О. В. Калугина, аспирант кафедры экономики и управления на предприятиях торговли, Российский государственный торгово-экономический университет e-mail: kalugina-ov@mail.ru
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Статья посвящена выявлению основных особенностей развития автомобильного рынка в условиях кризиса и посткризисный период. Представлена сравнительная динамика продаж автомобилей в условиях экономической нестабильности. Анализ выявленных тенденций позволяет заполнить пробелы в области регулирования и дальнейшего стимулирования развития автомобильной промышленности и автомобильного рынка.
Ключевые слова: автомобильный рынок, кризис, динамика продаж, кредитование, финансовая модель, государственное стимулирование.
Автомобильный рынок в период кризиса 2008-
2009 годов характеризовался рядом отрицательных тенденций, в том числе уменьшением объема оборота малых предприятий, значительным сокращением численности работников, банкротством. В рамках антикризисных мер активизировалась государственная поддержка, способствующая поддержанию данного сектора экономики как на федеральном уровне, так и в регионах.
Начавшееся в 2010 году восстановление российского рынка оказало положительное воздействие на дальнейшее развитие сегмента продаж автомобилей. Несмотря на значительные запасы готовой продукции и проблемы с ликвидностью, преследовавшие российских дилеров в 2009 году, многие крупные компании смогли сохранить свою деятельность во время финансового кризиса, успешно реструктуризировать свои долги, а также увеличить объем продаж по сравнению с 2009 годом. Как и ожидалось, некоторые некрупные и монобрендовые автомобильные дилеры были вынуждены уйти с рынка. Это позволило более сильным игрокам увеличить рыночную долю за счет ослабевших конкурентов и получить дополнительные преимущества по мере восстановления отрасли.
На сегодняшний день дилеры вновь возвращаются к стратегии региональной экспансии, что позволяет говорить о дальнейшем потенциале инвестиционной активности в сегменте. Существенные изменения рынка, произошедшие в 2009-2010 годах, привели к заметной трансформации конкурентной среды и операционной структуры дилерского сегмента. Большинство дилеров, успешно преодолевших кризис, переходят от старой модели бизнеса, при которой основную выручку обеспечивали продажи новых автомобилей, к более зрелой модели, ориентированной на другие источники прибыли. Следуя тенденции, наблюдаемой на развитых рынках, российские дилеры обеспе-
чивают себе более высокую доходность за счет наращивания продаж подержанных автомобилей и послепродажного обслуживания. Как правило, рентабельность при продаже подержанных автомобилей в два раза выше, чем при реализации новых. При этом доходность от продаж запасных частей и послепродажного обслуживания на развитых рынках превышает 50%. Указанные тенденции будут определять дальнейшее направление развития дилерских сетей в России и способствовать восстановлению сегмента.
Результаты продаж в первом полугодии 2011 года превзошли ожидания экспертов. Если темпы продаж сохраняться в течение второго полугодия, то по итогам года российский автомобильный рынок приблизится к докризисному уровню.
По прогнозам министерства торговли и промышленности, если не случится никаких экономических потрясений, к 2014 году Россия выйдет на первое место в Европе по продаже новых автомобилей [4]. Для этого потребуется продавать чуть более 3 миллионов автомобилей в год.
В 2010 году российский автомобильный рынок показал устойчивые темпы роста благодаря восстановлению индекса потребительской уверенности, отложенному спросу после кризиса и мерам государственного стимулирования. В результате продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30% по сравнению с 2009 годом, что превысило ожидания многих отраслевых экспертов и аналитиков [5]. В течение всего года государство проводило системную политику поддержки автомобильной отрасли.
Старт программы утилизации старых автомобилей в марте 2010 г. дал толчок к росту продаж и восстановлению рынка (рис. 1). Благодаря этой программе автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста за счёт общего оздоровления экономики, роста среднедушевых доходов, восстановления рынка автокредитов.
