Научная статья на тему 'Заочные испытания как одна из форм аттестации фармацевтов в россии в первой половине XIX века'

Заочные испытания как одна из форм аттестации фармацевтов в россии в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТ / ЗАОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ВРАЧЕБНАЯ УПРАВА / CORRESPONDENCE TRIAL / UNIVERSITY / MEDICAL BOARD / PHARMACEUTIST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева М. С.

Описана аттестация фармацевтов в российских университетах, введенная уставами, учрежденными в первой четверти XIX века. Рассмотрено значение сложившихся правил очного и заочного испытания соискателей на фармацевтические звания. Указаны достоинства и недостатки заочной формы проведения квалификационных испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRESPONDENCE TRIALS AS A FORM OF QUALIFYING EVALUATION OF PHARMACEUTISTS IN RUSSIA OF THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

The article describes the qualifying evaluation of pharmaceutists in Russian universities introduced by the charters instituted in the first half of XIX century. The significance of well-established rules of full-time and correspondence trials of applicants for pharmaceutical degrees is considered. The merits and shortcomings of correspondence form of qualification trials implementation are indicated.

Текст научной работы на тему «Заочные испытания как одна из форм аттестации фармацевтов в россии в первой половине XIX века»

©. М. Сергеева, 2012 УДК 615.15:37]:93

М. С. Сергеева

заочные испытания как одна из форм аттестации фармацевтов в россии в первой

половине XIX века

ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

Описана аттестация фармацевтов в российских университетах, введенная уставами, учрежденными в первой четверти XIX века. Рассмотрено значение сложившихся правил очного и заочного испытания соискателей на фармацевтические звания. Указаны достоинства и недостатки заочной формы проведения квалификационных испытаний.

Ключевые слова: фармацевт, заочные испытания, университет, врачебная управа

THE CORRESPONDENCE TRIALS AS A FORM OF QUALIFYING EVALUATION OF PHARMACEUTISTS IN RUSSIA OF THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

M.S. Sergeyeva

The article describes the qualifying evaluation of pharmaceutists in Russian universities introduced by the charters instituted in the first half of XIX century. The .significance of well-established rules of full-time and correspondence trials of applicants for pharmaceutical degrees is considered. The merits and shortcomings of correspondence form of qualification trials implementation are indicated.

Key words: pharmaceutist, correspondence trial, university, medical board

Университетские уставы первой четверти XIX века представляли фармацевтам возможность сдавать экзамены на звание аптекаря на медицинских факультетах российских университетов Вильно, Дерпта, Москвы, Харькова и Казани. Обучение фармацевтов проходило в аптеках, школах и ботанических садах в рамках сложившейся в России до этого системы ученичества, включавшей 3 этапа: аптекарский помощник, провизор, аптекарь . До 1802 г каждый этап обучения заканчивался очным экзаменом в местных органах медицинского управления (в Москве - в Медицинской конторе, в Санкт-Петербурге - в Физикате, а на местах -в губернских врачебных управах [1]) при участии членов управы и аптекарей, "известных своей ученостью и опытностью"

В 1808 г. к процессу аттестации фармацевтов присоединилась Медико-хирургическая академия, где было открыто фармацевтическое отделение, ставшее, кроме того, первым местом обучения фармацевтов в высших учебных заведения России Наравне с медицинскими факультетами университетов академия принимала экзамены у сторонних фармацевтов . При этом ей принадлежало "исключительное право экзаменовать всех тех, кой в ней получили уже однажды свидетельства на какие-либо звания" [2]

Полученная высшими медицинскими школами возможность проводить испытания аптекарей позволила в дальнейшем разработать единую учебную программу, основанную на новейших достижениях фармацевтической науки, сформулировать квалификационные требования к специалистам и критерии оценки их знаний

На основании описанных изменений в системе фармацевтического образования Высочайшим Указом в 1809 г. управам было запрещено принимать экзамены на все фармацевтические звания, что исключало их из процесса аттестации фармацевтов Полноценно работавшие медицинские факультеты Московского, Харьковского, Виленского и Дерптского университетов и фармацевтические отделения академии в Санкт-Петербурге и Москве (медицинский факультет Казанского университета начал работу в 1814 г. ), однако, не могли удовлетворить потребности страны в специалистах всех фармацевтических званий

Эти обстоятельства послужили основанием для введения Правилами испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников 1810 г заочной аттестации на местах на низшее фармацевтическое звание - аптекарского помощника Все претендующие на высшие фармацевтические звания должны были лично явиться в университет или академию В

М. С. Сергеева - ст. преподаватель (serma@list . ru) .

