Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОБЩИЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОБЩИЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
потребительское поведение / рациональный выбор / тенденции / потребители / борьба со стрессом / тренды. / consumer behavior / rational choice / tendencies / consumers / stress management / trends.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна

В статье исследуются основные проявившиеся тенденции в покупательском поведении россиян в сопоставлении с общемировыми. Данные тенденции интерпретируются с учетом инфляционных ожиданий, индекса потребительской уверенности, экономических и социальных настроений. Делаются выводы о востребованности «сберегательной модели» и стремлении откладывать дорогостоящие покупки «до лучших времен», переключении на товары со скидками, участие в распродажах на регулярной основе, выборе продукции локальных товаропроизводителей, активном приобретении товаров на маркетплейсах, что, в целом, свидетельствует о рационализации выбора. Вместе с тем, выявлен интерес к поиску положительных эмоций в формате борьбы с негативной информационной повесткой и хроническим стрессом, что стимулирует импульсные покупки. Это следует учитывать товаропроизводителям при выстраивании взаимоотношений с потребителями, грамотно встраивая данный тренд в общий формат, свидетельствующий о рациональном выборе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Trends in Purchasing Behavior: Regularities and Contradictions, General Trends and Russian Specifics

The article studies the main emerged trends in the purchasing behavior of Russians in comparison with the global ones. These trends are interpreted taking into account inflation expectations, consumer confidence index, economic and social attitudes. Conclusions are drawn about the demand for the «savings model» and the desire to postpone expensive purchases «until better times», switching to goods with discounts, participation in sales on a regular basis, the choice of local manufacturers’ products, active purchase of goods on marketplaces, which, in general, indicates the choice rationalization. At the same time, the interest is revealed to search for positive emotions in the format of struggle against negative information agenda and chronic stress that stimulates impulse purchases. This should be taken into account by commodity producers when building relationships with consumers, competently integrating this trend into the general format, indicating a rational choice.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОБЩИЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

УДК 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-10316-16-22

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОБЩИЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и рекламы. ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»; 244002, г. Ростов-на-Дону, Россия, ул. Б. Садовая, 69 [email protected]

https://orcid.org/0000-0003-2921-7548

В статье исследуются основные проявившиеся тенденции в покупательском поведении россиян в сопоставлении с общемировыми. Данные тенденции интерпретируются с учетом инфляционных ожиданий, индекса потребительской уверенности, экономических и социальных настроений. Делаются выводы о востребованности «сберегательной модели» и стремлении откладывать дорогостоящие покупки «до лучших времен», переключении на товары со скидками, участие в распродажах на регулярной основе, выборе продукции локальных товаропроизводителей, активном приобретении товаров на маркетплейсах, что, в целом, свидетельствует о рационализации выбора. Вместе с тем, выявлен интерес к поиску положительных эмоций в формате борьбы с негативной информационной повесткой и хроническим стрессом, что стимулирует импульсные покупки. Это следует учитывать товаропроизводителям при выстраивании взаимоотношений с потребителями, грамотно встраивая данный тренд в общий формат, свидетельствующий о рациональном выборе.

Ключевые слова: потребительское поведение; рациональный выбор; тенденции; потребители; борьба со стрессом; тренды.

Введение (Introduction)

Определенные сложности в мировой экономике, санкционное давление на экономику России, политическая напряженность, высокие инфляционные ожидания и снижение реального уровня доходов граждан отражаются на их покупательских траекториях, предпринимаемых ежедневных решениях в отношении приобретения определенныхтоваров и сервисов, а также моделировании делового поведения компаний, предлагающих им различные продукты и услуги в онлайн и офлайн форматах. В открытой печати представлены различные сведения относительно покупательских настроений населения, прогнозирования их будущих действий применительно к выборутоваров массового спроса, популярности различных решений для бизнеса, опосредующих рост его устойчивости в усложненном конкурентом поле, применительно к как зарубежной, так и российской действительности. Подобные сведения, прогнозы,

экспертные оценки являются разнонаправленными, отчасти противоречивыми, демонстрирующими различные точки зрения, что затрудняет понимание реально проявившихся тенденций, характерных для рынков, в целом, и, в особенности, российского потребительского рынка.

