Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОМАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ПАРКА «НИКОЛО-ЛЕНИВЕЦ»)'

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОМАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ПАРКА «НИКОЛО-ЛЕНИВЕЦ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / устойчивое развитие / экомаркетинг / зеленый маркетинг / маркетинг территорий / экологический туризм / marketing / sustainable development / ecomarketing / green marketing / marketing of territories / eco-tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д А. Фролова, О С. Медведева

Статья посвящена исследованию новых маркетинговых стратегий, применяемых в экологическом маркетинге. Экологическая ситуация по всему миру становится все более напряженной, поэтому именно сейчас необходимо уделять особое внимание вопросам экологии. Все представленные в статье экологические маркетинговые стратегии напрямую связаны с концепцией маркетинг-микс, которая была рассмотрена на примере арт-парка «Никола-Ленивец».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN STRATEGIES OF ECOMARKETING IN TOURISM (USING THE EXAMPLE OF THE NIKOLO-LENIVETS ART PARK)

The article is devoted to the study of new marketing strategies used in environmental marketing. The environmental situation around the world is becoming increasingly tense, so it is now necessary to pay special attention to environmental issues. All the environmental marketing strategies presented in the article are directly related to the concept of marketing mix, which was considered on the example of the Nikola-Lenivets art Park.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОМАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ПАРКА «НИКОЛО-ЛЕНИВЕЦ»)»

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОМАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ПАРКА «НИКОЛО-ЛЕНИВЕЦ»)

Д.А. Фролова, студент

О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-2-198-201

Аннотация. Статья посвящена исследованию новых маркетинговых стратегий, применяемых в экологическом маркетинге. Экологическая ситуация по всему миру становится все более напряженной, поэтому именно сейчас необходимо уделять особое внимание вопросам экологии. Все представленные в статье экологические маркетинговые стратегии напрямую связаны с концепцией маркетинг-микс, которая была рассмотрена на примере арт-парка «Никола-Ленивец».

Ключевые слова: маркетинг, устойчивое развитие, экомаркетинг, зеленый маркетинг, маркетинг территорий, экологический туризм.

В последнее десятилетие вопросы экологии привлекают значительное внимание, как представителей научного сообщества, так и обычных граждан. Экологическая ответственность стала неотъемлемой частью как корпоративной, так и индивидуальной культуры. Эксперты подчеркивают необходимость скорейшего решения экологических проблем и все активнее предлагают разнообразные подходы и методы для этого. Компании внедряют инновации в производственные процессы, упаковку, конечный продукт и даже корпоративную культуру, чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, которые становятся всё более осведомленными и требовательными в вопросах экологичности.

Согласно исследованию 1МВ, 57% опрошенных готовы изменить свои покупательские привычки, чтобы помочь уменьшить негативное воздействие на природу. Это свидетельствует о том, что люди становятся все более осознанными и ответственными в своих потребительских решениях [1].

Экологический аспект становится неотъемлемой частью маркетинговой стратегии компании. Теперь маркетологи должны понимать, что разрабатываемая ими концепция должна быть не только эффективной, но и экологически ориентированной.

Экологический маркетинг зародился ближе к 90-м годам XX века от понятия «социально-этичного маркетинга». Произошло это, в силу конфликта классического маркетинга с ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, ростом численности населения, инфляцией и негативным состоянием сферы социальных услуг [2, с. 69]. С экономическим развитием всего общества выросла и конкуренция во всех сферах нашей жизни [3].

Единого определения эко-маркетинга не существует. Но изучив существующие трактовки, наиболее точной является определение А.Г. Сармурзиной: «Экологический маркетинг - это экологически безопасная деятельность, связанная с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения потребностей населения, учитывающая экологические последствия» [4, с. 29].

Принципы экомаркетинга ориентированы на сбалансированный и устойчивый подход к маркетингу, который учитывает экологическую и социальную ответственность бизнеса:

- Ориентация на потребителя. Компании анализируют потребительские предпочтения, ценности и ожидания в отношении экологии и адаптируют свою продукцию, чтобы соответствовать ожиданиям своей аудитории.

