Научная статья на тему 'Основные стадии производства наукоемкой продукции'

Основные стадии производства наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1260
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Смородинов Р.В., Ерыгина Л.В.

Проанализированы мнения различных авторов о количестве и содержании стадий производства наукоемкой продукции. Выделено четыре основных стадии проектирования и производства наукоемкой продукции, приведена их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные стадии производства наукоемкой продукции»

Секция «Экономика и бизнес»

• сложность моделирования процессов функционирования и создания образцов наукоемкой продукции;

• необходимость временных и материальных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке и создании наукоемкой продукции;

• большие объемы потребляемых ресурсов и высокая степень кооперации предприятий-участников космических проектов. Например, создание такого образца наукоемкой продукции как международная космическая станция (МКС) обеспечивалось международной кооперацией предприятий России, США, стран Европы, Японии и Канады;

• вовлечение в процесс разработки и создания наукоемкой продукции большого числа смежных и поддерживающих отраслей;

• наличие наряду с целевым коммерческим эффектом научно-технического, экономического, экологического и социального эффектов.

К основным принципам управления жизненным циклом наукоемкой продукции относятся: ориентация на активную роль пользователя; нацеленность на перспективу с учетом параметров жизненного цикла и

НТП; гибкость и адаптивность к изменению внешних факторов; максимальное использование рыночного потенциала продукции; общественно-социальная ориентация.

Таким образом, проблема управлении жизненным циклом наукоемкой продукции на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, в силу того, что качество управления в наукоемких отраслях имеет далеко идущие последствия, а цена ошибки и ответственность за принимаемые решения значительно выше, чем в других отраслях промышленности.[2]

Библиографические ссылки

1. Емельянов Е. Н. Теоретико-методические подходы к определению и оценке наукоемкой продукции // Консультант директора. 2011. № 4. С. 2-4.

2. Ильина О. В. Аспекты управления жизненным циклом наукоемкой продукции // Тр. 64-й науч.-техн. конф. Санкт-Петерб. науч.-техн. об-ва радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова. 2011.С. 97-99.

© Силантьева А. Н., 2014

УДК 338.27

Р. В. Смородинов Научный руководитель - Л. В. Ерыгина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Проанализированы мнения различных авторов о количестве и содержании стадий производства наукоемкой продукции. Выделено четыре основных стадии проектирования и производства наукоемкой продукции, приведена их характеристика.

Наукоемкая продукция - это изделия, в себестоимости или в добавленной стоимости которых затраты на исследование и разработку выше, чем в среднем по изделиям отраслей данной сферы хозяйства.

Особенностями наукоемкой продукции часто является уникальность, многофункциональность, мно-гономеклатурность и диверсифицированность, преимущественное использование передовых технологий, мелкосерийный или индивидуальный тип производства, высокая рентабельность и динамичность, частая сменяемость продукции, исключительно важное послепродажное обслуживание. Имеются определенные особенности и в выделении основных стадий (этапов) производства наукоемкой продукции.

В экономической литературе при определении стадий производства наукоемкой продукции выделяется от шести до трех стадий [1; 6]. Н. В. Никитина, рассматривая основные стадии проектирования и производства наукоемкой продукции, в качестве первых трех этапов выделяет следующие [3]:

- систематизация поступающих идей;

- отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта;

- анализ экономической эффективности нового наукоемкого изделия.

Значительное внимание, таким образом, уделяется определению возможностей и практической реализации идей.

Отдельные авторы первоначальные стадии рассматривают более подробно, отдельно определяя стадии конструкторской, технологической, организационно-экономической подготовки производства, стадию материально-технического обеспечения [2]. Другие - в составе исследовательской стадии выделяют фундаментальные (теоретические) исследования, поисковые исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, а также отдельно обозначают стадию проектирования продукта [4]. Несмотря на имеющиеся особенности при определении стадий проектирования и производства наукоемкой продукции можно назвать и общие этапы, которые признает большинство авторов.

На основе проведенного анализа предлагаем выделять следующие стадии проектирования и производства наукоемкой продукции:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

2) подготовка производства;

3) освоение производства наукоемкой продукции и продвижение на рынок;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

4) эксплуатация.

На первом этапе формируется концепция продукта, делаются выводы об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах изделия. Проводится детальная инженерная проработка, которая включает в себя необходимые исследования, выполнение опытно-конструкторских разработок, изготовление и испытание опытных образцов.

На втором этапе проводится подготовка производства: конструкторская, технологическая, организационно-плановая, экономическая, подготовка кадров, подготовка оборудования, а также материально-техническая подготовка производства: закупка материалов и оборудования, заказ и закупка запасных частей, комплектующих и отдельных деталей.

На третьем этапе происходит наращивание производства, достижение проектных мощностей, намеченного уровня качества и заданных экономических показателей. Данная стадия заканчивается работами по продвижению новой продукции на рынок, происходит наполнение каналов сбыта, осуществляется реклама, взаимодействие с основными потребителями продукции.

На четвертом этапе - этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции особенное значение приобретает решение задач технического обслуживания, ремонта, обучения персонала и других задач, связанных с изделием. Как и другие этапы создания и использования продукции, этот этап имеет некоторые специфические особенности, связанные с возрастанием наукоемкости изделий [5]. Важным инструментом конкуренции, во многом предопределяющим выбор товара потребителем, является обеспечение техобслуживания, ремонта, обучения, поставки запчастей и приспособлений. То есть главной задачей управления на этапе эксплуатации наукоемкой машиностроительной продукции является обоснованное формирование комплекса услуг, товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Существенной особенностью наукоемкой продукции является

возможность ее длительного использования, высокий уровень затрат в сфере эксплуатации и исключительно важное значение придается послепродажному обслуживанию. Очень часто производитель берет на себя эту функцию.

Каждая их перечисленных стадий включает в себя выполнение самостоятельных стадий проектирования и создания наукоемкой продукции. Данные стадии могут выполняться последовательно или параллельно по отношению друг к другу. Для предприятия важным является максимально возможное сокращение длительности процесса проектирования, создания и производства наукоемкой продукции.

Библиографические ссылки

1. Быстров В. А., Лебедев В. И. Экономическая оценка инвестиций в трудовую деятельность : учеб. пособие. Томск : Том. политехнич. ун-т, 2010. 329 с.

2. Мокеева Е. В. Себестоимость продукции в условиях наукоемкого производства: взаимосвязь теоретического и прикладного аспектов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01, 08.00.05. Иваново, 2007. 24 с.

3. Никитина Н. В., Керженцев Ф. А. Вопросы управления проектированием и производством наукоемкой продукции // Наука информационного века -2007 : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Т. 2. Экономические науки. Днепропетровск : Наука, 2007. С. 42-49.

4. Производственный менеджмент : учебник / под ред. В. А. Козловского. М. : Инфра-М, 2003. 574 с.

5. Романов Ю. В. Особенности управления производством наукоемкой машиностроительной продукции // Российское предпринимательство. 2002. № 1 (25). С. 74-79.

6. Рыбкина О. В. Организационные резервы повышения эффективности производства наукоемкой продукции : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 05.02.22. Воронеж, 2012. 28 с.

© Смородинов Р. В., 2014

УДК-347.77

В. В. Сысоева Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Рассматриваются сущность, цели и механизмы защиты объектов интеллектуальной собственности в аспекте таможенного регулирования.

В связи с ростом международной торговли через таможенную границу таможенного союза перемещается большое количество товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые составляю значительную долю стоимости товаров. В связи с

чем, большое значение уделяется защите прав интеллектуальной собственности.

Охрана и защита прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза обеспечиваются сложным механизмом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.