УДК 378.1
ШИШОВ Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, директор института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Автор 156 научных публикаций, в т. ч. 8 монографий, 12 методических пособий
КАЛЬНЕЙ Валентина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Автор 148 научных публикаций, в т. ч. 7 монографий, 23 методических пособий
АРТЕМЬЕВА Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Автор 56 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 5 методических пособий
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТИПЕНДИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
В статье представлены результаты мониторинга стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования (ООВО), проведенного по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году. Мониторинг был направлен на изучение состояния стипендиального обеспечения обучающихся и определение необходимости разработки мер по его регулированию с учетом введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 года.
В ходе исследования рассматривалось соблюдение образовательными организациями требований нормативных и правовых актов, регламентирующих стипендиальное обеспечение обучающихся вузов России. Среди ключевых аспектов исследования раскрыты законность, независимость, добросовестность, конфиденциальность, информационная открытость, справедливое отношение. Были выявлены оптимальные критерии для назначения государственной академической стипендии студенту по результатам его деятельности. Эти критерии стали основанием построения модели мониторинга эффективности использования средств стипендиального обеспечения обучающихся в ООВО и способствовали выработке механизмов эффективного распределения средств стипендиального фонда. Они же позволили определить программные задачи правовой подготовки членов стипендиальных комиссий для решения проблем использования механизма стипендиального обеспечения как инструмента мотивации обучающихся в повышении качества образования.
Важными показателями обеспечения качества высшего образования становятся ориентация на запросы студентов и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Качество образования при
© Шишов С.Е., Кальней В.А., Артемьева С.И., 2014
этом рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий характеристики становления личности, условия и результаты образовательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательной организации, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Стипендиальное обеспечение обучающихся очной формы обучения остается заботой государства и является одной из мер мотивации студентов к учебе.
Ключевые слова: стипендиальное обеспечение, критерии эффективности, стимулирование учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, модель мониторинга эффективности, развитие мотивации студентов в повышении качества обучения.
По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году рабочая группа Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г Разумовского провела мониторинг стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования (ООВО). Целью мониторинга стипендиального обеспечения обучающихся в ООВО явилась выработка механизмов по эффективному распределению средств стипендиального фонда.
В мониторинге по стипендиальному обеспечению обучающихся приняло участие 304 образовательных учреждения высшего профессионального образования. Для анализа были использованы данные мониторинга стипендиального обеспечения 288 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Общее количество студентов в рассматриваемых образовательных учреждениях составляет 3 093 465 чел., из них студентов-бюджетни-ков очной формы обучения - 1 147 439 чел., т. е. 37 %, именно на них расходуются средства стипендиального фонда.
Формируется стипендиальный фонд (фонд материальной поддержки студентов) за счет субсидий федерального государственного бюджета (97,6 %) и за счет внебюджетных средств (2,4 %), к которым относят средства от доходной деятельности образовательного учреждения, а также спонсорскую помощь и добровольные пожертвования. В структуре внебюджетных средств формирования стипендиального фонда средства от доходной деятельности образовательного учреждения в три раза превышают
спонсорскую помощь и добровольные пожертвования.
Бюджетная часть стипендиального фонда расходуется по целевым направлениям, среди которых выделяют государственные академические стипендии (ГАС), государственные социальные стипендии (ГСС), материальную помощь (МП), повышенные государственные академические стипендии по постановлению Правительства от 08.11.2011 № 945, повышенные стипендии по постановлению Правительства от 02.07.2012 № 679 и иные цели.