Данное обстоятельство актуализирует рассмотрение ряда существующих прогнозов, их сопоставления, понимания мотиваторов выбора продуктов и услуг, а также взаимоувязки с оценками социальных и экономических настроений граждан, что позволит выявить значимые тенденциозные доминанты, которые имеют значение для отечественных реалий и должны учитывать представителями делового сообщества для обеспечения результативности своей активности на развиваемых рынках.

Методы (Material and Methods)

В качестве основных групп методов, используемых при написа-

нии статьи, использовался анализ литературы по проблематике исследования, графический метод, а также оценка социальных настроений населения России по данным Фонда общественного мнения в 2023 года. Помимо этого были изучены и использованы для анализа данные экспертных оценок специалистов из НИУ ВШЭ относительно индекса потребительской уверенности у нас в стране.

Результаты (Results)

Поясним, что инфляционные ожидания населения в России по объективным причинам остаются высокими. Так, если годовая инфляция, согласно ЦБ, отмечается соответствующей уровню 5—7% в 2023 году, и делается прогноз на ее снижение в 2024 году до уровня 4%, то население обеспокоено ростом цен и отсутствием стабильности и дает оценку инфляции в диапазоне 11 — 12,2% (причем, обеспокоенность выражают, как граждане, обладающие личными

сбережениями, так и те, у кого сбережения отсутствуют)1.

В целом, согласно присутствию или отсутствию оптимистических настроений у населения применительно к экономической ситуации, в России принято выделять пять основных групп, таких как: «оптимисты», «склонные к оптимизму», «нейтральные»,«склонные к пессимизму» и «пессимисты», долевое распределение которых в современном обществе оценивается следующим образом (рис. 1).

Естественным образом, к оптимистично настроенным гражданам относятся те, кто не испытывает финансовых трудностей, имеет стабильный высокий заработок, может себе позволит совершать плановые покупки, например, бытовой техники без привлечения кредитных средств. Как правило, это граждане в возрасте до 45 лет. Склонные к оптимизму близки к ним по социально-демографическим характеристикам, однако, их уровень дохода может быть ниже. К нейтральным, согласно результатам исследования, отнесены преимущественно граждане в возрасте старше 60 лет (работающие и не работающие пенсионеры). Соответственно, к числу пессимистов и склонных к пессимизму относятся граждане, испытывающие материальные сложности, не имеющие возможности приобретать товары, помимо входящих в спектр первой необходимости.

Более того, если обратить внимание на результаты данного исследования — опроса граждан, то без дифференциации их по сегментам с точки зрения экономического настроения, а рассматривая

усредненную ситуацию — поведенческую реакцию, можно отметить, что порядка 36% (рис. 2) отметили ухудшение материального состояния их домохозяйства за год, а 60% указали, что не имеют достаточных сбережений (рис. 3)2.

Кроме того, практически во всех категориях опрошенных до 70% респондентов подчеркивали, что испытывают трудности с накопле-

ниями, а также, в подавляющем большинстве случаев, вынуждены экономить, реализовывать «сберегающую модель» потребления.

Приведенные данные демонстрируют отсутствие возможности у большинства опрошенных в перспективе продолжать привычный образ жизни и потребления в случае утраты основного источника

пессимисты

оптимисты

склонные к писсимизму 12%

нейтральные 37%

склонные к оптимизму 19%

Рис. 1. Дифференциация населения России по оптимизму / пессимизму экономических настроений в 2022 г., %* Fig. 1. Differentiation of the Russian population by optimism / pessimism of economic sentiments in 2022, %

* Экономические настроения россиян. Сегментация населения по экономическим настроениям [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fom.ru/Ekonomika/ 14763?ysclid=lnq7zey78g821072786 (дата обращения: 10.09.2023).

затрудняюсь улучшилось

ответить 13%

не изменилось^.

49% —у

36%

Рис. 2. Распределение ответов респондентов относительно изменения

материального состояния домохозяйства за год, % Fig. 2. Distribution of respondents' answers about changes in the material condition of the household over the year, %

затрудняюсь

нет сбережений -

60%

3%

есть сбережения 37%

Рис. 3. Распределение ответов респондентов относительно наличия у них сбережений, позволяющих прожить какое-то время в случае

утраты домохозяйством основного источника дохода, % Fig. 3. Distribution of respondents' answers about having savings that would allow them to live for some time in case the household loses its main

source of income, %

1 Инфляционные ожидания россиян остаются повышенными - ЦБ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/ 590416^сМ=!пя7п0и8г^66656326 (дата обращения: 10.09.2023).

