Научная статья на тему 'Материальное стимулирование труда: заработная плата и проблемы ее товарного обеспечения в 60-е - начале 90-х гг. Xx В. В Волго-Вятском экономическом районе'

Материальное стимулирование труда: заработная плата и проблемы ее товарного обеспечения в 60-е - начале 90-х гг. Xx В. В Волго-Вятском экономическом районе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Базов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальное стимулирование труда: заработная плата и проблемы ее товарного обеспечения в 60-е - начале 90-х гг. Xx В. В Волго-Вятском экономическом районе»

ее разновидности: монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию [4].

Монополистическая конкуренция возникает между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимопополь-пое положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Специфическая позиция конкурентов определяется сформировавшимися потребительскими предпочтениями и исключительными правами фирм на свою торговую марку.

Олигополия наблюдается в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласовать их рыночную политику. Реализуемые товары могут быть как однородными (однородная олигополия), так и дифференцированными.

Каждый банк в ситуации жесткой конкуренции должен сам выбирать приоритетные направления развития. Анализ каждого вида банковской конкуренции поможет более результативно справиться с этой задачей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев Б. И. Конкуренция на финансовом рынке Санкт-Петербурга / Б. И. Андреев // Банк, дело. 1997. № И. С. 12 - 17.

2. Коробов Ю. И. Среда банковской конкуренции — от торговых домов до брокерских контор / Ю. Н. Коробов // Банк. дело. 1996. № 8. С. 21 - 26.

3. Коробов Ю. И. Теория и практика конкуренции / Ю. И. Коробов. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1996. 132 с.

4. Турбанов А. В. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации / А. В. Турбанов // Деньги и кредит. 1998. X? 2. С. 19 — 25.

Поступила 18.10.04.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 60-е — НАЧАЛЕ 90-х гг. XX в, В ВОЛГО-ВЯТСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ

Ю. В. БАЗОВ, заместитель министра образования

Республики Мордовия

На процесс формирования социально-культурного, гражданского и профессионального облика человека значительное влияние оказывает уровень благосостояния, здравоохранения и образования людей.

Одна из функций государства — социальная защита населения, которая предусматривает систему мер, осуществляемых обществом с целью обеспечения общественно необходимого материального и социального положения граждан.

Основными элементами социальной защиты населения являются:

а) профессиональная подготовка к трудовой деятельности;

б) обеспечение процесса трудовой и профессиональной деятельности;

в) создание условий для общедоступности образования;

г) обеспечение основ духовного и культурного развития;

д) социальное обеспечение, обслуживание и страхование.

© Ю. В. Базов, 2004

Все это определяет уровень жизни людей, в котором современная наука выделяет ряд компонентов:

а) здоровье, питание, доходы и расходы населения;

б) состояние жилищ;

в) платные услуги, оказываемые населению;

г) образовательный и культурный уровень людей;

д) условия труда и отдыха;

е) социальное обеспечение и др. [6,

с. 14 - 16, 44].

Важным фактором выступает благосостояние: от него зависит уровень культуры, образования и профессиональной подготовки. Рост занятости в общественном производстве и процессе обучения неизбежно сокращает долю совокупного бюджета времени человека, предназначенную для организации быта и досуга семьи, воспитания детей и ухода за престарелыми. Между тем социальная инфраструктура не обеспечивала компенсацию этих потерь. В подобных обстоятельствах дали о себе знать такие нежелательные явления, как снижение рождаемости, асоциальное поведение молодежи, рост забо-' леваемости ж смертности, дестабилизация семейной структуры.

Повышение благосостояния сопровождалось увеличением числа ценностей и благ, формирующих качество жизни людей. Среди них существенное место занимает здоровье, сохранение и укрепление которого требует всестороннего изучения его взаимосвязей с факторами, определяющими уровень жизни, в особенности с условиями труда, структурой питания, жилищными условиями.

Известно, что главная роль в социальной политике отводится совершенствованию распределительных отношений. Вследствие разрушения объективно обусловленных пропорций между накоплением и потреблением, между фондом оплаты труда и общественными фондами потребления, соотношений в оплате труда разного количества и качества ведущие распределительные механизмы перестали во многом выполнять свои экономические и социальные функции. Ресурсы, направляемые в отрасли социальной инфраструктуры — здравоохранение, образование,

ю

ЖКХ — без учета их нужд, все в меньшей степени удовлетворяли потребности населения. Был взят курс на экстенсивное развитие социальной сферы: ориентация на число больничных коек, клубов, библиотек и т. д.

