Научная статья на тему 'Влияние пенсионных реформ на социальную стратификацию'

Влияние пенсионных реформ на социальную стратификацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / УРОВЕНЬ ДОХОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вафин Э. Я.

В период реформирования пенсионной системы Российской Федерации необходимо тщательно проанализировать влияние планируемых реформ на уровень дохода социально-уязвимых групп общества. Автор рассматривает влияние пенсионной реформы 2010 года на средний уровень пенсий, последствия реформы 2010 года, а также планируемые меры, описанные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние пенсионных реформ на социальную стратификацию»

ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРАТИФИКАЦИЮ

© Вафин Э.Я.*

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

В период реформирования пенсионной системы Российской Федерации необходимо тщательно проанализировать влияние планируемых реформ на уровень дохода социально-уязвимых групп общества. Автор рассматривает влияние пенсионной реформы 2010 года на средний уровень пенсий, последствия реформы 2010 года, а также планируемые меры, описанные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Ключевые слова социальная стратификация, пенсионная реформа, уровень дохода.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Автор рассматривает разделение на страты по уровню доходов: высокий, средний и низкий уровни.

Ускоренных переход в России к рыночным отношениям в начале 90-х годов ХХ века вызвал глубокий кризис, поразивший практически все сферы и отрасли экономики. Базовые отрасли экономики требовали реконструкции и расширения основных производственных фондов, некоторые отрасли промышленности фактически надо было возрождать. Все это привело к нарастанию кризиса в финансовой области, к высокому уровню инфляции. При этом заметно упал жизненный уровень населения, особенно социально незащищенных слоев. Одновременно возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно безработных, бездомных, беженцев, многодетных семей, пенсионеров, инвалидов.

Недостаток бюджетных средств в социальной сфере, снижение доходов социально-уязвимых групп граждан вызвал необходимость реформирования системы социального страхования, обеспечения и социальных гарантий

[1, с. 3].

* Начальник Бюджетного отдела, кандидат экономических наук.

Целью пенсионной реформы, проводимой в 2002 году, было повышение уровня дохода пенсионеров, то есть перевод пенсионеров с низшего страта на более высокий.

В 2010 г. стартовал новый этап пенсионной реформы, в результате которого:

- единый социальный налог заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно во внебюджетные фонды. Регрессивная шкала заменена единой ставкой, с установлением предельной заработной платы, на которую начисляются взносы. С 2010 года ставка страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение повышена с 20 % до 26 %;

- базовая составляющая пенсии переведена в страховую часть;

- осуществлена валоризация пенсионных прав (т.е. пересчитаны пенсионные права, приобретенные до 01.01.2002 г.). В 2010 г. расходы на валоризацию составили 1,1 % от ВВП страны (в 2011-2013 гг. должны составить 1 %);

- обеспечивается социальная доплата до прожиточного уровня пенсионера (регионального ПМП).

В результате всех нововведений средний уровень трудовых пенсий в 2010 г. увеличился на 45 %, а коэффициент замещения данного вида пенсии вырос до 37 %, при этом коэффициент замещения трудовой пенсии по старости составил - 38,4 %.

Однако, достигнутый результат повлек за собой масштабное привлечение дополнительных финансовых ресурсов (на финансирование выплат по валоризации, обеспечение социальной доплаты до прожиточного минимума пенсионера, компенсация потерь, связанных с решением отложить повышение пенсионных взносов для некоторых секторов и др.).

Несмотря на восстановление системы страхового (вместо налогового) механизма государственного пенсионного обеспечения и создание объективных экономических предпосылок для финансирования выплат по обязательному пенсионному страхованию из страховых источников, пенсионной системе не удалось ни избежать зависимости от федерального бюджета, ни приостановить ее рост в перспективном периоде.

В России соотношение средних размеров пенсии и заработной платы в 2010 г. за прошедший с начала реформы период варьировалось от 32 % (2002 г.) до 28,3 % (2009 г.) и лишь в 2010 г. в результате так называемой «валоризации» коэффициент замещения в целом по России увеличился до 38,4 %. Даже это довольно высокое для России значение показателя значительно уступает средним значениям коэффициента замещения в развитых странах и в странах с формирующимся рынком, и, согласно актуарной оценке специалистов, в перспективном периоде снижение коэффициента замещения возобновится. При сохранении современной пенсионной программы значе-

ние коэффициента замещения по РФ к 2020 г. уменьшится до 29 %, а в 2050 г. он составит порядка 22 % от средней заработной платы в экономике.