2 Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. Отчет по шестому опросу. Июнь 2022. ООО «инФОМ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/42130/inFOM_22-06.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

дохода, что также свидетельствует о востребованности «сберегательной модели» и стремлении откладывать покупки «до лучших времен».

Тем не менее, например,экспертные оценки специалистов из НИУ ВШЭ свидетельствуют о том, что во втором полугодии 2023 года индекс потребительской уверенности в России поднялся и составил -15%, что является лучшим показателем за последние 2,5 года. Тем более, что в ряде европейских стран(Венгрии, Словении, Греции, Эстонии, Португалии, Болгарии, Австрии, Латвии, Словакии и Чехии) даже после компенсаторного роста этого показателя он составил 20%» [1].

Отметим также, что, помимо экономических настроений, значимыми являются социальные оценки, прогнозы, ожидания населения будущего страны и собственного домохозяйства. Так, согласно оценкам социальных настроений населения по данным Фонда общественного мнения в 2023 году количество россиян, предполагающих, что жизнь станет лучше, снизилось по сравнению с 2020 годом (рис. 4).

Согласно представленным данным, в 2020 году 46% респондентов полагали, что качество жизни в перспективе улучшится, тогда как в 2023 году только 27% придерживались таких оптимистических оценок. Напротив, негативные изменения прогнозировали в 2023 году 16% опрошенных, тогда как в 2020 году такое мнение высказывали 10% респондентов.

В отношении прогноза изменений в жизни домохозяйства были

получены следующие данные (рис. 5).

Согласно приведенной информации, доля тех, кто прогнозирует улучшение жизни семьи, в 2023 году стала меньше, чем в 2020 году, на 17%.

Подобные результаты, характеризующие инфляционные ожидания, потребительскую уверенность, экономические и социальные настроения, свидетельствуют, в целом, о том, что определенные изменения в настоящее время характерны для поведения

большинства потребителей и они, преимущественно, проявляются в тенденции к рационализации покупок и сокращению необдуманных заранее трат.

Обсуждение (Discussion)

Если посмотреть на те тренды, которые, применительно к потребительскому поведению, озвучивают в экспертной среде применительно к ситуации 2023 года в России, то их можно сгруппировать следующим образом (рис. 6) [2].

2020 г. 2023 г.

2020 г. 2023 г.

следование стратегии разумного потребления (бережливость)

склонность приобретать товарары со скидками и на распродажах

склонность приобретать экологичные товары (преимущественно проявляется у молодых родителей)

усиление присуствия локальных брендов

50 40 30 20 10 0

I

42

10

Жизнь станет Жизнь станет хуже Не изменится лучше

23 ^^

Затрудняюсь

Рис. 4. Динамика дифференциации мнений россиян в отношении перспективы улучшения качества жизни в стране 2020 и 2023 гг., %* Fig. 4. Dynamics of differentiation of Russians' opinions regarding the prospects for improving the quality of life in the country in 2020

and 2023, %

* Социальные настроения. Весна-лето 2023. Прогнозы россиян относительно жизни семьи и страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fom.ru/Nastroeniya/14899/?ysclid=lnqfdxc6ow856972170 (дата обращения: 10.10.2023).

51

50 40 30 20 10 0

7 7

20 ^^

16

Жизнь станет Жизнь станет хуже Не изменится лучше

Затрудняюсь

Рис. 5. Динамика дифференциации мнений россиян в отношении перспективы улучшения качества жизни применительно к их

домохозяйству в 2020 и 2023 гг., %* Fig. 5. Dynamics of differentiation of Russians' opinions regarding the prospects for improving the quality of life in relation to their household in 2020 and 2023, %, %

* Социальные настроения. Весна-лето 2023. Прогнозы россиян относительно жизни семьи и страны в краткосрочной и долгосрочной перспективе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fom.ru/Nastroeniya/14899/?ysclid=lnqfdxc6ow856972170 (дата обращения: 10.10.2023).

