Научная статья на тему 'Пенсионная система в среднесрочной и долгосрочной перспективе'

Пенсионная система в среднесрочной и долгосрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / СТРАХОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ИНДЕКСАЦИЯ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЙ КАПИТАЛ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / PENSION SYSTEM / PENSION / PENSION REFORM / THE PENSION FUND / THE INSURANCE CERTIFICATE / INSURANCE PAYMENTS / INDEXATION / A LIVING WAGE / A MINIMUM LEVEL OF PROVISION OF PENSIONS / THE PENSION CAPITAL / A MEMORY PART OF PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрогайцев А. М.

В данной статье рассматривается положение пенсионной системы России в настоящее время, главные причины низкого уровня пенсии, нарастающие проблемы стратегии совершенствования пенсионной системы, а также перспективные нововведения, призванные повысить размер пенсии. Выделены основные направления пенсионной реформы. В таблице представлены цели пенсионной реформы и за счёт чего они будут решены в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дрогайцев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION SYSTEM IN INTERMEDIATE TERM AND LONG-TERM PROSPECT

In given article position of pension system of Russia now, the main reasons of low level of the pension, accruing problems of strategy of perfection of pension system, and also the perspective innovations, called to raise the size of pension is considered. The basic directions of pension reform are allocated. In the table the purposes of pension reform and at the expense of what they will be solved in intermediate term and long-term prospect are presented.

Текст научной работы на тему «Пенсионная система в среднесрочной и долгосрочной перспективе»

ЭКОНОМ ИКА

А.М. ДРОГАЙЦЕВ, аспирант кафедры прикладных экономических дисциплин Орловского государственного университета Тел. 8-906-571-92-07; drogaiceffam@yandex.ru

ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В СРЕДНЕСРОЧНОЙ И ДОЛЕОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

В данной статье рассматривается положение пенсионной системы России в настоящее время, главные причины низкого уровня пенсии, нарастающие проблемы стратегии совершенствования пенсионной системы, а также перспективные нововведения, призванные повысить размер пенсии. Выделены основные направления пенсионной реформы. В таблице представлены цели пенсионной реформы и за счёт чего они будут решены в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, пенсионная реформа, Пенсионный фонд, страховое свидетельство, страховые взносы, индексация, прожиточный минимум, минимальный уровень пенсионного обеспечения, пенсионный капитал, накопительная часть пенсии.

Для начала необходимо разобраться, что же такое «достойная пенсия», какой она должна быть и сколько потребуется финансовых ресурсов для таких выплат всем пенсионерам в масштабах страны [ 1, с. 127]. По стандартам Международной организации труда пенсионная система любой цивилизованной страны должна решать две взаимоувязанные между собой задачи: при выходе на пенсию работников с низкой зарплатой не допустить их попадания «в ловушку бедности», что касается работников со средними и высокими заработками, необходимо, чтобы их пенсии были сопоставимы с получаемой ранее заработной платой. А именно: размер пенсии после 30 лет трудового (страхового) стажа должен быть не менее 40% зарплаты квалифицированного рабочего. Стандарты Европейской социальной хартии еще выше: после 35-40 лет страхового стажа пенсия должна составлять не менее 50-60% от зарплаты.

В России уровень пенсий в два-три раза ниже указанных стандартов: почти 60% пенсионеров получают пенсию ниже или чуть выше прожиточного минимума. Если бы некоторые регионы и крупные компании не доплачивали пенсионерам за счет своих бюджетов, то картина была бы еще более неприглядной.

Главные причины - крайне низкие зарплаты большинства работающих в стране, а также устройство самих пенсионных институтов, размеры страховых тарифов, не позволяющие большинству заработать приемлемую по размеру пенсию. Еще один минус - запредельно высокая дифференциация заработков: на долю 1 0% самых обеспеченных граждан приходится более трети всего объема заработной платы, а на долю 10% наименее обеспеченных - всего 1,4%.

