Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИКСАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СТОЯНКИ / ХРАНЕНИЕ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТОЯНКАХ / LEGAL REGULATION / LEGAL POLICY / PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / COMMERCIAL ENTITIES / RECORDING OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC USING SPECIAL TECHNICAL MEANS OPERATING IN AUTOMATIC MODE / MOVEMENT OF DETAINED VEHICLES TO SPECIALIZED PARKING LOTS / STORAGE OF DETAINED VEHICLES IN SPECIALIZED PARKING LOTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А.Ю.

Актуальность статьи связана с необходимостью выработки и реализации эффективной правовой политики в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Цель статьи - выявить проблемы правового регулирования в сфере применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и сбора доказательств с участием субъектов коммерческой деятельности. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. На основе анализа законодательства и подзаконных нормативных актов в административно-деликтной сфере делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях. Автором предложено уйти от попыток поиска экономической выгоды в сфере обеспечения безопасности, установив справедливый вид и размер административного наказания, соответствующий степени вреда, причиненного совершением административного правонарушения, и исключив возможность участия субъектов коммерческой деятельности в производстве по делам об административных правонарушениях, чьи функции следует передать государственным или муниципальным органам и организациям. Обосновывается необходимость регулирования порядка реализации фиксации административных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, а также перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранения на федеральном уровне - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PARTICIPATION IN THE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES OF SUBJECTS OF COMMERCIAL ACTIVITY

The relevance of the article is related to the need to develop and implement an effective legal policy in the field of proceedings in cases of administrative offenses. The purpose of the article is to identify the problems of legal regulation in the field of application of measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses and evidence collection with the participation of commercial entities. The tasks were implemented using General scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Based on the analysis of legislation and bylaws in the administrative and tort sphere, it is concluded that it is necessary to improve the legal regulation of proceedings in cases of administrative offenses. The author suggests avoiding attempts to find economic benefits in the field of security by establishing a fair type and amount of administrative punishment corresponding to the degree of harm caused by the Commission of an administrative offense, and excluding the possibility of participation of commercial entities in proceedings on administrative offenses, whose functions should be transferred to state or municipal bodies and organizations. The article substantiates the need to regulate the procedure for recording administrative offenses using special technical means operating in automatic mode, as well as the movement of detained vehicles to specialized Parking lots and their storage at the Federal level - the Code of the Russian Federation on administrative offenses.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ •

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

A.Yu. Sokolov,

Doctor of law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ

^ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

§

* Аннотация: актуальность статьи связана с необходимостью выработки

^ и реализации эффективной правовой политики в сфере производства по делам

§ об административных правонарушениях. Цель статьи — выявить проблемы право-

О вого регулирования в сфере применения .мер обеспечения производства по делам

2 об административных правонарушениях и сбора доказательств с участием

субъектов коммерческой деятельности. Поставленные задачи были реализованы ^ при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. На основе анализа законодательства и подзаконных § нормативных актов в административно-деликтной сфере делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования производства по делам 5 об административных правонарушениях. Автором предложено уйти от попыток ^ поиска экономической выгоды в сфере обеспечения безопасности, установив спра-С ведливый вид и размер административного наказания, соответствующий степени 0; вреда, причиненного совершением административного правонарушения, и исключив ^ возможность участия субъектов коммерческой деятельности в производстве О по делам об административных правонарушениях, чьи функции следует передать осударственным или муниципальным органам и организациям. Обосновывается

^ необходимость регулирования порядка реализации фиксации административных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме специальных

технических средств, а также перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их хранения на федеральном уровне — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

(у Ключевые слова: правовое регулирование, правовая политика, производство

О по делам об административных правонарушениях, субъекты коммерческой деятель-^ ности, (фиксация административных правонарушений в сфере дорожного движения Р) с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.