46

16

60

43

23

Рис. 6. Основные формулируемые тренды потребительского поведения в 2023 г. на российском рынке [2] Fig. 6. Main formulated trends of consumer behavior in 2023 in the Russian market

Получается, что бережливость и желание трезво планировать покупки начинают устойчиво преобладать у потребителей, что связано со снижением покупательских возможностей, с одной стороны, и желанием за меньшую цену получать ожидаемое, привычное качество — с другой. Это предполагает от товаропроизводителей необходимости снижения себестоимости для того, чтобы стремиться не повышать для потребителей цену продукции, что находит в итоге отражение на рынках товаров массового спроса, например, в таком явлении, как шринк-фляция и даунсайзинг, когда при неизменности цен уменьшается упаковка продукции [3].

Данный тренд — рационализации потребления, стратегии разумного потребления, бережливости, сочетается с приведенными выше оценками экономических и социальных настроений россиян, а также их инфляционных ожиданий, ввиду чего может считаться оправданным. Отметим также, что он пересекается с так называемым ответственным или устойчивым потребительским поведением, характерным для потребителей во многих развитых странах. Правда, в случае ответственного поведения речь идет об отказе от избыточных и демонстрационных покупок из-за сознания комплекса стоящих перед обществом экологических проблем,риска климатических потрясений, конечности ресурсов и т.д. [4] В данном конкретном случае (в российских условиях) этот тренд проявляется из-за нехватки средств и желания рационализировать траты собственного бюджета, однако последствия такой осознанной и вы-

нужденной экономии во многом могут быть схожими.

Следующей доминантой является стремление приобретать товары и сервисы с дисконтом, на распродажах. Причем, выделяется устойчивая доля потребителей — порядка 20% [2], кто постоянно ищет продукцию, предлагаемую входе распродаж. Если в зарубежных странах достаточно давно проявилась такая закономерность, и продукция с распродаж не ассоциируется с бракованной или той, у которой истекает срок годности, то в России этот феномен проявил себя сравнительно недавно. В настоящее время по акциям и на распродажах потребители склонны приобретать не только требующие обдумывания дорогостоящие покупки, но и товары повседневного спроса.

Два приведенных выше тренда свидетельствуют о том, что в сложившихся условиях товаропроизводителям, брендам сложно выстраивать клиентские программы, приводящие к истинной лояльности, поскольку потребители ориентированы на цены и легко будут переключаться на другие предложения в желании снизить собственные расходы и приобрести что-либо дешевле.

Тенденция роста продаж на маркетплейсах является характерной, как для России, так и для других стран. Кроме того, при приобретении продукции онлайн граждане также желают приобретать товары со скидками и по распродажам, как и в офлайн формате. Согласно аналитическим оценкам, прирост продаж на маркетплейсах во втором полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил «80% по

количеству заказов и 73% по объему денежных средств»3. Развитие инфраструктуры доставки и получения товаров приводит к тому, теперь клиенты маркет-плейсов — это не только жители мегаполисов, но и других населенных пунктов.

В целом,приобретение товаров на маркетплейсах также связано с рационализацией собственных расходов, поскольку сопряжено с возможностью приобретать продукцию (включая продукты питания и товары постоянного потребления) без наценок, а также связано с трендом на экономию личного времени,поскольку позволяет не посещать магазин, получать товары на дом, либо забирать самостоятельно, например, при планировании собственного перемещения транзитом через выбранный пункт выдачи.

Еще одна тенденция, которую отмечают эксперты, — экологичный выбор молодых родителей проявляет себя в развитых странах. Так, согласно исследованию « 01оЬа1 ^епб^ 2023» («потребители и рынки»)4, порядка 80% молодых потребителей в возрастном диапазоне от 25 до 35 лет обеспокоены экологической повесткой и прогнозируемыми негативными климатическими изменениями, что приводит к осознанности их выбора и желанию ответственно потреблять продукцию, отвечающую, как в цикле производства, так и по своим качественным характеристикам экологическим параметрам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот тренд характерен и для России и проявляется в появлении новых сегментов родителей — потребителей, именуемых «эко-мод-ники», «эко-мамы» и т.д., готовых

3 Маркетинговое исследование «Селлеры на российских маркетплейсах 2022» [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022 (дата обращения: 16.09.2023).

4 Ipsos Global Trends 2023 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ipsos.ru/sites/default/files/ct/publication/documents/ 202309/Ipsos%20Global%20Trends%20Report%202023_V3_ENG.pdf (дата обращения: 16.09.2023).

