Научная статья на тему 'Основные тенденции и закономерности функционирования и развития системы пенсионного обеспечения республики Татарстан'

Основные тенденции и закономерности функционирования и развития системы пенсионного обеспечения республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Э. Я.

Анализ основных тенденций в системе пенсионного обеспечения регио­на необходимо начать с характеристики ее организационно-экономической структуры. В Республике Татарстан создана современная пенсионная инфраструктура, включающая в себя 44 территориальных управлений ПФР и 7 отделов ПФР в городах и районах республики, 51 клиентскую службу для обслуживания населения. Масштабы деятельности Отделения ПФР характеризует уникальная информационная база, содержащая сведения почти на 4 млн. застрахованных лиц, включая более 1 млн. пенсионеров, более 287 тыс. страхователей. Кроме этого, Отделение ПФР обслуживает почти 380 тыс. льготных категорий граждан, более 75 тыс. семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вафин Э. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и закономерности функционирования и развития системы пенсионного обеспечения республики Татарстан»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

© Вафин Э.Я.*

Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан,

г. Казань

Анализ основных тенденций в системе пенсионного обеспечения региона необходимо начать с характеристики ее организационно-экономической структуры. В Республике Татарстан создана современная пенсионная инфраструктура, включающая в себя 44 территориальных управлений ПФР и 7 отделов ПФР в городах и районах республики, 51 клиентскую службу для обслуживания населения. Масштабы деятельности Отделения ПФР характеризует уникальная информационная база, содержащая сведения почти на 4 млн. застрахованных лиц, включая более 1 млн. пенсионеров, более 287 тыс. страхователей. Кроме этого, Отделение ПФР обслуживает почти 380 тыс. льготных категорий граждан, более 75 тыс. семей с детьми.

Расходная часть бюджета Отделения ПФР по РТ в 2010 г. составила 102,4 млрд. руб. Из них пенсий по обязательному пенсионному страхованию, выплачиваемых за счет страховых взносов, - 84 млрд. руб., остальные 18,4 млрд. руб. выплачиваются за счет Федерального бюджета, в том числе:

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению (5,5 млрд. руб.);

- ежемесячные денежные выплаты, дополнительное материальное обеспечение, федеральная социальная доплата, материнский семейный капитал.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Следовательно, государственное пенсионное обеспечение относится к социальному обеспечению в случаях, установленных Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Средний размер пенсий в Республике Татарстан в 2010 г. составил 6789,8 рублей (увеличение - 930,5 рублей по сравнению с 2009 г.), в том числе средний размер трудовых пенсий по старости составил 7312,6 рублей (увеличение - 1031,8 рублей).

* Начальник Бюджетного отдела, кандидат экономических наук.

С 01.04.2010 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3 %, а с 01.07.2010 года - на 3,41 %. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, с 01.04.2010 года на 10 % был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан. Суммарная индексация социальных пенсий за 2010 год составила 12,21 %.

В результате валоризации и всех последующих мер по повышению уровня пенсионного обеспечения средний размер пенсий в республике увеличился за 2010 год на 23,4 % и составил на 1 января 2011 года 7 230,79 рублей по отношению к среднему размеру пенсии на 31.12.2009 года.

С 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» осуществлялись расходы на федеральную социальную доплату к пенсии (далее ФСД) до уровня прожиточного минимума и за 2010 год составили 287,6 млн. руб. По данным ОПФР по Республике Татарстан численность получателей ФСД на начало года насчитывала 44,8 тыс. чел., к концу года она сократилась на 4,2 тыс. чел. и составила - 40,6 тыс. чел. При этом снижался средний размер ФСД от 634,7 руб. до 546,6 руб. Снижению численности получателей и среднего размера ФСД способствовали мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В 2010 году в результате установления федеральной социальной доплаты в России было улучшено материальное положение 5,18 миллионов неработающих пенсионеров. По данным Росстата в 2010 году в реальном выражении пенсии выросли на 34,8 %. Средний размер назначенных пенсий в декабре 2010 года составил 28,5 % средней начисленной зарплаты (в декабре 2009 года - 25,7 %), в 2010 году - 35,4 % (в 2009 году - 27,9 %).

