Научная статья на тему 'О роли общественности в реформах фармацевтического образования в России во второй половине XIX в'

О роли общественности в реформах фармацевтического образования в России во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕДИЦИНСКАЯ КОМИССИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / SAINT-PETERSBURG PHARMACEUTICAL SOCIETY / MEDICAL COMMISSION / PHARMACEUTICAL SCHOOL / PHARMACEUTICAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балалыкин Дмитрий Алексеевич, Сергеева Мария Сергеевна

В статье рассмотрено влияние Санкт-Петербургского фармацевтического общества на развитие фармацевтического образования в России во второй половине XIX в. Определены основные предпосылки реформ в системе фармацевтического образования, сложившейся в середине XIX в. Проанализировано участие фармацевтического общества в разработке и обсуждении проекта организации унифицированного фармацевтического образования в России в 1875 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ROLE OF SOCIETY IN REFORMS OF PHARMACEUTICS EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 19TH CENTURY

The article considers the influence of Saint-Petersburg pharmaceutical society on development of pharmaceutical education in Russia in the second half of 19th century. The main pre-conditions of reforms in the system of pharmaceutical education developed in the middle of 19th century are determined. The participation of pharmaceutical society in development and discussion of project's organization of unified pharmaceutical education in Russia in 1875 is analyzed.

Текст научной работы на тему «О роли общественности в реформах фармацевтического образования в России во второй половине XIX в»

УДК 615.15:37

О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В РЕФОРМАХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

© Д.А. Балалыкин, М.С. Сергеева

Ключевые слова: Санкт-Петербургское фармацевтическое общество; Медицинская комиссия; фармацевтическая школа; фармацевтический институт.

В статье рассмотрено влияние Санкт-Петербургского фармацевтического общества на развитие фармацевтического образования в России во второй половине XIX в. Определены основные предпосылки реформ в системе фармацевтического образования, сложившейся в середине XIX в. Проанализировано участие фармацевтического общества в разработке и обсуждении проекта организации унифицированного фармацевтического образования в России в 1875 г.

Самым ярким представителем фармацевтической общественности в России на протяжении XIX в. было Санкт-Петербургское фармацевтическое общество, объединившее в себе выдающихся деятелей отечественной фармации, таких как А.П. Нелюбин, Ю.К. Трапп, А.В. Пель, В.А. Тихомиров и др. Имея основной уставной целью содействие прогрессу фармацевтической науки, образования и информирование фармацевтической общественности о новых достижениях и открытиях в области фармации и смежных с ней наук, общество в той или иной мере придерживалось ее на протяжении всей своей истории.

Также фармацевтическое общество поддерживало проведение научных исследований в области фармации. Им был учрежден ряд стипендий и медалей для фармацевтов - слушателей университетов. В 1864 г. обществом была учреждена золотая медаль им. А.В. Суворова, которая вручалась ежегодно студентам и слушателям медицинского факультета Дерптского университета за лучшую студенческую работу. Общество активно сотрудничало с фармацевтическим институтом Дерптского университета, регулярно публикуя магистерские диссертации фармацевтов, а также сведения о лучших студенческих работах, новейших научных разработках и результатах научно-исследовательской деятельности фармацевтов в еженедельном издании фармацевтического журнала «Pharmaceutische Zeitschrift fuer Russland».

Санкт-Петербургское фармацевтическое общество являлось инициатором, организатором проведения и активным участником большинства фармацевтических съездов и конференций, на которых в т. ч. обсуждались вопросы повышения качества фармацевтического образования. Члены общества также принимали активное участие в работе государственных комиссий по вопросам организации фармацевтического образования, их авторитетное мнение учитывалось при принятии правительственных решений. На Российском фармацевтическом съезде 1864 г., приуроченном к 45-летию Санкт-Петербургского фармацевтического общества,

была признана целесообразность участия фармацевтов в преподавании фармацевтических дисциплин в университетах. С этой целью было выдвинуто предложение о предоставлении магистрам фармации, окончившим полный курс гимназии, права на защиту докторской диссертации, получение степени доктора фармации и занятие профессорской кафедры университета. На IV Международном фармацевтическом конгрессе в Санкт-Петербурге в 1874 г. была признана необходимость разделения университетских кафедр фармации и фармакогнозии между двумя профессорами-фармацев-тами и организации высших учебных заведений для подготовки фармацевтов, соответствующих по программе и срокам обучения факультетам университетов.