В 70-х — начале 90-х гг. заметно усилилась несбалансированность платежеспособного спроса населения с предложением товаров и услуг. Результатом отставания производства потребительских благ от растущих денежных доходов населения, ассортиментно-структурного несоответствия предлагаемых товаров сформировавшимся потребностям стали увеличение объемов отложенного спроса, девальвация заработков, активизация маятниковой миграции покупателей в поисках нужных товаров и продуктов. Ограниченность получения платных услуг и низкое их качество породили гипертрофированное потребление материальных благ, деформировали соотношение денежных средств, расходуемых населением на товары и услуги, явились причиной распространения «потребительской психологии», все чаще вызывали «ажиотажный спрос».

Переходные процессы середины 80-х гг., развернувшиеся в рамках перестройки, обострили ситуацию в потребительском секторе, интенсивно идущую инфляцию.

Второе обстоятельство, препятствовавшее социальной направленности экономики, — фетишизация плана социально-экономического развития. Первостепенной была задача выполнить и перевыполнить план, а не удовлетворить запросы потребителей, которые слабо учитывались в работе предприятий. Производитель, КЭ.К правило, стремился выпускать более дорогостоящую продукцию, следствием чего стало вымывание дешевых товаров.

Произошло существенное нарушение согласования между образованием и оплатой труда. Традиционно с начала 60-х гг. в центре внимания при изучении жизненного уровня населения стоят две взаимосвязанные, но самостоятельные проблемы: низкооплачиваемых работников и малообеспеченных семей.

В исследуемый период выросла среднемесячная зарплата рабочих и служащих. По Российской Федерации в 1960 г.

у рабочих она составляла 82,5 руб., а в 1990 г. — 296, 8 руб., а в промышленности, строительстве и на транспорте была несколько выше, чем по народному хозяйству в целом. Так, рабочие в промышленности получали в 1960 г. 90,3 руб., а в 1990 г. — 299,5 руб. (хотя это было меньше уровня оплаты промышленио-про-изводственного персонала).

Оплата труда сельских тружеников отставала от этого показателя в промышленности и ряде других отраслей. Так, в 1960 г. она равнялась 54,6 руб., а в 1990 г. впервые превзошла средний уровень по народному хозяйству (307,2 руб.) и вплотную приблизилась к оплате труда в промышленности, но отставала от заработной платы в строительстве и на транспорте, а в 1991 г. вновь упала до самой низкой отметки [15, с. 398; 16, с. 341; 14, с. 141].

В национальных республиках Волго-Вятского экономического района в 60 — 80-е гг. уровень оплаты как по народному хозяйству в целом, так и по его отраслям уступал показателям по РФ, Нижегородской и Кировской областям. В Мордовии в 1965 г. она составила 80,0 руб., а в 1985 г. — 172, 8 руб. (промышлен-но-производственного персонала —

188,3 руб.) [И, с. 134; 13, с. 150]. В Марийской АССР за 1965 — 1979 гг. средняя заработная плата рабочих и служащих увеличилась на 174 % [10, с. 7]. В Чувашии на 1970 г. она была равна 103,6 руб., а промышленно-произ-водствениого персонала — 110,5 руб., в 1985 г. — соответственно 169,4 и 191,2 руб. [22, с. 76].

На протяжении 1980-х гг. происходило устойчивое уменьшение межрегиональных различий доходов на душу населения. Дисперсия региональных отклонений данных номинальных доходов снизилась с 35 % в 1980 г. до 32 % в 1985 г. и 30 % в 1990 г. Качественное изменение ситуации наступило в начале 90-х гг., когда резко возросли названные различия: максимальное увеличение номинальных доходов наблюдалось в высокодоходных, а минимальное — в иизкодоходных регионах. На 1990 г. к среднедоходным относили Кировскую и Нижегородскую области, к низкодоходпым — Мордовию, Ма-

рий Эл и Чувашию. По покупательной способности Нижегородская, Кировская области и Республика Марий Эл были причислены к средней категории, а Чувашия и Мордовия — к низкой [5, с. 408 —

410].

