Социально-экологическая устойчивость личности как научная проблема
В.С. Шилова
о
В статье раскрываются теоретические предпосылки изучения проблемы методов в системе технологии социально-экологического образования студентов. В статье обосновывается актуальность темы, обусловленная необходимостью решения задач взаимодействия общества с природой (социальноэкологического взаимодействия) в эпоху устойчивого развития. В связи с этим рассматриваются теоретические основания исследования одной из современных научных проблем - социально-экологической устойчивости личности, выявляются условия и особенности ее формирования в условиях педагогического процесса вуза.
Ключевые слова: социальная экология, личность, социально-экологическая устойчивость личности.
Необходимость решения задач взаимодействия общества с природой (социально-экологического взаимодействия) в эпоху устойчивого развития требует соответствующей подготовки всех людей и каждой личности. В систему такой подготовки входит не только повышение уровня социально-экологического образования, но и формирование соответствующих качеств личности, в частности социально-экологической устойчивости. На сегодняшний день изучение этого феномена находится на начальных этапах своего исследования. Однако научные предпосылки для этого присутствуют.
Одной из них является то особое положение, которое в эпоху устойчивого развития ученые справедливо отводят экологическому, в том числе и социально-экологическому образованию. Так, Н.М. Мамедов обоснованно отмечает появление нового смысла и значения экологического образования, обобщение его целей, задач и содержания. Экология сегодня, отмечает он, представляет собой комплексную, социоестественную науку, предмет которой практически связан со всеми сторонами жизни и деятельности человека. В связи с этим, а также в результате социальноэкономических изменений, возникла необходимость в создании опережающей модели образования, сопряженной с идеей устойчивого развития общества и призванной осуществлять социализацию индивида на основе
Социально-экологическое образование и воспитание личности
] . .
ценностей экологической культуры, т.е. опираться на экологическое
образование в широком смысле [6].
Экологическое образование в контексте Концепции устойчивого развития приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления, способствует достижению цели-идеала - формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью своего мнения, поступков и деятельности, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости - именно такой, по мнению Н.М. Мамедова, должна быть стратегия развития личности новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано формировать через образовательные системы. Отсюда стратегическая цель экологического образования - воспитание экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости [Там же].
Это мнение в полной мере разделяют и другие исследователи. Например, В.А. Лось подчеркивает необходимость переориентации образования для устойчивого развития, которое предполагает формирование системы духовных и профессиональных установок человечества, обеспечивающих гармонизацию взаимоотношений человека, социума и окружающей среды [Там же].
Очевидно, что одним из главных путей гармонизации социально-экологических отношений является перестройка сознания каждого жителя Земли, преодоление духовного кризиса человека в контексте идеи устойчивого развития, формирование соответствующих личностных качеств. В связи с этим определенный интерес проблему представляет и понятие «социально-экологическая устойчивость личности». Напомним, что понятия «устойчивость - изменчивость личности» относятся к одним из фундаментальных категорий психологической и педагогической наук, что является следующей предпосылкой исследования рассматриваемой нами проблемы.
Раскроем сущность «устойчивости» в психологии. Так, Психологопедагогический словарь (1998) раскрывает устойчивость во взаимосвязи с образовательными потребностями, которые испытываются индивидом на протяжении взрослой жизни и которые сохраняют свою актуальность независимо от изменений в какой-либо социальной ситуации. К ним относятся: потребность в углубленном миропонимании, расширении знаний и умений в различных видах деятельности, росте меры освоения художественной культуры. В этом случае устойчивость обозначает сохранность во времени, постоянство, независимость от изменяющихся условий [9].
Следует отметить, что категория устойчивости личности рассматривается, прежде всего, в контексте исследования процесса развития, т.е. изменения личности в зависимости от различных факторов. Этому процессу посвящены работы многих отечественных психологов: Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Анцыферовой Л.И. и др. Конкретные аспекты проблемы касаются индивидуального образа жизни, отличающегося аль относительной устойчивостью (Логинова Н.А.); социального статуса, и
сочетание черт которого характеризует его со стороны устойчивости и преобразования (Ананьев Б.Г.); устоев нравственной жизни, поведения и деятельности (Грот Н.Я.) и др.