Кроме того, министерство промышленности и торговли РФ предложили изменения, действующему режиму промышленной сборки, которые предусматривают ужесточение требований к автопроизводителям с целью ускорения локализации производства комплектующих в России.
Продление программы утилизации старых автомобилей на 2011 год стимулировало рост продаж новых автомобилей за полгода в среднем на 10% в месяц. Общий объем продаж за первую половину 2011 г. приблизился к докризисному уровню.
На рисунке 2 представлена сравнительная динамика продаж легковых автомобилей за 20082011 гг.
Анализируя данные диаграммы 2, мы видим, что за первые шесть месяцев 2011года продажи новых легковых автомобилей выросли на 57% в количественном выражении и на 85% - в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Общий бюджет программы утилизации легковых автомобилей старше 10 лет, которая началась в марте 2010 года, достиг 30 млрд рублей, и к первому июлю 2011 года были выданы все запланированные 600 тыс. свидетельств (табл. 1). Около 77% всех машин, проданных по схеме, являются продукцией АВТОВАЗа [6]. В течение 2-го полугодия потребителям будут переданы оставшиеся 110 тысяч автомобилей.
Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, укрепление рубля, рост экономики и снижение безработицы. В то же время столь значительный рост частично объясняется эффектом «низкой базы» первого квартала
2010 года.
По оценкам специалистов в 2011 году автомобильный рынок России продемонстрирует примерно такие же темпы роста. Росту рынка помимо программы по утилизации старых автомобилей по-
300 -I
250 -
200 -
150 -
100 -
50 -
июн.ОН окт.08 фев.09 ^гои.ОЭ окт.09 фев.10 июн.10 скт.Ю фев. 11 июн.11
Рис. 1. Динамика продаж легковых автомобилей в РФ в 2008-2011 гг., тыс. шт.
0 J
янв фев март апр май июн июл авг сен окт нояб дек
Рис. 2. Сравнительная динамика продаж легковых автомобилей в РФ в 2008-2011 гг., тыс. шт.
могает и льготное автокредитование. В 2011 году планируется выдать не менее 130 тысяч льготных автокредитов, всего с начала работы программы льготного автокредитования были получено 533 тысячи заявок, из них были удовлетворены 260 тысяч автокредитов.
Ожидается, что в 2011 году в России будет продано около двух миллионов автомобилей. Некоторые эксперты отмечают, что, несмотря на все успехи, достигнуть докризисного уровня удастся не ранее конца 2012, начала 2013 года.
Благодаря перенесению производств иностранных марок в Россию и их удешевлению, они пользуются всё большей популярностью. По итогам двух кварталов 2011 года объем продаж новых импортируемых иномарок вырос на 60% в количественном выражении и на 82% в денежном; одним из факторов увеличения спроса на иномарки явилось укрепление курса рубля (табл. 2).
Количество иномарок, произведённых в России в первой половине 2011 г., почти на 50% выше, чем в 2010 г. за аналогичный период.
Рост российского автомобильного рынка в июле резко замедлился и составил всего 32%, посткри-зисный эффект отложенного спроса исчерпан.
Кроме того, рост затормозили проблемы японских концернов - продажи Toyota, которые ещё в марте росли на 168%, в июле 2011 г упали на 11% [3]. Автомобильный рынок России вопреки пессимистичным прогнозам, звучавшим после экономического кризиса, быстро восстановился и вскоре достигнет докризисного уровня. Изменились и качественные показатели роста, до кризиса рынок рос в основном за счет новых и подержанных импортных авто, сейчас доминирует автомобили, собранные внутри страны. Тенденция восстановления рынка после кризиса очевидна. Подтверждением этого являются как растущие производственные показатели российских автозаводов, так и увеличивающиеся объемы продаж иностранных автомобилей.
Катализатором роста продаж российского рынка легковых автомобилей в первом полугодии 2011 г во многом является государственное стимулирование. Оно представлено рядом стимулирующих программ для поддержки автомобильной отрасли, а именно:
- программа утилизации старых автомобилей;
- субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным на приобретение автомобилей российской сборки;
Таблица 1
Программа утилизации старых автомобилей
Ход программы утилизации Количество, тыс. шт.
