе обучения лежало практическое аптечное ученичество - первый этап, дающий право на низшие фармацевтические звания. Следующий этап - провизорские курсы в университетах или академии, дающие право на высшие фармацевтические звания. Каждый этап заканчивался аттестацией соответствующего уровня. Содержание и состав преподаваемых дисциплин в разных университетах различался и определялся в большей степени личностью профессора, его научной работой и представлением о фармации как науке о приготовлении лекарств, включавшей «предуготовительную» и «вспомогательную» части, сформировавшиеся в европейской и отечественной учебной и научной литературе того времени [Нелюбин 1843: 2-3; Пленк 1832: 4].

Дифференциация знаний в рамках единого понятия «фармация», начавшаяся на предыдущем этапе, продолжилась в первых попытках классификации фармацевтических знаний на отдельные дисциплины (фармакогнозию, фармакологию, техническую фармацию, фармацевтическую химию, фармацевтическую бухгалтерию). Отражением этих процессов стало естественное изменение содержания фармацевтического образования в сторону увеличения объема теоретической составляющей при сохранении неизменного удельного веса практической составляющей, необходимой для выполнения профессиональных функций.

Систематизация накопленных экспериментальных и научных знаний и выделение самостоятельных фармацевтических дисциплин привели к тому, что

требования, предъявляемые на первом этапе нашей периодизации к желающим экзаменоваться на звание провизоров, в последующие годы уже не были достаточными для желающих экзаменоваться на звание аптекарского помощника. Если в 1810 г. испытание в фармацевтической «Materia medica» должен был пройти аптекарский помощник, чтобы получить звание провизора, то в 1838 г. испытание в самостоятельных науках - фармакогнозии и фармакологии - должен был пройти аптекарский ученик, желающий получить звание помощника [Правила испытания... 1838: XCVIII].

Наблюдаемая систематизация фармацевтических знаний, требуемых при аттестации фармацевтов, в совокупности с вышеперечисленными обстоятельствами позволяет нам говорить о появлении на данном этапе первого критерия высшего образования - наличия совокупности систематизированных знаний и практических навыков. Это позволило нам классифицировать систему образования на данном этапе как профессионально-академическую.

Началом третьего этапа развития фармацевтического образования - закрепления в профессии практики научно-исследовательской деятельности - мы считаем 1845 г., принятие новых правил об экзаменах фармацевтических чиновников. Несмотря на то что система образования фармацевтов на данном этапе по-прежнему остается профессионально-академической, данные правила определили четкую градацию между предъявляемыми требованиями и присуждаемыми званиями. В соответствии с этими правилами, от аптекарских учеников требовались только те необходимые им для работы в аптеке практические навыки и теоретические знания, которые они могли получить в процессе аптекарского ученичества. Аптекарские помощники должны были владеть практическими навыками и теоретическими знаниями, дающими возможность осмысленно выполнять практические операции и решать на научной основе различные профессиональные задачи, что является признаком высшего образования. Источником теоретических знаний для фармацевтов являлись академические провизорские курсы. Правилами 1845 г. впервые для фармацевтов была введена ученая степень - магистр фармации, свидетельствующая о наличии научного мышления у ее обладателя, подтверждением чего являлась написанная и защищенная им диссертация. Магистр фармации, имел право осуществлять научную и педагогическую работу в университетах и академиях.

Таким образом, Правила 1845 г., закрепив научно-исследовательскую составляющую в качестве компонента профессиональной деятельности, внесли в фармацевтическое образование целую группу социально-ориентированных критериев высшего образования, связанных с необходимостью развития научного мышления, лежащего в основе дальнейшего развития фармацевтической науки.

Система образования фармацевтов на данном этапе максимально приближена к медицинскому образованию и формально отвечает основным критериям высшего образования. Она согласуется с близким социальным положением медиков и фармацевтов, а также со сходными требованиями, выдвигаемыми при присуждении медицинских и фармацевтических ученых званий и степеней. Однако, с нашей точки зрения, лекционное образование фармацевтов в университетах, на данном этапе, являлось лишь высшей ступенью специального фармацевтического образования. Причиной тому мы считаем, с одной стороны, отсутствие в стране сети унифицированных фармацевтических институтов с едиными образовательными программами и полноценным сроком обучения, с другой стороны, низкий уровень общеобразовательной подготовки, получаемый специалистами низших

фармацевтических званий (4 класса гимназии и аптечное ученичество), ограничивающий их возможности успешного обучения в высшей школе.

