альной справедливости вполне может стать стимулом к качественному экономическому развитию. Возможно, нашему правительству и гражданам страны еще долго до осознания того, что государство должно существовать как ограждающий общество каркас, обеспечивающий его безопасное и комфортное существование, а не средство насильственной власти, навязывающее свою волю разнообразными законодательными актами. А пока существует такое мнение, то формула: уважение прав граждан (соц. справедливость) + уважение установленных законов = экономическое развитие - соблюдаться не будет.
Список литературы:
1. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философская концепция и российская ситуация. - М., 2011.
2. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О социальной справедливости. -1987.
3. Поздняков А.И. Конфликт справедливости и эффективности в государственном управлении. - 2011. - Вып. 6.
4. Ролз Д. Теория справедливости. Электронная версия.
5. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. - 2011.
6. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. - М., 1992.
7. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. - 1980.
8. Хелпман Э. Загадка экономического роста. - 2011.
9. Слатенькова М.А. Социальная справедливость как основная задача государства / Бизнес Информ. - 2013. - № 11.
10. Средний класс мог бы спасти экономику России, но чуда не будет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/finance/ announcement/1982809/index.php?ГО=1982809.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
© Попов Е.П.1
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Российская система пенсионного обеспечения с самого момента своего образования непрерывно реформируется. Современным ориенти-
1 Кафедра Финансов и кредита.
ром развития для государства является Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденная в 2012 г. Правительством РФ, и в соответствии с ней предполагается создание трехуровневой пенсионной системы, значительное место в которой отводится негосударственному пенсионному страхованию. Для пенсионного рынка это означает потребность в исследовании возникающих возможностей и выработке методик, отвечающих требованиям построения развитых пенсионных систем. В статье рассмотрены основные тенденции перспективы развития российского рынка негосударственного пенсионного страхования в рамках реформирования общенациональной системы пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионное страхование; негосударственные пенсионные фонды; пенсионные накопления; инвестирование пенсионных накоплений.
Система пенсионного обеспечения граждан - одна из важнейших частей социально-экономической политики современного государства. Во-первых, пенсионное обеспечение призвано поддержать социально приемлемый уровень благосостояния пенсионеров и предоставить им защиту от риска потери дохода на достойное дожитие, связанной с утратой трудоспособности. Во-вторых, создание в процессе построения пенсионной системы централизованных и децентрализованных фондов денежных средств формирует ресурсы для долгосрочных инвестиций в национальную экономику. В-третьих, наличие эффективной и надежной общенациональной пенсионной системы мотивирует население выводить доходы из теневого сектора, что способствует увеличению объема пенсионных накоплений, доступных экономике, а также возвращает недополученные бюджетом налоговые доходы.
Исследованием вопроса развития системы пенсионного обеспечения граждан занимались А.В. Агеева, А.Д. Баранова, Т.В. Гапеева, А.Н. Жуков, А.Е. Иванов, Ю.И. Климашева, Р. Маурер, Р. Рогалла, Г.Ф. Фейгин.
Проблемы негосударственного пенсионного страхования в системе пенсионного обеспечения российских граждан неоднократно исследовались такими учеными-экономистами, как М.В. Башкин, Л.К. Васюкова, А.Л. Лель-чук, А.П. Пантелеева, Л.Г. Решетникова, А.В. Скурова, Д.Ю. Федотов.
Количество трудоспособного населения в России с 1997 по 2011 годы увеличивалось, что обеспечивало экономике около трети роста подушевого ВВП из 4,9 % в среднегодовом выражении. С 2012 года наметился обратный демографический тренд. По оценкам специалистов Всемирного Банка, в полной мере Россия ощутит старение рабочей силы уже в 2020-е гг., когда на рынок труда выйдет малочисленное поколение 1990-х: в следующем десятилетии Россия потеряет более 7 млн. молодых работников, вдвое больше, чем за 2010-е. Старению населения в этот период также поспособствует снижение рождаемости и выход на пенсию многочисленного поколения 1950-х. Всего за 2010-2050 гг. трудоспособное население сократится примерно на четверть - на 23 млн. человек при общем сокращении на 2 млн,. коэффициент демографиче-
ской нагрузки вырастет в 1,5 раза. В совокупности с низкими ценами на углеводороды, непрерывным расходованием средств резервных фондов и сохранением текущей структуры расходов бюджета с преобладающей долей расходов на национальную оборону и безопасность, проблемы демографического старения многократно увеличат нагрузку на пенсионную систему страны, что потребует повышения ее устойчивости и эффективности [5].