44

Legal regulation of the participation in the proceedings on administrative offences of subjects of commercial activity

Abstract: the relevance of the article is related to the need to develop and implement an effective legal policy in the field of proceedings in cases of administrative offenses. The purpose of the article is to identify the problems of legal regulation in the field of application of measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses and evidence collection with the participation of commercial entities. The tasks were implemented using General o scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. g Based on the analysis of legislation and bylaws in the administrative and tort sphere, it is M concluded that it is necessary to improve the legal regulation of proceedings in cases of | administrative offenses. The author suggests avoiding attempts to find economic benefits in the field of security by establishing a fair type and amount of administrative punishment corresponding to the degree of harm caused by the Commission of an administrative offense, and excluding the possibility of participation of commercial entities in proceedings on administrative offenses, whose functions should be transferred to state or municipal bodies

n

£ 3

.a o

and organizations. The article substantiates the need to regulate the procedure for recording o o administrative offenses using special technical means operating in automatic mode, as well g § as the movement of detained vehicles to specialized Parking lots and their storage at the a Federal level — the Code of the Russian Federation on administrative offenses. § J

Keywords: legal regulation, legal policy, proceedings in cases of administrative offenses, | ■§

^ 0

commercial entities, recording of administrative offenses in the field of traffic using special technical means operating in automatic mode, movement of detained vehicles to specialized 0 Parking lots, storage of detained vehicles in specialized Parking lots.

з Й

В настоящее время действующий Кодекс Российской | * Федерации об

административных правонарушениях от 30 декабря Ц .а

2001 г. № 195-ФЗ [1] (далее - КоАП РФ) не содержит упоминания £ |

о субъектах коммерческой деятельности в качестве участников про- § |

изводства по делам об административных правонарушениях. за' 0

g га

3 Я

s £ il

Вместе с тем российское законодательство допускает два случая их вовлеченности. На стадии возбуждения дела в процессе производства по делам об административных правонарушениях могут о | участвовать индивидуальные предприниматели и юридические лица: 8 3

а) осуществляющие фиксацию административных правонаруше- 45 ний в сфере дорожного движения с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств; ^

б) осуществляющие деятельность по перемещению задержан- ^ ных транспортных средств на специализированные стоянки и их хра- | нению на специализированных стоянках. *

Правовым основанием участия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе фиксации нарушений правил дорожного движения выступают нормы п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального

закона от 21 июля 2005 г. N° 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [2], относящие элементы обустройства автомобильных дорог к объектам концессионного соглашения. Пункт 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] определяет специальные технические средства для фиксации нарушений правил дорожного движения как элементы обустройства автомобильных дорог, что допускает возможность нахождения средств автоматической фиксации в собственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нормы, затрагивающие правила установки и применения специальных технических средств, утверждены на ведомственном уровне, .о являются общими и распространяются на всех субъектов, использу-^ ющих средства автоматической фотовидеофиксации. ^ Выбор мест установки средств автоматической фиксации дол-ц. жен осуществляться на основании анализа аварийности на участках 3 автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП О [4, п. 78].

Щ Т7

Единые правила применения специальных технических средств С независимо от категории собственника утверждены национальным 5 стандартом Российской Федерации, введенным в действие приказом ££ Федерального агентства по техническому регулированию и метроло-■5 гии от 11 октября 2016 г. № 1368-ст [5]. В соответствии с указанным подзаконным нормативным актом места установки стационарных О и передвижных технических средств, а также маршруты передвижения транспортных средств с установленными мобильными техниче-^ скими средствами автоматической фотовидеофиксации должны быть О согласованы в установленном порядке. Сами технические средства ® автоматической фотовидеофиксации должны быть сертифицированы С; в качестве средства измерения и иметь свидетельство о метрологической поверке.

46 Во втором случае правовое регулирование деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализиро-® ванные стоянки и их хранению на специализированных стоянках О осуществляется законодательством субьектов Российской Федерации * [6, 7]. В соответствии с ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства. Сроки и тарифы устанавливаются упол-

номоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что

в обоих случаях порядок участия субъектов коммерческой деятельно- ^

сти в производстве по делам об административных правонарушениях §

регулируется иными, чем КоАП РФ, нормативными актами, в большей |

степени подзаконными. В отдельных случаях подобное регулирование о

не учитывает специфики указанной категории субъектов либо является О

фрагментарным. |

Вместе с тем подобный подход идет вразрез с подготовленной 3 э

концепцией реформы административно-деликтного законодательства. 1 *

Разработчики опубликованной в 2019 г. Концепции нового Кодекса | '