Анализ выявил, что наибольшая доля в стипендиальном фонде принадлежит государственной академической стипендии (44 %), она создает минимальную материальную мотивацию успешной учебы. За счет повышенной государственной академической стипендии и повышенной стипендии (в сумме они составляют 20 % всего стипендиального фонда и 45,5 % фонда государственных академических стипендий) может быть ощутимо усилено действие государственной академической стипендии. В материальной поддержке студентов определенную роль могут играть средства, направленные на поддержание наименее социально защищенных студентов: сирот, инвалидов, студентов из малообеспеченных семей. Это государственная социальная стипендия и материальная помощь (в совокупности они составляют 27 % стипендиального фонда), а также, возможно, средства, направленные на иные цели (9 % стипендиального фонда), среди которых часто называются компенсация по медицинским показаниям, пособие по сроку
беременности, отпуск по беременности и родам. Среди других иных целей наиболее часто указываются: стипендия Ученого совета, стипендия Правительства РФ, стипендия Президента РФ, премирование студентов, единовременные поощрения студентов, повышенная стипендия старостам групп, активистам факультета (института), спортсменам.
По данным мониторинга, среднее значение величины государственной академической стипендии составляет 1463 р., что превышает минимально установленную величину 1200 р. на 2012 год и 1340 р. на январь 2013 года. Но здесь обнаружен сильный разброс данных.
По материалам мониторинга, в 16 % от общего числа ООВО, обучающих студентов-бюд-жетников по очной форме (47 вузов), средняя величина ГАС менее 1000 р. В 38 % от общего числа ООВО, обучающих студентов-бюджетни-ков по очной форме (113 вузов), величина государственной академической стипендии менее 1200 р. И в первом, и во втором случае имеет место нарушение нормативов по минимальному размеру стипендии.
В 174 образовательных учреждениях (62 % от общего числа образовательных учреждений, обучающих студентов-бюджетников по очной форме) величина ГАС соответствует нормативам минимального размера стипендии - 1200 р. в 2012 году и 1340 р. в 2013 году. Минимальные стипендии на границе норматива в 1200 р. выплачивают 65 образовательных организаций.
В 11 образовательных учреждениях нет разницы между размерами минимальной и максимальной ГАС, что говорит об отсутствии дифференциации стипендиальных выплат от оценки качества знаний.
Средняя взвешенная величина стипендии по числу студентов, получающих государственную академическую стипендию, составляет 2326 р.
Учитывая, что доля получателей государственной академической стипендии в общем количестве студентов-бюджетников очной формы обучения составляет 61,1 %, можно сделать вывод о хорошем уровне успева-
емости студентов бюджетной очной формы обучения.
Анализ качества знаний получателей государственной академической стипендии показывает, что в 239 образовательных учреждениях данный вид стипендии не выплачивается студентам, которые по результатам сессии имели оценки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
В 254 образовательных учреждениях государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам, которые по результатам сессии имели оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».
В мониторинге предусмотрен анализ выплаты студентам повышенной академической стипендии за успехи в учебной и научной деятельности (ст. 22 Типового положения «О стипендиальном обеспечении...»). В исходных данных по этому виду повышенной стипендии использовался только один показатель - количество получателей данного вида стипендии. Повышенную стипендию данного вида получают всего 205 782 студента, что составляет 17,9 % от количества студентов бюджетной очной формы обучения.
Общее количество студентов, получающих повышенную академическую стипендию, -65 426 чел., что составляет 5,7 % от количества студентов бюджетной очной формы обучения и 9,3 % от числа студентов, получающих государственную академическую стипендию. Размер этой части стипендиального фонда значительный, а именно 2 879 668 тыс. р., что составляет 35,4 % от фонда государственных академических стипендий. Таким образом, в среднем данный вид повышенной стипендии обеспечивает выплату на каждого получающего ее студента 8 802 р. Получателей повышенной академической стипендии по постановлению Правительства от 18.11.2011 № 945 в три раза меньше количества студентов, получающих повышенную стипендию по постановлению Правительства от 27.06.2001 № 487.
С нашей точки зрения, академическая стипендия должна играть стимулирующую роль.
Шишов,,С;Е;.И2Е;..Осн2в2ые.тенденции.^типе2диаль22£о.2бе^2ечения^тудентов.
Качество образовательных результатов с точки зрения данного проекта: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. федерального тестирования); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); результаты освоения студентами программы высшего образования; здоровье обучающихся (динамика); достижения студентов в научной деятельности; достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворенность студентов и родителей качеством образовательных результатов1.
