Научная статья на тему 'Основные тенденции развития американского именника'

Основные тенденции развития американского именника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМИЯ / ЧАСТОТНЫЙ ОНОМАСТИКОН / ЛИЧНОЕ ИМЯ / ПОПУЛЯРНЫЕ ИМЕНА / ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сапронова Т. А.

Опираясь на статистические данные, автор анализирует состав и динамику развития американского антропонимикона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития американского именника»

tic investigation of appropriate texts and finds in these narratives signs, which constitute old-Russian genre of the story of prince's murder. Such literary form has firstly appeared in the Tale of Boris 's murder.

Key words: annals, chronicle, composition, style, the story of prince's murder, hagi-ographic literature

Получено 10.10.2010 г.

УДК 811

Т.А.Сапронова, ассистент,(4872)357784, [email protected](Россия, Тула, ТулГУ)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОГО ИМЕННИКА

Опираясь на статистические данные, автор анализирует состав и динамику развития американского антропонимикона.

Ключевые слова: антропонимия, частотный ономастикон, личное имя, популярные имена, имянаречение.

Специфику американской антропонимической системы определяет наличие в ней личных имен, которые по своему происхождению восходят к различным источникам: кельтским, древнееврейским, германским, греческим, латинским и славянским. Антропонимическим наследием первых поселенцев на территории Северной Америки являются библейские имена из Ветхого Завета, такие, как, например, мужские Benjamin (Бенджамин), Jacob (Джейкоб), Caleb (Кейлеб, Калеб) и женские Abigail (Абигайль), Ann (Энн), Ruth (Рут). Канонические библейские имена и традиционные европейские имена пользуются у американцев непреходящей популярностью, особенно на Юге и Юго-Западе страны [1].

На официальном сайте программы социального обеспечения США [2] опубликованы статистические данные по самым употребительным в Америке личным именам. Согласно статистике, среди популярных на протяжении 100 лет мужских имен фигурируют исключительно традиционные английские имена. Самым «активным» именем в американском мужском именнике выступает библейское имя Michael (Майкл). Это имя «не сдавало позиции» в течение 44 лет (первое место в рейтинге с 1954 по 1998 годы, второе в 1960 и с 1999 по 2008 годы и третье в 2009 году).

К самым частотным мужским именам в американском ономастико-не следует отнести имена:

John - библейское имя, пик популярности в 1880-е, далее постепенный спад популярности до 26-го места в 2009 году;

William - имя германского происхождения, по частотности не уступает имени John, в первой пятерке с 1910 по 1949 год, в 2009 году - пятое место в рейтинге популярности;

James - библейское, особенно распространено в 40-е и 50-е годы XX века, в 2009 году - на 17-м месте;

Robert - германского происхождения, пик популярности - 20-е -30-е годы XX века, первое место в рейтинге в течение 16 лет (1924 -1939), входит в первую пятерку вплоть до 1971 года, далее постепенный спад популярности до 55-го места в 2009 году;

Joseph - ветхозаветное, древнееврейское имя, пользовалось большой популярностью в начале XX века, к 2009 году переместилось на 16-е место;

David - библейское имя, было особенно популярно в Америке в 60-е годы XX века, в 2009 году на 14-м месте в рейтинге популярности;

Jacob - ветхозаветное имя, его употребительность росла на протяжении столетия и была обозначена резким взлетом лишь в 90-е годы XX века, первое место с 1999 по 2009 годы;

Richard - имя германского происхождения, в 40-е - 50-е годы это имя получили более миллиона американских младенцев, в 2009 году - 114-е место;

Charles - имя германского происхождения, широко распространено в период с 1880 по 1930 гг., в 2009 году - 64-е место;

Christopher - имя греческого происхождения, в 1980-е - 90-е занимало вторую позицию в рейтинге, в 2009 году на 13-м месте;

Matthew - библейское, древнееврейское, третье место в 1980-е -90-е, 11-е в 2009 году;

Joshua - библейское имя, пик популярности - 1980-е -90-е годы, в 2009 году на 6-м месте;

Daniel - библейское, древнееврейское, в первой десятке лидеров с 1976 года, в 2009 году на седьмом месте;

Andrew - имя греческого происхождения, библейское, пользуется непреходящей популярностью, входит в первую двадцатку популярных имен на протяжении последних сорока лет.

Каждое имя, оказавшись в первой пятерке лидеров, удерживало позиции, по меньшей мере, в течение десяти лет. Имя William входит в пятерку самых распространенных в Америке имен как в 1910, так и в 2009 годах. Все перечисленные имена, за исключением имен Charles, Robert и John, самая значительная употребительность которых наблюдалась в конце XIX и в первой трети XX веков, на протяжении ста лет не покидали первую двадцатку самых популярных в США имен, а лишь участвовали в небольших «кадровых» перестановках. Этот факт свидетельствует о приверженности частотного американского мужского именника традициям, о его стабильности. В выборе имени для мальчика американские родители, как правило, консервативны и не склонны экспериментировать.

