Научная статья на тему 'Основные тенденции формирования экологического сознания в современном обществе'

Основные тенденции формирования экологического сознания в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2012
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОБЛЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владыкина Юлия Александровна

В данной статье рассмотрены сущностные свойства экологического сознания и основные тенденции его развития в современном обществе. Проанализировано современное состояние и выявлены проблемы развития экологического сознания индивидуума в частности и общества в целом. Обоснована необходимость переориентации экологического сознания в системе образования, определяющего коллективное сознание и поведение общества по отношению к окружающей среде, поведение индивидуума по отношению к другим членам общества, осознание себя как части взаимосвязанной экологической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции формирования экологического сознания в современном обществе»

Ю.А. ВЛАДЫКИНА

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В данной статье рассмотрены сущностные свойства экологического сознания и основные тенденции его развития в современном обществе. Проанализировано современное состояние и выявлены проблемы развития экологического сознания индивидуума в частности и общества в целом. Обоснована необходимость переориентации эколо-

Экологическое сознание, экологическая психология, экологическое образование, тенденции, проблематика.

гического сознания в системе образования, определяющего коллективное сознание и поведение общества по отношению к окружающей среде, поведение индивидуума по отношению к другим членам общества, осознание себя как части взаимосвязанной экологической системы.

Одним из актуальных аспектов развития постиндустриальной цивилизации на современном этапе становится комплекс сопряженных экологических проблем, формирующих вектор развития индивидуума в обществе. Во многих странах низкий уровень экологического развития современного общества рискует привести мир к глобальной экологической катастрофе. Например, экологическая проблема неконтролируемого использования природных ресурсов приняла глобальный характер в условиях постиндустриальной цивилизации.

Сущностные свойства экологического сознания. Вопросы наличия и формирования экологического сознания в обществе, а также его типология зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. В соответствии с гносеологическим подходом экологическое сознание является свойством индивидуума как компонента логического отношения «индивидуум - природа» [1]. Рассматривая экологическое сознание как психологический феномен, мы задаем изначально в качестве исходного основания гносеологическое отношение «субъект -объект», которое конкретизируется в виде отношения «сознание индивидуума - мир природы».

С одной стороны, «сознание индивидуума» выражает его отношение к «экологической среде» на личностном уровне в частности и на уровне общества в целом. С другой стороны, «сознание индивидуума» выполняет отражательную функцию по отношению к «миру природы», в котором он живет и с которым взаимодействует для сохранения жизни в ходе развития цивилизации. Наконец, «сознание индивидуума» выполняет регуляторную функцию, опосредуя его деятельность по отношению к существующему «миру природы» с момента целеполагания до практической реализации при достижении поставленной цели [2, с.50].

В отечественной психологии наиболее развернуто представлен гносеологический подход к проблеме экологического сознания как предмета экологической психологии в исследованиях С. Д. Дерябо и В.А.Левина [3]. Природа понимается этими авторами как «мир природы», т.е. как система живых и неживых элементов биосферы. Чаще всего он обозначается термином «психология экологического сознания», предметом которого является изучение социо- и он-

тогенеза экологического сознания, включая разработку методов его диагностики, коррекции и тренинга.

В качестве примера современного исследования можно привести понимание термина «экологическое сознание», представленное в трудах A.A. Алдашевой и В.И. Медведева. Авторы считают, что современный термин «экологическое сознание должен охватывать область человеческих действий и знаний, которая тесно взаимосвязана с воздействием индивидуума на природные объекты и процессы, приводящие к изменениям самой структуры мира природы. Поэтому они предлагают определение экологического сознания, согласно которому «экологическое сознание - есть отношение к природе» [4].

Обобщая исследования, посвященные формированию подхода к экологическому сознанию, можно выделить тенденции в развитии системы «индивидуум - природа» и, соответственно, классифицировать виды экологического сознания:

1) синкретическое (архаическое) экологическое сознание, при котором индивидуум в своем сознании и самосознании не выделяет себя из окружающей среды (мира природы) и в соответствии с собственными целями выживания не противостоит ей как объекту преобразования;

2) антропоцентрическое экологическое сознание противопоставляет индивидуума окружающей среде и рассматривает ее как объект деятельно-стного преобразования в соответствии с индивидуальными целями выживания, данный подход в итоге привел к экологическому кризису в мировом масштабе;

3) экоцентрическое сознание возникает при осознании индивидуумом своего места в окружающей его природной среде как части единой экосистемы «индивидуум - природа», и окружающая человека среда становится сферой его со-бытия с природой. Экологическая среда имеет право на собственные закономерности развития, которые должны учитываться индивидуумом в своей жизнедеятельности. Она обладает самоценностью своего существования;

4) синергетическое (природоцентрическое) экологическое сознание приходит при осознании индивидуумом единства с природой как единства принципов саморазвития с универсальными принципа-

ми развития мира природы. Индивидуум становится субстанциальной частью экологической среды, где индивидуум, природа и антропогенная среда становятся разными проявлениями универсальной сущности природы, сохраняющей способность к самопоро^дению-самосохранению-саморазру шению.

