Научная статья на тему 'Основные тенденции развития сферы образовательных услуг'

Основные тенденции развития сферы образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1440
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семендуев Валерий Ильич, Цыбулина Дарья Николаевна

Реформирование отношений собственности, радикальные преобразования экономической системы России создали условия для выделения образовательных услуг в самостоятельную сферу интеллектуальной деятельности. Изменения в этой сфере и формирование соответствующего сегмента на российском рынке требуют фундаментальных исследований, поскольку имеют определенную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития сферы образовательных услуг»

УДК 338.46 ББК 65.497.4 С 30

В.И. Семендуев

Кандидат политических наук, доцент кафедры экономической теории, экономики и управления НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей», г. Краснодар. Тел. (918) 444 70 70, e-mail: inep@mailkuban.ru.

Д.Н. Цыбулина

Аспирант очной формы обучения кафедры экономической теории, экономики и управления НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей», г. Краснодар. Тел. (861) 231 89 09, e-mail: inep@mailkuban.ru.

Основные тенденции развития сферы образовательных услуг

(Рецензирована)

Аннотация. Реформирование отношений собственности, радикальные преобразования экономической системы России создали условия для выделения образовательных услуг в самостоятельную сферу интеллектуальной деятельности. Изменения в этой сфере и формирование соответствующего сегмента на российском рынке требуют фундаментальных исследований, поскольку имеют определенную специфику.

Ключевые слова: тенденции развития, организационно-экономический механизм, рынок образовательных услуг, система высшего образования.

V.I. Semenduev

Candidate of Politics, Assistant Professor of the Economic Theory, Economics and Management Department, Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (918) 444 70 70, e-mail: inep@mailkuban.ru.

D.N. Tcibulina

Post graduate student of the Economic Theory, Economics and Management Department, Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (861) 231 89 09, e-mail: inep@mailkuban.ru.

The essence tendencies in development of sphere of educational services

Abstract. Reforming property relations and radical transformations of the economic system in Russia have created conditions for allocation of educational services in independent sphere of intellectual activity. Changes in this sphere and formation of a corresponding segment in the Russian market demand basic researches since they have certain specificity.

Keywords: development tendencies, the organizational-economic mechanism, the market of educational services, higher educational system

Происходящие в российском обществе глубокие экономические и политические преобразования оказывают воздействие и на систему высшего образования в стране. Огромный потенциал российской высшей школы переживает сегодня один из самых тяжелых этапов в своем развитии. Экономический кризис в стране, либерализация цен, инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета и кризис бюджетного финансирования - все это привело к тому, что учреждения образования испытывают острую нехватку финансовых и материально-технических ресурсов, государственное финансирование запаздывает и не покрывает всех потребностей вузов. Вследствие этого снижается качество образования, сворачиваются фундаментальные исследования,

разрушаются научные школы, усиливается социальная дифференциация в доступе к качественному образованию, снижается уровень социальной поддержки учащихся и работников системы образования.

В современной системе высшего образования происходит ряд изменений: осуществляется переход на многоуровневую систему профессионального образования на основе государственного образовательного стандарта, реформируется организационноэкономический механизм функционирования высшей школы, меняются отношения собственности, быстро растет негосударственный сектор высшего образования, усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных услуг.

Смена экономического курса России в сторону инновационного пути развития, ориентация на повышение эффективности экономики предполагает качественные изменения, структурные преобразования, новые подходы к формированию и развитию образовательной сферы. Поэтому формирование полноценного и эффективно функционирующего рынка образовательных услуг нужно рассматривать как необходимое условие, как основное средство реализации стратегии на поддержание высокого уровня производства и конкурентоспособности на мировом рынке.

Уровень университетского образования в России по отношению к численности населения в сравнении с другими странами резко отставал. Так, на 1 января 1955 года на 10000 человек населения в России приходился один студент университета. Сравним эти данные с численностью студентов на 10000 человек населения в России 1980 года - 219 студентов, но уже в 1990 году их только 190, что на 13,2 % меньше. За этот же период в США число студентов возросло на 5,3% [1].

Высшее образование, управление высшей школы неоднократно подвергалось реконструкциям приблизительно раз в четверть века: 1800-е, 1830-е, 1860-е, 1880-е, 1900-е, 1930-е, 1950-е и, наконец, в 1980 годы. Исторический анализ причин реформ управления высшей школой в нашей стране позволяет проследить многочисленные перестройки в начале каждого нового государственного правления, влекущие за собой реконструкцию управления высшей школой.