- Экологическая ценность продукции. Компании стараются выпускать продукцию, которая не только соответствует экологическим стандартам, но и приносит пользу окружающей среде.

- Экологическая прозрачность. Компании предоставляют подробную информацию о своих экологических практиках, производственных процессах и воздействии на окружающую среду.

- Сертификация и лейблы. Получение сертификатов, таких как Fair Trade, Energy Star и других, подтверждающих соблюдение стандартов устойчивости. Использование специальных маркировок, обозначающих экологическую ответственность продукции.

- Экологическое образование и информирование. Компании активно осуществляют информационные кампании, цель которых - образование и повышение экологической грамотности потребителей. Это может включать в себя предоставление информации о правильной переработке продукции, использовании устойчивых материалов и других экологических вопросах.

- Формирование образа. Включение в логотип, упаковку и другие элементы брендинга символов, цветов и дизайна, ассоциирующихся с экологической ответственностью.

Эти принципы направлены на создание устойчивого и долгосрочного отношения с клиентами, укрепление бренда и содействие сохранению окружающей среды.

Компании внедряют различные практики для улучшения экологического имиджа своего бизнеса. Использование эко-маркетинга дает компаниям следующие преимущества: рост лояльности клиентов; увеличение прибыли; повышение инвестиционной привлекательности; экономия ресурсов; соблюдение требований законодательства.

В экологическом маркетинге, также, как и в классическом, применяется базовая концепция маркетинг-микса - «4Р». Элементы в данном комплексе взаимосвязаны и каждый их них работает на достижение общей цели. 1P - продукт, 2P - Цена, 3P -место, 4P - продвижение. Рассмотрим

каждую составляющую, с точки зрения экологичности, на примере арт-парка «Никола-Ленивец».

Экологичный продукт. Экологичный продукт - не причиняет вреда окружающей среде, используя безопасные и био-разлагаемые материалы, минимизируя свое воздействие на экосистему. Он также стремится к эффективному использованию энергии, чтобы предотвратить непропорциональное потребление энергии и избежать истощения природных ресурсов.

Одним из основных продуктов парка является фестиваль «Архстояние», в рамках которого, на территории парка выставляются арт-объекты художников различного масштаба. Экологичность заключается в том, что во всех работах задействованы только природные материалы, загрязняющие и портящие леса, что приводит к ущербу экосистем. Либо это отходы, возникшие в результате очистки лесов с использованием экологически чистых методов, при прокладке путей, согласованных с национальным парком «Угра».

Экологичное место. Решение о том, где и когда продавать продукт или услугу, играет значительную роль в привлечении целевых клиентов. Для успешного внедрения экологических продуктов рекомендуется их размещение на всем рынке. Важно также, чтобы местоположение соответствовало образу товара и отличалось от конкурентов.

«Никола-Ленивец» является прекрасным примером экологичного места, не только потому что выделяется среди конкурентов наличием контейнеров для раздельного сбора мусора, но и потому что идеально расположена для туристов сразу из нескольких областей, таких как, Калужская, Смоленская и Московская области.

Экологичная цена. Многие клиенты, при условии, что они считают «зеленые» продукты более ценными, готовы платить за них больше. Однако, несмотря на то что «зеленые» товары часто имеют более высокие переменные издержки, их долгосрочные издержки могут быть ниже. Основной проблемой является то, что эти товары имеют высокие переменные издержки. Как правило, потребители готовы за-

платить лишь небольшую надбавку за них, ожидая при этом, что товар будет не хуже других доступных альтернатив.

Посещая Никола-Ленивец нельзя и оставить без внимания органическую ферму, расположенную там. Местными жителями прикладывают все усилия для производства самых чистых продуктов, не используют химические удобрения и средства защиты. Все продукты - овощи, мясо, молоко имеют сертификаты соответствия. Тот факт, что продукты употребляются и производятся в одной и той же местности снижает затраты на производство, что делает цену более экологичной.