Стремясь реализовать постановления IV Международного фармацевтического конгресса в 1875 г. была высочайше учреждена Медицинская комиссия по пересмотру общего университетского устава и разработке конструктивных мер по реорганизации высшего фармацевтического образования [1]. В состав комиссии входили доктора медицины, представлявшие медицинские факультеты российских университетов, и один магистр фармации - академик Ю.К. Трапп, представлявший фармацевтическое отделение Медико-хирургической академии и Санкт-Петербургское фармацевтическое общество.

На момент создания комиссии в России существовал следующий порядок подготовки фармацевтов: обучение аптекарских учеников, предварительно окончивших четыре класса гимназии, на протяжении 3-5 лет проходило в казенной или частной аптеке, после чего, сдав соответствующий экзамен при медицинском факультете ближайшего университета, они получали свидетельство о присвоении им звания аптекарского помощника. Аптекарские помощники в качестве вольных слушателей на протяжении двух лет обучались в университете. Выслушав полный курс необходимых лекций на медицинском и физико-математическом факультетах и сдав соответствующий экзамен, они получали диплом провизора. Диссертационное иссле-

дование, написанное и защищенное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к докторским диссертациям медицинского факультета, давало провизорам право на ученую степень магистра фармации, которая была высшей фармацевтической степенью в России XIX в.

В данном порядке обучения фармацевтов Медицинская комиссия выявила ряд системных недостатков и предложила план мероприятий по их устранению, предполагавший создание при университетах фармацевтических школ высшего и низшего разряда с определенной программой и сроком обучения. Школы низшего разряда должны были заменить существовавшую систему обучения фармацевтов в аптеке, школы высшего разряда (или фармацевтические институты) были рассчитаны на получение учащимися высшего фармацевтического образования. Согласно проекту, выпускники четырех классов гимназии, духовного или реального училища поступали на обучение в низшую фармацевтическую школу, где на протяжении двух лет должны были пройти систематический курс естественных наук (физики, химии, ботаники, зоологии, минералогии), дополненный практическими занятиями по естественным наукам и фармацевтическому производству в соответствующих лабораториях и учебной аптеке. Выпускники низшей фармацевтической школы и лица, имеющие дипломы аптекарских помощников, могли поступать в высшую фармацевтическую школу с курсом обучения 2-3 года. Программа обучения в высшей школе была основана на пройденных ранее предметах, изучаемых в объеме, соответствующем университетским стандартам преподавания и особенностям применения приобретенных знаний «к фармацевтическим ... занятиям» [ 1].

По проекту комиссии преподавание в школах следовало вести отдельно от преподавания на медицинских факультетах с использованием самостоятельных учебных пособий в кабинетах, необходимых для осуществления практических и теоретических занятий. Лекции и практические занятия, предусмотренные в программе обучения, должны были читаться только фармацевтам, в отличие от существовавшей практики совместного посещения лекций медиками и фармацевтами, и содержать все необходимые знания, соответствующие уровню развития фармацевтической науки того времени. В качестве опыта высшие фармацевтические школы, по предложению Медицинской комиссии, можно было учредить при нескольких университетах: Петербургском, Московском, Киевском и Варшавском [1]. Преподавателями в низшие и высшие фармацевтические школы могли быть приглашены сотрудники из наличного штата университетов, а именно из числа профессоров, доцентов, лаборантов и ассистентов. Всего, по предварительным подсчетам, для создания низшей и высшей школы и обеспечения ее учебными пособиями было необходимо выделить 9 тыс. рублей.

Однако проект, разработанный Медицинской комиссией, встретил резкое неприятие со стороны Санкт-Петербургского фармацевтического общества [1-2]. В 1876 г. профессор Ю.К. Трапп от лица общества выступил одним из оппонентов Медицинской комиссии по вопросу реформирования системы подготовки фармацевтических кадров, высказавшись против создания единообразной системы высших и низших фармацев-

тических школ. Основной идеей фармацевтического общества было сохранение системы аптекарского ученичества и передача провизорских курсов из подчинения медицинского факультета в подчинение физикоматематического факультета.