Таким образом, система управления образованием и факторы, определяющие процесс финансирования образовательных учреждений, зависят от форм государственного правления.

С началом спада экономической конъюнктуры (70-е годы) и введения режима жесткой экономии во многих странах возникла потребность «заставить высшую школу зарабатывать деньги». В этих условиях ряд проблем, связанных с развитием высшего образования, был решен за счет частного сектора.

В подтверждение сказанному отмечается, что в России неуклонно растет число негосударственных образовательных учреждений, особенно высших. Так, в 1997 году из 890 вузов их насчитывалось 302, в 1998году уже 334 [2].

Согласно закону РФ «Об образовании», в настоящее время различаются три основных уровня профессионального образования: начальное профессиональное, среднее

профессиональное и высшее профессиональное [3]. Однако в рамках каждого из уровней в последние 5 - 6 лет выделились подуровни, каждый из которых представляет собой завершенное образование, удостоверяемое соответствующим сертификатом.

Говоря о преимуществах многоуровневой организации образования, следует отметить, что она существенно расширяет возможности выбора различных образовательных и профессиональных программ, способствуя более полной реализации личности, более полному мотивационному обеспечению учебной деятельности, преодолению «принуждающего» обучения. Это содействует более рациональному заполнению социальных ниш. Выпускники таких учебных заведений в значительной степени ориентированы на рынок, а сами учебные заведения формируют свои образовательные программы в зависимости от уровня занятости и уровня предложения.

Многоуровневая подготовка в максимальной мере приближает отечественное образование к международным профессиональным образовательным стандартам.

Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных уровней образования - начального и среднего профессионального или среднего и высшего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях переходят на более высокий основной уровень образования. Поэтому ступенчатая система подготовки кадров особенно эффективно действует в рамках учебных комплексов, объединяющих на договорных началах лицеи (профтехучилище) и колледжи (техникум), колледж и ВУЗ.

Таким образом, к проблемам образования на современном этапе относится структурная перестройка системы образования. Структурная перестройка - это существенный внутренний ресурс и одновременно фактор развития образования, который обеспечивает гибкость и динамизм, а также способность своевременного удовлетворения меняющихся потребностей личности и общества.

Становление рыночных отношений в сфере образования и развитие инфраструктуры рынка образовательных услуг в нашей стране носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит

перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, обновляется содержание образовательных программ и др. С другой стороны, обозначился и все более обостряется ряд проблем, к которым, в первую очередь, можно отнести неприспособленность значительного числа вузов к работе в условиях нарастающей конкуренции.

В сложившихся условиях остро встает проблема повышения конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг. Образование в системе ценностей человека играет важную роль, что во многом объясняет повышенный спрос на услуги образовательных учреждений. Рост спроса на образовательные услуги, в том числе платные, даже в период кризиса говорит о том, что рынок образовательных услуг является одним из важнейших и востребованных типов рынка.

По определению, принятому 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Сочетание «процесс и результат» свидетельствует о правомерности выбора образовательных услуг в качестве объекта маркетинга.

Рынок часто формирует прагматичный спрос на те или иные образовательные услуги. Практика стран Запада выработала инструмент противостояния образовательных ценностей господствующей рыночной среде. Этим инструментом является социально-ориентированный маркетинг образовательных услуг, который предполагает, что главная задача учебного заведения - определять нужды, потребности и интересы их клиентов, приспосабливать организацию к тому, чтобы удовлетворять их.

Все более активную роль в руководстве профессиональным образованием играют органы власти и управления субъектов федерации, а также местного самоуправления. Одной из проблем профессионального образования в условиях развития рыночных отношений, вошедших в концепцию реформирования системы образования, является проблема регионализации образования. Есть несколько причин, побуждающих проводить активную политику в части регионализации образования. Первая связана с необходимостью обеспечить более широкий доступ населения любой территории к качественному образованию. Вторая причина обусловлена тем, что в условиях рынка в каждом регионе объективно необходимо установление более прочных связей между уровнем развития образования и развитием производства. Проблема сбалансированного развития территориальных систем производства и высшего образования приобретает ныне особую важность и практическую значимость.