Особое внимание категории «устойчивость» уделял В.Н. Мясищев, раскрывая ее непосредственную связь с отношениями личности. Он справедливо отмечал, что нередко устойчивость и изменчивость (лабильность) рассматриваются в формально-динамическом плане и, чтобы эта позиция стала содержательной, необходимо учитывать отношения личности. При этом ученый подчеркивал необходимость рассмотрения стойкости (устойчивости) вместе с определенным содержанием, например, стойкость убеждений, привязанностей, нравственности. Приведенные примеры отражают разные отношения человека к чему-либо, которые со своей стороны могут быть устойчивыми и неустойчивыми, варьируя от ситуативной лабильности до высокой стабильности. Однако стабильные отношения могут быть инертно стойкими, поэтому основой развития отношений является не указанная стойкость, а принципиальная устойчивость. Она основывается на некотором осознанном и обобщенном принципе [8]. С.Л. Рубинштейн относит устойчивость к психическим свойствам и особенностям личности в области восприятия, мышления и т. д. наряду с восприимчивостью, впечатлительностью, наблюдательностью, возбудимостью, рассудительностью, инициативностью, решительностью, настойчивостью [10].
Сущность процесса формирования личности, ее различных свойств, раскрытая А.Н. Леонтьевым, непосредственно отражается на сущности процесса формирования социально-экологической устойчивости личности [4]. Необходимым в связи с этим является включение в состав целей каждой личности изучение, охрану, восстановление и возобновление природного потенциала, причем не только в настоящем, но и в будущем, с опорой на прошлый человеческий и личностный опыт. Устойчивость в соблюдении принципов нормативного природопользования, жизненные перспективы, связанные с гармонизацией социально-экологических отношений, должны стать достоянием каждого человека и общества. Это положение важно еще и потому, что, согласно
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
А.Н. Леонтьеву, личность создается объективными обстоятельствами и через ее деятельность, реализующей отношение к миру. Отсюда, если человек рождается в обстановке бережного отношения к природной среде, то его жизненные перспективы также будут направлены на дальнейшую оптимизацию социально-экологических отношений, сохранение природных условий и ресурсов для будущих поколений. И, напротив, хищнический стереотип взаимодействия с природой сегодня приведет к самым негативным его результатам, грозящим существованию человека и человечества в будущем.
В связи с тем, что психические свойства - не изначальная данность, а, по обоснованному мнению С.Л. Рубинштейна, формируются и развиваются в процессе деятельности личности, устойчивость также формируется, причем как в специально созданных условиях педагогического процесса, так и в различных видах деятельности, организуемой самой личностью. Именно в труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики, хотя и не все из них можно отнести к устойчивым свойствам личности [10].
Это содержание усваивается личностью, причем в разное время, на разных уровнях обобщения, в разных условиях. Справедливо мнение Л.И. Анцыферовой, которая обоснованно отмечает, что личность - многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Ее психическая жизнь протекает на разных уровнях: неосознанном, стихийном и осознанном, целенаправленном. Автор пишет, что по мере своего развития личность овладевает все более совершенными способами преобразования мира, все более выступает как субъект своего поведения, внутреннего мира, психической жизни. Основная характеристика субъекта - переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя [1]. В связи с этим важным является осознание личностью необходимости изменения современных постоянно обостряющихся социально-экологических отношений, определения своего места в их улучшении и сохранении для будущих поколений.
Изучая особенности экологического сознания и его развития, В. И. Медведев и А. А. Алдашева отмечают особую роль устойчивости и тревожности в этом процессе. Под устойчивостью они понимают способность к сохранению исходного состояния, позиции, мнения и т.п. при воздействии на человека различного рода возмущающих факторов: физических, предметных, информационных. Авторы обоснованно подчеркивают значимость устойчивости, поскольку экологическое сознание (как
и сознание вообще) является неоднородным, соткано из противоречий, обусловленных противоречивыми духовными и материальными потребностями, установками, оценками, поступающей информацией. Поэтому убеждения, формирующие сознание и выработанные в результате обучения, воспитания, личного опыта, постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Отсюда устойчивость, как проявление личности, аль
и есть тот механизм, который позволяет сохранять это равновесие. При оци
этом следует различать устойчивость в психофизиологическом состоянии от устойчивости как личностного фактора. Устойчивость личности, устойчивость сознания - это способность сохранять содержание понятий, суждений, умозаключений; способность к осуществлению операций их преобразования, несмотря на влияния среды. Устойчивость определяет стабильность внутреннего мира человека, является механизмом поддержания этой стабильности и защиты от различных флюктуаций [7].