Валоризация решает вопрос «возврата долгов» пенсионерам, трудовая деятельность которых протекала в советское время. Ведь средние размеры пенсии, выплачиваемой до 1991 года, составляли по покупательной способности 2,5 прожиточных минимума (сейчас - всего 1,25), а по коэффициенту замещения - 55% (сейчас - 23%). При этом надо понимать, что если ставится задача серьезного увеличения пенсий, то надо предусмот-

© А.М. Дрогайцев

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

реть и конкретное финансовое обеспечение такого роста. Вариантов тут немного: либо сократить расходы пенсионной системы, либо увеличить ее доходы. Самый непопулярный (хотя многие европейские государства к нему уже прибегли или обсуждают такую возможность) - это повышение пенсионного возраста. Такой подход в нашей стране использоваться, по крайней мере в обозримом будущем, не будет - на то есть политическое решение руководителей государства. Значит, остается второй вариант: увеличение поступлений в Пенсионный фонд. А это можно сделать только за счет повышения страховых тарифов, по которым работодатели делают отчисления во внебюджетные социальные фонды за своих работников.

Сейчас совокупный объем затрат на пенсионное обеспечение составляет 5,8% ВВП, а при повышении размеров пенсий, как это предусмотрено обсуждаемыми законопроектами, его величина возрастет до 7,4% ВВП в 2012 году. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что на каждый процент доли пенсионеров в общей численности населения необходимо расходовать 0,4-0,6% ВВП. Для России это означает, что расходы, обеспечивающие приемлемый уровень пенсий, должны составлять не менее 8,4% ВВП. Страны Западной Европы тратят на пенсионное обеспечение в среднем 12% ВВП. США при гораздо меньшем удельном весе пенсионеров в структуре населения (по сравнению с Россией) - более 8% ВВП. А совокупные расходы на заработную плату (без налогов) и пенсии в странах Западной Европы и США составляют 55-60% ВВП (у нас - 30%). Следовательно, о поддержке какого именно уровня конкурентоспособности отечественных производителей и российской экономики ведется речь? Ведь стоимость затрат на рабочую силу по сравнению с западными стандартами у нас занижена в разы.

При разработке стратегии и тактики совершенствования пенсионной системы также важно учесть нарастающие проблемы, прежде всего быстрое старение населения. Это, кстати, потребует и увеличения расходов на медицинскую и социальную помощь пожилым. По сравнению с развитыми странами Россия тратит на это втрое меньше средств в расчете на одного пенсионера, что, по сути, означает дискриминацию пожилого населения.

Перспективным нововведением является замена страхового пенсионного свидетельства на специальные социальные карты, напоминающие по принципам работы банковские.

Следующий шаг - объединить всех действительных и будущих пенсионеров страны в единую электронную сеть. Система позволит в несколько раз ускорить работу по приемке и оформлению документов от застрахованного лица. Любой человек может, пользуясь терминалом, получить всю необходимую информацию, не задействуя работников фонда. Специальные терминалы необходимо расположить во всех населенных пунктах. В карте необходимо выделить несколько блоков информации, так что ее можно использовать как платежное, транспортные средство, при получении медицинских услуг, услуг социального страхования.

Всем известно, что сегодня при обращении в социальные учреждения люди сталкиваются с проблемой очередей. Да и коррупционный фактор имеет место, когда в оформлении документов участвует много специалистов. Внедрение социальной карты позволит сократить работу при оформлении пенсии, выполнить ее могут всего два сотрудника фонда: один вносит данные в общефедеральную электронную базу, а другой сканирует все необходимые документы - паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство.

Параллельно с картой можно продолжать пользоваться страховым свидетельством старого образца. Развитие социальной карты будет способствовать росту информированности граждан об их социальных правах и возможностях их реализации, в том числе в части пенсионной системы. В частности, социальная карта позволит отслеживать состояние индивидуальных лицевых счетов в ПФР.