качестве исключения фармацевтам, "не могущим почему либо испытываться лично", было разрешено обращаться во врачебные управы Даже в этих случаях врачебные управы не имели права самостоятельно составлять экзаменационные вопросы. В их задачи входила только организация письменного экзамена -получение по предварительному запросу из ближайшей высшей школы экзаменационных вопросов, обеспечение его добросовестного проведения и получение результатов от университета или академии . Отвечать на вопросы испытуемые должны были в присутствии членов управы и главного доктора, заверявших подлинность посылаемых ответов и препаратов, приготовленных по заданию профессоров . Готовые ответы и препараты врачебная управа должна была отправлять для оценки профессорам академии или университетов

Со временем обнаружились существенные недостатки этой формы проведения экзаменов Правила испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников 1810 г в связи с отсутствием необходимых условий для проведения заочных испытаний способствовали попустительству со стороны врачебных управ, из-за чего профессора университетов не имели возможности достоверно определить уровень теоретических знаний и практических навыков фармацевтов . Было замечено, что ответы, присылаемые из управ, "часто написаны не в присутствии членов управы, а вероятно на дому подвергающегося испытанию" [3]. Отправка почтой результатов практической работы на большие расстояния, "нередко за две тысяси верст и более", часто приводила к порче продукта, а также могла быть поводом к разным злоупотреблениям, "кои на самом деле усматриваются со стороны экзаменующихся" [2, л . 4, об . ] . Посылаемые в ответах из отдаленных мест препараты часто оказывались "не в надлежащем виде и доброте, что хотя может случиться от дальней пересылки оных, но иногда под таковым предлогом порчи от пересылки могут быть браны из аптеки препараты, давно уже заготовленные, к исследованию чего Академия не имеет никаких средств" [2, л 4, об ]

Первой попыткой отрегулировать этот процесс, предпринятой дополнительными правилами 1812 г , был запрет на проведение экзаменов на все высшие фармацевтические звания во врачебных управах Этими же правилами был определен обязательный срок, который специалисты должны были отработать в своем звании в аптеке для закрепления практических навыков: гезели - 3 года, провизоры - 1 год . Основным объяснением этого запрета были стремление соблюсти очередность в получении фармацевтических званий и забота о защите интересов фармацевтов, обучавшихся в академии .

Фактическое соблюдение этих правил было затруднено и

требовало юридического закрепления исключительных случаев, что и было сделано в указе министра внутренних дел от 7 февраля 1816 г Врачебным управам в качестве исключения было предоставлено право принимать экзамены у гезелей какой-либо отдаленной академии или университетов аптеки, пожелавших "экзаменоваться на провизорское звание", начальство которых "найдет невозможным уволить его для выдерживания испытания в обозначенные учебные заведения" [4]. Более точные условия, в частности "какое именно расстояние почитать дальним и какое близким при таковых испытаниях отсутствующих фар-мацевтиков" [5], сформулированы еще не были и это давало повод для различных махинаций

Из письма Попечителя Харьковского учебного округа тайного советника Карнеева нам известно о злоупотреблениях, допущенных Полтавской, курской и Херсонесской врачебными управами, которые "во зло употребляют оныя Высочайшия постановления, распространяя их на всех без различия" [4] . Вопреки существовавшим правилам управы запрашивали экзаменационные вопросы в ближайших городах (Орел, Курск, Полтава, Екатеринославль) для аптекарских учеников и гезелей частных аптек

На этих основаниях факультет был вынужден отказывать в прошениях "о письменном экзамене". Например, Орловской врачебной управе при отказе в вопросах для испытания гезеля Моравского указывались следующие обстоятельства: близкое расстояние от Харькова; неудовлетворительное объяснение причин, по которым он не может отлучиться из аптеки, поскольку в Орле много частных аптек; при заочном экзамене на звание гезеля Моравский "едва имел потребныя знания", а также не выслужил в звании гезеля требуемых трех лет

В качестве других доказательств "пристрастного испытания" во врачебных управах Попечитель приводил двукратное требование Курской управы вопросов для испытания гезеля Бейтлера, которому было отказано по причине близкого расстояния от Харькова и который, "явясь впоследствии в Медицинский факультет, оказался по испытании незаслуживающим звания Провизора [4], а также отсутствие ответов от Полтавской и Херсонской управ на посланные факультетом более полугода назад экзаменационные вопросы

Во избежание таких конфликтных ситуаций требовалось конкретизировать условия проведения заочной аттестации Министром духовных дел и народного просвещения в согласии с министром полиции 15 января 1819 г. был дан циркуляр, в котором утверждалось, что врачебные управы могут проводить испытания фармацевтов на высшие фармацевтические степени только в том случае, если "желающий выдержать экзамен, состоящий в службе . . . Аптекарский чиновник будет находиться от университета или от Медико-хирургической Академии далее четырехсот верст" [5] . Запросы тех, кто находится от "сих учебных заведений ближе сего расстояния, но никак не могут, по причине возложенных на них должностей, отлучиться от места пребывания своего", должны в первую очередь отправляться в Министерство полиции для "сношения" с Министерством духовных дел и народного просвещения, а с их согласия направляться в ближайший университет Врачебные управы не имели права принимать экзамены у аптекарских чиновников, не состоящих на государственной службе, кроме Сибирской и Кавказской губерний, а также Грузии "по причине отдаленности сих мест от медицинских учебных заведений" [5]