На этой стадии развития система «индивидуум -природа» воспринимается как единый субъект взаимодействия, становление которого осуществлялось посредством совместного развития индивидуума и экологической среды [5, с.52].

В сложившихся условиях появляется потребность создания и формирования экологической психологии (экопсихологии) как относительно нового научного направления, оформившегося в зарубежной психологии два-три десятилетия назад и бурно развивающегося в отечественной психологии в последнее десятилетие, возникшего на стыке психологической, социологической, педагогической, экологической областей и иных видов знания [6, с. 14]. Появление экологической психологии обусловлено рядом экологических, социальных проблем методологического, психологического, образовательного и культурно-исторического характера.

Несмотря на то, что данное направление рассматривается в экологическом контексте, здесь прослеживается четкий психологический аспект, который часто не осознается ни исследователями данной проблемы (экологами, педагогами, психологами), ни обществом в целом. Причина такого положения в технократическом характере нашей цивилизации, которая базируется и формируется из поколения в поколение на психическом сознании человека.

Современная экологическая психология ставит две основные задачи, включая:

- необходимость защиты природной среды от разрушительного воздействия технократического индивидуума;

- индивидуальная защита индивидуума от травмирующего воздействия при загрязнении окружающей природной среды, а также от неустойчивого, нестабильного состояния социальной среды. Преодоление экологического кризиса невозможно

осуществить без изменения технократического способа мышления индивидуума, превалирующего в сознании современного общества. «Необходимым условием такого изменения сознания людей является принятие в качестве руководства к действию так называемого экологического императива - взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие» [3]. В данных условиях требуется переориентация мышления индивида на осознание сохранения экологической системы планеты и ее ресурсов как ее жизненной среды.

Преодоление мирового экологического кризиса требует формирования такого экологического созна-ния и экологического мышления общества, при котором отношение к природе и к индивидууму должно лежать в осознании индивида как ключевого звена экологической системы, а не противопоставления. С

одной стороны, экологическая среда выступает для индивида средством развития его природных возможностей, с другой - индивид выступает по отношению к природе средством ее саморазвития, развивая свои природные качества.

Экологическое сознание индивидуума формирует осознание и принятие ответственности за саморазвитие, развитие общества. Экологическое здоровье планеты в целом означает, что индивидуум становится субъектом экологического процесса развития, а это поднимает вопросы разработки методов психологической диагностики и формирования экологического сознания индивида и населения в целом, освещения вопросов формирования экологического сознания и использования возможностей человека для его дальнейшего саморазвития, что предполагает взаимосвязь психологических и педагогических социальных наук.

Одна из проблем прикладных научных направлений, например экспериментальной психологии, - это выявление функционального диапазона (т.е. пределов) человеческого восприятия и мышления как важного инструмента познания и анализа окружающей среды в деятельности человека. Решение подобных задач разных уровней - от местного масштаба до планетарного и космического - требует от человека «разрешающей способности» и пределов адекватного использования самого способа мышления при оценке и принятии решения по экологическим проблемам.

Наблюдающаяся нестабильность социально-экономических и политических условий жизни на всей планете, которая связана в первую очередь с резким увеличением количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, ростом агрессии и преступности, отсутствием всесторонней психологической подготовки человека к жизни в экстремальных условиях, в последнее десятилетие с особой остротой ставит практические проблемы психологической подготовки и готовности к жизнедеятельности в сложных социально-психологических условиях, а также оказания психологической помощи индивидуумам в условиях экстремальных и постэкстремальных ситуаций [7, с. 25]. Таким образом, индивидуум осознает необходимость включения экологической среды как одного из исходных оснований при изучении, формировании и психологической коррекции психических явлений, включая мышление, восприятие, сознание, общение, в изучение этих психических процессов и психических состояний в разных средовых условиях.

Для современного общества становится характерным расширение представлений об окружающем мире, окружающей среде, включая не только физические и природные, но также социальные и культурные факторы. Поэтому выявленные проблемы окружающей среды сводятся не только к загрязнению и нерациональному или опасному использованию природных ресурсов, они также охватывают проблемы защиты и охраны социального наследия общества.