Регионализация высшего образования предусматривает переход к подлинному многоканальному финансированию высшей школы. Объявив регионализацию одним из

важнейших направлений развития отечественного образования, федеральные власти до сих пор практически не исследовали реальные возможности такого финансирования. Число регионов с бездефицитным бюджетом за последнее время сократилось до нескольких и совершенно очевидно, что 9/10 из них ныне не в состоянии эффективно поддерживать свои региональные системы высшего образования [1].

В этих условиях образовательный потенциал регионов может быть увеличен лишь за счет разумного сочетания внешних и внутренних ресурсов. К числу внутренних ресурсов можно отнести параллельное развитие государственного, негосударственного и муниципального высшего образования. К числу внешних - всемерное расширение участия региональных вузов в реализации многочисленных международных образовательных программ и проектов.

Сбалансированное, устойчивое развитие региона возможно при наличии адекватно развитой системы профессионального образования. Отсутствие, недостаточное или чрезмерное развитие одного из звеньев этой системы может негативно отразится как на развитии отдельных подсистем региональной экономики или социальной сферы, так и региона в целом.

Однако сравнительные исследования высшего образования еще не получили в России должного развития. В 1988 году с трибуны высокого форума впервые за 70 лет было сказано о тенденции к замедлению развития образования в стране по сравнению с развитыми зарубежными странами и той опасности, которую эта тенденция представляет. Центром социологического исследования МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН при участии сотрудников американских университетов (университет Дюка и Колумбийский университет) проведено исследование, которое было основано на интервью, взятых методом «face-to-face» у 3839 респондентов, представляющих три возрастные группы молодежи России - 17, 24, 31 год [4]. По данным исследования, незаконченное среднее образование имеют около 5% двадцатичетырехлетних и 1,5 % тридцатилетних граждан. Считается, что для современного общества необходимы определенные пропорции в образовательной структуре населения: 1 доктор наук на 10 инженеров и 100 промышленных работников со средним образованием. Такой видится пропорция для постиндустриального общества. Ни в советском обществе, ни в настоящее время она не выдерживается. Лишь 30% тридцатилетних имеют высшее образование и всего

0,1% - ученые степени. Типичный уровень образования - техникум (более трети опрошенных в возрасте 24 и 31 год). Учеба как главный вид деятельности молодых людей отходит на второй план, оттесняемая стремлением заработать. Молодежь продолжает ценить высшее образование в качестве средства получения хорошей профессии (45 - 57 % по всем группам опрошенных) [1].

Возникла необходимость создания и отработки нового финансово-хозяйственного механизма деятельности образовательных учреждений, учитывающего законы рыночной экономики и отражающего реалии общественной жизни. Обратимся к зарубежному опыту.

По каким каналам поступают средства, направляемые в сферу образования, и чем отличаются заграничные модели финансирования от отечественной? Отличие, прежде всего, в том, что далеко не все средства, предназначенные для оплаты расходов на функционирование образовательных учреждений, государство сосредотачивает в своих бюджетах. Например, косвенное финансирование стимулируется путем налоговых льгот и скидок в США - привлечение в систему образования средств из некоммерческих фондов крупных и мелких фирм [5].

Вообще характерно, что во всех развитых странах финансирование осуществляют несколько органов государственного управления. Хотя они различны для этих стран, но роднит их то, что каждый орган управления выделяет финансовые средства органу управления образованием того уровня, который ему подотчетен, и на те цели, в которых он компетентен и может оценить целесообразность выделяемых средств, а также правильность их использования.

Например, если в США внебюджетные средства составляют от 60 - 70% доходов учебных заведений и включают в значительной мере плату за обучение, то в Германии они составляют более 10% доходов учебных заведений и направляются исключительно на НИР. В этом смысле Англия, Италия и Франция занимают промежуточное положение. Несколько особняком стоит Япония. Хотя в этой стране и принята американская система образования и государственный сектор финансирует около 60% образования, все же только около половины этих средств поступает из бюджета центрального правительства. Сходство Японии с США наблюдается только в том, что доля расходов студентов местных (частных) колледжей существенно выше, чем у их сверстников, обучающихся в государственных колледжах [4].

В настоящее время в Российской Федерации проблемы финансирования на современном этапе складываются из следующих составляющих.