Уровень благосостояния зависит и от того, какое количество людей имеет два и более источника средств существования. Только у третьей части сельского и десятой части городского населения ВВЭР было два таких источника. Самые высокие показатели у сельчан отмечены в Чувашии, а у горожан — в Кировской и Нижегородской областях [4, с. 32].

Общеизвестно, какое значение имеют товарное покрытие рубля и его покупная способность. Рост заработной платы сопровождался скрытым повышением цен под видом улучшения качества продукции, которое затрагивало лишь некоторые виды продукции и услуг. Положение усугублялось тем, что в условиях всеобщего дефицита товаров распределение многих из них нормировалось так, что реальным стимулом становился не заработок, а возможность его «отоварить» (по карточкам или «в порядке очереди»). Как следствие, наступил расцвет спекуляции и «черного рынка», многочисленных привилегий: преимуществ работников аппарата перед остальными гражданами, жителей города — перед сельчанами, крупных городов - перед периферией. Существовавшая административно-командная система при отсутствии рыночных отношений регулировала ситуацию на потребительском рынке таким образом, чтобы сохранялись стабильные цены на основные виды продуктов питания — хлеб, соль, молоко, водку, сахар, а также на спички, сигареты и отдельные виды одежды. Издержки их производства покрывались за счет завышенных цен на товары не первой необходимости (автомашины, мебель, электроаппаратуру, электроприборы, изделия из меха, кожи и т. д.).

О неудовлетворительном обеспечении населения свидетельствовали социологические опросы. Разумеется, в годы Советской власти такие темы не затрагивались. Но в 1991 г. в Мордовии на вопрос «Удовлетворены ли Вы своим материальным положением?» более половины рес-

11

пондеитов в возрасте от 20 до 50 лет мала Нижегородская область, на 2-м ме-

ответили «нет». В возрастных группах старше 50 лет больше опрошенных считали, что они хорошо материально обеспечены [8, вып. 2, с. 94]. Видимо, сказывался житейский опыт предыдущих трудных времен в истории СССР

В 60-е гг. вышел ряд постановлений правительств СССР и РСФСР об улучшении работы торговли: Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» № 851; Постановление Совета'Министров СССР от 17 августа 1962 г. «О некоторых дополнительных мероприятиях по улучшению торговли» № 865; Постановление Совета Министров СССР от 13 марта 1965 г. «Об улучшении торговли и общественного питания в стране» № 157; Постановление Совета Министров СССР от 7 марта 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению общественного питания» № 198; Постановление Совета Министров РСФСР от 1 сентября 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» № 1345; Постановление Совета Министров РСФСР от 5 октября 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению торговли в РСФСР» № 760 [25, с. 474 -478, 470 - 472, 468 - 470; 23, с. 319, 310]. В - результате их реализации в 60-е — начале 90-х гг. вырос розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание по РФ, ВВЭР и составляющим его областям и национальным республикам. В Волго-Вятском экономическом районе за исследуемый период он изменился с 2 587 млн руб. до 12 887 млн руб. [14, с. 171 - 172]. Регион в 1960 г. занимал 9-е, а в 1990 г. — 10-е место в Российской Федерации по данному показателю, опережая лишь Центрально-Черноземный район [16, с. 368 —369; 17, с. 266 -269; 19, с. 157 - 159]. Но если взять объем розничного товарооборота на душу населения, то ВВЭР и Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика отставали от российского уровня в 1980 г. на 179 руб., а в 1990 г. — на 271 руб. Лидирующее

положение внутри района в 1980 г. зани-12

сте находилась Кировская область, далее следовали Чувашия, Марий Эл и Мордовия, а в 1990 г. две последние республики поменялись местами [14, с. 171 — 172].