В современной России каждый из указанных видов социальной среды имеет свои особенности, главной из которых является нестабильность, вызываемая общим кризисом социально-экономических,

политических и нравственных отношений, которая вызвана общим мировым кризисом и сменой социально-экономической и политической формации страны. Сферы социальной жизни и развития индивидуума характеризуются большим разнообразием, включая этнические, семейные, образовательные, информационные и другие факторы социальной жизни.

В настоящее время вместе с экологическими проблемами окружающей среды на первом плане выявляются проблемы защиты индивидуума и особенно детей от негативного воздействия физической, психологической, социальной и среды. Несформиро-ванное экологическое сознание общества, неуверенность индивидуумов в завтрашнем дне, неустойчивость социальных отношений поражают самое слабое звено - детей. Данная проблема формулируется как экология детства.

Экологический подход к обучающимся в системе общего образования должен обеспечиваться современными технологиями обучения и логикой организации образовательной среды, которая соответствовала бы общепринятым экологическим закономерностям физического, психического, социального развития обучающихся. Эта проблема обусловливает тенденцию создания образовательной среды, способствующей формированию экологического сознания обучающихся, с сохранением их физического и психологического здоровья.

Постепенно происходит смысловое расширение понятия «экология»: из чисто биологического оно становится междисциплинарным (экология человека, экология образования, экологический дизайн, экология детства, экологическая психология и др.), наполняется мировоззренческим смыслом (экология сознания, экология духовности, экология мышления и т.п.).

Образовательные проблемы формирования экологического сознания. Выявление образовательных проблем при формировании экологического сознания показало, что экологическое образование невозможно ограничить только информационно-просветительскими, традиционными формами и методами обучения и воспитания. В современной образовательной среде необходимо применение активных методов обучения для формирования экологического сознания, что также требует исследования психологических основ воспитания обучающихся, включая их способности мыслить, воспринимать, переживать и действовать, как субъект экологической среды.

Разработка и внедрение психологических методов формирования, диагностики и коррекции экологического сознания в системе образования при использовании традиционных и нетрадиционных методов обучения требует введения практически ориентированных, деятельных, экспериментальных методов обучения, включая имитационные экологические игры, детские экологические движения, театральные постановки и др.

Необходимость разработки эколого-психологи-ческих принципов образовательной среды, обеспечивающих развитие общих, специальных и творческих способностей обучающихся, нацеленных на развитие их психического и физического здоровья, требует

дополнительного исследования психолого-дидактических и эколого-психологических методов и принципов проектирования и экспертизы образовательной среды. Данное исследование можно условно разделить на два основных направления.

Первое направление посвящено потребности в развитии способностей обучающихся, установок гуманистической направленности и воспитанию жизненных ценностей, что потребует целенаправленного и осознанного психолого-дидактического анализа использования общеобразовательной среды, при изучении факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Второе направление подчеркивает отсутствие педагогических и психологических кадров, подготовленных специально для решения вышеперечисленных проблем формирования экологического созна-ния, включая высшие учебные заведения, в которых будет осуществляться целенаправленная подготовка психологически и экологически образованных кадров.

Таким образом, перед современной системой образования, нацеленной на формирование экологического сознания обучающихся, встают образовательные задачи по подготовке специалистов-психологов в области оптимизации взаимодействия индивидуума и экологической, социальной, образовательной окружающей среды, специалистов-психологов в сфере психологического обеспечения жизнедеятельности индивидуума в экстремальных условиях и особенно по подготовке специалистов-психологов для формирования экологического сознания как индивидуума, так и общества в целом, определяющего коллективное сознание и поведение общества по отношению к окружающей среде, поведение индивидуума по отношению к другим членам общества, осознание себя как части взаимосвязанной экологической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии/ В.И. Панов. - М., 2004.

2. Журавлев А.Л., Гусева А.Ю. Влияние опыта проживания в экологически неблагоприятной среде на особенности экологического сознания/ А.Л.Журавлев, А.Ю. Гусева: материалы 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.; Самара, 2010.

3. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология/ С.Д. Дерябо, В.А. Левин. -Ростов н/Д, 1996.

4. Алдашева A.A., Медведев В.И. Экологическое сознание: учебное пособие. 2-е изд., доп. /A.A. Алдашева, В.И. Медведев.- М.: Логос, 2001. - 384 с.

5. Мдивани М.О. [и др.] Диагностика экологического сознания у детей/ М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс, Э.В. Лидская, Ш.Р. Хисамбеев // Социально-экологические технологии. - 2012. - №2.

6. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие/ Л.М. Макарова. - Самара: Изд-во Самарск. гос. ун-та, 2014. 123 с.

7. Глебов В.В. Экологическая психология: учеб. пособие/ В.В. Глебов. - М.: РУДН, 2008. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.