Российской Федерации об административных правонарушениях [8] ■§ -о

среди прочих обязательных требований по совершенствованию ' ^

административно-деликтного законодательства указали на необхо- | ■§

димость включения норм об административных правонарушениях £ I в единый законодательный акт (п. 2.1.1. Концепции),

правовой регламентации осуществляемой уполномоченным органом § 1

процедуры производства по делам об административных правонару- 6 -н

шениях, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом | * режиме специальных технических средств, включая закрепление а

обязательных требований к использованию таких специальных ' ^

технических средств, а также параметров фото- и видеоматериалов § §

(п. 5.1.6. Концепции). о' *

Несмотря на разделяемую многими исследователями обосно- ° ™

ванность предлагаемых изменений [9, с. 443; 10, с. 456, 463], они | §

не в полной мере восприняты проектом Процессуального кодекса О 1

Российской Федерации об административных правонарушениях [11] 8 3

(далее - проект ПКоАП РФ), подготовленным Минюстом России. 47

Более того - проект ПКоАП РФ не предполагает изменения действующего российского законодательства в части участия в произ- ^ водстве по делам об административных правонарушениях субъектов ^ коммерческой деятельности. § Их привлечение в свое время государством было обусловлено, * в общем-то, благой целью - стремлением сэкономить бюджетные денежные средства, одновременно продолжая эффективную реализацию контрольно-надзорной функции. Вместе с тем фискальная функция

не свойственна административной ответственности, основной целью которой выступает предупреждение совершения новых правонарушений (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Тем не менее, случаи, свидетельствующие о стремлении извлечь определенную экономическую выгоду, изменяя законодательство об административных правонарушениях и подменяя его основные цели, неоднократно имели место в истории Российского государства. Причем исторические примеры неизбежно свидетельствуют о негативном эффекте, вызываемом преимущественной концентрацией государственных органов на получении экономической выгоды от реализации мер административной ответственности в ущерб достижения ее главной цели - превенции административных правонарушений.

.а Так, еще в 20-х годах прошлого века разрешение использования ^ административного штрафа в качестве источника пополнения местно-^ го бюджета [12] и ничем не ограниченная компетенция администра-ц. тивных органов, которые «старались урегулировать обязательными ^ постановлениями буквально все стороны быта и обихода» [13, с. 274], О привели к двойному увеличению количества взысканий администра-^ тивных штрафов. Подобная ситуация была частично устранена приня-С тием положения, ограничивающего перечень вопросов, относящихся 5 к компетенции местных органов по установлению административной ££ ответственности [14].

■5 В дальнейшем распространение наложения административного штрафа на юридические лица и органы управления [15, гл. V] по-О влекло за собой принятие значительного количества нормативных д. актов, предусматривающих их привлечение к административной отче ветственности за совершение правонарушений в различных сферах. О Более того, штрафы за отдельные виды правонарушений могли быть ® взысканы в безакцептном порядке [16]. В результате государственные С; предприятия стали планировать административные штрафы в смету расходов, закладывать в себестоимость производимого товара, вместо 48 того чтобы осуществлять профилактические меры и создавать условия для предотвращения совершения правонарушений [17, с. 16]. Конец ® ситуации положил Верховный Совет СССР, отменив возможность О наложения штрафов в административном порядке на учреждения, * предприятия и организации [18].

^ Впоследствии использование средств, полученных от исполнения административных штрафов, в качестве одного из источников формирования бюджета началось после принятия Конституции РФ 1993 года [19], отнесшей полномочия по установлению административной

ответственности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В результате начинается активная деятельность регионального законодателя. Нормативно-правовые акты субъектов РФ в нарушение федеральных норм регулировали вопросы Общей части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. [20], увеличивали размеры административных взысканий, вводили новые виды и составы административной ответственности, затрагивали иные вопросы, относящиеся к федеральной компетен- ^ ции. Отчасти данная ситуация была вызвана тяжелым финансовым § положением регионального бюджета. Предел параллельного регу- | лирования сферы административной ответственности множествен- о ными федеральными и региональными нормативными актами, как О законодательного, так и ведомственного характера, был положен | принятием КоАП РФ. § а

