Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОДЕКС / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / СТАДИИ / САНКЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / ИНИЦИАТИВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВЕРДИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молькова А.А.

В данной статье рассмотрены основные стадии производства об административных правонарушениях в области строительства. Предупреждение и пресечение нарушений требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, как разновидности, контрольно-надзорных органов. Об этом свидетельствует принятие в последние годы целого ряда нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в строительной отрасли. Пользуясь своим конституционным правом, субъекты Российской Федерации занимаются активным законотворчеством, к сожалению, далеко не всегда удачно. По итогу мы пришли к выводу, что на территории субъекта Российской Федерации правоприменитель вынужден решать, коллизию между КоАП РФ и законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Молькова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF PROCEEDINGS ON CASES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

This article discusses the main stages of proceedings on administrative offenses in the field of construction. Prevention and suppression of violations of the requirements of regulatory legal acts, building codes and rules should become one of the priority areas for the activities of law enforcement, as a variety, control and supervisory authorities. This is evidenced by the adoption in recent years of a number of normative legal acts regulating public relations in the construction industry. Using their constitutional right, the subjects of the Russian Federation are actively involved in lawmaking, unfortunately, not always successfully. As a result, we came to the conclusion that on the territory of the subject of the Russian Federation, the law enforcer is forced to resolve the conflict between the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and the law of the subject of the Russian Federation on administrative offenses.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА»

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ

СТРОИТЕЛЬСТВА

А.А. Молькова, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Калининградский филиал Московского финансово-юридического университета (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-135-138

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные стадии производства об административных правонарушениях в области строительства. Предупреждение и пресечение нарушений требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, как разновидности, контрольно-надзорных органов. Об этом свидетельствует принятие в последние годы целого ряда нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в строительной отрасли. Пользуясь своим конституционным правом, субъекты Российской Федерации занимаются активным законотворчеством, к сожалению, далеко не всегда удачно. По итогу мы пришли к выводу, что на территории субъекта Российской Федерации правоприменитель вынужден решать, коллизию между КоАП РФ и законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: законодательство, кодекс, государство, правонарушение, стадии, санкция, мероприятия, инициатива, ответственность, вердикт.

За последнее время, после значительного спада деловой активности, в нашем государстве наблюдается ускоренный экономический рост. Это проявляется и в такой специфической отрасли экономического производства, как строительство. Здания, построенные еще в советский период, начинают разрушатся, одновременно растет потребность в новых, более современных, офисных и производственных зданиях и сооружениях, «квартирный вопрос», всегда бывший проблемным для российских граждан, обострился до предела. На фоне якобы финансового благополучия на строительный рынок вливаются все новые и новые участники, и далеко не все готовы строго придерживаться требований, установленных нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами. Игнорирование этих требований порой приводит к трагическим последствиям [1].

Рассмотрим, понятие административного правонарушения. Совокупность комплексных процессуальных мероприятий, которые необходимо проводить во время рассмотрения дела о нарушении закона,

называют производством об административных правонарушениях. Этот теоретический процесс может включать множество стадий, которые начинаются уже от возбуждения дела и проходят до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением [2].

Возбуждение производства по делам об административных правонарушениях обычно имеет конкретное процессуальное оформление протокола об административном правонарушении. Возбуждение производства по делу, имеющее юридическое значение, является процедурой и юридическим фактом административно-процессуальных отношений. В этом случае возбуждение административного дела может происходить как по инициативе уполномоченного органа (лица), так и гражданина (например, подача жалобы) [3].

В научной деятельности ученые могут выделить несколько стадий производства об административных правонарушениях, это и возбуждение дела; и рассмотрение всех обстоятельств произошедшего; и вы-

несение постановления; и исполнение решения; а также при необходимости, и пересмотр вердикта [4].

Если рассматривать каждую из этих стадий подробнее, то мы увидим, что основаниями для возбуждения дела как правило, будет являться [2]:

1. Обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;

2. Поступление материалов в правоохранительные органы от граждан и государственных органов;

3. Заявление пострадавших;

4. Сообщения в средствах массовых информации.

Будет считается, что дело уже возбуждено, если: первоначально составлен протокол о применении мер обеспечения производства, также составлен протокол или постановление прокурора и вынесено определение о возбуждении дела. Список должностных лиц и органов, которые рассматривают дела, обозначены в гл. 23.123.61 КоАП РФ (всего их насчитывается шестьдесят) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, которые имеют право оформлять протоколы, перечислены в ст. 28.3. В протоколе по делу об административном правонарушении содержится: дата и место оформления; должность и ФИО должностного лица; сведения о нарушителе; данные о свидетелях и пострадавших; обстоятельства дела; время и место нарушения; указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции; письменное объяснение подозреваемого [2].

Рассмотрим вторую стадию, то есть рассмотрение обстоятельств случившегося - это является главным этапом производства по делам об административных правонарушениях. Здесь делается упор на подготовку материалов и их оценку должностным лицом, которое выясняет:

а) что содержит постановление об административном правонарушении и относится ли дело к его компетенции;

б) грамотно и без ошибок ли составлен протокол;

в) не заинтересованы должностные лица (даже субъективно) в определенном исхо-

де дела и не имеется ли у них другой интерес (не могут ли они являться родственниками сторон);

г) есть ли здесь обстоятельства, которые могут исключать производство по делу;

д) может необходимы дополнительные данные для рассмотрения обстоятельств;

е) поданы ли от сторон ходатайства.