Экологичное продвижение. «Зеленое» продвижение объединяет традиционные методы продвижения, такие как рекламные объявления, маркетинговые материалы, наружные вывески, веб-сайты, видеоролики и презентации, при этом учитывая интересы потребителей в поддержании экологичного образа жизни. При разработке рекламного продукта, компании должны делать акцент на своих достижениях в области экологии и пропагандировать «зеленые» инициативы и ценности. Дополнительным преимуществом в экологичном продвижении является отказ от всевозможной печатной продукций. Хорошей альтернативой станет продвижение в социальных сетях и выступления на отраслевых мероприятиях, таких как форумы, выставки, конференции.

Для продвижения своих продуктов арт-парк не использует никакую печатную продукцию, а создатели парка придерживаются позиции экологичной жизни. Например, основатели фестиваля «Арх-

стояние» сами используют экологичные привычки в обычной жизни. Разделяют мусор, отказываются от использования приборов с батарейками и считают, что каждый должен вносить свою лепту в спасение человечества. Они не только придерживаются этой идеологии, но и рассказывают об этом в социальных сетях. Опираясь на статью Медведевой О.С., можно сделать вывод, что для удовлетворения новых потребностей потребителей создается огромное количество современных сервисов: сейчас пользователи могут искать информацию, редактировать изображения, вести личные блоги [5].

Сейчас Никола-Ленивец является крупнейшим арт-парком в Европе, основным объектом экологического туризма на территории Калужской области. «Архстоя-ние» является самым популярным художественным «Опен-ейр» фестивалем в России. Туристский кластер, построенный на месте вымирающей деревни, является прекрасным примером брэндинга территории и грамотной маркетинговой стратегии.

Экологический маркетинг является средством сохранения природных ресурсов для будущих поколений и вносит значительный вклад в поддержание экологической стабильности на нашей планете. Потребители стремятся к экологичности и осознанному потреблению, поэтому они готовы платить больше за продукцию и услуги, которые способствуют сохранению окружающей среды. Эта тенденция стимулирует компании внедрять более экологически ответственные технологии и предоставлять потребителям продукцию, соответствующую их ценностям.

Библиографический список

1. «IBM Study: Purpose and Provenance Drive Bigger Profits for Consumer Goods In 2020». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newsroom.ibm.com/2020-01-10-IBM-Study-Purpose-and-Provenance-Drive-Bigger-Profits-for-Consumer-Goods-In-2020 (дата обращения 03.12.23).

2. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2009.

3. Кардаш, Д.Ю. Нейромаркетинг в органах публичной власти: истоки развития и современные технологии применения / О.С. Медведева, Д.Ю. Кардаш // Интернет-журнал Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 22.

4. Жубанова Л.К., Сармурзина А.Г., Ефремова С.В. и др. Введение в экологический маркетинг: учеб. пособие // Каз. гос. ун-т им. Аль-Фараби, Хим. фак. - Алматы: ^азак;ун-тк 2000.

5. Медведева, О.С. Маркетинг в социальных сетях: тенденции и перспективы / О.С. Медведева, Е.В. Лукашина // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2G2G. - № 3 (29). - С. 8-12.

THE MAIN STRATEGIES OF ECOMARKETING IN TOURISM (USING THE EXAMPLE OF THE NIKOLO-LENIVETS ART PARK)

D.A. Frolova, Student

O.S. Medvedeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article is devoted to the study of new marketing strategies used in environmental marketing. The environmental situation around the world is becoming increasingly tense, so it is now necessary to pay special attention to environmental issues. All the environmental marketing strategies presented in the article are directly related to the concept of marketing mix, which was considered on the example of the Nikola-Lenivets art Park.

Keywords: marketing, sustainable development, ecomarketing, green marketing, marketing of territories, eco-tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.