Российская пенсионная система с самого своего зарождения непрерывно развивается и реформируется. На данный момент основным программным документом государства для определения направлений развития пенсионного обеспечения является Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (далее Стратегия). Документ полагает базирование пенсионной системы на трех уровнях: первый - трудовая пенсия, второй - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника и третий - частная пенсия, формируемая работником на добровольной основе.
Значительная роль в Стратегии отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). За счет деятельности НПФ предполагается сформировать добровольный уровень национальной пенсионной системы, целевыми пользователями которого будут представители среднего класса. В Стратегии также указано, что десятилетний опыт формирования накопительной части трудовой пенсии обнаружил негативные стороны совместного участия НПФ и государства в создании первого уровня пенсионной системы. Среди проблем указаны:
- общая несбалансированность пенсии и снижение возможности формирования пенсионных прав основной массы пенсионеров в результате направления из страховой в накопительную составляющую 6 процентов тарифа;
- недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
- отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений;
- издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие доходность по результатам ее инвестирования [1].
Следует отметить, что по состоянию на май 2015 года в НПФ было сосредоточено 1495 млрд. рублей пенсионных накоплений, что соответствует 46 % всего объема в 3239 млрд. рублей. В рамках реформы 2013 года для решения задачи повышения надежности системы НПФ фондам, имеющим лицензию по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), предписывалось акционироваться и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений до конца 2015 года. По состоянию на 2016 год в системе гарантирования участвуют 36 фондов из 63 осуществляющих деятельность по
ОПС. Совокупный объем пенсионных накоплений в фондах, вступивших в систему, составлял 84,7 % от всех пенсионных накоплений в НПФ на 31.12.2014, число застрахованных лиц - 83,8 %. С 2016 года страховые взносы граждан, которые ранее не подали заявление о выборе управляющей компании или НПФ для перевода пенсионных накоплений, в полном объеме отчисляются на страховую часть пенсии, что подтверждает намерения государства перевести НПФ полностью на добровольный уровень пенсионной системы. Кроме того, уже в течение трех лет подряд - в 2014, 2015 и 2016 годах - Правительство РФ вводит мораторий на формирование накопительной части пенсий, и те средства, которые должны были поступить на эти цели, поступают в распределительную составляющую пенсионной системы. По данным ПФР за январь-ноябрь 2015 г поступило 5,1 млн. заявлений от граждан о переводе накоплений в НПФ, тогда как обратное желание изъявили лишь 184 тыс. человек. Все это свидетельствует о повышении надежности системы негосударственного пенсионного страхования и возросшем доверии со стороны населения, что является одним из заявленных в Стратегии приоритетов. Работа, проделанная фондами в рамках прохождения процедуры проверки со стороны ЦБ РФ, и успешный запуск системы гарантирования накоплений позволяют оценивать надежность системы НПФ как высокую [6].
Следующим шагом по развитию рынка должна стать выработка таких мер, которые будут способствовать повышению эффективности системы НПФ в плане обеспечения доходности для пенсионеров. В сложившихся экономических условиях фондам становится труднее показывать доходность выше инфляции. Если на среднесрочном и долгосрочном горизонтах НПФ показывают доходность выше инфляции, то в кризисные годы на фоне повышения инфляции и спада на финансовых рынках доходность фондов, как правило, уступает инфляции. Так, по итогам 2014 года в среднем доходность по инвестированию пенсионных накоплений фондов, имеющих лицензию по ОПС, составила 4-4,5 % при инфляции 11,4 % (за 9 месяцев 2015 г. этот показатель составил 6,71 %). При этом фондам удалось показать доходность выше ВЭБа, управляющего пенсионными накоплениями ПФР. Доходность государственной управляющей компании по расширенному портфелю составила 2,7 %, по портфелю государственных ценных бумаг оказалась отрицательной - минус 2,1 %. На более длинном горизонте за период 2009-2014 годов средняя арифметическая накопленная доходность фондов по пенсионным накоплениям составила 60 % и превысила накопленную инфляцию в 58 %.