На стадии судебного иска, где это необходимо, осуществляется административное расследование, а также после выявления административных нарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота алкоголя, алкогольной продукции и алкогольной продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и транспортировки путем проведения экспертизы или других процедур[4].

В процессе административного расследования осуществляются такие процессуальные действия, как сбор и сохранение доказательств, составление протокола о возбуждении административного дела, вопрос о приостановлении или прекращении производства. Основным случаем административного производства является совершение административного правонарушения и наличие правила, предусматривающего ответственность, в виде протокола. Определены и приняты меры по обеспечению производства, в частности, для административного задержания, личного досмотра и осмотра вещей, изъятия продуктов и инструментов, отстранения от вождения и тестирования на опьянение.

Рассмотрение административного дела - основная стадия административного производства, в которой проявляются особенности юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Для каждого случая закон устанавливает процедуры подготовки, порядок и сроки их рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подсудности, часто - в присутствии правонарушителя. По делу орган или должностное лицо принимает решение о наложении

административного взыскания или о прекращении производства по делу. Решение по постановлению является индивидуальным актом управления [5].

Как правило, постановление по административному делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в суд. Возможна также апелляция в прокуратуру. Подача жалобы и принесение прокурору протеста, как правило, приостанавливают исполнение постановления до подачи апелляции или протеста.

Соблюдение порядка исполнения постановлений об административных правонарушениях является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлеченных к административной ответственности. Целью исполнения решений является практическое осуществление административного наказания, наложенного на правонарушителя. Исполнение судебных решений, осуществляемых различными органами, указанными в законодательстве. Производство при этом варьируется в зависимости от мер по наложению административных взысканий. Например, постановление об административном задержании, вынесенное судьей и приведенное в исполнение органами внутренних дел [6].

Если мы будем говорить об административных правонарушениях в области строительства не вторгаясь в частноправовое регулирование общественных отношений в сфере строительства, государство имеет действенные публично-правовые средства регулирования, которые должны обеспечить решение вышеуказанных проблем. Важное место среди

них принадлежит административно-правовому регулированию, способствующему упорядочиванию управленческих общественных отношений, возникающих между значительным количеством его субъектов. Масштабы этих проблем и скрытые в них угрозы безопасности личности и общества позволяют назвать их реальной угрозой национальной безопасности. Предупреждение и пресечение нарушений требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных, как разновидности контрольно-надзорных органов. И понимание важности и актуальности данной проблемы в Правительстве Российской Федерации есть. Об этом свидетельствует принятие в последние годы целого ряда нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в строительной отрасли [7].

Административно-правовое регулирование в сфере строительства, согласно Конституции РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Это же относится и к установлению административной ответственности за правонарушения в сфере строительства. Пользуясь своим конституционным правом, субъекты Российской Федерации занимаются активным законотворчеством, к сожалению, далеко не всегда удачно. Порой на территории субъекта Российской Федерации правоприменитель вынужден решать, коллизию между КоАП РФ и законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Библиографический список

1. Чепунов, О. И. Контрольная (надзорная) функция как элемент эффективности публичной власти / О. И. Чепунов, А. В. Минаев // Право и государство: теория и практика. -2015. - №9 (129). - С. 36-42.

2. «Кодекс об административных правонарушениях» (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

3. Минаев, А.В. Инновационные технологии в осуществлении правосудия / А.В. Минаев, Е.А. Королева // Администратор суда. - 2019. - № 3. - С. 51-53.

4. Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. Содержание административной ответственности, состояние и проблемы правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №6. - С. 94-97.

5. Панкова О.В. Задачи и функции правосудия по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - 2019. - №12. - С. 12-19.

6. Бадретдинов, И. Р. О стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в соответствии с кодексом об административных правонарушениях РФ / И. Р. Бадретдинов, Т. Ю. Лактионова // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 22. - С. 890-893.

7. Шурухнова Д.Н. Административно-деликтное право в системе российского права// Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: материалы конференции: в 4 ч. - Ч. 4. - Москва: Проспект, 2017. - 400 с.

MAIN STAGES OF PROCEEDINGS ON CASES ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

A.A. Molkova, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Law University (Russia, Kaliningrad)

Abstract. This article discusses the main stages of proceedings on administrative offenses in the field of construction. Prevention and suppression of violations of the requirements of regulatory legal acts, building codes and rules should become one of the priority areas for the activities of law enforcement, as a variety, control and supervisory authorities. This is evidenced by the adoption in recent years of a number of normative legal acts regulating public relations in the construction industry. Using their constitutional right, the subjects of the Russian Federation are actively involved in lawmaking, unfortunately, not always successfully. As a result, we came to the conclusion that on the territory of the subject of the Russian Federation, the law enforcer is forced to resolve the conflict between the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation and the law of the subject of the Russian Federation on administrative offenses.

Keywords: legislation, code, state, offense, stages, sanction, measures, initiative, responsibility, verdict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.