С 1 января 2010 года отменили единый социальный налог (ЕСН), а вместо него ввели прямые страховые взносы во внебюджетные фонды пенсионного обязательного медицинского и социального страхования [2]. В 2010 году общий размер страховых взносов останется на уровне предыдущего года: ЕСН - 26 процентов от фонда оплаты труда. Из них 20% направляются в Пенсионный фонд, 2,9% - в фонд соцстрахования, 3,1% - в Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования. С 1 января 2011 года ставка страховых взносов увеличится до 34%. Из них 26% - в ПФР, 2,9% - в ФСС и 5,1% - в ФОМС. Для тех работодателей, которые платят льготные налоги, тариф отчислений будет расти постепенно с 2011 по 2014 год.

С введением страховых взносов пенсии целиком выплачиваются за счет средств Пенсионного фонда, поэтому базовую и страховую части пенсии объединили, и пенсия теперь состоит из двух частей -

страховой и накопительной (для лиц 1967 года рождения и моложе). При этом ввели фиксированный базовый размер пенсии, который входит в страховую часть пенсии и индексируется вместе с ней.

Всем получателям трудовых пенсий вместо базовой части пенсии ввели фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2010 года его сумма составила 2562 рубля [3]. Причем у лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами первой группы, а также у лиц, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части пенсии установлен в повышенном размере (5124 рубля). Кроме того, лицам, имеющим на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи, он установлен в сумме 3416 рублей в месяц; двух нетрудоспособных членов семьи - 4270 рублей в месяц; трех и более нетрудоспособных членов семьи - 5124 рубля.

Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости, размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.10 №2167 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца»).

Для повышения уровня жизни неработающих пенсионеров, получающих пенсию (вместе со всеми социальными выплатами) ниже прожиточного минимума, ввели понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения». Это значит, что пенсия наряду с другими мерами государственной социальной поддержки не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Для реализации этого положения закона ввели социальные доплаты к пенсии. Если прожиточный минимум субъекта ниже федерального прожиточного минимума, доплату к пенсии профинансирует федеральный бюджет. Если выше, то доплату выплатит местный бюджет.

Замена налога на страховые выплаты призвана не только облегчить жизнь пожилым людям, но и снять финансовую нагрузку с федерального бюджета.

Если не будет увеличен тариф страховых взносов, любое увеличение пенсий будет задевать фе-

деральный бюджет. Теперь же федеральный бюджет останется нетронутым - оплачивать очередной этап пенсионной реформы будут работодатели. И если на первом этапе замены налога выплатами, в 2010 году, замена была во многом номинальной - размер финансовой нагрузки на предпринимателей не вырос, то в дальнейшем расходы работодателей возрастут. А поскольку серьезного увеличения доходов на российских предприятиях не прогнозируют, предприниматели будут вынуждены «оптимизировать» расходы. Заложниками оптимизации станут уже не сегодняшние пенсионеры, а будущие.

Это неизбежно приведет к увеличению административных барьеров в бизнесе, к увеличению проверок. Дополнительный финансовый контроль налогоплательщика - подключаются органы внебюджетных фондов.

В условиях мирового финансового и экономического кризиса было бы уместно ввести мораторий на любые шаги, увеличивающие финансовое бремя российских предприятий.

Можно выделить основные направления пенсионной реформы - принятые законопроекты по пенсионной реформе предусматривают, во-первых, возрождение системы социального страхования и, во-вторых, реализацию двух программ по повышению размера пенсий. Это коснется тех, кто выработал стаж в советское время, и им будет установлена социальная доплата до величины прожиточного минимума пенсионера, чей совокупный доход ниже этого показателя.

То есть существенно вырастут пенсии людей старшего поколения, труд которых, к сожалению, не получил должной оценки при проведении пенсионных реформ 2002 года. Будет решен и вопрос, кото -рый неоднократно ставился в обществе, - пенсия должна быть не ниже прожиточного уровня.

Финансироваться такие доплаты будут за счет средств федерального бюджета.