Кроме того, сильно ограничивает возможности повышения доходности госрегулирование инвестиционной политики фондов и управляющих компаний. В ходе запуска системы гарантирования в 2015 г. требования к активам, в которые допускается инвестирование накоплений, были ужесточены и продолжают ужесточаться. Так, например, введение в 2015 году требований к рейтингу кредитоспособности облигаций и эмитентов на максимальном уровне А++ по национальной шкале ЯАЕХ («Эксперт РА») значительно
ограничивает возможности фондов по инвестированию накоплений, а также возможный круг инвестиций наиболее надежными низкодоходными бумагами. Также, с 1 июня 2015 года была ограничена максимальная совокупная доля облигаций и депозитов банков с 80 до 60 % в структуре пенсионных накоплений, а с 1 января 2016 года эта доля снизилась до 40 %. Однако именно банковские инструменты являются наиболее популярными среди НПФ, позволяющими им в кризисные периоды компенсировать волатиль-ность фондового рынка (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура инвестирования пенсионных накоплений НПФ
Вид актива на 31.12.2013, % на 31.12.2014, %
Денежные средства на текущих счетах 10,1 2,4
Денежные средства на депозитах 30,6 31,6
Акции 6,4 6,7
Облигации 36,2 39,1
Государственные ценные бумаги 4,3 2,4
Ценные бумаги субъектов РФ 5,7 5,6
Иностранные ценные бумаги 0,3 0,3
Ипотечные ценные бумаги 2,7 7,3
Прочие активы 3,5 4,6
Расширение инвестиционной политики системы НПФ и ослабление текущих регулятивных требований, например, на один рейтинговый уровень, способствовало бы повышению ее результативности при сохранении низких инвестиционных рисков. Самими участниками рынка этот вопрос поднимается уже давно. Согласно опросу агентства «Эксперт РА», НПФ считают необходимым введение возможности самостоятельного инвестирования части пенсионных накоплений для экономии на транзакционных издержках. Наиболее важными сегментами экономики, требующими расширения возможности для инвестирования в них пенсионных накоплений, по мнению фондов, являются инфраструктурные инвестиции и проектное финансирование реального сектора. И тут проблема ограниченного количества разрешенных к использованию фондами инструментов стоит наиболее остро. Чтобы получить средства НПФ для финансирования своей деятельности, предприятия-эмитенты должны предпринять колоссальные усилия, в первую очередь, связанные со структурированием своих ценных бумаг [6].
Трехуровневая пенсионная система, закладываемая Стратегией доказала свою эффективность в развитых странах и именно на опыте развитых стран и предполагается ее построение. Общей чертой пенсионных систем этих стран является то, что большую часть дохода пенсионера в будущем составляет часть пенсии, сформированная добровольно и с помощью корпоративных схем в течение трудовой деятельности. В России в рамках второго и третьего уровней общенациональной пенсионной системы НПФ формируют пенсионные резервы, общий объем которых по состоянию на сентябрь
2015 г. составлял около 1 трлн. рублей. Учитывая, что общий объем пенсионных накоплений для финансирования трудовой пенсии более 3 трлн. рублей, а также то, что отчисления на накопительную часть составляют лишь четверть всех отчислений на формирование пенсии первого уровня, вынуждены заключить что на данный момент ситуация в пенсионной системе РФ кардинально отличается от желаемой. Собственно, построение второго (корпоративных пенсионных схем) и третьего (добровольных пенсионных схем) уровней пенсионной системы, реализуемых посредством негосударственного пенсионного страхования требует больше всего исследований и научной разработки.
Значительную роль в пенсионном страховании на втором и третьем уровнях также должны сыграть страховые организации. Они выступают в качестве самостоятельных субъектов пенсионного страхования, и при этом, в отличие от НПФ, способны присовокуплять страхование других рисков. Ведущие компании на рынке сегодня готовы предоставить продукты пенсионного обеспечения связанные со страхованием жизни и здоровья. Кроме того, страховщики способны выступать гарантами финансовой стабильности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, страхуя их финансовые риски. Основными преимуществами страховых компаний в системе пенсионного обеспечения являются:
- развитый рынок, обширная инфраструктура и наработанная деловая репутация;
- наличие мощного интеллектуального ресурса и методологической базы, технологий разработки и продаж страховых продуктов;
- многолетний опыт инвестирования страховых резервов;
- гибкость в разработке пенсионных продуктов.
