Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1213
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пендюрина В.И.

Проблемой, обозначенной в контексте данной статьи, является несоответствие заявленных направлений развития пенсионной системы в России реалиям социально-экономического положения страны и происходящим в финансовой системе процессам. В ней представлен обзор отдельных нововведений, затрагивающих интересы граждан в сфере пенсионного обеспечения, проанализированы перспективы дальнейшего развития в данной сфере. Сделаны выводы о результативности таких нововведений, а также их влиянию на систему пенсионного обеспечения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PENSION INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA

The problem identified in the context of this article is the discrepancy between the stated directions of development of the pension system in Russia and the realities of the socio-economic situation of the country and the processes taking place in the financial system. It provides an overview of individual innovations that affect the interests of citizens in the field of pension provision, and analyzes the prospects for further development in this area. Conclusions are drawn about the effectiveness of such innovations, as well as their impact on the pension system as a whole.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

В.И. Пендюрина, студент

Научный руководитель: П.В. Панькин, канд. экон. наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-134-136

Аннотация. Проблемой, обозначенной в контексте данной статьи, является несоответствие заявленных направлений развития пенсионной системы в России реалиям социально-экономического положения страны и происходящим в финансовой системе процессам. В ней представлен обзор отдельных нововведений, затрагивающих интересы граждан в сфере пенсионного обеспечения, проанализированы перспективы дальнейшего развития в данной сфере. Сделаны выводы о результативности таких нововведений, а также их влиянию на систему пенсионного обеспечения в целом.

Ключевые слова: Российская Федерация, Пенсионный фонд России, законодательство, пенсионное обеспечение, страхование.

На сегодняшний день в России действует комбинированная система пенсионного обеспечения (страхования), которая предусматривает введение накопительной составляющей в распределительную модель пенсионного обеспечения. Иными словами, помимо страховой составляющей пенсии, формируемой за счет обязательных взносов работодателей, существует еще и накопительная составляющая. Она формируется добровольно. Многие современные исследователи, изучающие российскую пенсионную систему и ее реформу, сходятся во мнении, что в России еще не сформирована подлинная система пенсионного страхования. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что система пенсионного страхования не в полной мере отвечает интересам застрахованных граждан.

Безусловно, ключевой проблемой по-прежнему остается слишком низкий уровень пенсионного обеспечения граждан. Кроме этого, существуют и другие проблемы, присущие всей отечественной системе обязательного пенсионного страхования, среди которых наиболее актуальными являются [4, с. 205-220]:

- проблема отсутствия надлежащей компенсации трудовых доходов граждан, вышедших на пенсию с общественного производства;

- проблема быстрого старения населения, что затрудняет обеспечение достойного уровня пенсионных выплат по возрасту;

- проблема декодификации пенсионного законодательства, выраженная в существовании привилегированных прав на пенсионное обеспечение у отдельных категорий граждан;

- проблема признания на законодательном уровне средств бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) государственной собственностью, что позволяет правительству распоряжаться пенсионными накоплениями граждан по своему усмотрению в нарушение ключевой идеи института социального страхования;

- проблема влияния бизнес-сообщества на государственную политику, в том числе в сфере пенсионного обеспечения;

- проблема накопительной части пенсии и изменения ее статуса.

Особое внимание следует уделить проблемам в финансовом плане, которые приводят к сокращению объема поступлений во внебюджетные фонды, что в результате приводит к формированию дефицита ПФР [7, с. 224-228]. Так, бюджет фонда на 2020 год был сформирован с дефицитом в сумме 118,4 миллиарда рублей, покрытие которого предполагалось за счёт остатка средств бюджета фонда на 1 января 2020

года. Прогнозируемый дефицит бюджета фонда в 2021 году - 28,5 миллиарда рублей, в 2022 году - 18,5 миллиарда рублей.

Далее рассмотрим некоторые нововведения, которые затронули интересы застрахованных граждан.

Так, на рубеже 2018-2019 гг. был принят Закон № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий». Данный Закон затрагивает интересы многих российских граждан [1]. Важнейшим новшеством, произошедшим с принятием этого Закона, стало повышение возраста выхода на пенсию. В соответствии с содержанием статьи 7 вышеупомянутого Закона были внесены некоторые изменения в Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [3]. В первой части статьи 8 Закона № 400-ФЗ было установлено право на страховую пенсию по возрасту при достижении 60 лет (для женщин) и 65 лет (для мужчин).