Принятые условия проведения заочного испытания в дальнейшем были дифференцированы в проекте правил испытания медицинских, фармацевтических и ветеринарных чиновников 1836 г. Для аптекарских учеников расстояние до высшей школы составляло 300 верст, а для аптекарских помощников - 400 верст. Для тех, кто не состоит в казенной службе, а работает в вольной аптеке, это расстояние увеличивалось в 2 раза . При этом во избежание обмена со стороны фармацевтов запрещалось одновременно или подряд подвергаться двум письменным экзаменам: "аптекарский ученик, получив звание аптекарского помощника, не может сразу просить экзамена на звание провизора" [6]

Там же были подробно прописаны правила, которым должны следовать высшие школы и управы в процессе проведения

заочного экзамена На академии и университеты возлагалась обязанность по составлению вопросов "по всем предметам, относящимся к предполагаемому экзамену" [6] При этом они должны были быть написаны "на особых листках", каждый из которых должен быть запечатан в отдельный конверт По факту получения экзаменационных вопросов врачебной управой назначалось собрание, на которое приглашался директор гимназии, а в случае его болезни или отсутствия - старейший учитель, один из "посторонних врачей и аптекарей, в городе находящихся" и желающий держать экзамен на очередное фармацевтическое звание .

Экзамен должен был проходить в присутствии обозначенного собрания Начинался экзамен с вскрытия печати одного из конвертов с вопросами Вскрывать конверты можно было только в присутствии экзаменующегося, который "обязан написать ответ в том же собрании" Письменный ответ без переписки набело должен быть подписан экзаменующимся и всеми членами собрания "в удостоверении того, что оный написан в их присутствии", после чего вскрывается следующий конверт В том случае, если испытуемый не успевал за один раз ответить на все вопросы и приготовить заданные препараты, экзамен прекращался и переносился на другой день "по назначению членов собрания" Оставшиеся вопросы должны были оставаться нераспечатанными до следующего собрания

Написанные и заверенные подписями присутствующих на экзамене ответы должны были в неизмененном виде быть отправлены на проверку в академию или университет "для суждений оных и дальнейшего по оным заключения"

В окончательном варианте Правил об экзаменах медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников 1838 г. отсутствует какое-либо упоминание о возможности проведения заочных испытаний как для низших, так и для высших фармацевтических званий Этими правилами в качестве одного из условий получения высших фармацевтических званий был введен обязательный курс университетских лекций по фармацевтическим наукам Посещение лекций аптекарскими помощниками и последующая сдача экзаменов на звание провизора сделали ненужным проведение заочных испытаний на высшие фармацевтические звания во врачебных управах

Сопровождаясь большим количеством нарушений, не позволяя достоверно определить реальный уровень знаний претендентов, заочная аттестация не учитывала новейших тенденций в развитии фармацевтической науки. Центрами научной фармации становятся кафедры фармацевтического профиля медицинских факультетов, а ее основными носителями - профессора университетов и академий . Фармация, выросшая к середине XIX века из области практических навыков в комплексную научно-практическую дисциплину, стала недоступной для самостоятельного изучения вне высших учебных заведений Очередные правила 1845 г. закрепили принятый в 1838 г. отказ от заочных испытаний

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинский В. П., Раскин Н. М. // Труды Ленинград . хим . -фарм . ин-та . - 1960 . - Вып . 10 . - С . 129 .

2 . ЦИАМ . Об изготовлении в университете вопросов для испыта-

ния фармацевтических чиновников 07 .08.1818 . Ф . 459 . - Оп . 1.

- Д . 989 . - Л . 3-3 об .

3 . Ильин Л. Краткий исторический очерк кафедры фармации и фар-

мацевтического отделения Императорской военно-медицинской академии . - СПб . , 1899 . - С . 23-24 .

4 . Об аптекарских и медицинских чиновниках, желающих держать

экзамены во врачебных управах . // Журн . Департамента народного просвещения . (СПб . ) . - 1821. - Ч .2 . - Кн . 8 . - С . 498 . ; С . 501-503 .

5 ЦИАМ Относительно аптекарских и медицинских чиновников, желающих держать экзамен во врачебной управе 15 янв 1819 г.- Ф . 459 . - Оп . 1,- Д . 989 .- Л . 10 об .-11.

6 ЦИАМ Проект правил об экзаменах медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников 1836 г - Ф 459 - Оп 2

- Д 11 - Л 37

Поступила 10 . 07 . 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.