В Республике обеспеченность собственными средствами на выплату трудовой пенсии составила в 2010 году 43,8 %. В 2009 году обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составляла 70,2 %, в 2008 году - 99,1 %. У нас есть районы, в которых обеспеченность собственными средствами не превышает 15 %, и даже в самом богатом нефтяном Альметьевском районе этот показатель меньше 100 %. Однако, ни в одном из муниципальных образований сбоев в выплате пенсий и пособий не было. Расходы на эти цели составили 97,3 млрд. руб. По сравнению с 2009 годом они увеличились на более, чем на 28 млрд. рублей или на 40,6 %. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации является увеличение страховых тарифов.

Как известно, в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ с 2011 г. изменяются тарифы страховых взносов, величина которых возрастет до 34 %. Из них 26 % работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9 % - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1 % и 2 % - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

76

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Увеличение тарифов на обязательное пенсионное страхование позволит увеличить и размер будущих пенсий гражданам республики. Однако повышение тарифов коснется не всех страхователей. В 2011 году применение пониженных тарифов предусмотрено для ряда организаций, занимающихся определенными законом видами деятельности.

Дифференциация тарифа для разных категорий страхователей-работодателей приводит к нарушению принципа равенства прав застрахованных лиц. Страхователи, получившие льготы, заплатят за своих работников меньший размер страховых взносов. Это приведет к сокращению объемов социальных гарантий последних и занижению их будущих пенсий.

В то же время, проведенные нами расчеты показывают, что повышение тарифов страховых взносов не столь значительно скажется на экономическом состоянии предприятий и предпринимателей, как это бурно обсуждается, например, в средствах массовой информации.

В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

За рассматриваемый период в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации, в целом, продолжался процесс демографического старения населения. Рост доли лиц старше трудоспособного возраста неуклонно растет.

Проведенный анализ позволил выявить следующие наиболее ярко выраженные демографические тенденции в Республике Татарстан:

- наметилась тенденция к росту численности экономически активного населения, величина которого выросла на 91,8 тыс. чел. с 1822,2 тыс. чел. (в 2002 г.) до 1995,7 тыс. чел. (в 2009 г.), или на 9,5 %;

- снизилась численность наемных работников на 79,3 тыс. человек с 1425,5 тыс. чел. (в 2002 г.) до 1346,2 тыс. чел. (в 2009 г.), или на 5,5 %;

- увеличилась численность населения, занятого в экономике, на 104,2 тыс. чел. с 1722,5 тыс. чел. (в 2002 г.) до 1826,7 тыс. чел. (в 2009 г.), или на 6 %;

- отмечен рост уровня безработицы с 5,5 % в 2002 г. до значения 8,5 % в 2009 году, или на 3 %. Численность безработных в 2002 году составляла 99,7 тыс. чел., в 2009 г. она выросла, по предварительным данным, на 69,3 тыс. чел. до 169,0 тыс. чел. в 2009 г., или на 69,5 %.

Выявлены основные тенденций накопительных и инвестиционных составляющих развития системы пенсионного обеспечения региона, заключающиеся в том, что в программу государственного софинансирования пен-

сий начали поступать средства населения, а общая численность вступивших составила 102 тыс. граждан или 2,7 % от численности населения республики.

Выявлены основные виды организационно-экономических и управленческих рисков устойчивому функционированию системы пенсионного обеспечения в регионе, включающие инвестиционные риски, отсутствие механизма гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений, юридические риски, а также риски сохранности и возвратности пенсионных накоплений.

Выявлены региональные особенности развития системы пенсионного обеспечения в Республике Татарстан, включающие рост численности пенсионеров. При этом среди субъектов Российской Федерации, входящих в ПФО, установленный в Республике Татарстан размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2010 г. для федеральной социальной доплаты является самым низким. Самый высокий ПМП - 4947 руб. в Самарской области.

Таким образом, исследования в области пенсионного обеспечения способствуют координации действий отечественного статистического сообщества в решении стоящих перед ним задач в мониторинге финансовой системы и разработке передовых статистических методов наблюдения за важными процессами функционирования различных секторов экономики.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения полученных результатов в процессе определения перспективных направлений развития пенсионной системы Российской Федерации, а также для прогнозирования и оценки динамики развития системы пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.