на приобретение эко-новинок, полезных для малышей [5]. Следует уточнить, что в российских условиях в текущей экономической ситуации детерминируется тенденция готовности на регулярной основе приобретать такую продукцию детям, тогда как в ряде развитых стран, несмотря на экономические сложности, ввиду выраженной модели потребительского выбора на устойчивое/ответственное поведение, экодоми-нанта проявляется, в целом, применительно к совершаемым покупкам.

Следующей формулируемой тенденцией выступает замена брендов на местные, локализованные в регионе. Причем, если в мире такая тенденция тоже проявляется, то она сопряжена с регионализацией в мировой экономике и желанием приобретать продукцию местных товаропроизводителей, как качественную, ту, которой потребители доверяют. В России же есть определенная особенность, связанная с необходимостью замены ушедших с рынка зарубежных брендов, место которых занимают отечественные. Так, уже порядка 50% россиян перешли на местные марки в 2023 году5.

Помимо вынужденной замены ушедших марок в этом явлении также прослеживается «потребительский патриотизм», когда граждане выбирают продукцию товаропроизводителей, локализованных в регионе их проживания, формирующих его территориальный бренд, вовлеченных в развитие территории. Кроме того, сельхозтоваропроизводители исполь-

зуют желание населения вести здоровый образ жизни и приобретать качественные местные продукты питания, которые могут не иметь сертификатов, свидетельствующих о принадлежности к органическому продовольствию, но являющихся более натуральными и не подлежащими длительному хранению, что, по сути, является демонстрацией развивающегося тренда на приобретение экологически чистой продукции [6]. Только в данных условиях, при потреблении продукции, например, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, локализованных в регионе, потребители продолжают рационализировать свой бюджет, не переплачивая за данные покупки, которые являются достаточно доступными в отличие от сертифицированных эко-товаров крупныхтоваропроизво-дителей.

Приведенные выше тенденции в целом сочетаются с приведенными ранее инфляционными ожиданиями населения, анализируемыми экономическими и социальными настроениями и, в большей степени, проявляются в рационализации и стратегии «сберегательной модели потребления». Они являются справедливыми в качестве характерных для мировых потребительских тенденций и российских, с учетом сформулированных выше особенностей.

Вместе с тем, в данном направлении можно выделить определенные противоречия, причиной которых является усложненный негативный информационный фон, давление на сознание потребителей новостной повесткой, ре-

акцией индивидов на сопровождающие их жизнь негативные события в стране и мире. Это известный психологический феномен, который проявляет себя в периоды определенных стрессовых для социума ситуаций. Он, при общем тренде в обществе на рационализацию, экономию, периодически вызывает иные, своего рода про-тестные настроения, связанные с желанием «наслаждаться жизнью здесь и сейчас», как раз из-за осознания дискретности самой жизни, неопределенности в будущем и желании получать положительные эмоции в ситуации, пока это доступно. Данный феномен характеризуется реакцией потребителей на стресс, когда снижению стресса способствует потребление6.

В подтверждение того тезиса, что потребители испытывают психологические проблемы, можно привести данные относительно их трат на борьбу со стрессом. Так, например, в 2023 году «почти у половины петербуржцев (40%) по сравнению с прошлым годом выросли расходы на борьбу и восстановление от стресса», о чем сообщает сервис по поиску работы «HeadHunter Северо-Запад»7. Полагаем, что данная ситуация, учитывая информационную повестку в мире и стране, справедлива для большинства жителей и других регионов и городов России. Кроме того, эксперты отмечают, что, несмотря на желание и необходимость экономить на товарах и услугах, в период после начала специальной военной операции россияне, в качестве меры борьбы со стрессом, стремятся

5 Пардаева К. 50% россиян нашли замену ушедшим зарубежным брендам [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rb.ru/news/ nаyti-zаmenu/?ysclid=lnrffuug8y140749926 (дата обращения: 13.09.2023).

6 Как стресс влияет на наши траты (и что с этим делать) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://finex-etf.ru/university/news/ kak_stress_vliyaet_na_nbsp_nashi_traty_i_nbsp_chto_s_nbsp_etim_delat/ (дата обращения: 29.09.2023).