Низкий уровень финансирования высшей школы. В Федеральной программе развития образования, принятой Правительством Российской Федерации, отмечается неудовлетворительное финансирование образования, которое признается одним их главных факторов и источником кризисных ситуаций в системе образования. По оценке специалистов Комитета по образованию и науке государственной Думы Федерального собрания РФ, на состоявшихся в сентябре 2009 года Парламентских слушаниях реальные бюджетные расходы по образованию и науке сократились в 5 - 10 раз (в зависимости от уровня образования) [1].

Невыполнение принятых законов по высшему образованию, что свидетельствует о падении заинтересованности государства в сфере высшего образования. Слабая востребованность обществом знаний молодых специалистов - выпускников вузов, особенно в области наукоемких и высокотехнологичных производств, а также некоторых гуманитарных наук.

Остается невысоким общий интеллектуальный и культурный уровень населения в нашей стране, который характеризуется малой долей лиц с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве (в России каждый 10-й специалист против одного из 5 в США). Существует отставание от развитых стран по числу специалистов, работающих в области естественных наук.

Отрицательно сказывается на развитии системы высшего образования разрыв между образовательными структурами России и развитых стран мира, для которых характерны динамизм, быстрая адаптация образования к изменениям в сфере экономики, науки, культуры.

Деятельность образовательного учреждения возможна только в условиях соответствующего ресурсного обеспечения. Финансирование образовательного учреждения осуществляется учредителями в соответствии с договором между ними. Объем финансирования учредитель устанавливает, исходя из предполагаемого объема и качества тех результатов деятельности подчиненного ему образовательного учреждения, в которых он значительно заинтересован [2]. А значит учредитель, безусловно, заинтересован и в динамичном развитии системы образования, поэтому он в различных формах и по различным каналам будет оказывать финансовую поддержку и обучающимся, и образовательным учреждениям.

Мировой опыт показывает, что результаты деятельности образовательных учреждений важны не только для государства. Образовательное учреждение потенциально имеет много других заказчиков, заинтересованных в результатах его деятельности, поэтому его финансирование, как правило, будет осуществляться из многих источников и по нескольким каналам движения финансовых средств от заказчика к образовательному учреждению [4]. Автономность хозяйственной деятельности образовательного учреждения регламентируется законом «Об образовании» и договором с учредителем [5]. Проблема финансирования образовательного учреждения в России решается за счет средств бюджетов всех уровней. Проектом реформы образования в Российской Федерации предусматривается новая структура финансовых потоков, которая дифференцируется по уровням источников финансовых ресурсов. В проекте Национальной доктрины образования в Российской

Федерации (далее Доктрина) тесно увязаны стратегические цели образования с развитием российского общества. В доктрине указано на то, что образование является основой социально-экономического и духовного развития России, а потому оно признается сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного капиталовложения. Для реализации целей, определяемых Доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов финансирования системы образования. Впервые в основополагающем государственном документе, которым является Доктрина, образование выступает как антикризисная мера, для ее реализации в расходной части федерального бюджета предусматривается от 6 до 9 % на разных этапах.

За последнее десятилетие произошли серьезные изменения спроса на рынке труда. Какие профессии пользуются наибольшим спросом сегодня, и какие из них являются самыми карьерными, с точки зрения оплаты труда, рассмотрим на примере рынка труда Краснодарского края: прирост потребительских цен за период с 01.01.2008 по 01.01.2009 года составил 19,6%, а прирост официального курса доллара к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, -10,5% [2]. Это говорит о том, что реальный уровень прироста заработной платы меньше ровно на 19,6 %, но нулевой прирост подтверждает то обстоятельство, что заработная плата специалиста успевает за темпом роста потребительских цен, а значит за уровнем инфляции. С развитием в России рыночных отношений для большинства предприятий процветание зависит от региональной сбытовой сети, наличия коммерческих региональных связей. Рост заработной платы (107,4%) наблюдается у менеджеров по сбыту, менеджера по внешнеэкономической деятельности, рекламе и маркетологов почти на 50%. Кроме того, наблюдается максимальный рост заработной платы у юристов, особенно юристов-международников (136,1%), что оправдывается стремлением Росси стать правовым государством.