1-ый этап утилизации (8 марта 2010 года - 21 июня 2010 года) 200
2-ой этап утилизации (22 июня 2010 года - 16 марта 2010 года) 300
3-ий этап утилизации (25 апреля 2011 года - 4 июля 2011 года) 100
Итого 600
Авто, переданные покупателям в 2010 году 270
Авто, переданные покупателям в 2011 году (по состоянию на 2 июля 2011года) 220
Оставшиеся авто, которые должны быть переданы покупателям в 2011 году 110
Источники: Минпромторг, открытые источники PwC
Таблица 2
Доля и прирост российских и иностранных марок автомобилей
Категория автомобилей Тыс. шт. Изменение, % Млрд. долл. США Изменение, %
янв-июнь 2011 г. янв-июнь 2010 г. янв-июнь 2011 г. янв-июнь 2010 г.
Российские автомобили 310 235 +32% 3,5 2,3 +52%
Иномарки российского производства 440 248 +77% 10,2 5,0 +104%
Импорт новых автомобилей 410 257 +60% 13,5 7,4 +82%
Итого: 11601 740 +57% 27,2 14,7 +85%
1 Объем рынка легковых автомобилей согласуется с данными АЕБ, которые включают продажи легких коммерческих автомобилей
Источники: АЕБ, Госкомстат, ГТК, АСМ-Холдинг, Автостат, данные PwC
- введение заградительных пошлин на автомобили для поддержки отечественных производителей и замещение импорта;
- прямые субсидии и гарантии российским автоконцернам;
- увеличение объемов государственных закупок автомобилей отечественного производства, в том числе новых иностранных брендов местной сборки;
- изменение сроков перехода к новым экологическим стандартам по эмиссии углекислого газа и организации производства высокооктанового топлива, отвечающего стандартам Евро-4.
Очевидно, что в ближайшей перспективе одним из самых востребованных на российском рынке останется сектор недорогих автомобилей. Во многом это обусловлено недостаточными возможностями для покупки более дорогой техники. Особенно это стало очевидным в кризисный и пост-кризисный периоды, на фоне увеличивающихся потребительских цен, а также растущей стоимости ГСМ. В определенной степени подтверждением востребованности более дешевых автомобилей яв-
ляется сохранение спроса на бывшие в эксплуатации иномарки.
В целом в первом полугодии 2011 г. закрепились сформированные ранее тенденции. Продолжалось сотрудничество иностранных компаний с российскими автопроизводителями по организации совместных производств автомобильной техники на российской территории.
Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих 2011 год может стать рекордным годом по объему производства легковых автомобилей в России, может быть выпущено около 1,7 млн легковых автомобилей.
Кризис 2008 года показал, что Россия не изолирована от общемировых экономических процессов. В случае развития ситуации по негативному сценарию динамика российского автомобильного рынка может существенным образом измениться. В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения.
Литература
1. Nicholas, V. Gianaris. «The European community, Eastern Europe and Russia» / Nicholas V. Gianaris. -Westport, Connecticut London, 2010. - 301p.
2. Давидов, О. С. На мировом рынке легковых автомобилей / О. С. Давидов // Статистический журнал. - М. : БИКИ, 2010. - № 39 (8).
3. Обзор рынка мировой автомобильной промышленности в 2011 году // статья 2011 г. - М. : НИКА, 2011.
4. Постановление Правительства РФ № 413 от 23 апреля 1999 года «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 49. - С. 490.
5. Рут, С. Перспективы развития автомобильного рынка России» [Электронный ресурс] / С. Рут // PricewaterhouseCoopers, 2011. - URL: http://www.pwc.m/en.../2011/.../PwC-Automotive-Briefing-July2011-rus.
6. Перспективы развития рынка [электронный ресурс]: статья, личные деньги 2011. - URL: http:// www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=2551695 - дата доступа 17.11.2011.