7 Петербуржцы стали тратить больше денег на борьбу со стрессом [Электронный ресурс] Режим доступа: https://78.ru/news/2023-08-08/peterburzhci-stali-tratit-bolshe-deneg-na-borbu-so-stressom (дата обращения: 29.09.2023).

приобретать «вкусную еду, и траты населения на продовольствие растут»8.

В таком контексте представителям деловой аудитории целесообразно понимать, что потребители будут склонны к необдуманным покупкам, тратам, в том числе, связанным с развлечениями или посещением мест общественного питания (кафе, рестораны), для того, чтобы справиться с негативными эмоциями, преодолеть хронический стресс. В данном случае, при предложении того, что может стать импульсной покупкой, дающей возможность получить положительные эмоции, целесообразно таким образом выстраивать коммуникацию с потребителем, чтобы он не пожалел о своем приобретении постфактум, иначе это вызовет негативные эмоции к фирме в будущем, а грамотно взаимодействовать для упрочнения в его сознании положительного потребительского опыта.

Заключение (Conclusion)

В настоящее время проявляющиеся в мире тенденции в сфере покупательского поведения во многом совпадают с российскими. Данное обстоятельство сопряжено с едиными негативными явлениями в мировой экономике, локальными военными конфликтами, политическим кризисом, усложняющими товарооборот и влияющими на снижение покупательной способности большинства населения.

Отметим, что инфляционные ожидания населения в России остаются высокими. В части экономических и социальных настроений россиян ситуация в 2023 году оценивается как более напряженная по сравнению, например,

с 2020 годом, как к оценке перспектив применительно к будущему страны, в целом, так и собственного домохозяйства. Вместе с тем, в России присутствует прослойка оптимистически настроенных потребителей (19% оптимистов и 19% оптимистически настроенных), хотя они тоже отмечают снижение собственных возможностей в потреблении, необходимость оптимизации бюджета и рационализации потребления.

В России ряд проблем гипертрофирован и сопряжен с санкцион-ным давлением со стороны стран Запада на экономику и политические элиты нашей страны. Это вызывает определенные особенности в проявлении общемировых тенденций потребительского поведения применительно к российским реалиям. Так, в России, как и в мире, проявляются тенденции на рационализацию потребления и собственного бюджета, следованию стратегии рациональных, ответственных покупок, но не из-за поголовного следования ЕЗ&-принципам, как в мировой практике, а прежде всего из-за необходимости экономить. В нашей стране также актуальным стало приобретение товаров и услуг на мар-кетплейсах и офлайн при регулярном поиске скидок и участии в распродажах. Сами товары и сервисы с распродаж перестали восприниматься в качестве некачественных, скорее проявилась характерная для других стран тенденция, получать желаемое качество при более низкой цене.

В России стала одной из доминант стратегия приобретения экологичной продукции, но пока, к сожалению, не всем населением. Тогда как в мире тренд на эко-логичность более широко пред-

ставлен. Однако в России доминировать стала тенденция замены зарубежных брендов локальными производителями, что связано, с одной стороны, с уходом зарубежных игроков с отечественного рынка, а, с другой — с «потребительским патриотизмом» и верой в то, что местные товары не менее качественные. Это можно считать российским вариантом проявляющегося тренда на натуральность и экологичность при одновременной рационализации собственных расходов для потребителей.

Как видим, общим превалирующим трендом в отмеченном контексте явно выступает рационализация и снижение расходов, в особенности внеплановых, и ориентация на снижение цен со стороны товаропроизводители без потери качества продукции. Такая ситуация оправдывает явления, именуемые шринкфляцией и даунзай-зингом, а также демонстрирует для большинства товаропроизводителей и отечественных брендов актуальность снижения издержек и развития цифровых форматов продвижения, так как потребители не склонны демонстрировать истинную лояльность и легко переключаются на другие предложения при снижении уровня цен.

Вместе с тем, есть определенные противоречия в модели рационального потребления современных покупателей, которые связаны с негативным информационным фоном, формированием хронического стресса и желанием бороться с ним посредством положительных эмоций. Желание «жить здесь и сейчас», формировать положительный эмоциональный фон у многих потребителей ассоциируется с потреблением,

8 Romir: 37% россиян выбирают вкусную еду как способ борьбы со стрессом [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.retail.ru/ news/romir-37-rossiyan-vybirayut-vkusnuyu-edu-kak-sposob-borby-so-stressom-16-iyunya-2022-217799/ (дата обращения: 29.09.2023).

