Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административное законодательство / административное право / принципы административного права / система административного законодательства в Российской Федерации и ее субъектах. / administrative legislation / administrative law / principles of administrative law / the system of administrative legislation in the Russian Federation and its subjects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степенко Валерий Ефремович, Рудь Нина Ивановна

В данной статье проводится анализ юридической литературы по вопросам соотношения терминов «административное законодательство» и «административное право». В работе проводится анализ принципов административного законодательства, определяется их роль в системе права России. Автор выявляет основные недостатки системы административного законодательства нашей страны, отмечает сложность поиска необходимых норм обыкновенному правоприменителю. В процессе работы автор использует методы: анализ, сравнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REGIONS

This article analyzes the legal literature on the correlation of the terms “administrative legislation” and “administrative law”. The paper analyzes the principles of administrative legislation, determines their role in the legal system of Russia. The author identifies the main shortcomings of the system of administrative legislation of our country, notes the difficulty of finding the necessary

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-237-241 СТЕПЕНКО Валерий Ефремович,

NIION: 2018-0076-10/23-793 д.ю.н, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2023-10-793 профессор кафедры ГПД ФГБОУ ВО

«Тихоокеанский государственный университет», е-mail: mail@law-books.ru

РУДЬ Нина Ивановна,

аспирант кафедры ГПД ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», e-mail:lhcg@list.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ РЕГИОНАХ

Аннотация. В данной статье проводится анализ юридической литературы по вопросам соотношения терминов «административное законодательство» и «административное право». В работе проводится анализ принципов административного законодательства, определяется их роль в системе права России. Автор выявляет основные недостатки системы административного законодательства нашей страны, отмечает сложность поиска необходимых норм обыкновенному правоприменителю. В процессе работы автор использует методы: анализ, сравнение.

Ключевые слова: административное законодательство, административное право, принципы административного права, система административного законодательства в Российской Федерации и ее субъектах.

STEPENKO Valery Efremovich,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of GPA of the Pacific State University

RUD Nina Ivanovna,

Postgraduate student of the Department of GPA of the Pacific State University

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS REGIONS

Annotation. This article analyzes the legal literature on the correlation of the terms "administrative legislation" and "administrative law". The paper analyzes the principles of administrative legislation, determines their role in the legal system of Russia. The author identifies the main shortcomings of the system of administrative legislation of our country, notes the difficulty of finding the necessary.

Key words: administrative legislation, administrative law, principles of administrative law, the system of administrative legislation in the Russian Federation and its subjects.

Система права Российской Федерации является одной из самых сложных систем нормативно-правовых актов разных видов, принимаемых как на уровне самой Российской Федерации, так и в ее субъектах. Конституция РФ, будучи ключевым звеном в системе законодательства России, обозначила основные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

федеральные законы: федеральный конституционный закон и федеральный закон. Оба акта принимаются исключительно по вопросам ведения Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Правовая система России разнообразна и имеет множество определенных областей. Одним

из основополагающих направлений российского законодательства является административное право. Данное понятие имеет различные определения. С одной стороны, это отрасль публичного права, поскольку обеспечивает реализацию публичных интересов государства и общества [6]. С другой стороны, это самая объемная отрасль российского публичного права, поскольку регулирует широкий круг вопросов, отличается множественностью источников. Исполнительная власть и управленческая деятельность в целом присутствуют во всех сферах государственной и общественной жизни [7, а308]. В науке понятие «административное право» принято рассматривать в нескольких аспектах: наука, отрасль российского права и дисциплина.

Известный административист Н.М. Конин отмечает, что при оперировании обобщенным понятием «административное законодательство» для обобщенной характеристики сложной системы источников административного права не следует забывать о некоторой условности и некорректности столь расширительного использования этого термина [5, а80]. В свою очередь, Д.Н. Бахрах и вовсе утверждает, что такое отождествление понятий некорректно, говоря, что административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права [122].