В настоящее время пенсионная система России остро нуждается в реформировании, так как дефицит бюджета Пенсионного фонда уже достиг триллиона рублей, и, по мнению экспертов, будет продолжать расти. Согласно прогнозу, дефицит бюджета ПФР будет непрерывно расти и составит: в 2012 г. - 1,075 трлн. руб., 2013 г. - 1,2 млрд. руб., 2014 г. - 1,3 млрд. руб., что будет варьироваться в пределах 1,7-1,8 % от ежегодного ВВП. По актуарной оценке, в долгосрочной перспективе (до 2050 г.) при сохранении существующих норм пенсионного законодательства доля дефицита бюджета ПФР будет колебаться в пределах 1,8-2,0 % ВВП.

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается:

- поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки;

- повышение уровня облагаемого заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации (мероприятие целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы);

- повышение собираемости обязательных платежей и расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;

- приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми гражданами, в соответствие с уровнем их пенсионных выплат;

- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда.

Будет изменен механизм преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей, с тем чтобы после окончания срока действия таких преференций (например, в случае принятия решения о государственной поддержке отдельных секторов экономики) предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного пенсионного страхования.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа.

С учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности страхового (трудового) стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств, - до 35 лет.

При этом предлагается увеличить требования по минимальному страховому (трудовому) стажу, необходимому для определения права на пенсию в общеустановленном возрасте.

Актуарные расчеты показывают, что увеличение пенсионного возраста даже на предельно возможный период позволит «сэкономить» не более 2030 млрд руб. в год, т.е. не более 2-2,5 % от общих расходов. И это при одновременном увеличении объема расходов в последующие после переходного периода годы [3]. И еще один аргумент макроэкономического масштаба -перспективы снижения рынка труда до 2030 г.: количество рабочих мест сокращается, и если остановить или хотя бы замедлить процесс освобождения рабочих мест пенсионерами, то основная часть молодежи останется безработной, что приведет к более серьезным проблемам и диспропорциям в структуре занятости населения.

В то же время решение проблемы пенсионного возраста возможно путем увеличения продолжительности страхового стажа через стимулирование более позднего выхода на пенсию. Сейчас в пенсионной системе относительно решена проблема для населения с годовым доходом до среднего уровня, до 513 тыс. руб. Сегодня пенсия составляет 9,7 тыс. руб. в среднем по стране. Однако пенсия в 9,7 тыс. руб. абсолютно недостаточна, если у вас зарплата была 100 тыс. или более. Сейчас действует «точка отсечения» по ставке социальных взносов. 513 тыс. руб. в год, после которой ставка налога снижается с 26 % до 10 %. Таким образом, возникает проблема с обеспечением пенсией людей с высоким заработком. А поскольку растет численность людей с такой зарплатой, увеличивается средний класс, проблема становится все более актуальной [4]. Более поздний выход на пенсию позволит сгладить резкий переход из страта с высоким уровнем дохода в страты со средним или низким уровнем. Кроме того, этому в некоторой степени поможет и вступление в программу софинансирования накопительной части пенсии, а также самостоятельное вложение средств, к примеру в недвижимость.

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и в первую очередь макроэкономической ситуацией в стране.

Предусмотренные в Стратегии меры будут эффективно реализованы, если одновременно произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе факторов и положения на рынке труда.

Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизация положения в формальном секторе рынка труда и легализация теневого рынка труда, а также повышение производительности труда.

В процессе макроэкономического планирования необходимо преодолеть тенденцию к усилению неравенства в распределении заработной платы по

различным видам экономической деятельности при одновременном сохранении низкого удельного веса фонда оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта.

В части повышения эффективности демографической программы необходимо реализовать стратегические задачи по снижению смертности в детском и трудоспособном возрастах, улучшить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.

В заключении хотелось бы отметить, что качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. И для перехода на более высокие уровни, или хотя бы для сохранения прежнего уровня дохода, особенно после выхода на пенсию, человеку следует самостоятельно заботиться о своих сбережениях, путем анализа текущей экономической ситуации, выбором управляющей компании, а также инвестированием средств.

Список литературы:

1. Вафин Э.Я., Журкина Н.С., Капкаева Н.З. Внебюджетные фонды: учебное пособие. - Казань: Изд-во ИЭФ К(П)ФУ 2011. - 198 с.

2. Вафин Э.Я. Актуарное сопровождение совершенствования пенсионной системы Республики Татарстан / Под. ред. Э.Я. Вафина. - Изд-во Казанского университета, 2011. - 218 с.

3. Соловьев А.К. Преодоление дефицита пенсионной системы России // Налоговая политика и практика. - 2010. - № 5.

4. Интервью с вице-премьером Ольгой Голодец [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://top.rbc.ru/ economics/22/08/2012/665716.shtml.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Зеленцова С.Ю.*

Филиал Тюменского государственного университета, г. Сургут

В статье рассматриваются опыт, проблемы, современные тенденции и стратегические цели социально-экономического развития РФ

Ключевые слова экономическое развитие, устойчивость российской экономики, инновации, капитализация экономики знаний.

* Заместитель директора по научной и инновационной работе, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.