Следует отметить, что в последнее время проблема психологии устойчивого развития разрабатывается достаточно активно, отдельные аспекты которой изучались С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, рассматривающими особенности отношения личности с окружающей среде [2]; Л.В. Смоло-вой, сделавшей попытку раскрытия проблемы в контексте устойчивого развития. По мнению, например, Л.В. Смоловой, Концепция устойчивого развития лежит в основе сберегающего поведения - поведения, дружественного по отношению к окружающей среде [11]. Нами было сформулировано рабочее определение сущности социально-экологического стереотипа поведения школьников, изучались особенности его формирования.
В общем виде и на социальном уровне он, по нашему мнению, предполагает сложившийся в определенное время и на определенном пространстве постоянный тип отношения общества к природе, который проявляется в поведении или взаимодействии с ней. Социально-экологический стереотип поведения личности представляет собой устойчивый тип поведения в природе, в котором проявляется ее бережное отношение к окружающей природной среде [12].
Резюмируя, приведем мнение И.С. Кона, который справедливо подчеркивает, что результаты рассмотрения постоянства, стабильности и устойчивости личности зависят от контекста: во-первых, со стороны ее структуры, психических процессов, способностей, установок, смыслов; во-вторых, в соответствии с индикаторами постоянства (изменчивости); в-третьих, в рамках определенной меры, степени проявления; в-четвертых, в соответствии с временными рамками; в-пятых, в зависимости от характера протекания процесса развития личности (непрерывный, постепенный или прерывистый, скачкообразный и др.) [3].
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
Кроме того, анализ результатов лонгитюдных исследований зарубежных авторов позволил И.С. Кону сделать выводы, имеющие значение и для нашего исследования: достаточно высокая степень постоянства присуща личности на протяжении всей ее жизни; различные свойства личности имеют и разную степень постоянства; разные типы личности имеют и разные типы развития; тип развития личности зависит не только от ее индивидуально-типологических свойств, но и от исторических условий ее жизнедеятельности; соотношение постоянства-изменчивости относительно на всех этапах жизненного пути; биологически стабильные черты, возникшие генетически или на ранних этапах развития, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни, в то время как культурно обусловленные - более изменчивы; биокультурные черты варьируют в зависимости и от биологических, и от социально-культурных условий; более стабильны когнитивные, мотивационные и поведенческие черты, где состояние последних зависит от их содержания и пола. В любом случае устойчивость представляет собой сложное свойство личности и ее особенность, свойство, отражающее определенную стабильность, постоянство, стойкость, состояние покоя и равновесия. Следуя И. С. Кону, более стабильны когнитивные, мотивационные и поведенческие стороны личности, составляющие основные компоненты рассматриваемой нами устойчивости и зависящие от их содержания и пола [3].
Результаты исследования позволили нам определить сущность социально-экологической устойчивости личности. Предположительно и в самом общем виде она представляет собой интегративное личностное образование (свойство, качество), отражающее постоянство в ответственном отношении к окружающей природной среде, проявляющееся на мотивационном, когнитивном, деятельностном и поведенческом уровнях в контексте нормативного природопользования. Выделение компонентов (уровней) правомерно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизиро-ванных мотивационных линий (А.Н. Леонтьев).
Подытоживая, еще раз отметим, что на сегодняшний день присутствуют определенные научные предпосылки изучения феномена социально-экологической устойчивости личности. Вместе с тем требует своего решения еще целый ряд задач изучения рассматриваемого свойства, в числе которых: структура и особенности каждого компонента структуры устойчивости личности, критерии измерения уровня сформиро-ванности, общие педагогические и технологические условия формирования.
Библиографический список
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.В. Куликов. СПб., 2009. С. 213.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Д., 1996.
3. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.В. Кули- и ков. СПб., 2009. С. 205.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Т. 2. М., 2000. С. 165.
5. Лось В. А. Экология. М., 2006.
6. Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. М.,
2002.
7. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М., 2001.
8. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.В. Куликов. СПб., 2009. С. 161.
9. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. М..
1998.
10. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского.
Т. 2. М., 2000. С. 227.
11. Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. СПб., 2008.
12. Шилова В.С., Трикула Л.Н. Педагогические основы формирования социально-экологического стереотипа поведения школьников. Белгород, 2008.
технологии