Административное законодательство

состоит из следующих элементов:

• общеправовые законодательные акты (например, Конституция Российской Федерации);

• отраслевые акты (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и др.);

• законодательные акты с межотраслевых характером, регулирующие административно-правовые отношения (Налоговый кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс РФ и др.);

• международные акты, распространяющие свою сферу действия на складывающиеся правоотношения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет как предметы ведения России (ст.1.3), а именно установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за

нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К предметам ведения субъектов РФ ст.1.3.1 вышеназванного кодекса относит:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом [3].

Принимаемые субъектом РФ законы в сфере административного законодательства не должны противоречить положениям Кодекса об административных правонарушениях РФ и иным федеральным законам.

Соответствие административного законодательства определенным принципам, позволяет говорить о его актуальности и совершенствовании.

Среди ключевых принципов выделяют равенство перед законом. Это концептуальное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

положение заключается в равенстве всех лиц, совершивших правонарушение независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного или должностного положения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (для физических лиц). Вне зависимости от места нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, иных обстоятельств (для юридических лиц).

Следующим принципом рассматриваемого нами законодательства является презумпция невиновности. Лицо, совершившее административное правонарушение, отвечает только за те противоправные действия, за которые в отношении него будет установлена вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность.

Еще одним из важных принципов, без которого невозможно привлечение к ответственности, принцип законности. Лицо, которое привлекается к ответственности, не должно подвергаться каким-либо административным наказаниям и мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые закреплены в законе. Совершение вышеуказанных действий возможно только в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Принцип гласности, который указывает, что акты административного нормотворчества вступают силу только после их официальной публикации. При издании норм административного права физические и юридические лица должны иметь возможность принимать участие в их обсуждении и процессе реализации.

Государственное управление будет наиболее полным, только если интересы, права и свободы личности гарантированы и защищены. Каждая ветвь власти должна быть отделена от другой и функционировать самостоятельно, только при таком принципе разделения властей государство будет функционировать полноценно.

Принцип ответственности предполагает привлечение нарушителей к ответственности только в соответствии с принятыми нормами КоАП РФ (иными административными нормами), содержащими конкретный порядок, размер и указание на государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение и разрешение административного дела.

Административное законодательство Российской Федерации устанавливает порядок действия закона во времени, а именно лицо, совершившее административное правонарушение,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

привлекается к ответственности на основании тех норм, которые действовали во время совершения противозаконных деяний. Закон, который смягчает или отягчает административную ответственность правонарушителя, имеет обратную силу (распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу этого закона, а равно действует если назначенное административное наказание не исполнено).

Сложность исследования термина «административное законодательство» связана с тем, что административное право изучает самое масштабное, объемное, по своей природе имеющее наибольшее число организационных правоотношений при непосредственном участии публичных органов законодательство. Также административное право в значительной степени подвергается изменениям, связанным с экономическими, политическими и социальными процессами. Один из них — это переход на цифровую работу платформ всей системы государственного аппарата. В качестве трудности изучения административного законодательства, можно отметить, отсутствие единого кодифицированного акта (закона), который отображал бы всю структуру данной отрасли. Исследователям необходимо изучать множество федеральных законов, подзаконных актов, а научные разработки и труды содержат неоднозначные трактовки и предлагаемые термины.

Одним из самых острых вопросов является судебное толкование административного законодательства. Верховный Суд Российской Федерации подготовил большое число обзоров судебной практики и постановлений Пленума. Однако, проблема толкования весомо ощущается в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве [8].

В систему административного законодательства можно отнести несколько крупных кодифицированных актов. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит нормы административного деликтного права (ст. 1.1).

Одним из базисных актов является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который был принят 20 февраля 2015 г. Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и закон-

ных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий [2].

Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ, ФКЗ «О военных судах РЦ» от 23.06.1999 г. №1-ФКЗ, ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» от 07.02.2011 №1-ФКЗ, Кодекс административного судопроизводства РФ и другие федеральные законы определяют порядок осуществления административного судопроизводства. Общие правила административного судопроизводства применяются во всех инстанциях (первой, апелляционной,кассационной, надзорной) во всех категориях дел с учетом установленных особенностей для отдельных групп административных дел. Если необходимой нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, нет, суд применяет аналогию закона (применению подлежит норма, регулирующая сходные отношения), в случае отсутствие и таковой нормы применяется аналогия права (суд действует на основе принципов правосудия в РФ).

В связи противоречивостью, громоздкостью и несовершенством кодифицированного административного законодательства в науке административного права нет четкого представления о составе законодательства в данной сфере.

Проведенный анализ свидетельствует, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой концепции состава законодательства. Некоторые кодексы носят только юридический характер конкретной отрасли, иные содержат и нормативные правовые акты, издаваемые в форме указов Президента Российской Федерации или постановлений Правительства РФ, другие кодексы содержат правовые акты федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, иногда встречаются правовые акты представительных органов местного самоуправления. Состав отраслевого законодательства неоднороден. Содержание юридического смысла данного термина и фактическим многообразие нормативно-правовых актов, говорит о необходимости дальнейшей кодификации данной отрасли. Для полного понимания административного российского законодательства необходимо привести все нормативно-правовые акты как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов к единому этимологическому содержанию, чтобы содержание конкретного акта соответствовало его наименованию.

Существующие различия в содержании терминов «административное право» и «административное законодательство» рассмотрены нами выше. Отметим, что административное право является отраслью российского права, обладающей целостной системой правовых норм, которые объединяют предмет, метод, цели и принципы правового регулирования. Административное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов разной юридической силы. В административном законодательстве находят внешнее выражение основные положения административного права.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (последняя редакция). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения: 10.10.2023).

[2] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2015 г, N 10, ст. 1391.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №105-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 10.10.2023).

[4] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов / под.ред. Ю.Н. Старилова. 6-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2019. 640 c.

[5] Конин Н.М. Административное право : учебник для вузов / под ред. Н.М. Конина. Москва, 2023. 459 c.

[6] Сергун П.П. Понятие и особенности административного права России // Актуальные проблемы преподавания современного административного права: теория, практика, методика: материалы научно-методического семинара. М.; Саратов: Милика, 2010. С. 18-21.

[7] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права /под ред. Ю.Н. Старилова. М.: НОР-МА-ИНФРА-М, 2002. Т.1. 728 c.

[8] Щепалов С.В. Дискреционные приемы при судебном толковании административного законодательства// Росс. Юстиция. №7. 2018. С. 33. С. 33-38.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 g. (poslednyaya redakciya). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/ (data obrashcheniya: 10.10.2023).

[2] Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 № 21-FZ //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2015 g, N 10, st. 1391.

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. №105-FZ (poslednyaya redakciya). URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 10.10.2023).

[4] Bahrah D. N., Rossinskij B. V., Starilov YU. N. Administrativnoe pravo: Uchebnik dlya vuzov / pod.red. YU.N. Starilova. 6-e izd., peresmotr, i dop. -M.: Norma, 2019. 640 c.

[5] Konin N.M. Administrativnoe pravo : uchebnik dlya vuzov / pod red. N.M. Konina. Moskva, 2023. 459 c.

[6] Sergun P.P. Ponyatie i osobennosti adminis-trativnogo prava Rossii // Aktual'nye problemy prepo-davaniya sovremennogo administrativnogo prava: teoriya, praktika, metodika: materialy nauchno-metodicheskogo seminara. M.; Saratov: Milika, 2010. S. 18-21.

[7] Starilov YU.N. Kurs obshchego administrativnogo prava /pod red. YU.N. Starilova. M.: NORMA-INFRA-M, 2002. T.1. 728 c.

[8] SHCHepalov S.V. Diskrecionnye priemy pri sudebnom tolkovanii administrativnogo zakonodatel'stva// Ross. YUsticiya. №7. 2018. S. 33. S. 33-38.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.