АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УДК 342.9
Некоторые особенности производства по делу об административном правонарушении по статье 6.1.1 «Побои» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Корниенко Оксана Владимировна, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент e-mail: [email protected]
Кудрявцев Борис Александрович, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.1.1 «Побои» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяются поводы и основания возбуждения дела по данному составу административного правонарушения, формулируются выводы о необходимости проведения административного расследования, анализируются нормативные правовые акты и судебная практика привлечения к административной ответственности за совершение административно наказуемых побоев.
Ключевые слова: повод для возбуждения дела об административном правонарушении; административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; должностные лица, уполномоченные возбуждать дела об административных правонарушениях; доказательства по делу; сроки в производстве по делу об административном правонарушении; административное расследование; побои.
Some features of the proceedings in the case of an administrative violation under Article 6.1.1 «Beatings» of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses
Kornienko Oksana Vladimirovna,
Deputy Head of the Department of Аdministrative Law and Administrative Activity of the Low Enforcement Agencies of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate оf Law, Associate professor
Kudryavtsev Boris Alexandrovich, Senior lecturer of the Department of Аdministrative Law and Administrative Activity of the Low Enforcement Agencies of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
The article examines the specifics of the proceedings in the case of an administrative offense, the responsibility for which is provided for in Article 6.1.1 «Beatings» of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, determines the reasons and grounds for initiating a case for this composition of an administrative offense, formulates conclusions on the need for an administrative investigation, legal acts and judicial practice of bringing to administrative responsibility for the commission of hell punishable by beatings.
Key words: ground for initiating a case on an administrative offense; an administrative offense, stipulated by Article 6.1.1 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses; officials authorized to initiate cases on administrative offenses; evidence in the case; time in the proceedings in the case of an administrative offense; administrative investigation; beatings.
Анализ ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, позволяет отнести: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях; заявление, сообщение физического лица; сообщение в средствах массовой информации, материалы телекоммуникационных сетей; материалы, поступившие из других правоохранительных органов, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. По результатам проверки поступившей информации и при выявлении признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, при выявлении признаков состава указанного административного правонарушения производство по нему должно осуществляться в форме административного расследования. Более того, по мнению некоторых авторов, административное расследование по анализируемому составу проводится безусловно2, т. е. в обязательном порядке.
Вместе с тем в законодательстве существует некоторая неопределенность, во-первых, относительно обязательности проведения административного расследования по рассматриваемому составу; во-вторых, сроков проведения административного расследования; и, в-третьих, процессуального порядка возбуж-
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее -КоАП РФ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru.
2 См.: Полякова В. Э. Административное расследование (материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 6 марта 2017 г. для системы «КонсультантПлюс») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consul-
tant.ru.
дения дела об административном правонарушении в форме административного расследования.
Рассмотрим ситуацию, когда производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, осуществляется в форме административного расследования, а лицо, совершившее противоправное действие, установлено.
Решение в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования может быть принято должностным лицом органов внутренних дел (полиции), уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ и приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»3 составлять протоколы об административных правонарушениях немедленно после выявления факта совершения рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, а в соответствии с п. 1 этой же нормы в исключительных случаях этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца. Вместе с тем отсутствует однозначность в определении пределов продления первоначального срока административного расследования: до истечения срока давности привлечения к административной ответственности, т. е. многократно, либо в исключительных случаях это возможно единожды - на срок до одного месяца.
В части определения максимального срока проведения административного расследования, под-
3 Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (далее - приказ МВД России № 685) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru.
держивая точку зрения Н. Н. Цуканова1, полагаем, что срок продления административного расследования до одного месяца имеет отношение к сроку, на который продлевается административное расследование после истечения первоначального месячного срока. Таким образом, по рассматриваемому составу административного правонарушения максимальный срок административного расследования составляет 2 месяца.
В ситуации, когда производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, осуществляется в форме административного расследования, а лицо, совершившее противоправное действие, не установлено, правоприменитель сталкивается с проблемой, связанной с установлением личности и местонахождения правонарушителя и истечением максимального срока административного расследования - 2 месяца.
В то же время истечение максимального срока административного расследования не будет являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, т. к. данное обстоятельство не относится обстоятельствам, исключающим производство. Поэтому в случае если лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, по окончании срока административного расследования так и не было установлено, то производство продолжается до истечения давностного срока привлечения к административной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, осуществляемое в форме административного расследования, возбуждается путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. При этом не все процессуальные вопросы, связанные с возбуждением производства в форме административного расследования, урегулированы КоАП РФ, например когда лицо, совершившее противоправное действие, не установлено.