К частотным женским именам в американском антропонимиконе относятся следующие имена:

Mary - библейское, новозаветное имя, пользовалось огромной популярностью в XIX веке, в начале и в середине XX; это имя продержалось 46 лет на первом месте в рейтинге популярности, 10 лет на втором; употребительность его постепенно снижалась, начиная с 1980-х, в 2009 году это имя оказалось на 102-м месте в рейтинге; на сегодняшний день в США проживает 2 562 065 женщин с личным именем Mary [3,4];

Lisa - краткая - гипокористическая - форма древнееврейского, библейского имени Elizabeth, пик популярности - 1960-е годы; сегодня в США проживает 981 822 женщины с личным именем Lisa [3,4];

Jennifer - имя норманнского происхождения, до 1930 г. его употребительность не выходила за пределы Уэльса, пик популярности в США - в 1970-е годы, далее постепенный спад популярности до 109-го места в 2009 году, по информации на 2009 год имя Jennifer носит 1 178 095 американок

[3.4];

Jessica - имя, предположительно придуманное английским писателем Вильямом Шекспиром, вошло в активный американский антропони-микон только в середине XX века и поднялось на вершину рейтинга в 1980-е -90-е годы [4]. Менее популярны, но все-таки имеют место различные графические варианты имени Jessica. В США зарегистрированы женщины, нареченные именами Jessika, Jesseca, Jessyca, Jessic, Jessicca, Jessi-cia, Jessyka, Jessicah, Jesseca, Jessice, Jessis, Jessics, Jessieca, Jessiac [3].

Ashley - личное имя, образованное от фамилии, имело самое большое распространение в США в 1980-е - 90-е годы, в 2009 году входит в двадцатку лидеров, самостоятельно значимыми именами также являются имена Ashlee, Ashlea, Ashlei, Ashlie, Ashly, Ashli, Ashl, Ashle, Ashlye, Ashla

[3.4];

Emily - имя английского происхождения, в США пользуется непреходящей популярностью, пик употребительности пришелся на 1990-е -2000-е годы, к графическим вариантам данного имени относятся Emilia, Emilie, Emil, Emilee, Emile, Emiliya, Emili, Emiley [3,4].

Американский женский частотный антропонимикон постоянно обновляется: ни одно из имен, популярных в конце XIX - начале XX веков, не вошло в список популярных имен в середине столетия. Более того, с 2000 по 2009 годы список популярных имен обновился полностью. Именно в этот период наблюдаются наибольшие расхождения в составе частотного антропонимикона по сравнению с предыдущими десятилетиями. В первой десятке популярных имен в 2009 году не присутствует ни одного имени, имеющего когда-либо в истории США высокий рейтинг употребительности [2]. Имена Mia и Ava еще в 2001 году занимали 76-е и 132-е место соответственно. Имя Isabella вошло в первую тысячу циркулирующих в Америке имен лишь в 1990 году, тогда оно занимало 895-ю позицию в рейтинге, затем в 1997 году вышло на 114-ю позицию, в 1998 году - оно уже занимало 84-е место, в 2000 году - 45-е, а в 2009 - 1-е [2]. Такой взлет

популярности личного имени нельзя назвать иначе как стремительным. К тому же в составе американского антропонимикона присутствуют такие самостоятельные единицы, как Isabel, Isabela, Isabell, Isabelle и Izabella, каждая из которых занимает свою нишу в рейтинге популярности личных имен [3].

Пользуясь статистическими данными, которые предоставлены на сайте программы социального обеспечения США, мы проследили динамику развития частотного американского антропонимикона с 1880 по 2010 годы. Материалом для исследования послужили первые двадцать самых распространенных имен в США по статистике за каждый год [2]. Первые двадцать самых популярных имен мы будем считать частотным антропо-нимиконом в заданный период времени. Временной интервал - десять лет, начиная с 1880 по 2010 годы. Нами подсчитана массовая доля частотных имен в ономастиконе США в процентном соотношении к общему количеству имянаречений. Результат и представлены в таблице.

Массовая доля частотных имен в ономастиконе США

Год Доля частотных мужских имен в антро-понимиконе США, % Доля частотных женских имен в антро-понимиконе США, %

1880 53,4057 33,9684

1890 47,7443 30,1705

1900 43,1576 27,8345

1910 38,1646 29,2162

1920 41,3981 33,7372

1930 43,4976 31,2252

1940 45,2574 32,7929

1950 46,8811 34,3192

1960 38,4452 26,7286

1970 39,995 24,1351

1980 35,5464 24,8857

1990 30,4972 22,7696

2000 21,8524 15, 6503

2009 15,5818 11, 9318

Проведенные подсчеты позволяют сделать вывод о явном количественном сокращении доли частотных имен в ономастиконе США с течением времени. Доля частотных мужских имен в 1890 году составляла 53 %, а к 2009 году сократилась более чем в три с половиной раза и составила 15 %. Для сравнения: «В среднем в настоящее время используется - для всех возрастных категорий населения России - около 20 частотных мужских имен, которые обслуживают примерно 80 % населения» [5]. Т.е в России

на сегодняшний день частотные мужские имена покрывают в пять раз больше имянаречений, чем в США.