Появление и фиксирование на третьем этапе основных критериев высшего образования, требовало подкрепления процесса обучения фармацевтов соответствующей институциональной структурой - индивидуальным специализированным фармацевтическим институтом, курсом или факультетом, а также разделением и специализацией спектра научных дисциплин и практических занятий ранее общего для обучения врачей и фармацевтов лекционного курса.

Разработка данных мероприятий происходила на следующем, четвертом этапе, начало которому было положено принятием общего устава российских университетов 1863 г. В соответствии с общей либеральной политикой 60-х годов, устав носил рекомендательный характер и давал возможность для реализации частных мнений различных университетов. Согласно данному уставу, предполагалось создание двух кафедр: кафедры теоретической фармакологии с рецептурой и учением о минеральных водах и кафедры фармакогнозии и фармации. Кафедры, рекомендованные уставом, были созданы в Харьковском и Московском университетах [Отчет 1897: 19]. В университете Св. Владимира общий устав был переработан и в 1865 г. утвержден. В соответствии с ним кафедра фармакогнозии и фармации была исключена из числа особых кафедр, заменена доцентурой и отнесена к кафедре фармакологии [О распределении...1876: 129].

В Казанском университете было создано фармацевтическое отделение (18641914 гг.) с трехгодичным сроком обучения для фармацевтов. В Варшавском (1862 г.) и Дерптском (1865 г.) университетах на основании предложений для общего устава 1864 г. были созданы собственные уставы. В Дерптском университете продолжил работу фармацевтический институт, созданный в качестве эксперимента в 1842 г. [О новом уставе 1865: 17].

Общественные дискуссии по вопросам разработки унифицированной государственной системы фармацевтического образования с новой силой продолжились в 70-х годах. В 1875 г. была создана специальная Медицинская комиссия по изучению вопросов организации фармацевтического образования. Разработанный ей проект реформ предлагал отказаться от ремесленного обучения и унифицировать образование за счет создания системы низших и высших фармацевтических школ с полноценным сроком обучения [Протокол, 1863: 1].

В ходе реформ фармацевтического образования конца XIX в. в ряде высших школ в рамках медицинских факультетов были созданы фармацевтические институты, ориентированные в первую очередь на обучение фармацевтов. Однако сохраненное в основе профессиональной подготовки фармацевтов аптекарское ученичество не давало возможность изменить организационную структуру, представленную профессиональноакадемической формой фармацевтического образования.

Библиографический список

Большая советская энциклопедия. М.: ГНИ «Б.С.Э.», 1971. Т. 5. С. 553.

Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Нелюбин А.П. Фармацевтические записки. Часть первая, содержащая Фармацию практическую (РЬагтасеийвсЬ Яесерйгкипв^ или пространное изложение фармацевтических операций, поясненных демонстрациями из кодекса Европейских диспенсаторий. СПб., 1843. С. 2-3.

О новом Уставе и штате Императорского Дерптского Университета // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб. 1865. Ч. 125. № 1. С. 17.

О распределении преподавания в медицинском факультете Университета Св. Владимира 15 сентября 1865 г. / Сборник распоряжений по Министерству Народного Просвещения. СПб.: Тип. В. Балашова, 1876 . Т. 3. С. 129.

Об Аптекарских и Медицинских чиновниках, желающих держать экзамены во Врачебных Управах // Журнал Департамента Народного Просвещения. СПб. 1821. Ч. 2. Кн. 8. С. 501.

Отчет о состоянии и действиях Императорского Харьковского Университета за 1897 г. // Записки Императорского Харьковского Университета 1898 года. Харьков. 1898. Т. 2. С. 19.

Пленк Я. Начальные основания фармации / перевод с многими переменами, дополнениями и присовокуплением новейших врачебных веществ, студента Императорского Московского Университета Д. Викула. СПб.: 1832. 138 с.

Правила испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников и вообще лиц, занимающихся врачебной практикой, утвержденные 28 декабря 1838 г. // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб. 1838. Ч. 20. № 10-12. С. ЬХХУП-СУ.

Протокол заседания 8 декабря 1876 г. (на правах рукописи) // Университетский устав 1863 года. СПб.: Тип. Госафата ОГРИЗКО, 1863. С. 1-14.

Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1993. Т.1

608 с.

Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1986.

1600 с.

ЦИАМ Ф. 459. О. 1. Д. 989. Л. 1-6об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.