Тем не менее, в современный период законодатель продолжает по- | и литику поиска вариантов снижения финансовых затрат на обеспечение | 0 реализации государственных функций, включая увеличение размеров -о -о административных штрафов и привлечение к участию в производстве о ^ субъектов коммерческой деятельности. | 3

Во-вторых, отдельные функции, реализовывавшиеся ранее го-

о

I

Во-первых, действующий КоАП РФ на настоящий момент про

должает играть роль фискального инструмента, допуская применение ^ §

административного штрафа к гражданам за совершение отдельных И *

правонарушений в размере до пятисот тысяч рублей, а к должностным § 0

лицам - в размере до одного миллиона рублей, при условии, что ми- | § нимальный размер оплаты труда составляет всего двенадцать тысяч .а сто тридцать рублей [21].

^ § з а

сударством, переданы законодателем коммерческим организациям за §

1 §

а з

^ из М

0 и

3 3

и индивидуальным предпринимателям.

Сначала отдельные региональные нормативные акты начали допускать предоставление функций по хранению задержанных транспортных средств специальным стоянкам, находящимся в собственности коммерческих субъектов [22]. 49

Впоследствии принятие Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ^ акты Российской Федерации» [23], передавшего полномочия по регла- ^ ментации порядка перемещения транспортных средств на специали- 3 зированную стоянку, их хранения, оплаты расходов и возврата транс- з§ портных средств к компетенции субъектов Российской Федерации, повлекло за собой наделение субъектов коммерческой деятельности функциями по перемещению и хранению транспортных средств.

Применение средств автоматической фиксации коммерческими субъектами стало возможным вследствие внесений изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N° 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [24], преследовавших цель создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

С одной стороны, привлечение негосударственных субъектов существенно снижает расходы на выплату должностных окладов сотрудников государственных органов, приобретение эвакуаторов, специальных технических средств и содержание специализированных стоянок, с другой стороны, имеет место передача государственных функций по обеспечению производства по делам об администра-.о тивных правонарушениях заинтересованным лицам, получающим ^ от реализации данной функции материальную выгоду, зависящую, ^ в свою очередь, от количества совершенных административных ц. правонарушений.

^ В целях получения неправомерной прибыли нередки случаи О злоупотребления коммерческими субъектами предоставленными ?! полномочиями, когда эвакуация транспортного средства и примене-С ние специальных средств фото- и видеофиксации правонарушений 5 происходит с существенными нарушениями установленного порядка § [25, с. 72; 26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■5 Следует согласиться с мнением, разделяемым многими учеными, о неприемлемости подобной политики, преследующей цели эконо-О мической выгоды, направленной, в том числе, на поиск средств под, полнения бюджета, что идет в ущерб с целями обеспечения безопаске ности, предупреждения и пресечения правонарушений [13, с. 302], О [27, с. 502-504].

® В качестве возможного выхода из указанной ситуации законода-С; тель предлагает допустить к использованию специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или 50 работающие в автоматическом режиме средства фото- и киносъемки, видеозаписи, исключительно находящиеся в собственности ® Российской Федерации или субъектов Российской Федерации [28]. О И хотя профильным Комитетом Государственной Думы по госу-* дарственному строительству и законодательству обоснованно указано ^ на технические недоработки указанного законопроекта [29], сам подход представляется абсолютно оправданным.

Более того, необходимо в принципе уйти от попыток поиска экономической выгоды в сфере обеспечения безопасности, уста-

новив справедливый вид и размер административного наказания, соответствующий степени вреда, причиненного совершением административного правонарушения, и исключив возможность участия субъектов коммерческой деятельности в производстве по делам об административных правонарушениях, чьи функции следует передать государственным или муниципальным органам и организациям.