Законодательные положения, предусмотренные в приложении, касаются постепенного повышения возраста, при достижении которого граждане имеют право на получение страховой пенсии. Актуальность данного положения была продиктована необходимостью обеспечения граждан предпенсионного возраста.

С 2016 года вступило в силу положение, согласно которому работающие пенсионеры будут получать страховые пенсии без учета плановых индексаций, которые проводились за период их работы на пенсии [5].

Анализ данных Росстата позволяет сделать вывод о том, что с 2016 года численность работающих пенсионеров начала резко сокращаться. Такая тенденция была вызвана принятием Закона № 385-ФЗ [2], который предусматривает неиндексацию пенсий работающим пенсионерам. И

в 2020 году число пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости, уже сократилось примерно на 200 тыс. человек по сравнению с 2019 годом и составило 46 198 чел. Такое снижение обусловлено новыми сроками выхода на пенсию в связи с принятием № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года [1].

По нашему мнению, внедрение таких положений не является целесообразным. Их реализация может привести к росту «черных» и «серых» зарплат, что является одной из главных причин дефицита бюджета ПФР. Кроме того, осознание объективных причин продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста говорит о том, что эта норма не в полной мере соответствует принципам гуманизма [6, с. 197-203].

На основании анализа актуальных проблемы, существующих в системе пенсионного обеспечения (страхования), можно сделать ряд выводов.

Во-первых, следует обратить внимание на то, что законодатель сохранил разницу между пенсионным возрастом мужчин и женщин. Но данное положение, на наш взгляд, не оправдано. Различия в пенсионном возрасте по признаку пола не имеют под собой оснований.

Во-вторых, возникают некоторые вопросы по поводу времени, в течение которого лицо получает пенсию, т.е. времени пенсионной жизни. В нашей стране продолжительность жизни пенсионеров намного ниже, чем в развитых европейских государствах. Это связано, по большей части, с короткой продолжительностью жизни населения, поэтому не совсем корректно сравнивать Россию с другими развитыми странами. Многие российские пенсионеры просто не успевают воспользоваться правом на получение заслуженной страховой пенсии по возрасту.

В-третьих, в законодательстве существует положение о лишении права на индексацию пенсий пенсионеров, которые продолжают трудовую деятельность. Эта мера, скорее всего, приведет к увеличению объема нелегальных зарплат, что усугубит вышеуказанные проблемы к финансовой части системы пенсионного обеспечения.

В-четвертых, Центральный Банк России анонсировал отмену накопительной части пенсии к 2023 году. За это время власти надеются ввести в действие систему добровольного накопления пенсии, пока же она находится в стадии разработки. Если будет внедрена новая система, то граждане смогут самостоятельно регулировать раз-

мер выплат к пенсии по накопительной Таким образом, пенсионная система

части. Но государство также обещает раз- нуждается в совершенствовании на зако-работать стимулирующие мероприятия, нодательной основе для роста обеспечен-которые будут мотивировать россиян к ности пенсионеров и оптимизации пенси-накоплению пенсионных средств в него- онного возраста, а также повышении эф-сударственный пенсионный фонд. фективности деятельности самого пенси-

онного фонда.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71966782/.

2. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 385-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71294564/.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70552688/.

4. Данилова Н.Л., Кувшинова Е.В. Основные проблемы системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и направления ее совершенствования // Вестник НГУЭУ. - 2017. - № 3. - С. 205-220.

5. Ключевская Н.А. Работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию без учета индексации // https://www.garant.ru/news/678250/.

6. Кузнецова О.Н., Шлома А.В., Ковалева Н.Н., Ермакова Л.В. Пенсионное обеспечение в России: проблемы и перспективы // Вестник БГУ. - 2018. - №3 (37). - С. 197-203.

7. Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 4-1. - С. 224-228.

MAIN TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PENSION

INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA

V.I. Pendurina, Student

Supervisor: P.V. Pankin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bunin Yelets State University (Russia, Yelets)

Abstract. the problem identified in the context of this article is the discrepancy between the stated directions of development of the pension system in Russia and the realities of the socioeconomic situation of the country and the processes taking place in the financial system. It provides an overview of individual innovations that affect the interests of citizens in the field ofpension provision, and analyzes the prospects for further development in this area. Conclusions are drawn about the effectiveness of such innovations, as well as their impact on the pension system as a whole.

Keywords: Russian Federation, Pension Fund of Russia, legislation, pension provision, insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.