Ю.К. Трапп настаивал на том, что аптека имеет явные преимущества перед фармацевтическими училищами, являясь единственным местом, где возможна обширная фармацевтическая практика при ограниченном количестве учеников и необходимом теоретическом изучении, выражая, таким образом, интересы частных аптекарей, для которых аптекарский ученик являлся, в первую очередь, низкооплачиваемым подсобным работником [2-3]. Кроме того, для обеспечения необходимого практического обучения фармацевтическая школа должна была бы заниматься вольной продажей лекарств, что ущемляло бы коммерческие интересы существовавших в той местности частных аптек.

Другим аргументом, выдвигаемым обществом в пользу сохранения аптекарского ученичества, являлось скудное материальное положение лиц, занимавшихся фармацевтической практикой и не способных дольше четырех классов платить за обучение в гимназии, а следовательно, позволить себе дополнительное обучение в фармацевтической школе (в течение двух лет). «В аптекарские ученики поступают сыновья тех, несомненно бедных родителей, которым предстоит, по недостатку средств, одно из двух: или отдать своего сына, прошедшего первые 4 класса гимназии, в аптеку на полное содержание собственника аптеки, или в обучение к ремесленнику» [2]. Санкт-Петербургское фармацевтическое общество не без основания полагало, что «если при таких фактах учредить низшую школу, а затем и высший фармацевтический институт, ...то понятно, что школы эти останутся пустыми или. мало посещаемыми» [2], в связи с чем общество предполагало только расширить программу экзаменов на звание аптекарского помощника.

Мнение фармацевтического общества о необходимости отчислить слушателей фармацевтических курсов с медицинского факультета, с «которым они по слушаемым ими лекциям не имеют ничего общего», и причислить их к физико-математическому факультету объяснялось тем, что большую часть лекций своего курса фармацевты слушали у профессоров данного факультета. Между тем присуждение званий и ученых степеней фармацевтам проходило на медицинском факультете, где в заседании принимал участие только один профессор фармации и фармакогнозии.

Данную критику представителями фармацевтического общества проекта реформ фармацевтического образования, который предполагал создание прогрессивных учебных заведений с унифицированными требованиями и программами обучения, повышение общего уровня образованности фармацевтических чиновников по всей России и, следовательно, шел вразрез с декларируемой целью создания фармацевтического общества, можно объяснить лишь общим социальноэкономическим кризисом в стране (отсутствие средств у населения и возможностей государственного финансирования фармацевтического образования наравне с медицинским образованием).

При разработке устава российских университетов 1884 г. Министерством внутренних дел к рассмотрению были приняты предложения Ю.К. Траппа и Санкт-Петербургского фармацевтического общества, предусматривавшие «как прежде, так и на будущее» сохранение аптечного ученичества в качестве начальной ступени фармацевтического образования. Обучение фармацевтов в университетах проходило во вновь организованных фармацевтических институтах при медицинских факультетах, осуществлявших подготовку аптекарских помощников, их аттестацию и научноисследовательскую работу. Очередными правилами для сторонних слушателей Императорских российских университетов в 1893 г. аптекарские помощники были допущены к посещению лекций не только на медицинском, но и на естественноисторическом отделении физико-математического факультета [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Протокол заседания 8 декабря 1876 г. (на правах рукописи) // Университетский устав 1863 года. СПб.: Типография Госафата ОГРИЗКО, 1863. Ч. 1. С. 1-14.

2. Об организации преподавания фармацевтам // Университетский устав 1863 года. СПб.: Типография Госафата ОГРИЗКО, 1863. Ч. 2. С. 1-13.

3. Правила для сторонних слушателей и студентов Императорских российских университетов. СПб., 1893. 47 с.

Поступила в редакцию 29 декабря 2011 г.

Balalykin D.A., Sergeyeva M.S. ON ROLE OF SOCIETY IN REFORMS OF PHARMACEUTICS EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 19th CENTURY

The article considers the influence of Saint-Petersburg pharmaceutical society on development of pharmaceutical education in Russia in the second half of 19th century. The main pre-conditions of reforms in the system of pharmaceutical education developed in the middle of 19th century are determined. The participation of pharmaceutical society in development and discussion of project’s organization of unified pharmaceutical education in Russia in 1875 is analyzed.

Key words: Saint-Petersburg pharmaceutical society; Medical commission; pharmaceutical school; pharmaceutical institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.