зачастую, импульсными покупками. В данном случае представителям делового сообщества следует учитывать данный феномен, грамотно управлять им, не злоупотребляя ситуацией, чтобы

у потребителя не возникало сожаления после акта приобретения. В данном случае необходимо построение грамотной коммуникации и формирования позитивного потребительского фона, способ-

ствующего восприятию подобных шагов, как укладывающихся в стереотип рациональных решений, но, позволяющих снизить стресс и, одновременно, «почувствовать вкус жизни».

ИСТОЧНИКИ

1. Лола И. С. Потребительские настроения населения во II квартале 2023 года М.: НИУ ВШЭ, 2023. 7 с.

2. Комиссарова Т. Пять трендов потребительского поведения в 2023 году: что учесть бизнесу [Электронный ресурс] https://trends.rbc.ru/trends/social/6437c2be9a7947664c7c3819 (дата обращения: 07.10.2023).

3. Попова Т. С. Шринкфляция и даунсайзинг как маркетинговые приемы воздействия на покупательское поведение // Практический маркетинг. 2023. № 9 (315). С. 54—56.

4. Бондаренко В. А. Активизация ответственного поведения и фудшеринговых инициатив в реализации маркетинговой стратегии устойчивого развития в регионе // Практический маркетинг. 2023. № 2 (308). С. 10—20.

5. Бондаренко В. А. Определение основных тенденций маркетинга инноваций на рынке молочной продукции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2022. № 2 (78). С. 79—89.

6. Бондаренко В. А. Экологический маркетинг в деятельности российских сельхозтоваропроизводителей: актуализация изменений // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 12. С. 98-101.

UDC 339.138.

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-10316-16-22

Main Trends in Purchasing Behavior: Regularities and Contradictions, General Trends and Russian Specifics Bondarenko Victoria Andreyevna,

Doctor of Economics, Professor, Head of «Marketing and Advertising» Department. Rostov State University of Economics (RINH);

69 B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russia, 244002 ([email protected])

https://orcid.org/0000-0003-2921-7548

The article studies the main emerged trends in the purchasing behavior of Russians in comparison with the global ones. These trends are interpreted taking into account inflation expectations, consumer confidence index, economic and social attitudes. Conclusions are drawn about the demand for the «savings model» and the desire to postpone expensive purchases «until better times», switching to goods with discounts, participation in sales on a regular basis, the choice of local manufacturers' products, active purchase of goods on marketplaces, which, in general, indicates the choice rationalization. At the same time, the interest is revealed to search for positive emotions in the format of struggle against negative information agenda and chronic stress that stimulates impulse purchases. This should be taken into account by commodity producers when building relationships with consumers, competently integrating this trend into the general format, indicating a rational choice.

Keywords: consumer behavior; rational choice; tendencies; consumers;, stress management; trends. REFERENCES

1. Lola, I. S. (2023) Consumer Sentiment of the Population in the Second Quarter of 2023. Moscow: NRU HSE Publ., 2023, 7 p.

2. Komissarova, T. (2023) Five Trends of Consumer Behavior in 2023: What to Consider for Business [Electronic resource] https://trends.rbc.ru/trends/social/6437c2be9a7947664c7c3819 (accessed 07.10.2023)

3. Popova, T. S. (2023) Shrinkflation and Downsizing as Marketing Techniques of Influence on Consumer Behavior. Practical Marketing, 2023, no. 9, pp. 54-56.

4. Bondarenko, V. A. (2023) Activating Stable Behavior and Foodsharing Initiatives in the Implementation of Marketing Strategy for Sustainable Development in the Region. Practical Marketing, 2023, no. 2, pp. 10-20.

5. Bondarenko, V. A. (2022) Identification of Main Trends of Innovation Marketing in Dairy Market. Bulletin of Rostov State University of Economics (RINH), 2022, no. 2, pp. 79-89.

6. Bondarenko, V. A. (2022) Environmental Marketing in the Activities of Russian Agricultural Producers: Updating Changes. Competitiveness in the Global World: Economics, Science, Technology, 2022, no. 12, pp. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.