Так, в соответствии с ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ при вынесении определения о возбуждении дела физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в определении, а его копия в течение суток вручается либо высылается лицу, в отношении которого ведется производство.
По объективным причинам в рассматриваемой ситуации определение о возбуждении дела выносится в отсутствие указанного лица, а в срок, определенный ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, принимает меры по установлению лица, совершившего административное правонарушение, а также его местонахождения.
1 См.: Цуканов Н. Н. О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. № 3. С. 23-26.
По окончании административного расследования при наличии признаков состава административного правонарушения - нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль потерпевшему, - должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, в соответствии с полномочиями, определенными ст. 28.3 КоАП РФ и приказом МВД России № 685, либо выносит постановление о прекращении производства. При этом между уголовно наказуемыми и административно наказуемыми побоями с точки зрения некоторых авторов2 существует принципиальная разница, заключающаяся в том, что между потерпевшим и обвиняемым по уголовному законодательству возможно достижение примирения, влекущего прекращение уголовного дела и уголовного преследования, в то время как КоАП РФ не содержит таких норм и виновное лицо в любом случае понесет административную ответственность.
Неопределенность, связанная с обязательностью проведения административного расследования, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 «Побои», на наш взгляд, должна быть урегулирована законодательно. Так, толкование ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, должно осуществляться только в форме административного расследования. Вместе с тем практика складывается таким образом, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, осуществляется без проведения административного расследования3.
Если административное расследование фактически не проводилось, а производство по делу было возбуждено посредством составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом, то материалы для рассмотрения должны быть направлены по подведомственности в мировой суд для рассмотрения.
В этом случае должностное лицо, во-первых, выясняет наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, т. е. признаков состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию»; ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью».
Во-вторых, осуществляет сбор и документирование доказательств по делу: фиксирует показания свидетелей, которые присутствовали при совершении адми-
2 См.: Торговченков В. И. К вопросу о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предложенных Верховным Судом России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 1. С. 79-86.
3 См.: Постановление по делу № 5-318/2-2016 от 3 августа 2016 г. Кемеровская область, пгт. Тисуль; Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2017 г. № 49-АД17-13; Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2017 г. № 44а-912/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
нистративного правонарушения и которым известны обстоятельства дела, подлежащие установлению и доказыванию; опрашивает потерпевшего, который, в соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ, вправе давать объяснения, представлять доказательства (например, справку из травматологического пункта); опрашивает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксирует представленное им объяснение, другие доказательства, которые в соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ отражаются в протоколе об административном правонарушении, иных процессуальных документах, в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В-третьих, по результатам опроса и фиксации показаний потерпевшего и свидетелей и при наличии признаков состава административного правонарушения в виде побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль потерпевшему, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении по ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ в соответствии с полномочиями.
Следует также учесть, что ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного ареста, поэтому протокол и иные материалы должны быть направлены мировому судье для рассмотрения немедленно после его составления в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ.
Если же, напротив, будет установлено, что по делу фактически было проведено административное расследование, материалы дела об административном правонарушении также немедленно направляются для рассмотрения в районный суд (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ)1.
Таким образом, в случае если производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 «Побои» КоАП РФ, было возбуждено путем составления процессуального документа - протокола об административном правонарушении либо о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, производство осуществляется без проведения административного расследования.
Библиографический список
1. Полякова В. Э. Административное расследование (материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 6 марта 2017 г. для системы «КонсультантПлюс») [Электронный ресурс] / В. Э. Полякова. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Торговченков В. И. К вопросу о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, предложенных Верховным Судом России / В. И. Торговченков // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 1. - С. 79-86.
3. Цуканов Н. Н. О порядке исчисления сроков в производстве по делам об административных право-
1 Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 13 авпреля 2017 г. по делу № 4а-286/2017. Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои). Решение: Дело передано на новое рассмотрение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru._
нарушениях / Н. Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2010. - № 3. - С. 23-26.
Bibliograficheskij spisok
1. Polyakova V. EH. Administrativnoe rassledovanie (material podgotovlen s ispol'zovaniem pravovyh aktov po sostoyaniyu na 6 marta 2017 g. dlya sistemy «Konsul'tantPlyus») [EHlektronnyj resurs] / V. EH. Polyakova. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
2. Torgovchenkov V. I. K voprosu o vnesenii izmenenij v Ugolovnyj i Ugolovno-processual'nyj kodeksy Rossijskoj Federacii, predlozhennyh Verhovnym Sudom Rossii / V. I. Torgovchenkov // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. -2016. - № 1. - S. 79-86.
3. Cukanov N. N. O poryadke ischisleniya srokov v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah / N. N. Cukanov // Administrativnoe pravo i process. - 2010. - № 3. - S. 23-26.