Увеличилась продажа электронных средств информации — телевизоров и радиоприемников. В Мордовии за 60-е — первую половину 80-х гг. было реализовано 353,5 тыс. телевизоров и 314, 6 тыс. радиоприемников [11, с. 155; 12, с. 198; 13, с. 165]. Если в 1971 г. ее жители имели 140 тыс. телевизоров, 169 тыс. радиоточек и 150 тыс. радиоприемников, то к середине 80-х гг. — 350 тыс. телевизоров и 287 тыс. радиоточек [1, № 8, с. 27; с. 10].\-В Чувашии за период с 1971 по 1980 г. было продано 247,4 тыс. телевизоров и 243,7 тыс. радиоприемников [20, с. 123; 21, с. 114]. В 1979 г. в Марийской АССР реализовано 32,5 тыс. штук данной аппаратуры, что на 15,5 тыс. больше, чем в 1965 г. [10, с. 87]. Необходимо

иметь в виду, что в то время эти каналы массовой информации выполняли идеологическую функцию.

Потребление продуктов питания по Волго-Вятскому району отставало от российского уровня. Во второй половине 80-х гг. по потреблению на душу населения мяса и мясопродуктов он стоял на 10-м месте, молока и молочных продуктов, овощей и бахчевых — на 9-м, яиц — на 4-м, картофеля — на 2-м месте среди 11 экономических районов и не достиг уровня Российской Федерации, за исключением двух последних параметров. Горь-ковская же область превосходила средний показатель по ВВЭР (кроме потребления картофеля), а также российский по мясу, мясопродуктам и яйцу [18, с. 190 — 193]. В Мордовии больше всего было продано молока и молочных продуктов и меньше всего — мяса и продуктов из него. Отметим, что употреблялась и традиционная пища [9]. В республике, как и в Марийской АССР и Чувашии, больше, чем в областях, по региону и РФ, потребляли картофель [7]. Характерно, что питание не соответствовало современным рациональным нормам. Согласно им человек должен в год потреблять мяса и мясопродуктов 84 кг, молока и молочных продуктов — 350, сахара — 38, овощей и бахче-

вых — 146, фруктов и ягод — 80, картофеля — 105, хлеба и круп - 115 кг [2, с. 157]. В Волго-Вятском экономическом районе во второй половине 80-х гг. меньше нормы оставалось использование мяса, овощей и бахчевых.

В 60-е гг. был принят ряд постановлений правительств СССР и РСФСР об улучшении бытового обслуживания населения: Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1962 г. «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения» № 847; Постановление Совета Министров СССР от 27 августа 1968 г. «Об улучшении материально-технического снабжения предприятий бытового обслуживания населений» № 657; Постановление Совета Министров РСФСР от 1 октября 1962 г. «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения» № 1330 [25, с. 511 — 512, 515 — 516; 23, с. 455]. В результате их осуществления значительно вырос объем реализации бытовых услуг населению района: с 31,3 млн руб. в 1960 г. до 450,8 млн руб. в 1990 г. Однако в РСФСР он занимал соответственно 7-е и 10-е места, опережая к 1990 г. лишь Центрально-Черноземный район (хотя по численности населения стоял на 7-м месте) [16, с. 388 — 389; 17, с. 293 - 294; 18, с. 59 - 61; 19, с. 199 - 201].

Недостаточное число розничных торговых предприятий, точек бытового обслуживания и общественного питания, нахождение их в собственности государства, отсутствие конкуренции вели к низкому качеству обслуживания. За 60 — 80-е гг. сеть торговых предприятий расширилась мало, а бытового обслуживания и общественного питания — примерно в 2 раза. Волго-Вятский район находился на 7-м месте среди 11 экономических районов по количеству розничных торговых организаций и на 7 — 8-м местах — точек бытового обслуживания. По числу предприятий общественного питания он в 60-е гг. занимал 7-е место, в 70 — 80-е гг. — 8-е место по России. Оставалось низким не только развитие торгового и бытового обслуживания, но и его качество. Об этом свидетельствуют социологические опросы, проведенные в Мордовии в 1991 г. Подавляющее большин-

ство (80 % опрошенных всех национальностей) ответило, что недовольно торговым обслуживанием. Только около 20 % мокшан и эрзян, примерно 10 % русских и татар было удовлетворено состоянием дел в этой сфере. Свыше половины жаловалось на бытовое обслуживание [8, вып. 2, с. 87; вып. 3, с. 53].