Если на рынке труда Краснодарского края популярны вышеперечисленные профессии, то и на региональных рынках потребность в указанных профессиях сохраняется, с той лишь разницей, что размер оплаты труда ниже. В связи с этим нетрудно понять, какие специальности будут самыми престижными. Это подтверждает социологическое исследование, проведенное в исследуемом регионе в 2009г. На вопрос «Какое образование Вы бы хотели получить?» ответ - «экономическое» - дали 50% респондентов в возрасте от 14 до 17 лет (старшеклассники) и 45,6% респонденты в возрасте 19-21 лет (старшекурсники вузов) [3]. Отсюда и проблемы профессионального образования на современном этапе. Необходимо в сфере образовательных услуг расширять перечень предлагаемых специальностей по финансово-экономическому и юридическому профилям.

Одним из методов повышения устойчивости образовательного учреждения является диверсификация образовательных услуг [4]. Средние специальные и высшие заведения начали активно реализовывать свои диверсификационные возможности уже в 80-х гг., когда система образования оказалась перед лицом сложнейшего и противоречивого комплекса воздействовавших на нее факторов.

Среди них можно выделить следующие:

1. Изменение структуры экономики, тенденций ее развития, в том числе:

- рост насыщенности квалифицированными специалистами отраслей материального производства, изменения динамики квалификационной структуры кадров;

- появление новых экономических структур, отличающихся известным разнообразием;

- снижение спроса на высококвалифицированные кадры.

2. Изменение места и роли личности в сфере образовательных услуг.

- освоение субъектами образовательного процесса новых ролей: абитуриент становится потребителем образовательных услуг, учебное заведение - их производителем, выпускник - продавцом своей компетенции и квалификации (рис. 1).

3. Изменение места и роли средних специальных и высших учебных заведений в образовательном пространстве:

- расширение возможностей для импортирования зарубежных академических моделей;

- усиление регионализации среднего профессионального и высшего образования;

- возникновение и обострение конкуренции между образовательными учреждениями.

Выявленные проблемы рассмотрим в свете концепции оказания образовательных

услуг.

Парламентские слушания Комитета Государственной думы по образованию и науке, проходившие в начале 2009 г., были посвящены обсуждению концепции очередного этапа реформирования российского образования. С государственной точки зрения необходима разработка организационно-экономических механизмов, способных реформировать систему образования. Очередной этап реформирования образования - это выбор стратегического направления движения общества в области образования [13].

Если в Концепции предполагается реформирование содержания образования, то в Национальной доктрине предусматривается установление приоритета образования в государственной политике. В Концепции нет предложений по фундаментализации образования и его опережающем характере. Разработка доктрины должна включать в себя все проблемы образовательного пространства страны, в том числе:

1. Выход на Международный рынок образовательных услуг (МРОУ).

2. Усиление регионализации высшей школы (создание ассоциаций вузов региона, развитие региональной компоненты государственных образовательных стандартов, для решения ряда проблем: по выходу на МРОУ, по формированию базы для дистанционного обучения и др.).

3. Совершенствование управления системой образования на региональном уровне с учетом особенностей перспективного социально-экономического развития регионов.

За период реформирования приняты Закон «Об образовании» и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [2]. Для их развития приняты нормативноправовые акты, которые создали правовую основу для российской системы образования в условиях становления правового государства, изменения государственно-политического и социально-экономического устройства страны [3]. В этих условиях принята Государственная программа подготовки управленческих кадров.

Сегодня высшая школа переходит на многоуровневое образование, что связано с освоением государственного образовательного стандарта. Последний недостаточно учитывает региональный компонент, который может учитываться в стандарте вуза. Конкретно в республике особенности системы развития высшего профессионального образования определяются как структурой хозяйства Краснодарского края и ее будущими изменениями, так и новой спецификой самого региона, экономика которого функционирует в режиме Особой экономической зоны, действующей на территории России. При этом проявляется главный принцип формирования и развития этой системы - максимально возможное самообеспечение в подготовке дипломированных кадров по основному набору специальностей, соответствующему современной и будущей структуре экономики области.

Примечания:

1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 2007. 147 с.

2. Абалкин Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России. Экономист. 2009. № 8. С. 3-9.

3. Джалалов С., Боков В.В. Прогнозирование развития системы высшего образования Российской Федерации в условиях структурной перестройки экономики // Экономика высшей школы: сб. НИИВО. Вып. 1. М., 2005.

4. Board Approves New Definition // Marketing News. 2005. 1 March. P. 1.

5. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper & Row, 1954. 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.