Поэтому в мониторинге мы ставили задачу проследить корреляционные связи между выплатой ГАС и динамикой показателей качества образовательных результатов студентов. Целью ГАС должно стать предоставление возможности наиболее талантливым студентам не тратить свое время на зарабатывание денег на существование, а полностью сосредоточить свои силы на развитии собственного интеллекта, социальных навыков, профессиональных компетенций [2].
Ключевые аспекты изучения и оценки в рамках мониторинга эффективности использования средств стипендиального обеспечения следующие:
1. Законность. Администрация ООВО и органы студенческого самоуправления совместно и каждый из их сотрудников должны осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. Доведение до сведения студентов важной информации; периодическое обновление перечня нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по использованию средств стипендиального обеспечения; приоритет прав и интересов студентов при использовании средств стипендиального обеспечения. В своих действиях администрация ООВО и органы студенческого самоуправления, их руководство и сотрудники должны
исходить из того, что права и интересы получателей стипендиального обеспечения выше прав и интересов ООВО, студсоветов, их руководства и сотрудников.
2. Независимость. Руководство и сотрудники администрации ООВО и органов студенческого самоуправления в своей деятельности не должны допускать предвзятости, зависимости от третьих лиц, конфликта интересов, которые могут нанести ущерб получателям стипендиального обеспечения.
3. Добросовестность. Руководство и сотрудники администрации ООВО и органов студенческого самоуправления добросовестно, с необходимой степенью осмотрительности выполняют свои обязанности по расходованию бюджетных средств. При этом руководство и сотрудники администрации ООВО и органов студенческого самоуправления не используют неосведомленность или некомпетентность получателей стипендии в интересах руководства и сотрудников администрации ООВО и органов студенческого самоуправления; не допускают предвзятости в отношении получателей стипендии; не оказывают давления на получателей стипендии в целях совершения ими действий или бездействия вопреки их собственным интересам. Руководство и сотрудники администрации ООВО и органов студенческого самоуправления ответственно и справедливо относятся к получателям стипендии и друг к другу.
4. Конфиденциальность. Должностные лица ООВО и сотрудники студсоветов не разглашают имеющуюся в их распоряжении конфиденциальную информацию, за исключением случаев, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
5. Информационная открытость. Информация о правовом статусе, установленных целях и порядке предоставления стипендий, круг получателей и способы получения стипендий,
1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.
другая информация, раскрытие и публикация которой требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должна быть полной, своевременной, достоверной и доступной для получателей стипендий, других заинтересованных сторон и общества в целом.
6. Справедливое отношение. Руководство и сотрудники администрации ООВО и органов студенческого самоуправления обеспечивают равное и справедливое отношение ко всем получателям стипендий.
Рабочая группа пришла к выводу о целесообразности рекомендовать назначение государственной академической стипендии студенту при соответствии его деятельности одному или нескольким из следующих критериев: наличие не менее 50 % оценок «отлично»; признание студента победителем международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады, конкурса, соревнования, др.; награды за результаты научно-исследовательской работы; получение документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство); получение гранта на выполнение научно-исследовательской работы; наличие у студента публикации в научном международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании. А также - за особые достижения
студента в общественной деятельности: систематическое участие в проведении социально ориентированной, культурной деятельности в форме шефской помощи, благотворительных акций и иных подобных формах; общественной деятельности, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам человека, а также на защиту природы; общественно значимых культурно-массовых мероприятиях; систематическое участие студента в обеспечении защиты прав студентов; получение студентом награды за результаты культурно-творческой деятельности международного, всероссийского, ведомственного, регионального мероприятия; публичное представление студентом созданного им произведения литературы или искусства; получение студентом награды за результаты спортивной деятельности, осуществленной им в рамках спортивных международных, всероссийских, ведомственных, региональных мероприятий; систематическое участие студента в спортивных мероприятиях воспитательного, пропагандистского характера или иных общественно значимых спортивных мероприятиях [3].