Состояние рассматриваемых отраслей влияет на распределение денежных доходов населения при удовлетворении различных его потребностей. В 1985 г. его расходы на покупку товаров и оплату услуг в Волго-Вятском районе были несколько меньше, чем в России, а в 1991 г. — немного больше при общем падении затрат на эти цели. Обязательные платежи и взносы по областям и республикам региона не превосходили показатель по Российской Федерации, за исключением Кировской области и Мордовии. В 1991 г. при некотором их сокращении ни одна из республик и областей не вышла на этот уровень. К началу 90-х гг. выросли сбережения населения в виде вкладов, госзаймов, сертификатов, а также коэффициент превышения доходов населения над расходами. Это свидетельствовало о снижении его покупательной способности, особенно в республиках и областях ВВЭР. Деньги оседали в сберкассах.

Важной социальной проблемой было жилищное строительство. За 60-е — начало 90-х гг. вводимая в регионе общая площадь жилищ увеличилась с 15,4 млн м2 в восьмой пятилетке до 20,4 млн м2 в двенадцатой пятилетке. В 1990 — 1991 гг. темпы жилищного строительства резко замедлились. Динамичнее всего развивалось строительство жилья в Марий Эл и Кировской области

[17, с. 219 - 220, 232 - 235]. В 60-е гг.

среди 10 экономических районов регион занимал последнее место по удельному весу вводимого жилья, а в 70 — 80-е гг. — 8-е из 11 экономических районов. Жилищная проблема была далека от решения. Например, очередь на жилье в 80-е гг. по Мордовии составляла 55,6 тыс. человек, в том числе в городе Саранск — 36 тыс. человек [26]. Представление о проживании в различных типах помещений в ВВЭР, областях и республиках в 1989 г. дает приводимая таблица.

* Составлена по данным кн.: Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР.

М., 1991. Ч. 3. С. 153.

Проживание в различных типах жилых помещений в ВВЭР, %*

Регион Индивид, дом Часть индивид, дома Отдельная квартира Общая (коммун.) квартира Общежитие Другое жилое помещение Снятое у граждан жилое помещение

ВВЭР 27^2 2Â 56Д) 5^6 5Л 0J

Кировская область 18,7 1,9 64,1 6,5 5,1 0,0 0,7

Горьковская область 21,7 3,2 60,5 6,8 4,0 0,1 0,8

Марий Эл Мордовия Чувашия 29,2 39,9 43,0 1,6 2,6 1,1 55.7 44,5 41.8 4,3 2,7 4,0 6,6 5,6 6,9 0,1 0,2 0,2 0,6 0,7 0,7

В Чувашии в индивидуальных домах в городской и сельской местности проживало самое большое количество населения в ВВЭР, а в Кировской области данный параметр был наименьшим. Зато она опережала всех по живущим в отдельных квартирах. Минимальным этот показатель был в Чувашии. ^

В 1989 г. по ВВЭР средний размер общей площади в городах на 1 человека составлял 9 м2, в Горьковской области — 15, Марийской АССР, Кировской области и Мордовии —14, Чувашии — 13 м2. Но даже Горьковская область отставала от уровня Москвы (17 м2) и Московской области (16 м2), а Волго-Вятский район значительно уступал Центрально-Черно-земному, Поволжскому и ряду других [3,

с. 152 - 155].

Важность задачи обеспечения жильем не требует особого обоснования. Но непреложной остается истина, что решить ее только за государственный счет невозможно. Как известно, в 60 — 80-е гг. строительство осуществлялось преимущественно на государственные средства и незначительная часть его — на кооперативных началах. 19 августа 1982 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О жилищно-строительной кооперации» № 765, где рекомендовалось строительство кооперативных домов. ЖСК предоставлялся банковский кредит на 25 лет в размере 70 % стоимости жилого дома. Учетная банковская ставка составляла 0,5% годовых [24, с. 233, 239]. Так как к этому времени у граждан на вкладах в сберегательных кассах накопились значи-

14

тельные денежные суммы, стать членом кооператива было сложно, что вело к развитию коррупции, главным образом взяточничества при включении в очередь на строительство квартир.

В целом ситуация на рынке жилья оставалась сложной. Слабость строительной базы, огромные капиталовложения в промышленность, ВПК не позволяли более быстрыми темпами осуществлять решение данных вопросов. Необходимо было изменить систему финансирования строительства жилья: высокооплачиваемым слоям населения выдавать ссуды, а малообеспеченным — производить его на средства государственного бюджета. Это позволило бы рационально распределять жилье.