Доля частотных женских имен в американском именнике уже в 1880 году была значительно меньше, чем доля мужских частотных имен (33,9 % от общего количества имянаречений), а в 2009 году составила 11, 9 %.

Таким образом, общая тенденция развития американского антропонимикона состоит в существенном сокращении доли частотных имен в общей массе имянаречений. Факт сужения частотного ономастикона свидетельствует о том, что реестр личных имен постоянно пополняется. Расширение ономастикона, как правило, происходит путем заимствования имен из иноязычных культур (Geovanny - американизированный вариант итальянского имени Geovanni), а также за счет появления новых имен. Для американской антропонимии характерно использование графических вариантов уже циркулирующих в данной языковой общности имен в качестве отдельных имен (Abigale < Abigail, Jaycob < Jacob), а также изобретение новых имен путем комбинации различных букв и слогов ( Shaniqua < Shan - i - qua).

Что касается мужского именника, на лицо явная приверженность американцев традициям в имянаречении, заложенным еще в XVIII столетии. Традиционное имянаречение заключается в использовании определенного костяка христианского именника, который состоит из классических проверенных временем имен, таких, как, например, Michael, William, David и т.д. При этом в последнее время наблюдается тенденция возвращения некоторых забытых ветхозаветных имен, таких, как Ethan, Matthew, Noah, Joshua и т.д. Интересен также тот факт, что эти канонические имена в современном употреблении полностью утратили присущие им ранее религиозные ассоциации. По наблюдениям Лоры Ваттенберг, автора книг и публикаций, посвященных проблеме выбора личного имени в США, «такие ветхозаветные имена использовались предыдущими поколениями редко; в XXI веке они приобрели статус новых и оригинальных имен, что весьма импонирует современным американским родителям. Ранее имена Ethan, Noah и Joshua встречались главным образом в еврейских семьях, а ныне используются повсеместно и более не ассоциируются с ортодоксальностью и стариной» [6]. Таким образом, обновление мужского именника происходит в основном благодаря ротации имен в пределах традиционного ономастикона.

Основной тенденцией развития женского именника также является резкое уменьшение доли частотного ономастикона в общем объеме имянаречений и расширение ономастикона за счет возникновения огромного числа новых имен. Для женского именника характерна очень быстрая, по сравнению с мужским, смена лидеров в рейтинге популярности, открытое отношение к заимствованиям из иностранных именников, использование дериватов имен в качестве официальных имен, имятворчество. Что касается библейских женских имен, их употребительность и популярность намного меньше в сравнении с употребительностью мужских христианских

имен. В целом, можно с уверенностью говорить об очевидных сдвигах в американском именнике в последние десятилетия в сторону его расширения и обновления.

Список литературы

1. Крюков М.В. Системы личных имен у народов мира. М.: Гл. ред. восточ. лит. изд-ва «Наука». 1989.

2. Сайт службы социального обеспечения США [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ssa.gov/OACT/babynames/

3. Американский справочник телефонов и адресов «Белые страницы» [Электронный ресурс], режим доступа: http://names.whitepages.com/

4. Этимология и значение личных имен [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.behindthename.com/

5. Рылов Ю.А. Имена собственные в европейских языках. Романская и русская антропонимика: курс лекций по межкультурной коммуникации. М.: АСТ: Восток - Запад. 2006.

6. Wattenberg L. The Baby Name Wizard [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.babynamewizard.com/

T.A. Sapronova

The author of the article examines and analyzes the pace of development of the American anthroponomical system.

Key words: anthroponimy, frequency names, personal name, popular names, name

giving.

Получено 10.10.2010 г.

УДК 802.0

И.М. Сальникова, ассистент, 9207423832 [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИЯХ В ОСВЕЩЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ БРИТАНСКИМИ И АМЕРИКАНСКИМИ СМИ

Предпринимается попытка выявить особенности освещения одной и той же политической ситуации британскими и американскими СМИ на примере использования спортивных метафор при описании событий 8 августа 2008 года. В работе проводится сравнительный анализ, на основе которого делаются определенные выводы.

Ключевые слова: метафора, дискурс, коннотация, контекст, политическая коммуникация.

Как справедливо отмечают лингвисты, «язык журналистики является ярчайшим срезом языка общества» [1]. Он должен быть ярок, обладать большой силой воздействия. Понятно, что то или иное издание выполняет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.