УДК 796.07
ОСНОВНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДУЛЕЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Максим Иванович Нарватов, старший преподаватель, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск
Аннотация
В ходе многолетних исследований разрабатывались организационные, содержательно-процессуальные и контрольно-учетные подходы к формированию и развитию средствами физкуль-турно-спортивной деятельности профессионально-важных личностных характеристик курсантов морских вузов, осваивающих специальность 26.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок, на основе системного и систематического учета их взаимосвязи и взаимообусловленности. Основной целевой установкой исследований являлась разработка и обоснование эффективности экспериментальной педагогической модели процесса повышения качества итоговой профессиональной подготовленности обучающихся. Результаты проведенных формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют о высокой степени эффективности разработанной модели, в том числе по показателям уровня развития профессионально-важных качеств курсантов, а также параметров профессиональной компетенции преподавателей из экспериментальных групп.
Ключевые слова: курсанты морских вузов, профессионально важные качества, полифункциональная педагогическая модель, специалисты по эксплуатации судовых энергетических установок, физкультурно-спортивная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p218-224
MAIN ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE MODEL MODULES OF
FORMATION AND DEVELOPMENT PROCESS FOR PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF MARITIME UNIVERSITIES CADETS - FUTURE SPECIALISTS IN THE OPERATION OF MARINE POWER PLANTS
Maxim Ivanovich Narvatov, the senior teacher, Admiral Ushakov Maritime State University,
Novorossiysk
Abstract
In the course of the long-term research, organizational content-procedural and control-accounting approaches to the formation and development of maritime universities cadets professionally important personal characteristics were developed. The cadets mastered the specialty 26.05.06 - Operation of ship power plants, on the basis of a systematic and systematical registration of their relationship and interdependence. The main purpose of the research was to develop and justify the effectiveness of the experimental pedagogical model for the students final improving the quality of the professional training process. The results of the conducted formative pedagogical experiments indicate high level of the developed model effectiveness, including in terms of the level of cadets professionally important qualities development, as well as the teachers professional competence parameters. The teachers worked with experimental groups.
Keywords: cadets of maritime universities, professionally important qualities, multifunctional pedagogical model, specialists in the operation of marine power plants, physical culture and sports activities.
ВВЕДЕНИЕ
Руководством Российской Федерации уделяется системное внимание проблеме совершенствования процесса функционирования водного и морского транспорта. Оно обусловлено значительными по площади и протяженности морей и рек, что обусловливает их приоритетное значение в связи с необходимыми передвижениями гражданского населения и доставки различных категорий народнохозяйственных и военных грузов [5]. Оче-
видные достижения в контексте развития водного и морского транспорта, увеличение количества необходимых портов и судов повлекли за собой существенное повышение требований к качеству профессиональной подготовки различных категорий обучающихся в морском вузе, в том числе будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок [2,3]. Важнейшим требованием к процессу их обучения является обязательное формирование и развитие у обучающихся определенного тезауруса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе средствами физкультурно-спортивной деятельности [7].
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование уровня физической подготовленности, педагогическое тестирование уровня знаний, психологическое тестирование, психофизиологическое тестирование, метод экспертных оценок, анализ рабочей документации, опрос, формирующий педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование было организовано с 2017 по 2020 годы на базе Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск). В нем приняли участие 218 курсантов 1-6 курсов и 18 преподавателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Выбор композиционных особенностей экспериментальной модели обусловлен ориентацией на базовые компоненты идеального педагогического процесса [6, 10]. Полифункциональность его структуры, доказанная во многих исследованиях, являлась основным аргументом принятия такого решения [8, 9].
Основными сущностными характеристиками базовых модулей экспериментальной модели являются:
1. Проектировочно-прогностический модуль.
Базовой целевой установкой реализации модели является повышение качества учебно-воспитательного процесса в морских вузах на основе дополнения его вариативного компонента эффективными средствами и технологическими решениями взаимообусловленного формирования и развития профессионально важных качеств обучающихся.
Базовые группы задач.
Основные образовательные задачи: развитие интеллектуального компонента личностной физической и профессионально-прикладной физической культуры курсантов; повышение качества теоретической подготовленности курсантов по проблемам формирования личностной физической и профессионально-прикладной физической культуры; целенаправленное формирование профессионально важных качеств.
Основные организационные и методические задачи: внедрение в учебный процесс мониторинговых процедур, обеспечивающих комплексную оценку актуального состояния и динамики уровня сформированности развития личностных характеристик курсантов; разработка и внедрение парциальных программ дополнительной профессиональной подготовки (ДППП); разработка формализованных макетов индивидуальных планов развития профессионально важных качеств курсантов.
Основные социально-психологические задачи: развитие социально-психологического компонента общей личностной и профессионально-прикладной физической культуры обучающихся; систематический учет предпочтений курсантов в контексте используемых форм и средств педагогических воздействий; индивидуализация процесса оценки достижений обучающихся.
Основные воспитательные задачи: формирование у курсантов деятельностного отношения к развитию профессионально важных качеств; использование средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающих условия для морально-
нравственной, этнонациональной, межличностной толерантности; развитие у обучающихся навыков и умений самостоятельного принятия ответственных решений в процессе выполнения служебных обязанностей.
Основные оздоровительные задачи: снижение уровня возникновения потенциально возможных педагогических и профессиональных рисков; индивидуализация состава и объемов учебно-тренировочных средств формирования и развития профессионально важных качеств.
Основные прогнозируемые индикаторы эффективности реализации экспериментальной модели: повышение уровня сформированности и развития профессионально важных личностных характеристик обучающихся; обеспечение процесса развития мотивации курсантов к личностному профессионально-прикладному совершенствованию; повышение уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава.
2. Модуль повышения профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания и спорта.
Основные задачи процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава: ознакомление педагогов с современными перспективными направлениями совершенствования процесса физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в высших учебных заведениях; освоение педагогами системы знаний об организации и содержании процесса физкультурно-спортивного воспитания курсантов отечественных и зарубежных морских вузов; повышение уровня заинтересованности и мотивации педагогов в личностном профессиональном совершенствовании и самосовершенствовании.
3. Организационно-пропедевтический модуль.
Основные задачи реализации организационно-пропедевтического модуля: определение исходного уровня сформированности и развития частных проявлений, интегральных и суммарных показателей профессионально важных личностных характеристик обучающихся 1-6 курсов; разработка проектов ДППП для включения в общую структуру процесса физического воспитания курсантов 1-6 курсов; формирование системы заданий с целью взаимообусловленного развития профессионально важных личностных характеристик курсантов.
4. Программно-содержательный модуль.
Основными программно-нормативными документами, определяющими содержание процесса физического воспитания курсантов, являются: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок; основная образовательная программа высшего образования по специальности 26.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок; учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура и спорт».
Содержание теоретического раздела по дисциплине «Физическая культура и спорт» также включает фрагменты тематики, способствующей пониманию курсантами системных аспектов экспериментальной модели. Содержание практического раздела по дисциплине «Физическая культура и спорт» дополняется за счет разработанных ДППП, имеющих следующую структуру: основные целевые установки, базовой из которых является взаимообусловленное развитие конкретных профессиональных качеств курсантов; состав основных рекомендуемых методико-технологических подходов к решению поставленной дидактической задачи.
5. Процессуально-технологический модуль.
В данном модуле представлены методико-технологические подходы к созданию физкультурно-спортивных условий, необходимых для развития профессионально важных качеств обучающихся.
С целью развития основных физических качеств традиционно используются известные методические подходы и соответствующие им средства [1, 4].
Основные физкультурно-спортивные условия формирования и развития эмоционально-волевых свойств курсантов:
- создание педагогических условий в ходе организации физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающих нивелирование возможных случаев проявления агрессивного поведения и негативных психических реакций;
- обеспечение повышения уровня самооценки курсантов; формирование у курсантов знаний, умений и навыков саморегуляции поведенческих актов;
- создание позитивного фона во взаимоотношениях между педагогами и обучающимися;
- обеспечение понимания обучающимися высокого уровня эмоционально-волевого потенциала физкультурно-спортивной деятельности в связи с формированием и развитием профессионально важных качеств.
Основные физкультурно-спортивные условия формирования и развития морально-нравственных качеств курсантов:
- создание системы обсуждения и разбора конкретных ситуаций, возникающих в ходе физкультурно-спортивной деятельности, с позиций как положительных, так и негативных поведенческих проявлений;
- создание в ходе различных форм физкультурно-спортивной деятельности конкретных ситуаций, требующих проявления высокого уровня морально-нравственных качеств;
- участие курсантов в организации различных форм волонтерской деятельности; включение в содержание учебной, спортивно-массовой и физкультурно-спортивной работы командных видов соревновательной деятельности;
- освоение обучающимися содержания норм и правил морально-нравственного поведения в процессе всех видов и форм повседневной, физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.
Основные физкультурно-спортивные педагогические условия формирования и развития мотивации курсантов:
- существенное усиление когнитивного наполнения образовательного контента процесса физкультурно-спортивного воспитания;
- обеспечения понимания обучающимися взаимообусловленности структуры и содержания личностных феноменов «личностная физическая культура» и «профессионально-прикладная физическая культура»;
- активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся; системная индивидуализация педагогических воздействий.
Основные физкультурно-спортивные условия формирования и развития психических качеств и свойств:
- мышление - создание в ходе реализации всех используемых форм физкультур-но-спортивной деятельности предпосылок максимально возможных ситуаций для формирования навыков речевого взаимодействия;
- использование в ходе различных видов и форм физкультурно-спортивной деятельности обучающихся системы организации и реализации средств физической и двигательной активности, обеспечивающей развитие у курсантов логического мышления;
- внимание - создание условий в ходе решения многообразных задач, решаемых на конкретном физкультурно-спортивном занятии, требующих проявления сознательности, дисциплинированности и волевых усилий различной, как правило, высокой интенсивности;
- определение содержания конкретных форм и видов физкультурно-спортивной деятельности курсантов, способствующих включению ими индивидуального уровня базовых свойств внимания;
- память - создание внешнесредовых физкультурно-спортивных условий для включения произвольных элементов памяти;
- обеспечение особой организации внешнесредовых условий и педагогических воздействий, способствующих развитию перцептивных способностей и мнемических процессов;
- воображение - насыщение содержания процесса физкультурно-спортивной деятельности обучающихся заданиями творческого характера;
- создание внешнесредовых предпосылок для формирования произвольного воображения на основе масштабного использования различных категорий эталонов;
- восприятие - обеспечение целенаправленного развития всех анализаторных систем обучающихся как физиологической основы процесса развития восприятия;
- создание средствами физкультурно-спортивной деятельности внешнесредовых условий, обеспечивающих обязательное включение сложных вариантов аналитико-перцептивной деятельности, в том числе дифференциации ее основных составляющих и синтеза компонентов изучаемого учебного материала.
6. Контрольно-учетный модуль.
В данном модуле представлены рекомендации по организации процесса оценки уровня сформированности частных проявлений, интегральных и суммарных показателей профессионально важных личностных характеристик обучающихся 1-6 курсов.
Алгоритм данной работы:
- проведение тестирования курсантов с целью определения уровня сформиро-ванности частных проявлений профессионально важных личностных характеристик курсантов;
- расчет абсолютных значений интегральных и суммарных показателей уровня сформированности у курсантов профессионально важных личностных характеристик обучающихся на основе использования шкал относительной оценки результатов тестирования, учитывающих степень информативности частных проявлений показателей физической подготовленности, двигательных навыков, психических процессов, психофизиологических показателей, эмоционально-волевых свойств, личностных и морально-нравственных качеств;
- сопоставление индивидуальных данных характеризующих уровень сформиро-ванности у курсантов интегральных и суммарных показателей профессионально важных личностных характеристик с градациями обоснованных оценок.
ВЫВОДЫ
1. Подтверждена высокая эффективность композиции экспериментальной модели, соответствующей структуре целостного педагогического процесса.
2. Установлена высокая эффективность разработанной модели в контексте повышения качества профессиональной подготовленности курсантов и педагогической компетентности преподавателей кафедр физического воспитания и спорта морских вузов.
3. Системообразующей детерминантой эффективности экспериментальной модели является содержание ее процессуально-технологического модуля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Борисов А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и
транспортного оборудования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Борисов Александр Борисович. -Краснодар, 2012. - 24 с.
3. Магомадов Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности : дис. ... канд. пед. наук / Магомадов Руслан Абасович. - Краснодар, 2013. - 293 с.
4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов : учебное пособие / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 319 с.
5. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г., пр. № 1387. - Санкт-Петербург : Гипрорыбфлот, 2001. - 31 с.
6. Пашков Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.
7. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 192 // ГАРАНТ. РУ : [сайт] 2018. - URL: https://base.garant.ru/71918004/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 01.01.2021).
8. Чермит К.Д. Значимость личностных характеристик военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства, в контексте результативности выполнения служебных обязанностей / К.Д. Чермит, Ю.К. Чернышенко, Ч.Ю. Калоев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2018. - Вып. 1 (213). - С. 148-154.
9. Особенности факторной структуры личностной спортивной культуры учащихся общеобразовательных учреждений 9-10 лет / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, В. В. Лысенко, Г. Н. Пашков, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 192-197.
10. Теоретико-прикладные предпосылки разработки модели процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры военнослужащих войск противовоздушной обороны, несущих боевые дежурства / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, Р.С. Ахметов, В.А. Баландин, Ч.Ю. Калоев, К.Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 4. -С. 3-7.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Physical culture and sport, Moscow.
2. Borisov, А.В. (2012), Formation of professionally applied physical education of cadets of marine colleges, mastering the direction "Operation of water transport and transport equipment", dissertation, Krasnodar.
3. Magomadov, R.A. (2012), Formation of basic professionally-applied physical culture of cadets of marine universities, mastering swimming specialties, dissertation, Krasnodar.
4. Matveev, L.P. (1999), Fundamentals of the general theory of sports and the system of training athletes: textbook, Olympic literature, Kiev.
5. President Russian Federation (2001), "Maritime Doctrine of the Russian Federation for the period up to 2020", Order No. 1387 of27/06/2001, Giprorybflot, St. Petersburg/
6. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, KYu. (2015), "Modeling of forming process of 9-10 year old schoolchildren's personal sports education", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 156-161.
7. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2018), "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education-specialty in the specialty 26.05.06 Operation of marine power plants", Order No. 192 of 15.03.2018, available at: https://base.garant.ru/71918004/53f89421bbdaf741 eb2d1ecc4ddb4c33/ (data accessed 01/01/2021).
8. Chermit, K.D., Chernyshenko, Yu.K. and Kaloev, Ch.Yu. (2018), "Importance of personal characteristics of the troops, air defense, combat duty, in the context of the performance of official duties", Bulletin of the Adyghe state University. Series "Pedagogy and Psychology", No. 1 (213), pp. 148-154.
9. Chernyshenko, Yu.K, Balandin, V.A., Lysenko, V.V., Pashkov, G.N. and Chernyshenko K.Yu. (2015), "Formation of intellectual culture of the personality during physical activity lessons", Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, No. 9 (127), pp. 192-197.
10. Chernyshenko, Yu.K., Akhmetov, S.M., Akhmetov, R.S., Balandin, V.A., Kaloev. Ch.Yu. and Chernyshenko, K.Yu. (2017), "Preconditions for the development of the Formation process of profession-
ally applied physical education model for military servicemen of air defense forces staying on station", Physical culture, sports - science and practice, No. 4, pp. 3-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.02.2021
УДК 796.012.1
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ РАЗЛИЧНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Наталья Дмитриевна Нененко, кандидат биологических наук, доцент, Андрей Васильевич Тукранов, магистрант, Максим Валерьевич Стогов, доктор биологических наук, доцент, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Аннотация
Введение. Совершенствование программ физической подготовки спасателей-пожарных является актуальной задачей. Цель исследования - провести оценку физического развития и физической подготовленности спасателей-пожарных различных возрастных групп, проживающих в северном регионе. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 спасателей-пожарных МЧС города Ханты-Мансийска, возраст от 22 до 47 лет. Испытуемые были разделены на две возрастные группы: группа 1 - пожарные первого зрелого возраста, 22-35 лет (10 человек), группа 2 - пожарные второго зрелого возраста, 36-47 лет (10 человек). Все участники дали добровольное подписанное информированное согласие на участие в исследовании. У всех испытуемых оценивали антропометрические и физиологические показатели. Оценивали уровень физической подготовленности. Выполняли оценку стратегий здоровьесбережения по опроснику Health-Promoting Lifestyle Profile [HPLP-II]. Результаты исследования и их обсуждение. Обнаружены статистически значимые отличия между группами испытуемых по показателям: рост, индекс массы тела и индекса Пинье. Показано, что у испытуемых группы 2 относительно испытуемых группы 1 были статистически значимо повышены средние значения среднего артериального давления, диа-столического давления и адаптационного потенциала. Все нормативные показатели физической подготовленности у испытуемых группы 1 были лучше относительно испытуемых группы 2. Выявлено, что специалисты группы 2 превосходили молодых пожарных (группа 1) по шкалам физической активности, межличностного отношения, управления стрессом. При этом показатели шкалы питания у испытуемых группы 2 были ниже относительно испытуемых группы 1.
Заключение. Отмеченные различия, обнаруженные у спасателей-пожарных второго зрелого возраста относительно молодых коллег, обосновывают необходимость коррекции программ физической подготовки профессиональных спасателей-пожарных второго зрелого возраста, проживающих в северных регионах.
Ключевые слова: физическая подготовка, сердечно-сосудистая система, здоровье, спасатели, северный регион.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p224-230
SPECIFIC FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF FIRE RESCUERS OF DIFFERENT AGE GROUPS LIVING IN
THE NORTHERN REGION
Natalya Dmitrievna Nenenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Andrey Vasilievich Tukranov, the master student, Maksim Valerievich Stogov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Yugra State University, Khanty-Mansiysk
Abstract
Introduction. Improving the physical training programs for the rescuers - firefighters is an urgent problem. Purpose. The purpose of the study is to assess the physical development and physical fitness of