Разработчики нового российского пенсионного законодательства ориентировались на нормы, определенные Конвенцией Международной организации труда, а именно: 40% заработка, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

В связи с изложенным можно выделить несколько целей развития пенсионной системы в среднесрочном и долгосрочном периоде, представленных в таблице 1 :

Таблица 1 - Цели пенсионной реформы

Цели пенсионной реформы За счет чего будут решаться в перспективе:

среднесрочной долгосрочной

Заявленные в программных документах правительства, прямые

1. Усиление страховых принципов в пенсионном обеспечении Установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уп -лаченных за них в ПФ РФ Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

2. Повышение реального размера пенсий Регулярная индексация пенсий, в том числе темпами, опережающими рост цен Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

Развитие дополнительного пенсионного обеспечения и страхования

3. Обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности пенсионной системы Повышение реального уровня пенсионного обеспечения при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

Создание неперсонифицированного резерва ПФ РФ Развитие дополнительного пенсионного обеспечения и страхования

Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда

Заявленные в программных документах правительства, косвенные

4. Вовлечение сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование Создание стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование; развитие дополнительного пенсионного обеспечения

Подразумеваемые, косвенные

5. Увеличение объема долгосрочного кредитования в экономике Создание благоприятных условий для деятельности институциональных инвесторов (включая негосударственные пенсионные фонды) Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

6. Легализация трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда посредством: Установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в ПФ РФ

- повышения заинтересованности работника в уплате отчислений в пенсионную систему Установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в ПФ РФ Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

7. Обеспечение прозрачности Определение правового статуса основных участников пенсионной системы - ПФ и государственной управляющей компании Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

пенсионной системы Ограничение монополизма ПФ в пенсионной сфере. Развитие конкуренции на рынке обязательных пенсионных накоплений

8. Обеспечение независимости пенсионной системы от влияния политических факторов Четкое ограничение функций государства в пенсионной системе Развитие накопительной составляющей пенсионной системы

В развитых странах думать о будущей пенсии принято с самого начала трудовой деятельности. Это называется пенсионной культурой. Она должна быть неотъемлемой частью общей финансовой грамотности современного молодого человека. Каждый должен иметь представление о том, из чего складывается его будущая пенсия. Для получения достойной пенсии необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, это легальная заработная плата (никаких конвертов), вовремя и

в полном объеме перечисленные работодателем страховые взносы. Во-вторых, молодежь должна научиться увеличивать свой пенсионный капитал и грамотно управлять его накопительной частью.

И здесь надо сказать, что государство приступило к совершенствованию пенсионной системы в непростых экономических условиях. Но это необходимо делать именно сейчас. Ведь достойная жизнь наших пенсионеров - это ответственность власти, всего общества.

Библиографический список

1. Пенсионная реформа в России [Текст]: учеб. пособие / М.Ю. Зурабов; под. ред. М.Ю. Зурабова. - М.: Инфра-М, 2005. - 328 с.

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // ГАРАНТ. Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / НПО «Гарант-сервис». Версия от 17.08.2010 г.

3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф3 // ГАРАНТ. Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / НПО «Гарант-сервис». Версия от 17.08.2010 г.

4. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) / Утвер-

ждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 № 388) (И11;р://Ьа8е. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=37089

5. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) / Утверждена Правительством РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р. (http://www.transfusion.ru/doc/rasp1163.htm)

6. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) / Утверждена Правительством РФ от 19 января 2006 г № 38-р. (http://www.akdi.ru/econom/program/41.htm)

A.M. DROGAICEFF

PENSION SYSTEM IN INTERMEDIATE TERM AND LONG-TERM PROSPECT

In given article position ofpension system of Russia now, the main reasons of low level of the pension, accruing problems of strategy of perfection of pension system, and also the perspective innovations, called to raise the size of pension is considered. The basic directions of pension reform are allocated. In the table the purposes of pension reform and at the expense of what they will be solved in intermediate term and long-term prospect are presented.

Key words: pension system, pension, pension reform, the Pension fund, the insurance certificate, insurance payments, indexation, a living wage, a minimum level of provision of pensions, the pension capital, a memory part of pension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.