Порядок реализации фиксации административных правонарушений с помощью работающих в автоматическом режиме специальных ^ технических средств, а также перемещения задержанных транспорт- § ных средств на специализированные стоянки и их хранения, детально | должен регулироваться федеральным законом - Кодексом Российской о Федерации об административных правонарушениях. О

Список литературы: й а

1. Об административных правонарушениях : кодекс Российской §

Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Собр. 3 3

законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1; Официальный ^ й

х

и

п

интернет-портал правовой информации. - URL: https://www.pravo.gov.ru ^ 1»

(дата обращения: 23.08.2020). g 1

2. О концессионных соглашениях : федеральный закон от 21 июля | "§ 2005 г. № 115-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 30, ч. 2, ст. 3126; - 2018. - № 53, ч. 1, ст. 8451. S^

3. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской ~ g Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 20 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. ■§ "§ - № 46, ст. 5553; - 2020. - № 9, ст. 1131. 8 g

4. Об утверждении Административного регламента исполнения | g

SS i 1 Я

а о

а

о 1 | g

Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной е g функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения : при- g | каз МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (в ред. от 30 декабря 2016 г.) 1 | // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 23.08.2020).

5. Об утверждении национального стандарта Российской Федерации : приказ Росстандарта от 11 октября 2016 г. № 1368-ст // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант-Максимум» (дата обращения: 23.08.2020).

6. О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств : закон Московской области от 6 июля 2012 г. № 102/2012-ОЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) // Ежедневные новости. Подмосковье. - 2012. - 6 июля; - 2019. - 23 апр.

51

г> о

о

О

7. О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области : закон Саратовской области от 6 декабря 2012 г. № 200-ЗСО (в ред. от 3 августа 2020 г.) // Собр. законодательства Саратовской области. - 2012.

- № 48; - 2020. - № 4.

8. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2019 года // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант-Максимум» (дата обращения: 23.08.2020).

9. Соловей, Ю. П. Еще раз о необходимости реформы законодательства об административной ответственности / Ю. П. Соловей // Сибирское юридическое обозрение. - 2019. - Том 16. - № 4. - С. 442-453.

10. Авдейко, А. Г. Реформирование законодательства об административных правонарушениях / А.Г. Авдейко, Д. А. Газизов // Сибирское юридическое

^ обозрение. - 2019. - Том 16. - № 4. - С. 454-467.

W 11. Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об ад-

^ министративных правонарушениях // Официальный сайт проектов нор-q. мативно-правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=99061 (дата об-§ ращения: 23.08.2020).

® 12. Положение о местных финансах : постановление ЦИК СССР

^ от 25 апреля 1926 г. // Собр. законодательства СССР. - 1926. - № 31, ст. 199. 13. Максимов, И.В. Административные наказания / И.В. Максимов.

- М.: Норма, 2009. - 464 с.

3 14. Об утверждении положения об издании местными исполнительными

¡5 комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о на-§ ложении за их нарушение взысканий в административном порядке : декрет О ВЦИК СНК РСФСР от 28 июня 1926 г. // Собр. узаконений РСФСР. - 1926. С - № 39, ст. 304.

^ 15. Положение о государственном подоходном налоге : постановление

® ЦИК СССР и СНК СССР от 24 сентября 1926 г. // Собр. законодательства

GQ СССР. - 1926. - № 63, ст. 484.

I

5 16. О порядке взыскания штрафов с колхозов, совхозов, промышлен-

ных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций и их руководителей за уклонение от участия в дорожных 52 работах, а также денежных взносов взамен участия в дорожных работах : постановление Совета Министров РСФСР от 12 января 1960 г. № 40 // Собр. ® постановлений РСФСР. -1960. - № 2, ст. 5.

О 17. Аникеенко, Ю.Б. Административная ответственность юридиче-

¡^ ских лиц (материально-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Ф - Екатеринбург, 2005. - 26 с.

18. О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке : указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. // Ведомости ВС СССР. - 1961. - № 35, ст. 368.

19. Конституция РФ 1993 года // Рос. газ. - 2020. - 4 июля.

20. Об административных правонарушениях : кодекс РСФСР от 20 июня 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1984. - № 27, ст. 909.

21. О минимальном размере оплаты труда : федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 26, ст. 2729; - 2019. - № 52, ч. 1, ст. 7781.

22. Об организации хранения задержанных транспортных средств : постановление Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. № 276-ПП // Тверская, 13. - 2002. - 21 мая.

23. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 17, ст. 2310; - 2014. 1

5

- № 42, ст. 5615. I

24. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных 3

соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : 1 федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 265-ФЗ // Собр. законодательства 1 Рос. Федерации. - 2014. - № 30, ч. 1, ст. 4266; - 2016. - № 27, ч. 1, ст. 4208. § ^

Э и §

§§ о 3

25. Майоров, В.И. Правовые проблемы применения специальных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения / В.И. Майоров, А.Д. Дымберов, П.В. Молчанов // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 3 (37). 5 ^ - С. 69-77. 1 ^

х I X о

's Со

и

26. Генпрокуратура РФ: частные видеокамеры на дорогах возможны при соблюдении законов // Тасс, информационное агентство. - URL: https:// www.gazeta.ru/auto/2016/01/21_a_8033705.shtml (дата обращения: 23.08.2020).

27. Гришковец, А. А. Проблема фискальной направленности Кодекса ^ g Российской Федерации об административных правонарушениях / g о А. А. Гришковец // Сибирское юридическое обозрение. - 2019. - Т. 16. gg - № 4. - С. 498-505. ¡в

28. О внесении изменения в статью 2.6.1 Кодекса Российской Федерации gg об административных правонарушениях (об установлении требований к спе- g g

циальным технических средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, § § видеозаписи, или работающим в автоматическом режиме средствам фото- § 0 и киносъемки, видеозаписи) : законопроект № 743069-7. Внесен депутатами О

о

Государственной Думы И. В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, А.С. Старовойтовым, А.Н. Свинцовым, А.Б. Курдюмовым 1 июля 2019 г. g,|

а о

5 Й

// Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания 1 Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/743069-7 (дата обращения: 23.08.2020). 53

29. Заключение по проекту федерального закона № 743069-7 «О внесении изменения в статью 2.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко и другими, Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/743069-7 (дата обращения: 23.08.2020).

ь

<5

С о

о

О

В.А. Пономаренков,

кандидат юридических наук, доцент, преподаватель ГБОУ СОШ ОЦ «Южный город» Самарская область»

V.A. Ponomarenkov,

Candidate of Law, Associate professor, Teacher of secondary school "Southern City" Samara region" 2 770402@mail.ru

С.А. Курушин,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Самарского филиала Московского городского педагогического университета

S.A. Kurushin,

Ph. D. in economic, Associate professor, Associate Professor of the Department of constitutional and administrative law of the Samara branch of the Moscow city pedagogical University

I Ü

0

GQ

1

I

С

с*

SS

0

GQ

1

54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о «v о «V

С*5

БИОЛОГИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОПОЗНАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются (фундаментальные основы «процессуального опознания», в основе которого лежит такая способность .мозга, как «память», представляющая собой процесс функционирования человеческой психики по накапливанию, сбережению и отображению (воссозданию) внешне воспринятой информации (объекта). Обосновывается, что механизм процессуального опознания, основываясь на памяти, воссоздает образ ранее воспринятого объекта (человека, предмета и др.) и на основе этого либо отождествляет объект, либо устанавливает только его сходство с ранее воспринятым образцом, либо указывает на отсутствие тождества. Указывается, что хотя уголовно-процессуальный закон достаточно четко регламентирует порядок «предъявления для опознания», однако это не дает гарантии недопущения процессуальных и судебных ошибок.

Ключевые слова: опознание; визуальное восприятие; уголовно-процессуальный закон; нейрофизиологические процессы.

Biology of procedural identification

Abstract: the article discusses the fundamental basis of «procedural identification», which is based on such brain capacity as «memory», which is the process of functioning of the human psyche in accumulating, saving and displaying (reconstructing) externally perceived information (object). It is noted that procedural identification basically has a neurobiological mechanism, which includes functions and cognitive processes that ensure the perception, accumulation, processing, storage and systematization of information about past experience (event) and its subsequent reproduction.

Keywords: identification; visual perception; criminal procedure law; neurophysiological processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.