При этом совершенно очевидным является факт недостаточности размера стипендиального обеспечения. Для возникновения стимулирующего эффекта повышения качества образования требуется увеличить размер государственной академической стипендии в несколько раз [1].
Список литературы
1. Артемьева С.И., Афанасьев В.В., Кальней В.А., Кузьмина М.А. и др. Стипендиальное обеспечение студентов как фактор мотивации повышения качества профессиональной подготовки: психолого-педагогические аспекты. М.; Калуга, 2013. 250 с.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Формирование кадрового потенциала для высокотехнологичных отраслей российской промышленности в условиях развития инновационных процессов в обществе // Шишов С.Е., Кальней В.А. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2013. Т. 2. № 1. С. 4-7.
3. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: моногр. М., 2013. 206 с.
References
1. Artem’eva S.I., Afanas’ev V.V., Kal’ney VA., Kuz’mina M.A., et al. Stipendial’noe obespechenie studentov kak faktor motivatsii povysheniya kachestva professional’noy podgotovki: psikhologo-pedagogicheskie aspekty [Student Scholarship as a Motivating Factor to Improve the Quality of Vocational Training: Psychological and Pedagogical Aspects]. Moscow, Kaluga, 2013. 250 p.
2. Shishov S.E., Kal’ney V.A. Formirovanie kadrovogo potentsiala dlya vysokotekhnologichnykh otrasley rossiyskoy promyshlennosti v usloviyakh razvitiya innovatsionnykh protsessov v obshchestve [Formation of Human Resources Potential for High-Tech Russian Industries During the Development of Innovative Processes in the Society]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial’no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and Development. Social and Humanities Research and Technologies]. 2013, vol. 2, no. 1, pp. 4-7.
3. Shishov S.E., Kal’ney V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatel’nogo protsessa v shkole [Monitoring of the Educational Process Quality at School]. Moscow, 2013. 206 p.
Shishov Sergey Evgenyevich
Institute of Social and Humanitarian Technologies, Razumovsky Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia)
Kalney Valentina Alekseevna
Razumovsky Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia)
Artemyevа Svetlana Ivanovna
Razumovsky Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia)
THE MAIN TRENDS IN STUDENT SCHOLARSHIP DISTRIBUTION AT RUSSIAN UNIVERSITIES
The paper analyzed the results of a student scholarship monitoring at Russian universities, initiated by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2013. The monitoring aimed to examine scholarship distribution and determine whether it needs to be regulated due to the enactment of the Federal Law “On Education in the Russian Federation” adopted on 29 December 2012.
We studied how well Russian higher education institutions comply with the regulatory and legal acts on scholarships. The key aspects of our research were: lawfulness, independence, good faith, confidentiality, information transparency, and fair treatment. Further, we identified the optimal criteria for issuing scholarship to a student based on his/her performance. These criteria formed the basis for a model aimed to monitor the use of student scholarship resources at universities and contributed to the development of mechanisms for effective distribution of the scholarship fund. Using these criteria, we set policy objectives of legal training for the scholarship committee to enable them to use the scholarship mechanism to motivate students and improve the quality of education.
To ensure a high quality of education, it is important to take into consideration students’ needs and create favourable conditions for their learning and development. The quality of education is regarded both as a composite indicator, taking into account personality formation and the conditions and results of the educational process, and as a criterion of the educational institution effectiveness and its conformity to regulatory requirements,
social and personal expectations. At present, providing scholarships to full-time students falls within the state’s responsibility and is one of the ways to motivate students.
Keywords: scholarship, performance criteria, promoting learning and research among students, performance monitoring model, motivating students to improve the quality of education.
Контактная информация: Шишов Сергей Евгеньевич адрес: 109004, Москва, Земляной вал, д. 73;
e-mail: [email protected]
Кальней Валентина Алексеевна адрес: 109004, Москва, Земляной вал, д. 73;
e-mail: [email protected] Артемьева Светлана Ивановна адрес: 109004, Москва, Земляной вал, д. 73;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Сковородкина И.З., доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова