стержнем было отрицание этой системы. Что касается его конструктивной программы» она носила общий, декларативный характер. Движение ни по своему составу, ни по организацион-
ному строению не было способно стать правящей, властвующей силой. Оно, перефразируя известное выражение, Мордовию отвоевало, но управлять ею не смогло.
ОСНОЫШЕ СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕМ КЛАССЕ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 70-е — 80-е ГОДЫ
И. В. ЛЫЧЕВ, кандидат исторических наук
Процессы социально-экономического и культурного порядка, сдвиги в соотношении городского и сельского населения и в структуре общественного производства в республиках Среднего Поволжья в 70-е — 80-е гг. оказывали влияние на формирование ряда особенностей качественного и количественного состояния рабочего класса.
Процесс урбанизации являлся важным с точки зрения развития рабочего класса. В целом по нашей стране городское население сравнялось с сельским в 1961 г. С тех пор численность городского населения возросла в 1,6 раза и в 1986 г. составила 65,6 %. Причем этот процесс происходил при общем снижении темпов роста населения. В РСФСР выравнивание населения городов и сел в основном завершилось в конце 50-х гг. [8, с. 50; 9, с. 37], а в Волго-Вятском экономическом районе соотношение численности в пользу городского населения изменилось через десять лет.
Что касается Марийской, Мордовской и Чувашской республик, то здесь рост городского населения проходил неравномерно. В Марийской республике соотношение городских и сельских жителей сравнялось в 1975 г., в Мордовии и Чувашии — в начале 80-х гг.
В 1985 г. городское население этих республик составило соответственно 60, 55 и 54 %. Вместе с тем в последние годы исследуемого периода наблюдалась тенденция к снижению темпов
увеличения городского населения. Она была характерна и для РСФСР, и для СССР. Среднегодовые темпы роста населения городов Мордовии в 1971 — 1975 гг. составляли 11 тыс. чел., в 1981 — 1985 — 10,8 тыс. чел., в Марийской республике — соответственно 16 и 9,2 тыс. чел., в Чувашии — 24 и 19,2 тыс. чел. [10, 11, 12].
Разумеется, столь быстрый рост городского населения не мог произойти только за счет естественного воспроизводства, тем более, что уровень рождаемости в городах был ниже, чем в сельской местности. Основную долю прироста давали мигранты из сельских населенных пунктов, а также* преобразование многих сел в города и поселки городского типа.
Миграционный процесс "деревня — город" нельзя трактовать однозначно, так как переселенцы не сразу адаптировались к условиям производства в промышленности, к городскому образу жизни, длительное время сохраняя приверженность культуре села. Одновременно приток в города содействовал ускорению процесса урбанизации, усвоению стандартов городской культуры, что являлось одним из факторов роста рядов рабочего класса. Если в начале 60-х гг. он превысил половину занятого населения СССР, то за последующие 25 лет его численность увеличилась в 1,8 раза, достигнув в
1985 г. 81,7 млн чел. [7].
В Марийской республике в 1970 г. рабочие составляли 53,5 %, в Мордов-
ск#й — 5®,5, ж Чувашской — 48,7 % занятвгв населения. В целом это ниже показателя по Волго-Вятскому райвну — 59,1 % [6, с. 34 — 35].
В ¿§-е — первой половине 80-х гг. темпы роста абсолютного количества рабочего класса замедлились. В основе этой тенденции лежал высокий уровень занятости населения, ограниченный его прирост, возрастающие потребности сферы обслуживания, а главное, низкий научно-технический уровень производства. Темпы прироста численности рабочих в сфере обслуживания сокращались, но все же были выше, чем в промышленности, строительстве, транспорте и связи.
Данные тенденции были характерны и для Марийской, Мордовской и Чувашской республик. Следует подчеркнуть, что темпы прироста численности рабочих здесь были несколько выше, чем по РСФСР. В Мордовии за 1959 — 1979 гг. численность рабочих возросла на 41,2 %, а в 1970 — 1979 гг. — на 20,6 %. В 1979 -
1985 гг. доля рабочего класса в занятом населении республики практически не увеличивалась и составляла 56,2 % [20, 22 ]. В Чувашской республике этот показатель составил 54,2 % [2, с. 20].
В силу более высокого технико-эко-номического уровня в промышленности, строительстве, транспорте и связи сосредоточивалось больше квалифицированных и образованных рабочих. Заметно увеличился промышленный отряд рабочего класса республик. В Мордовии за 70-е — 80-е гг.х он вырос с 85,5 тыс. до 133 тыс. чел. Удельный вес его увеличился с 39,7 до 47,0 % [20 ], что было связано со строительством новых крупных промышленных предприятий. Это являлось особенностью республики.
В Чувашии за 1971 — 1975 гг. численность рабочих промышленности
возросла с 124 тыс. до 143 тыс. чел. [5, с. 212]. Наибольшим был приток рабочих в машиностроении, ще к концу 70-х гг. их численность увеличилась на 59,8 %. Вместе с тем доля промышленного отряда в структуре рабочего класса республики уменьшилась
с 47,8 % в 1970 г. до 43,9 % в 1979.
Приведем данные о численности рабочих в других отраслях народного хозяйства. В Чувашии в 1971 г. насчитывалось около 30 тыс. рабочих строительства, 13 тыс. транспортных рабочих, 34 тыс. рабочих совхозов [21, с. 84]. В Мордовии в 1979 г. на транспорте и в связи было 22,4 тыс. рабочих, в строительстве — 31,2 тыс., в сельском и лесном хозяйстве — 39,8 тыс. [20]. Значительная доля рабочих была в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, общественном питании, торговле, материально-техническом снабжении и сбыте, народном образовании, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, аппарате органов государственного и хозяйственного управления. Рост численности рабочих в отраслях обслуживания означал усиление их роли в создании необходимых условий для гармоничного развития всего общества. Однако необходимо иметь в виду, что сфера обслуживания — это новое для нас направление деятельности рабочего класса, которое характеризуется преобладанием небольших предприятий. Здесь был высокий удельный вес занятых ручным неквалифицированным трудом, причем преобладали женщины.
Особенностью количественного роста рабочего класса являлось то, что этот процесс в сельской местности протекал гораздо интенсивнее, чем в городах. В Мордовии доля городских рабочих в занятом населении за 70-е гг. уменьшилась с 68,4 до 67,7 %, а сельского отряда — возросла с 37,6 до 43,4 % [20 ]. В хозяйствах республики в 1970 г. насчитывалось 17,2 тыс. механизаторов, из них 3,6 тыс. — в совхозах, а в 1985 г. — 23,8 тыс. чел.,
в том числе 6,6 тыс. — в совхозах
[14, с. ИЗ; 15, с. 97]. В совхозах Чувашии их численность возросла с
3,3 тыс. до 9,7 тыс. [16, с. 80; 17, с. 81 ]. Количество механизаторских кадров в сельском хозяйстве Марийской республики составляло 8,3 тыс. чел., в том числе в совхозах — 7,6 тыс. [13, с. 60].
Среди рабочих большую долю составляли так называемые маятниковые мигранты. Работая в городах и поселках городского типа, а проживая в близлежащих селах, они много времени тратили на дорогу к месту работы и домой. Все это затрудняло их участие в жизни коллектива, ограничивало возможности повышения профессиональной квалификации, образования и культуры.
Немаловажным показателем развития рабочего класса трех республик являлся рост его национальных кадров. В рабочем классе Мордовии лица коренной национальности на конец 70-х гг. составляли 27 %, в том числе в промышленности — 23, лесном хозяйстве — 47, сельском хозяйстве и на транспорте — 34, в торговле — 29 % |1, с. 132]. Следует отметить, что в социально-классовом составе мордовского населения рабочие составляли 45 %, а рост этого показателя происходил преимущественно за счет занятых в сельском хозяйстве, что не требовало' высокой квалификации, образования. Основную часть промышленного отряда рабочего класса составляли русские. Татарская часть населения в основном была занята в сфере обслуживания, личных подсобных хозяйствах, торговле.
Иная картина в Чувашии. В 1977 г. лица коренной национальности в промышленности республики составляли 53 %, а в 1983 г. — 57 % [19, с. 101 ]. Всего же в рядах рабочего класса насчитывалось 70 % чувашей [18, с. 183]. Примерно такая же ситуация была в Марийской республике.
Тенденцией социального развития рабочего класса республик в исследуемый период являлось продолжение процесса его концентрации на крупных предприятиях. Факты свидетельствуют
о большой степени монополизации и
неравномерности размещения промышленности республик.
Процесс интеграции науки с производством, его автоматизации порождал тенденцию к интеллектуализации физического труда и возникновению но вых рабочих профессий — наладчикок
и настройщиков автоматических линий, операторов электронных машин и др. Это требовало повышения культурно-технического уровня рабочего класса, что было невозможно без улучшения его общеобразовательной подготовки. Если на Мордовию в 1970 г. с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием приходилось, 34 чел. на 1 тыс. занятых, с общим средним — 196, с неполным средним — 357, с начальным — 296 чёл., то в 1979 г. соответственно 75, 414, 276, 197 чел. [20].
Причем уровень образования городских рабочих был выше сельских, мужчин выше, чем женщин. Удельный вес рабочих со средним образованием по Мордовии был несколько больше, чем по Российской Федерации. В Чувашии в 1979 г. удельный вес лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним общим образованием среди рабочих составлял 40,3 %
[2, с. 32].
Подготовка и повышение профессионального уровня рабочего класса осуществлялись в профессионально-технических училищах и непосредственно на предприятиях, в объединениях, учреждениях и организациях, однако потребности производства не удовлетворялись полностью из-за слабого развития системы профтехобразования, невысокого качества подготовки рабочих.
В рассматриваемый период незначительно выросла численность трудящихся, занятых механизированным трудом. В течение 70-х гг. количество рабочих, занятых управлением, контролем, регулировкой автоматов, автоматизированных агрегатов и установок, а также машинистов, мотористов, станочников по металлу и дереву, ткачих, вальцовщиков-операторов в промышленности Мордовии выросло с 42
до 45,5 %, в Чувашии — с 45,3 до 49 % ¡1, с. 126, 132; 3, с. 114; 4
Уровень механизации труда рабочих промышленности Марийской республики составил 43,5 %. Вместе с тем была высока доля ручного, малоквалифицированного труда. Вручную здесь трудилось 46,7 % рабочих (в Мордо-
80-е гг.
вии — 39,9 %, в Чувашии — 38,8 %) ской и Чувашской республик, в основе [1, с. 132).
Таким образом, в 70-е — проанализированные нами тенденции способствовали количественному росту рабочего класса Марийской, Мордов-
лежала промышленная ь, слабый уровень науч ого прогресса и как след« льная доля ручного тру ленности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ад ушки н Н. Ё. Рабочий класс Мордовии Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 176 с.
2. Викторов В. Н. Проблемы совершенство вани я воспроизводства новой рабочей силы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. 72 с.
3. Вопросы истории и историографии Чувашского народа / Чуваш, ун-т; Ред. кол.:
И. Д. Кузнецов и др. Чебоксары, 1974. Вып. 3. 176 с.
4. Вопросы совершенствования подготовки кадров в народном хозяйстве Чувашской АССР / НИИ яз., ист. и экон. Чебоксары, 1984. 120 с.
5. История промышленности и рабочего класса Чувашии / Под ред. Н. И. Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. Ч. 2. 255 с.
6. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. М.: Статистика, 1972. Т. 5. 296 с.
7 Коммунист. 1987. № 1. С. 124 — 127. 8. Народное хозяйство РСФСР: Стат. сб М.: Госстатиздат, 1957. 371 с.
' 9. Народное хозяйство РСФСР в 1958 г.: Стат. ежегодник. М.: Госстатиздат, 1959. 508 с.
10. Народное хозяйство РСФСР в 1975 г.: Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1976. 519 с.
11. Народное хозяйство РСФСР в 1980 г.:
Стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика.
1981.406 с.
12. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика,
1986. 655 с.
1 3. Народное хозяйства Марийской АССР в цифрах / Стат. упр. Map. АССР. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1980. 123 с.
14. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки. 1971 — 1975 гг.: Стат. сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 208 с.
15. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1981 — 1985 гг.: Стат. сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.
200 с.
16. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы девятой пятилетки. 1971 — 1975 гг.: Стат. сб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. 169 с.
17. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы десятой пятилетки. 1976 — 1980 гг.: Стат. сб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 175 с.
18. Рабочий класс Чувашии в период развития развитого социализма / Чуваш, ун-т; Под ред. М. В. Румянцева. Чебоксары, 1972. 216 с.
19. Роль русского рабочего класса в формировании рабочего класса автономных республик РСФСР / Чуваш, ун-т; Редкол.: Ю% П. Смирнов и др. Чебоксары, 1984. 125 с.
20. Текущий архив Мордовского республиканского управления статистики.
21. Формирование и рост рабочего класса Чувашии. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974 183 с.
22. Центральный государственный архив
MC CP, ф. Р — 662, оп. 28, д. 263.
Экономика
ПОТРЕБИТЕЛЬНОСТОИМОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Н. Ф. ДЮДЯЕВ, доктор экономических наук
Теория предельной полезности и производительности факторов возникла в 70-х гг. XIX в. как аппарат для изучения экономики полезностей, "экономики благосостояния91 Имевшиеся к тому времени теории трудовой
стоимости, в том числе Марксова, изучали затратный, стоимостной аспект экономики, поэтому не могли дать ответ на многие вопросы, возникающие на другом полюсе хозяйствования — в сфере использования потребитель-