Обобщая сказанное, отметим, что в 60 — 80-е гг. наряду с положительными тенденциями (рост заработной платы и розничного товарооборота по ВВЭР, областям и республикам, улучшение питания населения, увеличение объема бытовых услуг, числа предприятий государственной торговли, бытового обслуживания и общественного питания) проявился ряд негативных моментов. В национальных республиках Волго-Вятского экономического района уровень заработной платы как по народному хозяйству в целом, так и по отраслям отставал от показателей РФ, Горьковской и Кировской областей. Рубль слабо обеспечивался товарами и услугами, сложился дефицит всех товаров народного потребления. Но, несмотря на временные спады, уровень жизни в 60 — 80-е гг. рос. В

начале 80-х гг. ситуация обострилась, особенно на продовольственном рынке. На некоторые продукты питания было введено нормированное распределение. С се-

редины 80-х гг. начался обвал продовольственного рынка, а к концу десятилетия — началу 90-х гг. кризис достиг пика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блокнот агитатора. [Саранск]. 1971. № 8; 1983. № 8.

2. Волгин Н. А. Доходы работника и результативность производства (проблемы, реалии, перспективы) / Н. А. Волгин, С. В. Николаев. М.: Б. и., 1994. 274 с.

3. Городские поселения РСФСР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: РИИЦ, 1991. 269 с.

4. Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР: По данным Всесоюзной переписи 1989 года. М.: РИИЦ, 1991. Ч. 2. 274 с.

5. Кураков Л. П. Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики: в 2 кн./ Л. П. Кураков. М.: Пресс-сервис, 1997. Кн. 1. 412 с.

6. Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы / В. И. Левашов. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 360 с.

7. Матвеев Г. Б. Материальная культура чувашей / Г. Б. Матвеев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. 182 с.

8. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологического исследования / НИИ регионологии при Морд, ун-те. Саранск, 1993. Вып. 2 — 4.

9. Меаин П. М. Материальная культура мордвы — эрзи и мокши (пища, утварь, одежда): Эволюция

с конца XIX по 80-е гг. XX в.; автореф. дис. ... канд. ист. наук / П. М. Мезин. М., 1994. 19 с.

%

10. Народное хозяйство Марийской АССР в цифрах: юбил. стат. сб. / Стат. упр. Мар. АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1980. 123 с.

11. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки, 1971 — 1975 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Морд. АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. 208 с.

12. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы десятой пятилетки, 1976 — 1980 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Морд. АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. 240 с.

13. Народное хозяйство Мордовской АССР за годы одиннадцатой пятилетки, 1981 — 1985 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Морд. АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Народное хозяйство Российской Федерации. 1992: стат. ежегодник. М.: РИИЦ Госкомстата России, 1992. 607 с.

15. Народное хозяйство РСФСР в 1965 г.: стат. ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1966. 616 с.

16. Народное хозяйство РСФСР в 1970 г.: стат. ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1971. 488 с.

17. Народное хозяйство РСФСР в 1980 г.: стат. ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1981. 406 с.

18. Народное хозяйство РСФСР в 1989 г.: стат. ежегодник / Госкомстат. М.: Финансы и статистика, 1990. 692 с.

19. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: стат. ежегодник / Госкомстат РСФСР. М.: РИИЦ, 1991. 592 с.

20. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы девятой пятилетки, 1971 — 1975 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Чуваш. АССР. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. 169 с.

21. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы десятой пятилетки, 1976 —1980 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Чуваш. АССР. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. 175 с.

22. Народное хозяйство Чувашской АССР за годы одиннадцатой пятилетки, 1981 - 1985 гг.: стат. сб. / Стат. упр. Чуваш. АССР. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. 126 с.

23. Свод Законов РСФСР. М.: Сов. Россия, 1989. Т. 7. 563 с.

24. Свод Законов СССР. М.: Известия, 1984. Т. 6. 763 с.

25. Свод Законов СССР. М.: Известия, 1986. Т. 8. 576 с.

26. Сов. Мордовия. 1987. 28 мая.

Поступила 18.10.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.