Существует также мнение, что функции выплаты пожизненных пенсий необходимо полностью передать от НПФ к страховым компаниям, так как данная операция по сути является страхованием риска долголетия, и подразумевает сложнейшие процедуры прогнозирования продолжительности жизни пенсионера. Негосударственные пенсионные фонды являются спе-циализированнными инвестиционными организациями и наличие у них возможности выплаты пожизненных пенсий противоречит принятому во всем мире принципу: страхованием могут заниматься только страховые организации [3]. Исходя из данной точки зрения, следует пересмотреть нормы регулирования в отношении всех организаций, осуществляющих пожизненное пенсионное страхование, в сторону унификации с нормами, применяемыми к компаниям по страхованию жизни. Одной из важнейших проблем в этом отношении является невысокий уровень взаимоинтегрирован-ности страхового рынка с рынком НПФ.
Итак, в соответствии с государственными программными документами основными направления развития в корпоративном пенсионном страховании в настоящее время можно считать:
- нормативно-правовые изменения в законодательстве, требуемые для осуществления деятельности по пенсионному страхованию работников на основании договоров о корпоративной пенсионной программе работодателем, негосударственными пенсионными фондами, страховыми и кредитными организациями;
- разработка требований к стандартизации финансовых пенсионных продуктов, мер контроля и надзора за их предоставлением гражданам, а также совершенствование налоговых режимов для финансирования пенсионных выплат;
- разработка и обоснование условий и порядка формирования средств для финансирования пенсионных выплат и осуществления пенсионных выплат в рамках корпоративных пенсионных схем.
Кроме того, одной из приоритетных и характерных именно для негосударственного пенсионного обеспечения задач является уже упомянутое повышение эффективности инвестирования средств, сформированных за счет страховых взносов работников. Доходность от инвестирования средств пенсионных резервов НПФ в среднем составила 7,95 % за 9 месяцев 2015 года, что ниже инфляции в том же периоде. Высокая доходность НПФ может послужить весомым аргументом для стимулирования населения к переходу на схемы корпоративного и добровольного пенсионного обеспечения.
Актуальность исследований состояния и возможностей рынка негосударственного пенсионного страхования РФ обусловлена конкретными демографическими и экономическими причинами такими, как необходимость оптимизации социальной и бюджетной политики государства в условиях низких цен на углеводороды, старения населения и падения его доходов, которые являются основным драйвером к произведению накоплений, потребностью экономических субъектов в долгосрочных финансовых ресурсах, в отсутствие доступа к внешним рынкам капитала. Актуальность также подтверждена соответствующим спросом участников пенсионного рынка на научные идеи и практические рекомендации. Для выработки мер по дальнейшему развитию рынка негосударственного пенсионного страхования необходимо провести исследования по следующим направлениям:
- повышение эффективности инвестирования средств страховых резервов в негосударственном пенсионном страховании с помощью расширения перечня доступных инвестиционных инструментов; смягчения ограничений инвестиционной политики фондов, управляющих компаний и страховых организаций; разработки пенсионных схем, позволяющих гражданам выбирать инвестиционный портфель в зависимости от доходности и риска;
- повышение финансовой устойчивости субъектов рынка негосударственного пенсионного страхования посредством приведения системы регулятивных требований к участникам рынка в соответствие с принципами пруденциального надзора; введением обязательных
систем риск-менеджмента и внутреннего контроля; введением пруденциального стандарта по пенсионному страхованию; формированием единой системы актуарного оценивания; - стандартизация и унификация пенсионных продуктов, осуществляемая в соответствии с основными принципами страхования.
Научная разработка данных направлений и дальнейшая трансформация полученных результатов в практические меры позволят сформировать конкурентный и надежный рынок пенсионного страхования, который станет основой благосостояния российских пенсионеров в будущем.
Список литературы:
1. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р) [Электронный ресурс] / Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
2. Агеева Е.В. Изменение роли пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования / Е.В. Агеева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 3.
3. Лельчук А.Л. Пенсионное страхование или пенсионное обеспечение? / А.Л. Лельчук // Финансы. - 2010.
4. Скурова А.В. Особенности негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом / А.В. Скурова // Российский экономический вестник. - 2011. - № 4.
5. В поисках нового «серебряного века» в России: факторы и последствия старения населения / Обзорный доклад Всемирного банка. - 2015.
6. Будущее пенсионного рынка - 2015: матер. круглого стола рейтингового агентства Эксперт РА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И КОНСТИТУИРОВАНИЕ
НОВЫХ РЫНКОВ: ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© Самылова А.А.1
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва
Данная работа нацелена на систематический обзор существующих экономико-социологических подходов к конструированию и консти-туированию новых рынков. По мере развития социально-экономических наук и с усложнением рыночных отношений, фокус исследований
1 Аспирант.